Развитие познавательной активность ребенка на прогулке
Ольга Иргизцева
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке
Дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» с. Черкасское
Саратовской области Вольского района»
Доклад
«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на прогулке»
Иргизцевой Ольги Алексеевны
2017год
Актуальность.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность на прогулке в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).
Важно отметить, что самые прочные и ценные знания — не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи.
Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:
1. Основной целью познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников на прогулке является
развитие творческой, самостоятельной
личности.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Этапы реализации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:
1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.
2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды, разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.
4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
В познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно выделить такие эффективные методы познания закономерностей и явлений окружающего мира, как — наблюдение, экспериментирование, экскурсии.
Остановимся подробнее на каждом из них:
Наблюдения.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а так же практическая исследовательская деятельность. Наблюдения на прогулке вызывают у детей большой интерес.
В осенний период в ходе прогулок с детьми мы: Сравниваем листочки по форме, величине, цвету, наблюдаем за разнообразием цветов и их оттенков. Собираем шишки (сортируем, классифицируем, группируем, тренируемся в порядковом счете. Наблюдаем за деревьями, цветами, тучками. Развиваем исследовательский интерес к осенней природе и природным явлениям.
В зимний период в ходе прогулок с детьми мы: Обращаем внимание на внешний вид деревьев и опушек. Наблюдаем за продолжительностью светового дня зимой. Наблюдаем за снегопадом, рассматриваем снежинки, лепим из снега комочки и рассматриваем их по величине, форме. Сравниваем деревья. Наблюдаем за следами на снегу. Проводим опыты со снегом. Развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы.
В ходе прогулок с детьми в весенний период мы: Формируем способность выделять особенности весеннего состояния растений. Развиваем исследовательский интерес к жизни птиц и насекомых весной. Осуществляем исследование длины и ширины ручейков, сравниваем их. Измеряем длину ручейков шагами. Измеряем глубину ручейков с помощью палочки. Наблюдаем за снежным покровом, за лужами. Пускаем корабликов в лужи и ручейки. Наблюдаем за сосульками, за ветром и облаками. Рассматриваем первые листочки, сравниваем их по величине.
В летний период на прогулках с детьми мы: Развиваем умение наблюдать летние признаки и явления природы, выделять простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов. Развиваем наблюдательность, любознательности исследовательский интерес в процессе ознакомления с неживой природой. Осуществляем наблюдения за дождем, ветром, облаками, солнцем, тенью, растениями, насекомыми, птицами. Осуществляем игры-опыты с песком, водой, ветром, природным материалом.
Экспериментирование.
Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.
Технология экспериментирования является одной из составляющих области познавательное развитие, которая предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.).
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их неживой природы.
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Экспериментирование проводится в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности. Опыты с природным материалом, совместная и самостоятельная деятельность на прогулке позволяет дошкольнику лучше познать окружающий мир. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.
При планировании экспериментальной деятельности по ознакомлению с явлениями природы необходимо учитывать сезонность. А также должны быть созданы необходимые условия для исследовательской деятельности: как для проявления детьми самостоятельности и удовлетворения своих потребностей и интересов, так и совместной деятельности со взрослыми, где ребенок обучается определенному алгоритму действий.
На прогулке можно проводить следующие эксперименты:
— «Твердое — жидкое»;
— «Лед-вода»;
— «Где быстрее растает лёд»;
— «Следопыты»;
— «Взаимодействие воды и снега»;
— «Свойства снега, воды, песка»;
— «Почва на участке»;
— «Солнечные зайчики»;
— «Почему семена прорастают?»;
— «Куда дует ветер?»;
В результате спланированной организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково–исследовательской деятельности, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. У детей развиваются такие качества личности, как: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность, целеустремлённость.
Экскурсии.
Экскурсии по территории детского сада и за его пределами, а также по экологической тропе проводятся с целью наблюдения за сезонными изменениями в природе, развитию исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы. Используя наблюдения за объектами живой природы, можно научить ребёнка эффективным способам взаимодействия с окружающим. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада — всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Успешность познавательно – исследовательской деятельности:
• Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
• Ребёнок – исследователь с рождения, но осознанно что-то делает в 5 лет (старший дошкольник, а готовить ребёнка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
• Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально и др.
Необходимо научить детей следующим умениям:
• Видеть проблемы;
• Задавать вопросы;
• Выдвигать гипотезы;
• Давать определение понятиям;
• Классифицировать;
• Наблюдать;
• Умения и навыки проведения экспериментов;
• Структурировать полученный в ходе исследований материал;
• Делать выводы и умозаключения;
• Доказывать и защищать свои идеи.
для этого предусмотрено много упражнений:
1. Видеть проблемы:
ПРОБЛЕМА – ЭТО ЗАТРУДНЕНИЕ, НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ, ТРЕБУЮЩИЕ
КАКИХ-ТО ДЕЙСТВИЙ.
«Смотреть на мир чужими глазами» — если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь что-то новое.
Например: читаем рассказ: «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
Задание: продолжи рассказ, но сделать это надо несколькими способами:
• Ты просто гуляешь…
• Ты водитель грузовика….
• Ты ворона, сидящая на дереве….
• Зайчик или лисичка в лесу….
Игра «Волшебные превращения»
На основе этой игры проводим мысленный эксперимент: Что будет, если воду греть?
Что случиться со снегом в группе? Что будет если поджечь бумагу? И т. д.
2. Выдвигать гипотезы, предположения.
1. Можно специально потренироваться при помощи упражнения
«Давайте вместе подумаем …. Как птицы узнают дорогу домой?
(Почему поют птицы? Почему металлические самолёты летают) И вот какие могут быть гипотезы: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,» птиц ведет те кто уже летал на юг», «птицы сверху видят деревья, траву, цветы и они показывают им дорогу»
Таким образом гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться размышляя, задавать вопросы.
Для этого используем слова:
• Может быть….
• Предположим ….
• Допустим …
• Возможно …
• Что если …
ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО…
• Воробьи стали размером с орла
• Люди уменьшились в несколько раз.
• Слоны стали меньше кошки.
ЧТО ПРОИЗОЙДЁТ?
3. Задавать вопросы.
4. Наблюдать.
САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ И ДОСТУПНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ. ЧТОБЫ НАБЛЮДАТЬ ВАЖНО ИМЕТЬ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО СПЛАВ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ И МЫШЛЕНИЯ.
5. Делать выводы, умозаключения.
1. «Как люди смотрят на мир»:
«Так как разные люди на мир смотрят по-разному».
2. «Объясните значение выражения» (Несложные, знакомые пословицы и поговорки – обсуждаем коллективно)
3. Скажите, на что похожи:
• Очертания деревьев за окном,
4. Поиск предметов имеющих общие признаки:
• Назовите предметы, которые одновременно твёрдые и прозрачные
• …блестящие, синие, твёрдые.
Назовите как можно больше живых существ с признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.
Принимали участие в акциях «Каждой пичужке по кормушке» или «Покормите птиц», «Елочка- зеленая иголочка»,»Посади дерево» (на территории детского сада, «Любить природу- значит беречь ее».
Принимали участие в проектах «Веселая грядка», «Чистый воздух», Лето добрых дел»,
«Детский сад –цветущий садик».
Наблюдение, проведение опытов, экспериментов, практические работы по изучению представителей животного мира, экскурсии по территории детского сада — всё это способствует усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы. В процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль. У них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчивость на красоту природы.
Источник
Саенко Марина
Развитие познавательной активности детей на прогулках путем наблюдений
Саенко М. А, Медведева Т. А.
Развитие познавательной активности детей на прогулках путем наблюдений.
С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С шелестом листьев, с пением птиц, со звоном ручейка открывает ребенок свой особый образ природы, свой мир. Передо мной встала задача помочь малышам познать окружающую их природу, почувствовать ее красоту – в тот период, когда интерес особенно велик. Дети должны знать, что от всех нас вместе зависит, будут ли завтра рыба в реках, звери в лесу, птицы в лесах, садах и парках, а на лугах цветы.
Человеку трудно прожить без красоты, не случайно мы хотим, чтобы на площадке детского сада было красиво, чтобы каждый мог любоваться цветами, деревьями.
Помните!
Звери, лес, трава, цветок и птица –
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы. Детям интересно говорить о том, что они понимают, о чем могут рассуждать, раздумывать? Конечно, на прогулках дети чувствуют себя раскованно, свободно. Прогулки позволяют мне не только учить детей набираться знаний в природе, но и воспитывать их. Идя на прогулку, стремлюсь к тому, чтобы она преследовала определенную цель с учетом ярких образов. А яркость и образность стараюсь подчинить содержанию беседы. Важно, чтобы дети не только умели слушать, но и слышать речь воспитателя. Вопросы должны будить мысль ребенка, заставлять его самого приходить к определенным выводам, поэтому их ставлю точно и четко, без лишних слов. Ответы детей не должны сводиться к словам «да» или «нет». Не требую от детей немедленного ответа на вопрос, надо дать детям подумать.
Вопросы следует ставить в определенной последовательности, один вопрос должен быть продолжением предыдущего, как бы вытекающим из него. Конечно, при составлении вопросов обязательно учитываю общее развитие детей и конкретные знания.
Ранней осеню в теплый солнечный день обращала внимание детей на золотисто-желтую листву кустарников, багрянец клена, а с приходом холодных дней подчеркиваю, что деревья стоят потускневшие, усталые и выглядят они голыми и беззащитными. Спрашиваю у детей: «Как вы думаете, почему это происходит?» Ребята делают самые разнообразные предположения, вкладывая в них те знания, которые у них есть. Затем предложила детям послушать сказку Ю. Дмитриева «Зеленое и желтое». Разобрав сказку в доступной форме, дети получили сведения об изменении окраски листьев осенью.
Повышению познавательной активности детей на прогулках служат дидактические игры: «Узнай дерево по листу», «Что изменилось в природе?» и другие.
Часто спрашиваю:
-Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?
-Что интересного увидели в природе, когда шли в детский сад?
Вот о чем рассказали дети:
«Когда мы с мамой шли в детский сад, т я заметил кустарники, которые были покрыты мокрым снегом. Им было тяжело над ним. И они выглядели так, словно стоят старушки в широких юбках, склонив и опустив руки вниз.
Ваня А.
«Я слышала, как голые деревья жалобно стонали от холодного ветра.
Света О.
Я видел, что в кормушке гостили воробьи и весело чирикали. Я спросил у мамы: «Почему им весело?» Мама ответила, что сыты.
Тема Б.
Каждый ребенок поделился своими наблюдениями и был отмечен только похвалой.
Постоянно довожу до сознания детей, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время – осенние, зимние холода. Дети пришли к выводу, что птицы улетают на юг не из-за холодов, а из-за отсутствия корма. К концу лета в воздухе становится мало насекомых. Стрижам, ласточкам, журавлям становится голодно, поэтому они первыми улетают.
Ушло тепло с полей
И стаю журавлей
Ведет вожак в заморский край зеленый.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавленок несмышленый.
В беседе с детьми выяснили значение слов (клин, вожак, несмышленый). Журавли летят клином, что есть у стаи вожак. Медленно, медленно плывут они над землей, держась так высоко, что звуки журавлиных голосов доносятся неясным хором. Это была осенняя песнь, которую улетающие журавли оставили людям.
Конечно, грустно, что птицы улетают, но они обязательно вернуться к нам.
Остаются те птицы, которые могут прокормиться, однако и им надо помочь.
Читаю стихотворение А. Яшина «Прокормите птиц зимой»
Прокормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть ода нужна.
Горсть одна – и не страшна.
Будет им зима.
Дети сами обратили внимание, что с приходом холодов оживление в птичьих столовых.
Обращаю внимание детей на правила подкормки птиц!
1. Во время подкорми птиц не сорить: не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты.
2. Кормушки для птиц должны быть скромными.
3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена, крошки хлеба, кусочки несоленого сала.
4. Кормить птиц нежно регулярно.
Прошу детей подумать:
-Какие еще правила поведения у птичьей кормушки вы можете добавить?
Предлагаю детям подумать и отгадать, о каких птицах загадки?
1. Кто присел на толстый сук
И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»
(Дятел)
2. Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет?
(Сорока)
3. Грудка ярче, чем заря,
У кого?
(У снегиря)
4. Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!»
(Воробей)
5. Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
(Дятел)
6. За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птице стало.
(Синица)
Угадайте, какая птица произносит такие звуки:
— Как-кар! (Ворона)
— Чик-чирик, чив-чив! (Воробей)
— Ча-ча-ча! (Сорока)
— Курлы-курлы! (Журавль)
— Синь-синь-синь! (Синица)
— Рюм-рюм-рюм! (Снегирь)
Таким образом, каждая прогулка, по-моему, должна удовлетворять потребности детей не только в движении, но и в познании живой природы, которая окружает нас и зависит только от нас.
Источник