Развитие познавательной самостоятельности ребенка дошкольного возраста

Лариса Чиркова
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.

Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы. В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,

Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также и проявляются в различных видах детской деятельности.

В возрасте двух лет, ребёнок уже сам может ходить, сам берёт игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него.

В возрасте двух-трёх лет малыши хотят делать всё то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности. Многих взрослых порой это не устраивает, и часто можно услышать такие фразы, как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.

Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах.

Как гласит пословица «Куй железо, пока горячо», так и развивать самостоятельность детей следует в то время, когда у ребёнка она начинает формироваться, а не тогда, когда это удобно взрослым.

Но это не значит, что взрослые должны полностью идти на поводу у детей. Крайности в воспитании порой очень даже опасны. Говоря фразу: «Я сам!», ребёнок пытается ограничить опеку взрослых, но существуют моменты, когда вмешательство взрослых необходимо.

Например, ребёнок пытается самостоятельно донести тяжёлую сумку с продуктами, помогая маме. Это, конечно, нежелательно делать ребёнку, так как он может таким образом навредить своему здоровью. Но и лишать его удовольствия помочь маме тоже не стоит. Родители – это первые педагоги малыша и они должны понимать важность в стремлении ребёнка быть самостоятельным. Очень важно продумывать каждое слово и каждое своё действие при взаимодействии с ребёнком. В данной ситуации можно предложить ребёнку разложить продукты из сумки на своё место. Он будет очень этому рад, потому что ему доверили не только донести, но и помочь разобрать.

Следует помнить, что существуют моменты, когда фразы ребёнка: «Я сам!» неуместны. Например, зажечь спичкой газ, перейти дорогу, не держа маму за руку и т. д. В таких случаях, уместна пословица «Всему своё время», т. е. существуют некоторые действия детей при проявлении самостоятельности, которые не следует поощрять и допускать. Нежелательно говорить ребёнку только: «Нет», так как у него может развиться чувство собственной ненужности и у него может погаснуть стремление быть активным и самостоятельным. Малыш чутко реагирует на поведение взрослых, которые должны пояснять свои запреты и такой ответ, как: «Потому что я так сказал!», не корректен в воспитании детей.

Важно ребёнку объяснять так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь. Порой требования взрослых кажутся противоречивыми: мы то поощряем любознательность малыша, то начинаем ограничивать, то восхищаемся активностью малыша, то препятствуем этому.

Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности. Взрослые не должны оставлять без внимания неудачи ребёнка. Они могут предложить: «Давай я тебе помогу», но не стоит этим увлекаться, ведь это может и войти в привычку у ребёнка. Постепенно помощь взрослых должна уменьшаться, а самостоятельная деятельность ребёнка должна увеличиваться, если это конечно соответствует возрастным и психофизическим его возможностям.

Развивая в ребёнке различные качества, следует помнить одно правило «Не делай за малыша то, что он может сделать сам». Только по полученному результату можно оценить его усердие и старательность.

Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ в воспитании самостоятельности у дошкольников, так как это постоянно развивающееся личностное качество, фундамент которого закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому, уже к концу старшего дошкольного возраста, при создании оптимальных условий для воспитания и обучения, дети могут достигнуть ярко выраженных высоких показателей самостоятельности, развитие которой как личностного качества у дошкольника связано с развитием основных видов детской деятельности:

— в игровой,

— в трудовой,

— в познавательной,

— в изобразительной,

— в конструктивной,

— в коммуникативной.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить соответствующий результат, а также способствовать к проявлению инициативы, самостоятельности и творчества в решении возникающих задач.

Например, воспитатель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый день ребёнок открывал для себя что-то новое, развивал ум, формируя основы личности. Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений.

Таким образом, самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки. Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельность не может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.

Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и выявить проблему, и затем самостоятельно её решить. Формирование этой способности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития личности в целом, поэтому воспитание самостоятельного мышления у детей — одна из важнейших задач детского сада, которое ярко проявляется при самостоятельном решении различных логических задач.

Самостоятельность у ребёнка формируется и развивается именно в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.

Источник

катанаева наталья
Формирование познавательной самостоятельности и инициативности дошкольника, как условие успешной социализации

Формирование познавательной самостоятельности и инициативности.

Успешная социализация дошкольника не может осуществиться без развития таких качеств личности как инициативность и самостоятельность

Показателями самостоятельности старшего дошкольника в педагогике выступают:

• стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны взрослых,

• умение поставить цель деятельности,

• осуществить элементарное планирование,

• реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели,

• способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Авторы примерной образовательной программы «От Рождения до школы», по которой работает наш детский сад, определяют самостоятельность как совокупность качеств: инициативность, автономия и ответственность, определяя инициативность как составную часть самостоятельности, а развитие детской самостоятельности как важнейший образовательный ориентир.

По моему мнению, развитие детской самостоятельности связано с организацией условий в двух направлениях:

1. создание условий для развития самостоятельности через правильно организованную предметно-пространственную среду, а именно: (подкрепляется картинками)

• создание уголков активности, где ребенок находит себе занятие по своему желанию,

• постоянное обновление материалов в уголках в зависимости от и образовательных задач, и интересов и пожеланий детей,

• побор алгоритмов действий для самостоятельного осуществления выбранной ребенком деятельности:

рисование – схемы рисования предметов, животных, птиц, образцы рисования сюжетных картин, пейзажей,

лепка – алгоритмы лепки различных объектов,

раскраски, по декоративно — прикладному искусству с образцами,

схемы по созданию построек из конструктора различного характера – деревянного, пластмассового, мозаики, счетных палочек,

развивающие игры со схемами;

• разнообразие материалов (средств) для познания в уголках активности – разные виды конструктора в уголке конструирования, развивающие игры «Сложи узор», «Квадрат Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Танграм», счетные палочки, развивающие игры на усвоение геометрических фигур, цифр, сложения, вычитания в уголке математики, развивающие игры на ознакомление и усвоение букв, буквы из различных материалов, уголок изо – листы разного формата, различные средства выражения полученного опыта – краски, мелки и т. д; центр пдд – макет перекресток, лото, домино, настольно – печатные игры.

• Воспитание ответственности через беседы и совместный ремонт испорченных игр

2. Организация образовательной деятельности на основе деятельного подхода, где ребенок познает мир, делая и творя, а именно является субъектом образовательной деятельности, он при участии педагога ставит цель, планирует, организует, проводит и оценивает свою деятельность.

Для организации образовательной деятельности, таким образом, используются такие технологии как:

Метод проектов

Самостоятельная исследовательская деятельность

Детское экспериментирование

Проблемное обучение

Технология программы сообщество

Развивающее обучение

В организации совместной деятельности с детьми созданию условия для проявления познавательной активности ребенка.

Каким же образом это возможно сделать?

— Создание педагогом проблемной ситуации (помочь, спасти, выручить из беды, подсказать и т. д.)

— Использование разнообразных форм и методов организации

совместной деятельности: беседа, чтение, рассказ, проблемная ситуация, рассматривание, ситуация морального выбора, поручения, дежурства, просмотр и анализ мультфильмов, театрализованное действие, чтение наизусть, отгадывание загадок, разучивание стихотворения, словесные игры на прогулке и в режимные моменты, наблюдение на участке и в группе, ознакомление и разучивание пословиц и поговорок, дидактические игры.

— Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми; (дети задают вопросы о предстоящей деятельности, в ответ предлагаю варианты деятельности)

— Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности; (осуществляется за счет разнообразия средств деятельности и актуальности темы обсуждения).

— Стимулирование детей к высказываниям,

— использованию различных материалов, способов выполнения заданий;(листы разных размеров цветов, средств в творческой деятельности, приготовление нескольких образцов по теме нод)

— Оценивание не только конечного результата, но процесса деятельности ребенка;

— Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.

— Использование икт в совместной деятельности с детьми (развивающие мультфильмы, презентации.) Понимание необходимости организации НОД с обязательным использованием икт, поскольку современные старшие дошкольники увлечены компьютерными играми и задача педагога — использовать это для решения образовательных задач.

Источник

Ирина Игнатьева
Развитие самостоятельной познавательной деятельности дошкольников

Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показывают, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Малыш — природный исследователь окружающего. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста — организация познавательной деятельности.

Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности.

Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы условия, результат. Применительно к познавательной деятельности специфика компонентов такова:

— цель (получить знание, добыть информацию);

— мотив (определяется конкретной ситуацией, например, для продолжения работы, организации игры, реализации творческого замысла и т. д.);

— способы (познавательные умения, способы действий);

— условия (предметно-развивающая среда, способствующая достижению цели);

— результат — новое знание (комплекс знаний).

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал (игровой, экологический, математический и т. д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка.

Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Средства познавательной деятельности: способности, способы действия, умения, характерные для той деятельности, «внутри» которой находится познавательная деятельность: игровой, художественной. математической и т. д.

Поскольку познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и разнообразных видах творческой деятельности, взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в трех основных блоках образовательного процесса:

1) на специально организованных познавательных занятиях;

2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Как уже было указано выше, одной из форм в процессе образования детей в детском саду является самостоятельная познавательная деятельность детей. В режиме дня самостоятельной познавательной деятельности ребенка уделяется особое место. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной познавательной деятельности в условиях детского сада, следует рассказать о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

Самостоятельная познавательная деятельность детей – это деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет учитывать познавательные интересы детей, включать дошкольников в различные виды деятельности:

-решение проблемно-поисковых ситуаций;

-экспериментирование;

-сюжетно-ролевые игры;

-конструирование;

-творческие задания (лепка, аппликация, рисование, театр) .

Признаками самостоятельной познавательной деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного. Это могут быть игры детей с дидактическими материалами, развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения, сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность, смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения. Совершенствование способов действий, развития мышления, элементы творчества – характерные черты самостоятельной познавательной деятельности.

В рамках организации самостоятельной познавательной деятельности развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.

Также через самостоятельную активность с материалами, использованными взрослыми на занятиях и в свободной совместной деятельности с детьми, ребенок продолжает совершенствовать способности и умения, основы которых закладываются на занятиях и в совместной с воспитателем познавательной деятельности. Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

У ребенка старшего дошкольного возраста, усвоившего достаточный запас знаний и умений, в рамках этой деятельности развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе.

Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Опираясь на разные исследования можно выделить два основных варианта организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников: самостоятельные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Можно воспользоваться разработанными дидактическими играми,

или создать их самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детей группы и требования к самостоятельным дидактическим играм:

— правила игры должны предоставлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;

— необходима многовариантость каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные способы действий и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;

— большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения в каждой конкретной игровой ситуации.

Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда на занятиях и в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры.

Важной особенностью познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте является то, что дети начинают самостоятельно конструировать игры. Но часто воспитателями и родителями эти продукты детского творчества не замечаются и не находят применения. В этом случае интерес к творческой деятельности у ребенка угасает. Чтобы поддержать и развить умение детей выполнять творческую работу, можно установить в группе ящик (карман, копилку) детских идей. По просьбе ребенка воспитатель может записать придуманную им игру и положить в копилку, а затем эти материалы обработать совместно с детьми в приемлемую для использования форму и ввести на занятиях и в самостоятельную деятельность.

Еще одним вариантом организации самостоятельной познавательной деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в содержание которой включаются приобретенные детьми на занятиях и в совместной познавательной деятельности знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются:

— достаточный уровень сформированное у детей основных программных знаний и умений;

— оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т. д.);

— умение детей использовать эти атрибуты в игре (на счетах откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами» в виде числовых или цифровых карточек, отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т. д.). Все эти специальные умения формируются в блоке совместной деятельности при организации воспитателем сюжетно-дидактических игр.

Нельзя реализовываться в рамках лишь одного из блоков, распространяя его на весь педагогический процесс за счет других (например, строить весь педагогический процесс в форме организованных занятий или, напротив, совсем исключать их из жизни детей).

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду. Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

Источник