Развитие потребностей мотивов и целей ребенка
Развитие мотивов у детей дошкольного возраста
Если говорить о том, что мотивы формируются потребностями, то можно выделить несколько групп потребностей: биологические, социальные и идеальные. Чтобы удовлетворить ту или иную потребность – возникает мотив.
На протяжении всего дошкольного детства мотивационно-потребностная сфера дошкольников существенно изменяется. Если в раннем возрасте преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Младший дошкольник большей частью действует, не отдавая себе ясно отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Старший дошкольник поступает более осознанно. В большинcтве случаев он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.
Довольно часто деятельность имеет сразу несколько мотивов (т. е. является полимотивированной); точно так же она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы имеют собственную динамику, которая может сопровождаться кратковременной или, напротив, затяжной, едва заметной или же весьма драматической борьбой мотивов. Но окончательное решение «что и как делать?» принимает, как правило, сознательный субъект на основе внутренней системы ценностей (ценностных ориентации). При этом, как тонко заметил Леонтьев, в ситуации полимотивированности один из мотивов становится основным, ведущим, а др. — подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции.
Формирование ведущего мотива приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: он придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл — осознанное внутреннее оправдание деятельности.
Как пишет В.С. Мухина, один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, может иметь совершенно разные побудительные причины.
Вместе с тем можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Такое желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие обуваются сами»,— говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не капризничают» — сильный аргумент, заставляющий ребенка вести себя иначе.
Другая важная группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей,— мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-либо учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Для ребенка очень важно заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых. Это является одним из основных рычагов его поведения. Положительные взаимоотношения со взрослыми заставляют ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
В дошкольном детстве также развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Это помогает ребенку отделить себя от других людей, выработать отношение к взрослому как к образцу поведения. Взрослые предъявляют ребенку требования и стараются добиться их исполнения. В связи с этим ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его тоже уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания.
В период дошкольного детства происходит формирование познавательных и соревновательных мотивов.
В три-четыре года начинается так называемый «возраст почемучек». Ребенок начинает засыпать окружающих вопросами: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?», «Почему?». Чаще всего дети не столько спрашивают, сколько пытаются сами найти ответ, используя свой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» (не секрет, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри»). Причем в это время появляются довольно глубокие суждения, касающиеся отношений между людьми, принятых норм и ценностей. Уже с 5 лет детей начинают интересовать «взрослые» вопросы жизни и смерти, счастья, любви и т. п.
Дети младшего дошкольного возраста часто выслушивают объяснения взрослых только тогда, когда полученные сведения нужны им для использования в игре, рисования или другой практической деятельности. Их попытки догадаться о причинах тех или иных явлений или проводимые детьми «опыты» тоже связаны обычно с трудностями, возникающими в практической деятельности. И только к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
Если рассматривать развитие мотивов поведения, то здесь большое значение имеют нравственные мотивы, выражающие отношения ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносят ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.
Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить открытку в подарок маме или рисунок в подарок другу. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие.
У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью другим людям.
Изменения в мотивах поведения на протяжении всего дошкольного детства строятся не только на том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.
Поведение младшего дошкольника неопределенно, оно не имеет основной линии. Ребенок только что поделился конфетой со сверстником, а через некоторое время уже отнимает у него игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.
Самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника считается соподчинение мотивов. Именно это дало основание А. Н. Леонтьеву судить о дошкольном детстве как о «периоде первоначального фактического склада личности». Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его ‘поведение в целом как хорошее или плохое. А. Н. Леонтьев установил, что мотивы обладают не только побудительной, но и смыслообразующей функцией, проведя эксперимент, получивший название «феномен горькой конфеты». За этим явлением наблюдали в специально созданной ситуации: ребенку давалось сложное задание, которое заведомо было невыполнимым по правилам, предложенным взрослым. Однако дошкольник мог достичь желаемого результата путем нарушения правила. Взрослый предупреждал ребенка о том, что за выполненное по правилам задание он в качестве награды получит конфету. После этого экспериментатор предлагал выполнять задание и уходил из комнаты. Дошкольник, убедившись, что выполнить заданием успешно по правилам невозможно, достигал желаемого результата нарушая правило. После этого взрослый возвращался, хвалил ребенка и давал ему обещанную конфету. Выяснилось, что дети старшего дошкольного возраста брали конфету, но демонстрировали негативную эмоциональную реакцию, конфета для них оказывалась «горькой». Этот феномен ярко демонстрирует наличие двух мотивов при выполнении задания – получить конфету и выполнить задание по правилам. Реализация первого мотива не влечет за собой реализацию второго мотива и именно это приводит к отрицательным эмоциям и указывает на наличие связи между ними: важно не просто получить конфету, а получить ее как заслуженную награду за действие по правилу.
В исследованиях Л. И. Божович было показано, что в дошкольном возрасте происходит формирование нравственной мотивации – появляются особые нормы, слитые с соответствующими эмоциональными переживаниями. Они являются побудителями морального поведения в различных ситуациях. Развитие мотивации в дошкольном возрасте завершается появлением особой «внутренней позиции школьника», наличие которой свидетельствует о готовности ребенка к переходу в начальную школу. Дошкольник уже как бы прожил свое детство, и ему хочется не только играть, но и выполнять общественно значимую деятельность и посещать не детский сад, а школу в качестве представителя определенной социальной группы с соответствующими атрибутами (портфелем, тетрадями и т.д.).
Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. И наоборот, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. В поведении любого, человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от интересной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым.
Список используемой литературы
- Божович Л. И.. Личность и ее формирование в детском возрасте.-СПб.: Питер,2008.-400с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер ; 2011 г.
- Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm]-электронна библиотека МГУ.
- Леонтьев, А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология. М.Просвещение,2002
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2002.
- Мухина В.С. Детская психология. Под ред. Л. А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с.
- Назаренко В.В. Характеристика развития мотивационной сферы современных детей 5 – 7 лет // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – М., 2008
- Статья «Особенности психического развития детей 6-7 –летнего возраста».Под редакцией Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера…» [Источник: https://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm]-электронна библиотека МГУ.
Источник
Потребность — состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму человека.
Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических, органических потребностей имеет еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).
Общеизвестна классификация потребностей А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив пять уровней:
- 1) физиологические потребности;
- 2) потребности в безопасности;
- 3) потребности в социальных связях;
- 4) потребности самоуважения;
- 5) потребности самоактуализации.
Последнюю группу потребностей он называет потребностями развития, подчеркивая, что потребности высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены низшие потребности. А. Маслоу отмечает, что высшие потребности генетически более поздние, поэтому они менее важны для выживания, воспринимаются человеком как менее насущные и могут быть отодвинуты им на более поздний срок в жизненно неблагоприятных условиях. Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, развитие личности и ее личностный рост.
Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности.
Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет собой множество диспозиций (внутренние факторы, определяющие поведение личности). Процессы мотивации имеют направление — достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными.
Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Деятельность направляется множеством мотивов; их совокупность и сам внутренний процесс побуждения принято называть мотивацией.
Мотивация — это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности, и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.
З. Фрейд считал, что существует два фундаментальных побуждения: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), а все остальные потребности являются производными от этих двух побуждений. У. Мак-Дауголл насчитывает у человека 18 основных побудительных сил, Г. Меррей — 20 потребностей. Па основе факторного анализа пытались изучить все действия человека, все преследуемые им цели; установить корреляции между ними, найдя фундаментальные потребности и побуждения. В этой области наиболее систематические исследования были осуществлены Р. Кэттелом и Дж. Гилфордом.
Приведем список мотивационных факторов (по Гилфорду).
A. Факторы, соответствующие органическим потребностям: 1 — голод; 2 — сексуальное побуждение; 3 — общая активность.
Б. Потребности, относящиеся к условиям среды: 4 — потребность в комфорте, приятном окружении; 5 — потребность в порядке, чистоте (педантичность); 6 — потребность в уважении к себе со стороны окружающих.
B. Потребности, связанные с работой: 7 — общее честолюбие; 8 — упорство; 9 — выносливость.
Г. Потребности, связанные с положением индивида: 10 — потребность в свободе; 11 — независимость; 12 — конформизм; 13 — честность.
Д. Социальные потребности: 14 — потребность находиться среди людей; 15 — потребность угождать; 16 — потребность в дисциплине; 17 — агрессивность.
Е. Общие потребности: 18 — потребность в риске или безопасности; 19 — потребность в развлечении; 20 — интеллектуальные потребности (в исследовательской деятельности, любознательность).
Р. Кэттел выделил семь побудительных структур-«эргов» — мотивационных факторов:
- 1) половой, сексуальный инстинкт;
- 2) стадный инстинкт;
- 3) потребность опекать;
- 4) потребность в исследовательской деятельности, любознательность;
- 5) потребность в самоутверждении, признании;
- 6) потребность в безопасности;
- 7) нарциссическая потребность в удовольствии.
Указанные факторы связаны с пятью чувствами, имеющими отношение:
- 1) к профессии;
- 2) спорту и игре;
- 3) религии;
- 4) техническим и материальным интересам;
- 5) самоощущению.
Одни и те же «эрги» можно обнаружить в самых разных популяциях людей, в то время как «чувства» варьируются в разных странах, зависят от социальных и культурных стереотипов.
Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, неравно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели.
Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
- 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение;
- 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Осознаваемые мотивы:
- — интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);
- — убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами);
стремления (выражающие потребность человека в условиях существования, которых нет, но могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).
К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.
Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, представленная в них, либо угасает, либо осознается.
Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.
«Человек — сумма своего прошлого опыта», — говорил У. Фолкнер. Действительно, прошлый опыт незаметно, неосознанно подготавливает человека реагировать именно так, а не иначе. Например, Шура Балаганов -известный персонаж из книги «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, — даже став обладателем 50 тыс. руб., не смог удержаться, чтобы не украсть в трамвае грошовую дамскую сумочку, в которой был 1 руб. 70 коп. «Что это такое? Ведь я машинально», — шептал он ошеломленно, когда его окружили негодующие пассажиры.
В повести «Крейцерова соната» Л. Толстой, описывая взаимоотношения ссорящихся супругов, подметил, что каждый из них, еще не начав разговор, был заранее убежден в неправоте другого.
В обоих примерах речь идет о действиях, обусловленных установкой, т.е. сформировавшейся в человеке неосознанной готовностью к определенному поведению, готовностью положительно или отрицательно реагировать на те или иные события, факты. Установка проявляется привычными суждениями, представлениями, поступками. Однажды выработанная, она остается на более или менее длительное время. Скорость образования и затухания установок, их подвижность у разных людей разная.
Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.
Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе сказали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: «Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок, метки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек». Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: «Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма…» Таким образом, наше восприятие другого человека зависит от установки. При необходимости высказать свое отношение к какому-то человеку задумайтесь, не находитесь ли вы в плену негативной установки, предубеждения.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к выработке установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны, установки «доброго — злого, красивого — безобразного, хорошего — плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют с огромной силой на человека, заставляя воспринимать и реагировать на мир исходя из установок, усвоенных с детства.
Установки могут быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению. Такие отрицательные предвзятые, закрепившиеся взгляды («все люди — эгоисты, все учителя — формалисты, все торговые работники — нечестные люди») могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей.
Восприятие одного и того же явления различными людьми может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не всякая фраза понимается одинаково. В беседе отрицательная установка может быть направлена:
- 1) на личность самого собеседника (если бы то же самое говорил кто-то другой, это бы воспринималось совсем иначе);
- 2) на суть беседы («не могу в это поверить», «так говорить недопустимо»);
- 3) на обстоятельства разговора («сейчас не время и здесь не место для подобных обсуждений»).
Если вы считаете, что то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.
Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчёмным, лишним, неполноценным («регрессивная фрустрация», самообвинение).
Фрустрированность человека, степень выраженности его фрустрационного состояния выступает как мощный неосознанный фактор, побуждающий человека к определенным устойчивым формам реагирования в разнообразных ситуациях. Фрустрированность может увеличиваться, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели:
- 1) нехватка внешних средств или внутренних способностей для достижения цели;
- 2) потери и лишения, которые исправить невозможно (например, сгорел дом, умер любимый человек);
- 3) конфликты (внешние конфликты с какими-то людьми, которые не дают возможности человеку достичь желаемой цели, либо внутренние конфликты самого человека между разными желаниями, чувствами, моральными убеждениями не позволяют ему принять решение и достичь цели).
Фрустрированность возрастает, накапливается, если человек не стремится овладеть методами самоуправления, саморегуляции, приемами восстановления эмоционального равновесия. Степень фрустрированности можно определить с помощью теста С. Розенцвейга.
Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности установила закономерность, что зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.
Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
Уровень притязаний — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек. Взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и фрустрации представлена на рис. 4.7.
Рис. 4.7. Взаимосвязь самооценки и фрустрации
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.
Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.
Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
Альтруизм — стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.
Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных.
Источник