Развитие понятийного аппарата у ребенка

Развитие понятийного аппарата у ребенка thumbnail

Похожие главы из других работ:

Образование в России и в ряде зарубежных стран в конце ХХ века. Болонская конвенция

1.1 Понятийный аппарат современной педагогике

Педагогика — одна из самых древних наук — имеет к настоящему времени до-статочно сложившийся понятийно-категори-альный аппарат, в котором с разной сте-пенью конкретности закодирован в словес-ной форме накопленный педагогический опыт…

Организация деятельности социального педагога по воспитанию патриотизма у старшеклассников

1.1 Понятийно-терминологический аппарат исследования

Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение.

В толковом словаре В.И…

Основы моделирования системы управления качеством услуг логопеда в образовательной организации

Глава 1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования

Особенности использования новых информационных технологий в процессе обучения в ВУЗе

1.1 Понятийный аппарат информационных технологий обучения.

Совершенствование технологий обучение занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы…

Особенности управления качеством школьного образования

Глава I. Категориально-понятийный аппарат, характеризующий управление качеством образования

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики

Мы уже упоминали важнейшие категории (Категории (от греч. kategoria — высказывание, признак) — базовые, наиболее общие понятия, выражающие наиболее существенные…

Педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах

Понятийный аппарат области изучения формообразования в музыке. Формообразующая роль средств музыкальной выразительности и принципов музыкального развития

Все формы общения с музыкой обретают единую направленность на развитие музыкальной культуры школьников — их музыкальной грамотности, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени освоения музыкальной (нотной) грамоты…

Педагогические условия формирования мотивации учения у школьников

1.1 Понятийный аппарат исследования

В деятельности и поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение деятельности и поведения связано с феноменом мотивации. Мотивация объясняет целенаправленность действий…

Предмет и функции педагогики

Категориальный аппарат педагогики

Становление любой области научного знания, в том числе и педагогики, связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, устанавливают связи данной области знаний с другими областями…

Применение дидактических игр в развитии словарного запаса детей младшего дошкольного возраста

1.1 Понятийный аппарат

Развитие речи ребенка может быть представлено в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком.

Первый аспект — развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка…

Применение интерактивной доски на уроке технологии (технологического труда) в 5 классе в процессе обучения школьников теме «Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке»

1. Понятийный аппарат в курсовой работе

В процессе исследования темы были использованы сложные термины. Поэтому для обеспечения более эффективного исследования был составлен терминологический словарь.

ИКТ — это совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации…

Профилактика педагогических конфликтов в коллективе учащихся

2. Понятийный аппарат

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение), столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе [1]

Наиболее чёткое определение межличностного конфликта дала Н. В…

Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста

1 Категориальный аппарат работы

Данный параграф посвящен основным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться во множестве существующих понятий.

И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций…

Специфика музыкального мышления и возможность интеллектуального развития в процессе музыкального образования

2.1 Понятийный компонент в структуре музыкального мышления

Мышление ребенка, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека…

Этническая психология

Предмет, понятийный аппарат, проблемы и задачи этнопсихологии

Этническая психология — наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям)…

Источник

Здравствуйте! По сведениям психолога Людмилы Ясюковой, менее 20% взрослых людей, проживающих на территории нашей страны, не обладают сформированным понятийным мышлением. Это не просто российская статистика: в других развитых странах цифра останется примерно такой же. Подобные данные пугают и настораживают, заставляя задуматься: «Что такое понятийное мышление? Есть ли оно у меня?».

Конкретно и медленно

Данный вид мышления ввел Л.С. Выготский, известный советский психолог. Если обобщить его рассуждения, то получится, что этот образ мыслей обладает тремя важнейшими характеристиками:

  • способность видеть суть явления,
  • навык найти причину событий и представить последствия,
  • возможность обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.

Лишь те, кто умеет оперировать понятиями, способны адекватно воспринимать реальность, делать грамотные выводы. Остальные могут быть лишь иллюзорно считать себя правыми, однако, увы, их планы и прогнозы не реализуются. Тогда они сваливают вину на обстоятельства и помехи, но не признают, что сами ошиблись, интерпретируя ситуацию.

Читайте также:  Развитие ребенка развиваем логику от 1 года

К сожалению, таких людей сейчас очень много. Когда сталкиваешься с их упрямством, убежденностью в своей правоте, хочется лишь развести руками, вспомнив про горбатого и могилу.

Хотите проверить себя? Попробуйте ответить на следующие вопросы

  1. Представим следующий ряд: ласточка, голубь, птица, снегирь, пингвин. Кто из них лишний?
  2. Один фунт муки стоит тридцать рублей. Сколько будут стоить две десятикопеечные булочки?
  3. У нас есть два булыжника, четыре ведра воды, пять кошек и четыре кобылы. Чего больше: животных или физических тел?

Не бывает врожденного понятийного мышления. Ни один человек с ним не рождается. Оно развивается позже на основе наглядно-действенного и наглядно-образного, представляет собой более сложную форму мыслительной деятельности. Достичь глубины, сути явления, правильно проанализировать его – на все это требуется время. Люди с развитым понятийным аппаратом не умеют быстро решать проблему в стрессовой ситуации. Им необходимо разобраться. В этом есть преимущество, но одновременно недостаток данного типа мышления.

Зачем нужно понятийное мышление, если и без него неплохо?

Шанс для понятийного мышления

Оно начинает формироваться к шести-семи годам, при этом развивается, пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не сможет совладать с понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия. Хотя с этим можно жить. И жить неплохо. Но придется признать, что уровень интеллектуального развития не будет на высоте.

Невозможно представить себе ученого, математика, философа, не обладающего хорошим понятийным аппаратом. Все научные изыскания тогда сведутся к нулю эффективности или к общему популярному знанию.

Движущей силой формирования понятийного мышления является практическая деятельность. Поскольку само мышление остается теоретическим (все операции происходят без привлечения органов чувств), то ему необходимо проверить себя в реальной жизни. Лучшим способом для этого становится контролируемый эксперимент. Для чего нужен контроль? Цель мышления – выяснить суть взаимоотношений между предметами, поэтому для чистоты исследования необходимо менять факторы, влияющие на явление, замечать произведенные изменения.

Зачем нужно понятийное мышление, если и без него неплохо?

Самым доступным видом эксперимента для ребенка является игра. Именно она развивает мышление, открывая связь между целью и средством. Необходимо учитывать, что готовое теоретическое знание ребенок не сможет глубоко усвоить. Важно, чтобы он сам пришел к нужному решению самостоятельно, методом проб и ошибок. Он будет трансформировать объекты, пытаться их группировать. Например, только сам переливая воду из двух одинаковых стаканов в два разных по объему, он сможет понять, что количество воды, несмотря на видимость, не изменяется.

Отличное упражнение, которое можно выполнять совместно с ребенком – это «Маленький исследователь». Нужно выбрать любой предмет для изучения. Для начала назовите его. Далее определите основные характеристики: «Какая у него форма? А размер? Сколько он весит? Какого он цвета? Есть ли у него вкус? А запах? Какой он на ощупь? Какие предметы похожи на него? А какие совсем не похожи?».

После того, как собрали эту информацию, необходимо назвать его цель: «Для чего он нужен?»

Затем самое интересное: непосредственно экспериментальное. Выясните опытным путем, что случится с объектом исследования, если его:

  • сбросить с высоты (хотя бы 1 метра)?
  • окунуть в воду?
  • обжечь огнем?
  • подвергнуть удару тяжелым предметом?
  • забыть на улице?
  • положить в холодильник?
  • оставить на солнце? и др.

Пункты можно добавлять до бесконечности, зависимо от того, насколько вы увлеклись познанием.

Это упражнение не только развивает способности ребенка к понятийному мышлению, но является также отличным совместным развлечением, которое сближает.

Понятийное мышление

Общаемся «по понятиям»

Начиная с более простого мышления образами человек переходит к более совершенному: оперированию понятиями, всегда выраженными словами. Почему слово более универсально, чем образ? Представления у всех людей разные, на их основе невозможно прийти к хорошему уровню взаимопонимания. Поэтому нам так сложно общаться с маленькими детьми: мы стоим на разных ступенях развития.

Для взрослых людей понятия являются своеобразными мостиками для общения, которые облегчают понимание. Они выделяют существенные связи объектов, получают возможность преодолеть частную систему ориентаций с помощью логических операций: движение от общего к частному с применением анализа и синтеза, методов индукции и дедукции, обобщая или систематизируя, сравнивая либо противопоставляя.

Именно благодаря понятийному мышлению мы имеем возможность строить логичные высказывания по типу: тезис – его доказательство – заключение вывода.

Таким образом, мы можем убедиться в том, что способность мыслить с помощью понятий необходима не только людям науки, но всем, кому важно донести свое мнение до других. Для любой успешной работы пригодится умение фильтровать информацию, вычленяя главные мысли, отбрасывая ненужные, строить причинно-следственные цепочки не по принципу: «Дождь идет, потому что деревья мокрые».

Читайте также:  1 год 1 месяц ребенку развитие зубы

Желаю вам хороших занятий наукой. Именно они помогут развить умение правильно пользоваться понятиями, строить грамотные суждения.

Ответы на вопросы в статье:

  1. Лишней будет птица, поскольку это обобщающее понятие. Многие называют почему-то пингвина, мотивируя тем, что он большой.
  2. Не обращайте внимание на фунт муки – это ненужная информация. Две булочки стоят 10 копеек.
  3. Конечно, физических тел, ведь животные к ним тоже относятся.

Делитесь статьей в социальных сетях с друзьями и пишите в комментариях ответ на вопрос: «Считаете ли вы себя человеком с хорошим понятийным мышлением или нет. Почему?».

С уважением, Александр Фадеев.

Поделитесь или сохраните себе, чтобы не забыть!

Автор: Александр Фадеев

Добавь в закладки: https://fadeev.su

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Источник

«Использование в педагогической деятельности игр, упражнений, направленных на развитие понятийного логического мышления

у детей» младшего школьного возраста

Интеллектуальное развитие

К 7 годам ребенок должен научиться сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете в течение получаса, уметь слушать и принимать активное участие в обсуждении. В течение года дети учатся составлять связный рассказ как минимум из 5-6 предложений, сопоставляют предметы по их физическим свойствам, находят 5-7 отличий в картинках. С отличием отвечают на вопросы о своей семье, ФИО, как свое, так и родителей, адрес, проживания. Ребенок боле уверенно овладевает пространственно — временными представлениями, различает части суток, времена года, ориентируется в понятиях лево — право. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 10 в прямом и обратном порядке, увеличение и уменьшение множества (+;- 1). Знакомство с геометрическими фигурами как объемными, так и плоскостными. Графические навыки становятся более выраженными, ребенок учится работать не только карандашом, фломастером, но и ручкой

Формирование понятийного аппарата – это основа обучения детей. Эта работа должна начинаться с рождения ребенка, и в дальнейшем необходимо, чтобы она была под вниманием родителей, учителей и психологов. Специфика мышления школьника состоит в том, что у ребенка недостаточно развиты способности к определенным формам мышления. Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл — одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении таких абстрактных школьных дисциплин, как математика или грамматика. Неумение выделить главное, существенное — еще одно следствие недостаточно развитого понятийного мышления. Беспомощность в выделении главного приводит к неумению разделить учебный текст на смысловые части, отделить суть от деталей, кратко пересказать его.

С развития этих умений у ребенка начинается становление понятийного мышления. С развитием ребенка понятийное мышление начинает включать в себя более сложные интеллектуальные операции. Важно заметить — понятийное мышление не появляется само собой с взрослением ребенка.

Роль родителей в развитии у детей мышления.

В развитии мышления детей особую роль отводите тем предметам, которые дают возможность делать что-либо новое, экспериментировать. Дорогие игрушки не всегда дают детям простор для развития фантазии. Для развития мышления детей можно предложить им:

  • строительный материал,

  • головоломки,

  • бинокли,

  • магниты,

  • мозаику,

  • природный материал (косточки от фруктов, почва и т.д.),

  • произведения искусства;

  • наблюдения за животными, насекомыми в зоопарке, на ферме,

  • изготовление игрушек из различных лоскутков, ракушек, листьев,

  • поездки в город, деревню,

  • экскурсии: в зоопарк, на фермы, в аэропорт, музей и т. д.

Организация индивидуальной развивающей работы с использованием логических упражнений, задач является эффективной для развития логического мышления детей, что поможет детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

Упражнения, рекомендуемые родителям

для формирования понятийного аппарата у детей младшего школьного возраста

Упражнение 1.

«АССОЦИАЦИИ «(связи)

В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями. (Родителям, по возможности, посетить все названные места вместе с детьми.)

Это упражнение — своеобразная программа действий.)

ДОМ Д/ САД ШКОЛА УЛИЦА МАГАЗИН АПТЕКА БОЛЬНИЦА БИБЛИОТЕКА БАССЕЙН КАФЕ ПРУД

Упражнение 2.

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком — «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Для образца можно использовать следующую схему обследования предмета:

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с зпр младшего школьного возраста

1.Назовите предмет.

2.Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес; цвет, какой он на ощупь?; какой он на вкус, запах? ; из чего он сделан?, похож «на; отличается «от» каких-нибудь других предметов.

3.Для чего нам нужен этот предмет?

4.Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр? Бросить его в огонь? Бросить его в воду? Ударить по нему молотком? Оставить на улице без присмотра? Облить водой? Поставить в темное место?

5.Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.

Упражнение 3.

«СРАВНЕНИЯ»

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

I Найдите сходство

1.На что по цвету похожи: огурец; морковь; и т.д.

2.Что по форме похоже на круг, квадрат

3.На что по величине похожи карандаш, книга

4.На что по материалу похожи тетрадь; ложка

II. Найдите отличия (необходимо указать как можно больше признаков или свойств отличия).

1.Чем отличаются морковь и огурец?

2.Чем отличаются вода и молоко?

3.Чем отличается старый человек от молодого?

III. Ответьте на вопросы.

1.На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему?

IV. Найдите общее (необходимо указать как можно больше признаков сходства).

1.Яблоко и груша

Упражнение 4

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Даны четыре слова. Три из них чем — то похожи. У них есть что-то общее и их можно назвать одним словом, а четвертое от них отличается — оно лишнее.

Угадайте, какое слово лишнее? Почему?

Шкаф, кресло, кастрюля, тумбочка.

Упражнение 5

«ПРОДОЛЖИТЕ!» (Вид — вид) Красный, … (желтый, зеленый).

Сапоги, … (тапочки, ботинки).

Упражнение 6

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?» (Род — вид)

Упражнение развивает способность к конкретизации понятий. Ниже даны родовые понятия. Ребенку необходимо назвать как можно больше видовых понятий (для детей 5 лет — 3, для 6-7 лет — не менее 5). Если ребенок затрудняется, ему нужно помочь усвоить неизвестное понятие. Он лучше поймет и запомнит слово, если увидит предмет, потрогает его, ощутит его запах, услышит его звучание (конечно, если это возможно).

Существует вариант этой игры, который дает возможность развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений. Ведущий задает малышу (если занятие проводится в группе детей, то по очереди каждому ребенку) общее название, понятие, для которого надо назвать слова более частные, к нему относящиеся. Например, попросите ребенка назвать 5 названий растений.

Проговаривая каждое название, он должен одной рукой бить мяч об землю: «Я знаю пять названий растений: ромашка – раз; одуванчик – два; роза – три;, гвоздика – четыре; тюльпан – пять».

Количество таких слов можно и не ограничивать, тогда ребенок должен назвать их как можно больше. Задания выполняются постепенно, это программа работы с ребенком на длительное время.

домашние животные (коза, корова, кошка …); дикие животные и т.д.

Упражнение 7.

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» (вид-род)

Вы называете три слова, относящиеся к одной группе, а ребенок должен назвать их одним обобщающим понятием (правильный ответ указан в скобках) т. Совсем необязательно, чтобы обобщающим было только одно слово. Очень часто обобщающие понятия состоят из двух слов, и чем точнее ребенок подберет обобщающее понятие, тем лучше. Эту игру можно проводить и с группой детей . Для этого достаточно ввести только одно правило: обобщающее слово нужно назвать как можно быстрее; выигрывает тот, кто сделает это первым.

Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

Волк, заяц, лиса……………… (дикие животные)

Упражнение 8.

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ»

1.Назовите по порядку:

а) числа от 1 до 10 (20);

2.Что пропущено?

а) 1, 2, 4, 5

3.Что находится между:

а) 4 и 6

4.Что находится (следует) перед цифрой «5», после цифры «5»;

Упражнение 9

«ПРОДОЛЖИТЕ!» (Часть — целое)

Окно, крыша, стена, дверь — это части дома.

Упражнение 10.(часть-целое)

Необходимо назвать части, которые составляют целое.

Например: Стул состоит из спинки, сиденья, ножек.

Упражнение 11.

Необходимо назвать целое, частью которого являются…

Например: страница это часть книги

Упражнение 12.

«ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ»

1.Днем — светло, ночью -..

Заяц — дикий, кошка -…

Лиса — двигается быстро, черепаха -.

2.Назовите противоположные по значению слова (антонимы).

Большой – маленький; вперед – назад…

Упражнение 13.

«АНАЛОГИИ»

Два первых слова в задании находятся в определенной связи. Назовите четвертое слово, которое относится к третьему так же, как второе — к первому.

I. 1. Ложка: есть, нож: … (резать).

2.Пила: пилить, топор: …

Упражнение 14.

«ПОДБЕРИ ПОНЯТИЕ ПОД ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

1.Крупное домашнее животное, которое даст нам молоко.

2.Дерево, на котором растут сливы.

4

Источник