Развитие позитивного мышления у ребенка

Развитие позитивного мышления у ребенка thumbnail

Любящим родителям важно формировать у детей правильный образ мышления и положительный настрой. Вместе с ребенком вы можете определить то, как он воспринимает окружающий мир. Задавая правильные вопросы, вы не только получите нужную информацию, но и сможете поощрять поведение, которое принесет позитивные изменения и будет способствовать наилучшему использованию доступных ресурсов, предлагаемых жизнью.

Как говорится, куда мысль – туда и энергия.

Один из способов научить детей развивать позитивный образ мышления и мировоззрение в целом, а также эффективно их использовать, – это говорить с ними честно и задавать особые наводящие вопросы. Это не значит, что нужно указывать, что им делать; это лишь означает, что следует объяснять детям значение позитивного образа жизни и учить их принимать и извлекать максимальную пользу из того, что они имеют.

Задавайте детям следующие глубокомысленные вопросы, чтобы вовлекать их в беседы и помогать развитию здорового мышления. Некоторые из представленных вопросов помогут улучшить ваши взаимоотношения с ребенком и связь с ним, к тому же научат лучше понимать своего ребенка.

1. Как ты думаешь, какие пять слов лучше всего описывают тебя?

Этот вопрос направлен в ту область, где дети хорошо знают себя и имеют представление о том, что другие люди думают о них. Он дает вашему ребенку хороший ориентир, где он находится в своем маленьком мире, что является важной частью формирования правильного представления о самом себе.

2. Какое занятие делает тебя счастливым?

Некоторые дети скажут, что компьютерные игры заставляют их чувствовать себя счастливыми, что на самом деле тоже прекрасно. Ведь последние исследования показывают, что действительно существует большое количество психологических преимуществ таких игр (конечно, если в них не содержатся насилие и жестокость). Игры даже способствуют сближению супругов, когда они играют вместе.

Смысл этого вопроса заключается в том, чтобы направить внимание вашего ребенка на то, что заставляет его чувствовать себя счастливым, и рассказать о том, что он может самостоятельно увеличивать время занятий теми делами, которые приносят ему наибольшую радость. Следует надеяться, что это научит его продолжать ту деятельность, хобби и даже карьеру, которые будут делать его счастливым в течение всей дальнейшей жизни.

3. Что ты умеешь делать такое, чему можешь научить других?

Этот вопрос преследует цель рассказать ребенку о том, что жизнь не сосредоточена исключительно на нем, его собственных интересах, и том, что он может получать от других людей. Жизнь затрагивает всех нас, и мы должны уметь помогать друг другу.

Данный вопрос поможет вашему ребенку чувствовать себя значимым и ценным. Это напомнит ему о том, что он важен в этом мире и ему есть, что предложить другим людям. Когда ребенок чувствует себя особенным (в хорошем смысле этого слова) и знает, что ему есть что предложить, он развивает чувство собственного достоинства и его уверенность в себе постепенно растет, к тому же он охотнее начинает учиться.

4. Какое событие из тех, что когда-либо случались с тобой, является для тебя самым прекрасным/ужасным?

Жизнь не все всегда солнечная и радужная, но и не все в ней так мрачно и печально. Жизнь представляет собой смесь хороших и «плохих» переживаний, и это делает ее такой интересной и многогранной.

Дети должны понять это как можно раньше, чтобы морально подготовиться к жизни. Этот вопрос направляет ребенка на осознание вышеизложенных фактов. Он помогает ребенку осознать (на собственном опыте), что плохое не длится вечно.

После бури всегда выходит солнце и его невероятное тепло, согревая наши сердца, заставляет чувствовать себя просто замечательно. С помощью этого вопроса вы также получаете ценную информацию о том, в преодолении какого переживания ваш ребенок больше всего нуждается сейчас и, соответственно, какую помощь вы можете ему предложить.

5. Какой урок ты вынес из лучшего/худшего события своей жизни?

Старая пословица говорит, что опыт – это лучший учитель, и это правда. Важно, чтобы дети извлекали уроки из собственного опыта (как хорошего, так и горького), а также из опыта других людей, в том числе своих родителей.

Этот вопрос – один из лучших способов добиться прогресса в этом направлении, а также способ научиться извлекать лучшее из любой ситуации. Когда ваш ребенок учится на своем опыте, это значит, что он вряд ли повторит те же самые или подобные ошибки в будущем.

6. Как ты думаешь, что больше всего пригодится тебе во взрослой жизни из того, что ты сейчас учишь?

Этот вопрос напоминает детям о том, что когда-то они станут взрослыми и что вскоре им придется начать самостоятельную жизнь. Речь идет также о развитии у детей способности прислушиваться к голосу своей совести, а также о том, что конкретно им необходимо сделать прямо сейчас, чтобы уметь следовать ее велениям.

Когда ваш ребенок понимает ценность приобретаемых знаний и того, как эти знания помогут ему в будущем, это может мотивировать его на получение реального удовольствия от чтения, обучения и процесса познания.

7. Если бы ты смог совершить путешествие во времени на три года назад и увидеть себя младшим, какой совет ты дал бы самому себе?

Этот вопрос может привести к веселому разговору, который поможет вам узнать те проблемы прошлого, которые вредили вашему ребенку, и обратиться к ним, чтобы развивать в нем способность учиться на своих ошибках. Вопрос открывает захватывающие возможности поговорить с детьми о том, как следует бороться с неприятностями и разочарованиями в жизни, и поможет открыть для себя смысл поговорки «Свои беды превращай в победы».

Читайте также:  Что можно сделать ребенку для развития речи

8. За что ты больше всего благодарен судьбе?

Этот вопрос заставляет детей быть благодарными судьбе и больше ориентироваться на яркие стороны своей жизни. Он учит детей рассматривать события в перспективе, оглядываться вокруг и ценить то, что они имеют, в том числе семью, друзей, хорошую школу и еду.

В свою очередь, это будет способствовать чувству всеобъемлющего счастья вашего ребенка, так как между благодарностью и счастьем существует очень тесная взаимосвязь.

9. Как ты думаешь, что чувствует другой человек?

Дети легко фокусируются исключительно на своих собственных эмоциях и переживаниях и пренебрегают чувствами других людей. Однако, чтобы строить прочные взаимоотношения и избегать ненужных конфликтов в жизни, важно, чтобы ребенок принимал во внимание то, что чувствуют в той или иной ситуации другие люди, и проявлял понимание и сопереживание.

Помогайте ребенку развивать эмпатию, сочувствие, сопереживание, заставляя его интересоваться тем, что чувствует другой человек. Ваш ребенок станет более сострадательным, полезным и счастливым человеком, просто став более внимательным и чутким. Он будет вести более богатую, наполненную смыслом жизнь, думая о других людях и помогая им.

10. Как, ты думаешь, должна сложиться твоя жизнь в будущем?

Этот вопрос также направляет детей к мыслям о будущем и его планировании. Он поможет вашему ребенку обдумать, кем он хочет стать, когда вырастет, и каким бы хотел видеть мир, когда повзрослеет.

Вы, в свою очередь, обнаружите, в каком направлении движется ваш ребенок, и узнаете о том, как помочь ему осуществить свою мечту.

11. Как ты думаешь, кто из твоих друзей мне нравится больше всего? Почему?

Компания оказывает большое влияние на мировоззрение человека. Если вы находитесь в обществе отрицательно настроенных людей, ваш собственный настрой, скорее всего, тоже изменится и станет отрицательным. Если у вас позитивные друзья, вы сами наполнитесь радостью и оптимистично посмотрите на мир.

Задавайте детям этот вопрос, чтобы выяснить, кто из круга их друзей оказывает наибольшее влияние на них. Помогите своему ребенку подумать над тем, что, согласно знаменитой фразе Джима Рона (всемирно известного философа бизнеса), все мы похожи в среднем на пять человек, с которыми проводим больше всего времени.

12. Если бы ты мог вырасти знаменитым, чем бы ты хотел прославиться?

Этот вопрос направляет детей на мысли об истинном значении успеха и о наследии, которое они хотели бы оставить после себя. Заключается ли успех в накоплении большой суммы денег или же он означает что-то намного большее?

За что бы ты хотел, чтобы люди помнили тебя? То, как ваш ребенок размышляет и отвечает на эти вопросы, подскажет вам, к какому типу характера он склонен, к тому же вы выясните, кто оказывает влияние на него в качестве примера для подражания. Это важная информация для контроля над развитием личности вашего ребенка.

13. Как бы ты изменил мир, если бы мог?

Исследования показывают, что ожидание положительного опыта приносит больше счастья, чем сам опыт. Когда ваш ребенок станет достаточно взрослым, чтобы понимать, что завтра – это не сегодня, и каждый новый день – это возможность для внесения положительных изменений, начните прививать ему стремление облегчать недуги и различные трудности на своем маленьком пути, для того чтобы собственное завтра и мир в целом стали лучшими.

Счастлив тот человек, кто думает, что проблемы преодолимы, и умеет эффективно решать их.

14. Чем ты можешь помочь людям уже сегодня?

Поскольку жизнь как таковая заключает в себе много боли, которую приносят с собой болезни, нищета, невежество и душевные страдания, важно относиться друг к другу как к братьям и сестрам. Братство – это то, к чему в сердце своем сокровенно стремится каждый из нас.

Быть братьями и сестрами означает быть готовыми помочь друг другу. Регулярно задавайте ребенку этот вопрос, чтобы привнести дух щедрости и благородства в его повседневную жизнь. Исследования показывают, что, когда мы милосердствуем и отдаем что-либо, синтезируются окситоцин и эндорфины, которые обеспечивают нам состояние радости и счастья.

15. Если бы ты мог ввести одно правило, которому должны были бы следовать все люди в мире, каким бы было это правило? Почему?

Этот вопрос обращает внимание детей на то, что мы живем в мире с правилами и ограничениями, которые обязаны соблюдать, чтобы обеспечить порядок и последовательный, упорядоченный ход событий. Правила предназначены не для того, чтобы наказывать нас, а для того, чтобы помочь нам жить и взаимодействовать с другими людьми самым наилучшим образом.

Ваш ребенок будет ценить этот факт больше и будет более восприимчивым к будущим правилам и нормам, если у него будет свое собственное правило, в которое он верит. Эти личные правила или девизы могут стать ключом к воспитанию почтительных, законопослушных граждан, полноценных членов общества.

Источник

Какой же родитель не мечтает, чтобы его дети росли оптимистами? Оказывается, способности радоваться жизни детей можно научить точно так же как грамотности или хорошим манерам! И самые лучшие по части оптимизма учителя – сами родители… О том, как развить в ребенке позитивное мышление, расскажет психолог Ольга Даниленко.

Позитивное отношение к жизни и оптимизм — неотъемлемая черта счастливого человека. Хорошая новость для каждого родителя заключается в том, что этим качествам малыша вполне можно обучить, причем — с самых юных лет!

Ольга Даниленко, кандидат психологических наук, доцент МГППУ, психолог ГБУ Центр помощи семье и детям в трудной жизненной ситуации «Семья», а также автор и ведущая курса «Уверенная мама» Академии Просвещение:  

Читайте также:  Детский сад центр развития ребенка рыбинск

Ольга Даниленко

О пользе оптимизма написано много: и успешнее в делах оптимисты, и здоровье у них крепче, и живут они дольше. Причем, эти факты научно доказаны и обоснованы. Да и всем нам, положа руку на сердце, приятнее общаться с позитивными людьми. И образ идеального ребенка у нас ассоциируется с улыбкой и звонким смехом – «капитан очевидность» ведет именно этим курсом!

Вот только почему порой так раздражают советы: думай позитивно, настройся на лучшее, будь оптимистом? Мы постарались разобраться, почему так не просто многим дается оптимизм, реально ли развить у себя способности к позитивному мышлению и как это сделать, а главное, как подарить оптимизм своим детям.

Что мешает нам и нашим детям быть оптимистами

Давайте проанализируем для начала, что мешает нам быть оптимистами. Одним из препятствий на пути оптимистичного отношения к жизни является категоричность суждений: оптимизм и пессимизм рассматриваются противоположностями, как, например, белый и черный. Оптимист при этом представляется этаким некритично настроенным человеком с розовыми очками, отрицающим реальность, живущим в мире иллюзий, а пессимист, напротив, противопоставляется как человек реальности, осторожный, старающийся предусмотреть последствия событий.

Этот образ заставляет испытывать некоторое смущение, заявляя, что ты – оптимист! Кроме того, рекомендации по развитию позитивного мышления и оптимизма часто предлагают буквально притвориться, что у тебя все хорошо, в надежде на то, что подобная «установка» со временем изменит и саму реальность.

Нередко любящие родители, те, которые стремятся быть идеальными родителями, стараются следовать подобным рекомендациям во взаимоотношениях с детьми, создавая для ребенка особую, оптимистичную атмосферу, но при этом скрывая проблемы и переживания, вытесняя собственные чувства – все для ребенка, лишь бы он был счастлив!

Сама мысль о том, что ребенок огорчится, вызывает усиление тревоги у взрослых, а ребенок чувствует эту тревогу и все чаще капризничает, родители раздражаются, и вот уже долгожданный оптимизм ускользает.

К тому же свойство психики человека таково, что негативной информации отдается предпочтение при анализе текущего потока событий. Это связано с задачей выживания и закреплено эволюционно.

А как сильно повышается наша тревожность с рождением ребенка! Не зря же говорится, что родить ребенка — значит решиться на то, чтобы твое сердце отныне и навсегда разгуливало вне твоего тела. Тревога идет рука об руку с родительством!

Все родители в этом одинаковы — мы так хотим всего самого хорошего для наших любимых детей, что постоянно держим в фокусе внимания возможные угрозы и потенциальные опасности. Начиная обучать ребенка чему-либо, концентрируем внимание на каждом промахе – как же, мы обязаны добиться совершенства, кто еще вовремя укажет на это нашему ребенку, если не мы!

Многие родители, считая своих детей умными и способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи ребенка, чем на его успехи. Хорошо выполнить дело, с их точки зрения, норма, поэтому не заслуживает похвалы, а указание на недостатки и критика призвана побудить ребенка стараться больше. В наших школах работают такие же ответственные и тревожные учителя, они просто обязаны заметить и поправить каждую ошибку! И одноклассникам предлагают отмечать, в чем ошибся ребенок, отвечающий на уроке. Так формируется склонность фиксировать внимание на негативных фактах, ошибках, недостатках – уходит детская непосредственность, природный оптимизм.

Это приводит к тому, что ребенок начинает бояться неудачи, а если пытаться сделать что-то новое, всегда есть риск неудачи. Шаг за шагом формируется отказ от риска, поиска новых решений, ребенок перестает верить в свою способность учиться, верить в собственные силы.

Мы, взрослые, не задумываемся, что дети, в большинстве случаев, не видят нас в те моменты, когда мы проявляем профессионализм, уверенность, гибкость, например, на работе. Наши дети наблюдают за нами в домашней обстановке, в период «расслабления». Для многих взрослых кажется естественным обсуждать в присутствии детей проблемы, возникающие на работе, жаловаться родственникам и друзьям-подругам на подорожание, неразумную власть, на родственников и коллег и т. д. К сожалению, в настоящее время общий уровень напряжения в обществе существенно повышен.

Многие социальные установки дают подрастающим детям ориентиры, построенные на соперничестве, принижении личных способностей и достижений перед лицом связей и денег: «только те, у кого есть связи, могут добиться жизненного успеха, без денег ты никому не нужен, женщины любят только богатых и т.п.» Это формирует тревожную и неустойчивую картину будущего.

Неудивительно, что у многих детей и подростков будущее рисуется в мрачных тонах, они не верят в свой успех, отказываются планировать свою жизнь. Такое отношение к будущему не вызывает желание учиться, а, значит, даже самая богатая образовательная среда не рассматривается как шанс, ресурс, который надо использовать.

Оптимистами не рождаются, ими — становятся!

Чтобы успешно развивать способности к оптимистическому стилю мышления, надо уточнить само понятие оптимизма. Оптимист — это не тот, кто всегда ходит с улыбкой, не замечающий проблем, существующих в жизни, и не тот, кто за показной улыбкой скрывает мрачные мысли, Оптимизм — не столько генерация положительных мыслей, сколько та основа, на которой эти мысли базируются.

Оптимист целостно воспринимает действительность, его стиль мышления позволяет сохранять способность фиксировать позитивные стороны жизни, даже при наличии проблемной ситуации.

Американский психолог, основоположник позитивной психологии, Мартин Селигман определяет оптимизм как стиль мышления, при котором человек неудачи считает случайными и непостоянными во времени, а хорошие события — закономерными и естественными. В противовес пессимисту, который считает неудачи делом обычным, а хорошие события — случайными, никак не связанными с его достоинствами и заслугами.

Читайте также:  Общие показатели развития ребенка к концу раннего возраста

То есть, человек, мыслящий оптимистично, не слеп, он видит свои и чужие промахи, но при этом сохраняет веру в себя и веру в людей. Именно такой стиль мышления формирует настоящий, «фундаментальный» оптимизм.

Оптимисты смотрят в будущее с надеждой, потому что верят, что у них хватит навыков и возможностей для решения сложных задач.

Как воспитать оптимиста: советы и рекомендации

Дать другому можно только то, что имеешь. Чтобы подарить ребенку оптимизм важно развивать у себя способность к позитивному мышлению. Этому поможет использование некоторых особенностей нашего мозга.

Если провести аналогию с компьютером, то можно представить, что наш мозг, наш «бортовой компьютер» постоянно сортирует поступающую информацию по двум папкам: «Все хорошее» и «Все плохое». Чтобы сохранить объективность и эмоциональную устойчивость, важно наполнять обе папки, но принцип адресации информации у этих папок различен. В папку «Все плохое» информация поступает автоматически. А чтобы поместить информацию в папку «Все хорошее», нужно приложить усилия — «подписать файл и кликнуть мышью».

Однако, когда нам бывает несладко, мы можем реально опереться на те накопления, которые есть в папке «Все хорошее». А стало быть первая рекомендация по развитию оптимизма: сохраняйте память о хороших моментах, создавайте свой «позитивный банк» — поверьте, это настоящий «золотой запас», греющий сердце и дающий уверенность. Для этого можно вести специальные записи, отмечая хорошие моменты за прошедший день, создавать позитивные коллажи из фотографий, грамот и других свидетельств наших счастливых событий, и т.п.

Привлекайте к этому процессу своих детей, помогайте им вспомнить и назвать свои приятные моменты. После приятного события обсудите с ребенком, какие чувства он испытал, помогите выразить удовольствие, восторг, восхищение – это не является чем-то само собой разумеющимся, а полезный навык, который формируется не за один раз!

Когда встречаете ребенка из школы, не спрашивайте сразу об отметках, а спросите, что было интересного, чему он сегодня улыбнулся или над чем они смеялись с ребятами, что узнал нового и интересного – ежедневно учите ребенка замечать позитивные проявления! Помогайте детям заметить даже самую маленькую победу, отмечать простые, но составляющие ткань повседневной жизни, позитивные переживания: вкусную еду, интересный фильм, удовольствие от игры с другом или домашним животным, приятно проведенный вечер в семейном кругу, и многое другое.

Вторая рекомендация – рассказывайте детям хорошее! Помните, что отрицательные эмоции перетягивают на себя внимание, искажают целостность восприятия картины жизни. Когда вы жалуетесь на своих родственников, мужа или соседей в присутствии детей, это формирует искаженное отношения ребенка к ним. Поэтому чаще рассказывайте детям хорошее о себе, как вам удалось что-то преодолеть, достичь, понять. Рассказывайте хорошее о своих родителях, друзьях, сослуживцах, вообще, о хороших людях. Важно не сочинять, то, чего нет, но и не упускать того, что есть! Это научит вашего ребенка видеть хорошее в себе и людях. Это поможет создать запасы позитивного отношения к жизни, к будущему, к вам!

Третья рекомендация: верьте в потенциал – свой, своего ребенка, других людей! Нейробиологи доказали, что мозг человека не видит принципиальной разницы между нашими мыслями и тем, что происходит в действительности. Ожидание неудачи заставляет нас чувствовать себя так, как будто уже состоялся провал, а, кроме того, программирует негативное развитие событий. Оптимистичный стиль мышления повышает шансы на успех, улучшает здоровье. Избегайте негативного мышления, накапливайте крылатые выражения, мотиваторы, позитивные высказывания – это поможет найти нужные слова ободрения и для себя, и для ребенка. 

Четвертая рекомендация — старайтесь управлять своими чувствами. Помните, самое главное, что вы можете дать своему ребенку, это уверенность в вашей любви и веру в его потенциал. Испытывать гнев и обиду – это нормально, даже самый любящий родитель испытывает, порой, негативные эмоции по поводу поведения ребенка. Однако не надо выражение этих чувств смешивать с решением проблемы.

Не обсуждайте важные вопросы в раздраженном состоянии! Когда внутри кипит обида, можно прямо сказать сыну или дочери, что вы сейчас очень огорчены, рассердились и не можете пока спокойно говорить. Перенесите разговор на некоторое время, даже несколько минут могут дать возможность успокоиться и подойти к проблеме более рационально. Контролируйте себя так, как если бы вы общались с коллегой по работе. Это будет отличной моделью зрелого, взрослого подхода к решению проблем для вашего ребенка.

Пятая рекомендация: соблюдайте пропорцию! В отношениях между близкими людьми всегда возникают привычные стереотипы реагирования, при этом в отношениях с детьми, к сожалению, не только хорошие.

Часто наши дети так привыкают, что мы всегда в определенных ситуациях говорим одно и то же, например, приходя домой, и, видя беспорядок в прихожей, начинаем вечер с замечания. Сын или дочь начинают слышать это замечание, даже если мы его не сделаем!

Попробуйте как-нибудь вспомнить один день вашего взаимодействия с ребенком. Сколько раз вы похвалили его, а сколько раз сделали замечание? Нет ли перекоса в сторону негативных реакций, критики и осуждения?

Специалисты считают, что для формирования уверенности в себе и ощущения, что он хороший, любимый, как взрослому, так и ребенку, необходимо соотношение между критикой и похвалой как один к пяти (конечно же, с перевесом похвалы!).

И, наконец, еще одна важная рекомендация: подходите к формированию оптимизма творчески, создавайте в своей семье свои позитивные традиции! Культивируйте и взращивайте в вашей семье оптимизм, словно комнатные цветы на окне! Это даст вам возможность быть счастливыми вместе с детьми!

Источник