История развития ребенка для психолога дошкольный возраст

История развития ребенка для психолога дошкольный возраст thumbnail

    Детская
    психология, наряду с другими науками
    (педагогикой, физиологией, педиатрией
    и пр.), изучает ребенка, но имеет свой
    особый предмет, в качестве которого
    выступает развитие психики на протяжении
    детства, т. е. первых семи лет жизни.
    Детская психология показывает механизмы
    перехода от одной возрастной стадии к
    другой, отличительные признаки каждого
    периода и их психологическое содержание.

    Психология,
    прежде чем стать самостоятельной наукой,
    в течение длительного времени развивалась
    внутри философии. Поэтому психология,
    в том числе и детская, имеет тесные связи
    с философией, ведь в основе понимания
    сущности человека, его сознания, личности,
    деятельности, психического развития
    лежат те или иные философские теории.

    Психология
    развития, имеет с детской психологией
    общий предмет. Но если первая изучает
    общие закономерности психического
    развития человека на протяжении всей
    его жизни — от рождения до смерти, то
    детская — только в дошкольном возрасте.
    Она выясняет, какой фундамент закладывается
    в детстве и какое значение он имеет для
    дальнейшего развития.

    Все
    крупнейшие педагоги прошлого
    (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо,
    И.Г.Песталоцци и др.) говорили о
    необходимости строить воспитание и
    обучение с опорой на знание возрастных
    и индивидуальных особенностей ребенка.
    Они не только проявляли интерес к детской
    психологии, но и сами были ее знатоками.

    Становлению
    детской психологии как отдельной области
    науки, широкому проникновению в нее
    генетического принципа и объективных
    методов исследования способствовала
    эволюционная теория Ч.Дарвина (1859). Сам
    Ч. Дарвин интересовался детской
    психологией. Он вел наблюдения за
    поведением сына от рождения до трех
    лет, а затем опубликовал данные о развитии
    моторики, сенсорики, речи, мышления,
    эмоций, нравственного поведения (1877).

    Ранее
    попытка подробного и последовательного
    описания психического развития ребенка
    была предпринята немецким философом
    Т. Тидеманом в 1787 г. Он фиксировал
    проявления ребенка от рождения до трех
    лет в двигательной, сенсорной и
    эмоциональной сфере.

    Точкой
    отсчета для систематических исследований
    психологии ребенка служит книга немецкого
    ученого-дарвиниста В.
    Прейера „Душа ребенка
    “.
    В ней В. Прейер описывает результаты
    ежедневных наблюдений за развитием
    собственного сына, обращая внимание на
    развитие органов чувств, моторики, воли,
    рассудка и языка. Несмотря на то, что
    наблюдения за развитием ребенка велись
    задолго до появления книги.

    Зарождение
    и развитие детской практической
    психологии в конце XIX начале XX в. было
    тесно связано с педологией, наукой о
    детях, созданной американским психологом
    Холлом
    .
    Американский психолог Ст.Холл, стремясь
    получить целостную картину психического
    развития, впервые разработал и использовал
    многочисленные анкеты для детей и
    взрослых. С их помощью выяснялись детские
    знания, представления о мире, отношение
    к другим людям, переживания, моральные
    и религиозные чувства, радости, опасения,
    страхи, проявления лжи, особенности
    детских игр и пр.

    Французский
    психолог А.Бине
    одним из первых начал экспериментально
    исследовать этапы развития мышления у
    детей, ставя перед ними задачи на
    определение понятий (например: что такое
    стул, что такое лошадь, и т.д.). Обобщив
    ответы детей в возрасте от 3 до 7 лет, он
    пришел к выводу, что за это время дети
    проходят 3 стадии в развитии понятий
    -это стадия перечислений, стадия описания
    и стадия интерпретации. Эти исследования
    привели его к мысли о том, что можно
    разработать определенные нормативы
    интеллектуального развития детей и
    методы, позволяющие провести диагностику
    процесса формирования их мышления.

    Представления
    о ведущей роли наследственности в
    психическом развитии придерживались
    многие исследователи первой трети XX
    в., в частности А. Л. Гезелл, Д. М. Болдуин,
    К. Бюлер, Э. Кла-паред, В.Штерн, З.Фрейд и
    др.

    Значителен
    вклад А. Гезелла в детскую психологию.
    Он разработал практическую систему
    диагностики психического развития
    ребенка от рождения до юношеского
    возраста, которая базируется на
    систематических сравнительных
    исследованиях с применением
    кино-фоторегистрации возрастных
    изменений моторной активности, речи,
    приспособительных реакций и социальных
    контактов ребенка. Для объективности
    наблюдений им впервые было использовано
    полупроницаемое стекло знаменитое
    «зеркало Гезелла».

    Были
    предложены периодизации развития
    З.Фрейдом и его концепция такова: в
    основе развития лежит движение
    психосексуальной энергии.

    Популярность
    педологии привела к развитию массового
    педологического движения не только в
    Америке, но и в Европе, где ее инициаторами
    стали такие известные ученые, как Э.
    Мейман, Д. Селли, В. Штерн, Э. Клапаред и
    др.

    Представления
    о ведущей роли наследственности в
    психическом развитии придерживались
    многие исследователи первой трети XX
    в., в частности А. Л. Гезелл, Д. М. Болдуин,
    К. Бюлер, Э. Кла-паред, В.Штерн, З.Фрейд и
    др.

    В
    20—30-е гг. XX в. Л.С.Выготский создал
    культурно-историческую теорию развития
    высших психических функций — концепцию
    об общественно-исторической обусловленности
    поведения и психики человека, предложил
    вариант периодизации психического
    развития, ввел в психологию новый метод
    исследования — экспериментально-генетический.

    Идеи
    Л. С. Выготского получили дальнейшее
    развитие в трудах учеников созданной
    им научной школы (Л.И.Божович, П.Я.Гальперин,
    А. В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия,
    Д.Б.Эльконин и др.).

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    В возрастной психологии дошкольное детство считается одним из самых сложных и важных этапов психического развития ребенка. Каждому родителю необходимо знать психологические особенности дошкольников, чтобы суметь создать благоприятные условия для развития малыша, воспитать его сильной, гармоничной личностью.

    Психология дошкольника: особенности возрастного развития

    Дошкольный период подразделяется на три этапа:

    • младший дошкольный возраст (3–4 года);
    • средний (4–5 лет);
    • старший (5–7 лет).

    Психологические особенности ребенка во многом зависят от того, к какой возрастной группе он относится. В психологии младшего дошкольного возраста на первый план выступает потребность в любви и внимании взрослых, половая самоидентификация. Уже в три года ребенок начинает понимать, мальчик он или девочка, восхищается родителем своего пола и пытается ему подражать. Для старших дошкольников большое значение приобретает формирование самосознания, самооценки, общение со сверстниками, развитие творческих задатков. Соответственно, подход к воспитанию должен претерпевать изменения.

    Психологические особенности детей дошкольного возраста: кратко о развитии психических процессов

    Развитие мышления проходит в несколько этапов.

    1. Наглядно-действенное мышление (характерно для психологии детей младшего дошкольного возраста) — мыслительные процессы неразрывно связаны с совершением действий. В результате многократных манипуляций с реальными объектами, их физическим преобразованием, ребенок получает представление об их свойствах и скрытых связях. Например, многие ребята любят ломать, разбирать игрушки на части, чтобы посмотреть, как они устроены.
    2. Наглядно-образное мышление (доминирующий тип мышления в среднем дошкольном возрасте). Ребенок учится оперировать не конкретными предметами, а их наглядными образами, моделями.
    3. Словесно-логическое мышление. Начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Ребенок обучается оперировать достаточно абстрактными понятиями, даже если они не представлены в наглядной или модельной форме.

    Психологические особенности детей дошкольного возраста нужно иметь ввиду при общении с ними. Например, 4-летний кроха интересуется, когда папа придет домой. Вы объясняете, что он вернется вечером после работы. Вполне вероятно, что спустя несколько минут малыш задаст тот же вопрос. И это не баловство. В силу особенностей детского мышления ребенок просто не смог осмыслить данный ему ответ. Используя слова «после», «вечером», вы апеллируете к словесно-логическому мышлению, которое у ребенка еще не сформировалось. Чтобы малыш вас понял, гораздо эффективнее будет перечислить занятия, события в его жизни, по завершении которых отец появится дома. Например, сейчас мы поиграем, пообедаем, поспим, посмотрим мультфильм, за окном стемнеет, и придет папа.

    Внимание в дошкольном периоде все еще имеет непроизвольный характер. Хотя и становится более устойчивым по мере взросления. Удержать детское внимание получается, только если поддерживать интерес к деятельности. Организовывать внимание на предстоящей деятельности помогает использование речи. Детям старшего дошкольного возраста, которые вслух проговаривают полученные от взрослых инструкции, гораздо проще сосредоточиться на их выполнении.

    Произвольная память начинает формироваться в возрасте 4–5 лет. Наиболее трудный материал ребенку проще усвоить, если его запоминание организовано в виде игровой деятельности. Например, чтобы помочь малышу заучить стихотворение, нужно разыграть с ним сценку по данному произведению.

    В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью. Совершается переход от ситуативной речи («Дай куклу», «Хочу уйти») к отвлеченной, не связанной напрямую с сиюминутной ситуацией. Интенсивно растет словарный запас.

    В возрасте 3–5 лет наблюдается эгоцентрическая речь — комментирование своих действий вслух без обращения к конкретному собеседнику с целью воздействовать на него. Это абсолютно нормальное явление, промежуточный вид между социальной и внутренней речью, выполняет функцию саморегуляции.

    Овладение ребенком речью — важнейшее условие его полноценного психического развития. Здесь многое зависит от того, как часто и каким образом с малышом общаются взрослые. Важно не сюсюкаться с ребенком, не коверкать слова. Наоборот, тщательно следите за грамотностью и чистотой своей речи, когда разговариваете с ребенком. Ведь дети развивают свои речевые навыки, активно подражая окружающим. Проговаривайте слова четко, медленно, но эмоционально. Говорите с малышом и просто в его присутствии как можно чаще. Сопровождайте словесными комментариями все свои действия.

    Не ограничивайтесь только бытовой речью. Разучивайте вместе скороговорки, стишки — все что хорошо и ритмично ложится на слух. Играйте в отгадывание загадок. Это поможет сформировать у малыша способность к анализу, обобщению, умение определять характерные признаки предмета и делать логические выводы.

    Игра, как ведущая деятельность

    Игры дошкольников можно разделить на три категории:

    • подвижные (мяч, салочки, жмурки), в первую очередь способствующие развитию физического тела;
    • образовательные (пазлы, лото) — развивающие интеллект;
    • сюжетно-ролевые — наиболее популярны среди дошкольников и играют главную роль в их психологическом развитии.

    В ролевой игре детьми формируются представления о различных социальных ролях, развиваются навыки нормативного поведения в распространенных жизненных ситуациях. Психология дошкольника такова, что до него легче донести смысл каких-то моральных принципов и норм через игру, чем через разъяснительную беседу.

    Очень благоприятное влияние на развитие малыша оказывает драматическое обыгрывание конфликтных ситуаций как внутрисемейных, так и в компании сверстников. Например, крохе предлагается сыграть роль мамы или папы, в то время как родители изображают детей. Такой обмен ролями в игре помогает малышу преодолеть эгоцентрическое мышление, научиться соотносить собственную позицию с чувствами окружающих.

    3–4-летние малыши играют, заимствуя персонажей и сюжеты из сказок. Дети среднего дошкольного возраста предпочитают игры, содержащие бытовые сцены: дочки-матери, магазин, больница. В старшем возрасте идеи для сюжета игр черпаются из мультфильмов, детских книг.

    Если в игре самых младших ребят можно заметить демонстрацию характерных черт реального знакомого им человека, то по мере взросления дошкольники изображают уже не конкретных личностей, а только социальные роли — мать, дедушка, почтальон, милиционер.

    Сюжетно-ролевая игра в своих наиболее продвинутых формах представляет собой коллективную деятельность. Ни при каких других занятиях общение у дошкольников не достигает такого уровня взаимодействия, как в игре.

    Малышам 3–4 лет межличностное общение пока дается нелегко. Их совместные игры носит эпизодический характер, и часто заканчиваются спорами и слезами. Как правило, они объединяются в небольшие группки по несколько человек и их игры носят непродолжительный характер — не более 20 минут.

    По мере взросления дошкольники начинают все больше стремиться к совместным играм. В 4–5 лет сверстник становится гораздо более желанным партнером по играм, чем взрослый. Старшие дошколята гораздо лучше младших товарищей справляются с распределением ролей и, как правило, не нуждаются в помощи взрослых. Старшие дошкольники легко собираются в большие группы (до 15 детей) и способны играть вместе часами напролет, изображать довольно сложные социальные события: свадьбу, войну, праздник.

    В процессе игры дошкольники учатся координировать свои действия друг с другом, включаются в отношения лидерство/подчинение. Отказываться от сиюминутных желаний, дабы не нарушать установленные правила игры. Таким образом, развивают навыки самоконтроля и межличностного общения.

    Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: кризисные периоды

    Психика дошкольника формируется неравномерно. Периоды плавного развития сменяются своего рода скачками в психологическом развитии, когда у ребенка резко меняется восприятие действительности и поведение. На дошкольное время приходятся два таких возрастных кризиса.

    Кризис 3 лет

    В возрасте 2–4 лет малыш начинает осознавать, что он не одно целое с мамой, а отдельная личность. Возникает стремление по любому поводу действовать наперекор родительской воле, чтобы утвердить свою самостоятельность. Ребенок становится практически неуправляемым. Ни уговоры, ни крики, ни угрозы обычно не приносят никакого результата. Малыш устраивает родителям своеобразный экзамен, чтобы прощупать границы своей свободы. В небогатом словаре крохи самыми популярными словами становятся: «не хочу», «не буду», «я сам».

    Каждый ребенок легко чувствует «слабые места» родителей и может попытаться сыграть на них. Нельзя полностью идти на поводу у маленького бунтаря. Важно четко сформулировать правила, которые нельзя ни при каких обстоятельствах нарушать.

    При этом ни в коем случае нельзя сердиться на ребенка за проявления упрямства и своеволия, пытаться сломить его характер. Вы можете повлиять на малыша, переключив его внимание на что-то интересное. Чтобы ребенок реже закатывал истерики, старайтесь облекать свои запреты и указания в более «дипломатичную» форму. Например, вместо категоричного заявления «надевай шапку», предоставьте малышу выбор: «Сегодня будешь в зеленой или синей шапке?».

    Кризис 6–8 лет

    Основными симптомами данного кризисного периода являются:

    • возникновение интеллектуальной компоненты между эмоцией и действием; потеря легкости, непосредственности;
    • замкнутость, скрытность в отношении своих чувств (симптом «горькой конфеты»);
    • развитие «социальных» эмоций (чувство гордости за хороший поступок, стыда — за плохой);
    • обесценивание прежних интересов (развивающие возможности игр исчерпали себя), формирование мотивации к учебе.

    У ребенка формируется способность мыслить логически, абстрактно. Он начинает требовать от родителей более серьезной аргументации их требований. Например, в ответ на напоминание почистить зубы, может заявить: «Зачем это надо? Они молочные — все равно выпадут».

    У малыша могут проявиться в поведение черты, направленные на подчеркивание взрослости. Например, девочка подражает старшей сестре и красит ногти, делает взрослую прическу, мальчик пытается всерьез рассуждать о политике.

    Справиться с очередным кризисом может подготовка к поступлению в школу. В первую очередь школа привлекает дошкольников возможностью быть, как старшие ребята, а также приобрести знания, доступные «всемогущественным» взрослым.

    К ребенку приходит осознание, что общество предъявляет к нему определенные требования. Ощущение благополучия начинает зависеть от характера отношений с окружающими, одобряют ли его в социальной группе. Перед поступлением в школу ребенок, как правило, имеет завышенную самооценку. Однако в учебном заведении ему предстоит заниматься новой, незнакомой деятельностью, совсем непохожей на игровую. В результате при первых трудностях и неудачах в обучении у бывшего дошкольника может резко упасть самооценка. Ребенок осознает, что может не все.

    Детская психология дошкольника: формирование здоровой самооценки

    В основе самооценки взрослого человека лежит «Я-концепция» — комплекс представлений о самом себе, результат оценки своего поведения в разнообразных жизненных ситуациях, сравнения с другими личностями. Когда речь идет о самооценке дошкольника, то правильнее было бы рассуждать о «Ты-концепции». Так как отношение к собственной личности у ребенка формируется на основе того, как к нему относятся в раннем детстве значимые взрослые, в первую очередь родители.

    Если родители не поддерживают естественную активность, непосредственность дошкольника, то у него может сформироваться нереалистичная самооценка, как правило, заниженная. Всегда поощряйте инициативность и любознательность малыша, не отмахивайтесь от его бесконечных вопросов «почему?», «зачем?». Помните: все то, что вам кажется обыденным, элементарным и понятным, ваш ребенок воспринимает впервые.

    Важно донести до ребенка особенности учебного процесса, его хода, значения промежуточных и итоговых результатов, чтобы неопытный ученик не впадал в панику из-за случайной двойки. Научить не бояться неудач, вместе разбирать ошибки и делать выводы. Нужно создать такую атмосферу, чтобы малыш чувствовал, что его любят и одобряют, несмотря на то, какую оценку он заслуживает в данный момент. Не забывайте демонстрировать ребенку уверенность, что в будущем он сможет добиться высоких результатов.

    Важно, чтобы стандарты, которые прививают родители детям, не были чрезмерно завышенными. Похвала и наказание должны быть адекватны возрасту и индивидуальным особенностям малыша. Сравнивать ребенка можно только с ним самим — его вчерашние и сегодняшние достижения. Приведение в пример успехов сверстников, братьев и сестер больно бьет по самооценке. Ребенок должен воспринимать свои результаты как вариант нормы. Лишь в таком случае он сможет спокойно относиться к успехам других детей.

    Помочь поднять самооценку дошкольника можно привлекая его к самостоятельному выполнению повседневных дел. Успешно выполняя несложные домашние обязанности, помогая старшим, он будет ощущать свою значимость и полезность.

    Нужно следить, чтобы негативная оценка поведения ребенка не распространялась на его личность. Допустимо сказать: «Мама расстроена тем, как что ты не убрал игрушки в комнате. Теперь комната выглядит грязной и неуютной». Но не стоит называть ребенка лентяем или неряхой. Помните, что малыш понимает, как к нему относятся папа и мама не только исходя из сказанных ими слов, но и по интонации, мимике, жестикуляции родителей.

    Психологические особенности дошкольного возраста: трудности развития

    Психология дошкольного возраста занимается изучением ряда проблем:

    • замедленное развитие интеллектуальной сферы (сложности с запоминанием, невнимательность, задержка речевого развития);
    • нарушения в поведенческой сфере (стремление главенствовать, гиперактивность, лживость, агрессивность);
    • неврологические расстройства (нарушение сна, мигрени, повышенная утомляемость, нервные тики, энурез, заикание);
    • эмоциональные и личностные проблемы (тревожность, робость, быстрая смена настроения, страхи).

    При появлении подобных проблем стоит обратиться за консультацией психологу-гипнологу, например, к Батурину Никите Валерьевичу.

    Психология детей дошкольного возраста пристальное внимание уделяет детским страхам и фобиям, так как их специфика может указать на характер имеющихся проблем в психологическом развитии малыша. Например, повторяющие ночные кошмары с участием негативного женского персонажа (баба Яга, чужая тетя), могут указывать на неприятие ребенком некоторых особенностей поведения матери. Но так как родители идеализируются малышом, то негативные эмоции в их адрес вытесняются и персонифицируются в виде отрицательных героев сказок или злых незнакомцев.

    Психологические особенности детей таковы, что они могут использовать страхи, чтобы привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение может спровоцировать недостаточная эмоциональная отзывчивость родителей, ревность ребенка к младшему братику или сестричке.

    Существует прямая связь между количеством страхов у малыша и его родителей, прежде всего матери. Каналом передачи тревоги становиться материнская забота, состоящая из одних опасений и тревог. В таком случае в терапии нуждается не столько ребенок, сколько сами родители. Привести нервы в порядок поможет прослушивание гипнотических внушений от страха и панических атак:

    Помимо перечисленных факторов, детские фобии развиваются в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов. Однако не стоит думать, что любой иррациональный страх в дошкольном возрасте является патологией. Многие из детских фобий, с точки зрения дошкольной психологии, считаются природными, характерными для данного возрастного периода и по мере взросления ребенка проходят сам по себе. Например, считаются нормой страх смерти, нападения, похищения, боязнь замкнутого пространства, темноты.

    Методы лечения детских страхов и других психологических проблем напоминают любимые занятия дошкольников:

    • арт-терапия (рисование, лепка);
    • игровая терапия;
    • сказкотерапия (эриксоновский гипноз).

    Смысл использования подобных методик в том, что логическое мышление у дошкольников еще недостаточно развито, и рациональное объяснение ребенку беспочвенности его страха не принесет результата. Апеллировать нужно к образному мышлению — через архетипы и символы, которыми насквозь пропитано изобразительное искусство и сказки.

    Источник