Развитие пассивного словаря у ребенка

Развитие пассивного словаря у ребенка thumbnail

Светлана Шумакова
Этапы работы по развитию активного и пассивного словаря детей. Часть 1

Развитие лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории — части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.

При работе над развитием лексической стороны речи логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько на-правлений работы над ними:

работать над расширением объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

— уточнять значение слов;

работать над развитием умения отличать правильно и неправильно произносимые слова;

работать над развитием пассивного словаря, т. е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребенок;

работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);

работать над смысловой сочетаемостью слов;

работать над активизацией словаря, совершенствованием процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Процесс усвоения слов родного языка происходит поэтапно. В его основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений постоянно усложняются. На I этапе развития речи ребенок пользуется только отдельными словами – это этап однословного предложения. Основная задача логопедического воздействия на I этапе обучения заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки (кукла, машинка, пирамида и т. п.); части тела (ноги, руки, голова и т. д.); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка и т. п.); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, цветы) названия животных, которых ребенок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, идет, прыгает, играет, умывается, одевается, раздевается, поливает, говорит, рисует). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди, но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, стирает, гладит и т. д., или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, самолет ле-тит, листья падают, телефон звонит). У детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь меньше предметного пассивного словаря. Поэтому если дети знают названия предметов, некоторых животных и т. д., то необходимо начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы,задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого? В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, продукты питания и т. д.

Ответственным моментом в логопедической работе с детьми на I этапе будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах («ам», «му», «ко-ко»).

Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я де-лаю».

В итоге логопедической работы на I этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече- звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослых.

II этапобучения предполагает следующие основные задачи:

1) научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение+повеление; повеление +название предмета;

2) заучивать отдельные обиходные словосочетания;

3) произносить ударный слог слова;

4) расширить объем понимания чужой речи.

Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым не-доступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

Желательно, чтобы дети на этом этапе научились различать количество предметов (много-мало-один, величину (большой – маленький, вкус (сладкий — соленый, а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету и ли величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в дошкольном детстве

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. На данном этаперекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократно проговаривание детьми усвоенных слов.

В итоге II этапа обучения дети должны усвоить место ударения в за-ученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, названной взрослым, узнавать знакомые предметы по описанию главных их признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные, логопедом к деталям сюжетных картин.

На III этапе обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в третьем лице единственного и множественного числа на-стоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиходно-разговорных глаголов невелик,но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

Логопедическая работа IV этапа направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов. При этом необходимо научить выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным фонетическим оформлением. В конструкциях, состоящих из косвенных падежей с предлогами, дети могут опускать предлоги. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит, чтобы ребенок, составляя предложение, употреблял глагол в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.

С четвертого этапа начинается обучение детей словоизменению, кото-рое будет продолжаться и на последующих этапах. Формирование грамматических форм существительных и глаголов, а затем и остальных частей речи обеспечивается тем, что различные формы одного и того же слова противопоставляются друг другу. Для этого противопоставления необходимы определенный лексический запас и определенная последовательность грамматических противопоставлений.

Исходя из данных онтогенеза речи, рекомендуется начинать интенсивное обучение словоизменению при накоплении 100 – 150 слов-названий предметов и около 40-50 названий действий (глаголов). Внимание детей надо обратить на концы слов, при изменении которых дети сохраняют интонационно-ритмический рисунок, т. е. количество слогов в изменяемом слове.

Если на первых этапах выполнения заданий однословные ответы детей вполне допустимы, то в дальнейшем от ребенка требуется проговаривание всего предложения с правильным грамматическим оформлением. Детям с общим недоразвитием речи трудно оформить грамматически правильно второе, зависимое от глагола слово, чем первое,например: «Девочка гонит козу прут (ом)».

Чем больше дети составляют предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, развернуто ответят на вопросы, тем быстрее подвинутся в своем речевом развитии. Поэтому вне занятий необходимо использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины,о которых можно спросить: кто (что) это? что он (она) делает? чем? кому? где? куда? и т. д.

На IV этапе усложняется работа над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.

Важна работа по заучиванию стихов. Начинать ее следует со стихов в 2 строчки с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании их содержания, для чего к картинкам поставить соответствующие вопросы.

Если дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам, выучили несколько двустиший, можно начать их обучение элементам пересказа (2-4 предложения). Однако на этом этапе обучение связной речи не выделяется в самостоятельную задачу вследствие скудного словарного запаса.

В итоге логопедической работы на IV этапе дети овладевают разговорнобытовой речью, т. е. она приобретает коммуникативную функцию.

Источник

19.06.2014,

Categories  Словарный запас ребенка, Статьи Comments 

Пассивный и активный словарь ребенка

Пассивный и активный словарь

Вы с нетерпением ждете первых слов малыша, или он уже начал потихоньку осваивать речь? В любом случае знание о понятиях пассивного и активного словаря и их роли в развитии ребенка помогут вам правильно оценить речевой уровень и подобрать оптимальные упражнения для крохи.

Что такое активный и пассивный словарный запас?

Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).

При этом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.

Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.

Читайте также:  Роль общения в психическом развитии ребенка раннего возраста

Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое  социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.

Как подсчитать объем активного и пассивного словаря?

Узнать приблизительное количество слов в пассивном словаре просто. Достаточно попросить ребенка показать определенный предмет, действие, объект (например, кошку). Если малыш всё сделал верно, значит, слово засчитывается в пассивный словарь.

Развитие пассивного словаря

А теперь подсчитаем объем активного словаря. Что надо учитывать?

1.   Слова, которые малыш произносит четко: «дай», «мама», «папа».

2.   Звуки – подражание животным, предметам: машина «би-би», собака «гав-гав».

3.   Воспроизведение неполных слов: «бака» – собака.

4.   Слова, которые произносятся не правильно, но количество слогов и ударение верные: «патИна» – машина.

5.   Слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение (норма до 2,5 лет): «ма» – мама, машина, мяу (каждое слово засчитывается отдельно).

Чтобы облегчить подсчет активного словаря и наглядно видеть успехи и динамику развития ребенка, рекомендую вам завести дневник развития речи. В него можно каждый месяц заносить слова, которые освоил кроха. С 2,5-3 лет отслеживать каждое слово будет достаточно сложно из-за растущей болтливости. Тогда в дневник можно записывать забавные высказывания малыша, которые в будущем вы с удовольствием будете перечитывать.

Сколько слов должно быть в активном словаре ребенка?

Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного  возраста выглядят следующим образом:

Нормы словарного запаса ребенка

Таким образом, если в 1 год ребенок в норме произносит не более 10 слов, то словарный запас ребенка в 3 года составляет уже около 1000 слов. Словарный запас ребенка 5 лет уже около 2000 слов, а словарный запас ребенка в 6 лет – около 3500 слов. Не стоит паниковать, если вы вдруг обнаружили, что ребенок говорит меньше слов, чем в норме. Каждый ребенок индивидуален, и развивается в своем темпе. Есть детки, которые начинают говорить ближе к 2 годам, при этом всё понимают уже в 1-1,5 года.

Если все же у вас есть сомнения или вопросы относительно развития вашего малыша, для собственного спокойствия проконсультируйтесь со специалистом. Как правило, включение определенных игр на развитие словарного запаса в совместное времяпровождение достаточно, что бы малыш догнал и даже перегнал сверстников.

Баланс активного и пассивного словаря или  зачем развивать речь?

Как говорилось ранее, пассивный словарь по объему всегда будет больше, чем активный. При этом следует стремиться к достижению баланса между словарями, то есть стараться употреблять как можно больше слов, которые мы знаем, в повседневной речи. И учить этому наших детей. Для чего?

В современном обществе ценятся люди, которые умеют хорошо и интересно говорить, с развитыми ораторскими навыками. Возможность изложить свои мысли четко и красиво, увлечь слушателей, склонить собеседника на свою сторону поможет ребенку в учебе, в общении со сверстниками, и на протяжении всей взрослой жизни. Кроме того, увеличение словарного запаса влечет за собой развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и восприятия.

Ребенок с богатым словарным запасом легче общается со взрослыми и другими детьми, соответственно, лучше адаптируется в обществе. Таким детям проще учить стихи, решать логические задачи, творить, и , в целом, реализовывать себя.

Наша основная задача, как родителей, способствовать максимальному раскрытию природного потенциала ребенка и стимулировать развитие умственных способностей.

Поэтому рекомендую вам также узнать:

  • как обогатить словарный запас ребенка,
  • какие игры развивают активный и пассивный словарь
  • как игры на развитие мелкой моторики помогут развить речь

Играйте со своим ребенком, развивайте его речь и наслаждайтесь общением!

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Источник

Способы развития пассивного словаря детей

На первых этапах речевой активности, важна роль пассивного словаря.

Пассивный словарь, это то, что ребенок «понимает, но не говорит» из-за возраста или задержки в речевом развитии.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того, чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа – взрослые должны этому специально научить.

Предпосылкой развития понимания речи взрослого является умение прислушиваться к речи, сосредотачиваться на называемых взрослым предметах или явлениях, по-разному реагировать на различную интонацию речи взрослого.

Для развития понимания речи детьми в возрасте от 5-6 месяцев до 1 года окружающим необходимо соблюдать следующие условия: называть предмет или действие одновременно с восприятием его ребенком, т.е. непосредственно сочетать образ предмета или проделываемого движения с их словесными обозначениями; многократно повторять название предмета или действия. Все взрослые при этом должны одинаково называть предметы или действия, например, куклу – «ля-ля», машину – «би-би».

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год советы для родителей

Особенно легко ребенок начинает понимать значение слов, которые связаны с удовлетворением его потребностей. Например, «бай-бай» – спать, «ам-ам» – кушать и т.д. Важно четко обозначать словами движения и предметы, с которыми ребенок сталкивается. Например, при переодевании говорить: «Катенька, дай ножку, наденем носочки. Где Катины носочки? Вот Катины носочки, сейчас наденем их на ножки».

Чтобы понимание слов шло более успешно, родители должны повторять их в играх. Например, взрослый ставит звучащую игрушку (петушка, собачку, колокольчик) на определенное место, чтобы она была видна ребенку, и называет ее. В момент сосредоточения внимания ребенка на игрушке взрослый спрашивает его, называя по имени, где находится игрушка. (Игрушки называются облегченными обозначениями с тем, чтобы ребенок в дальнейшем смог сам их называть, например, где собачка – «ав-ав».) Берет ребенка на руки, подносит к игрушке, дает ее потрогать и четко произносит название игрушки. Отходит и опять спрашивает у ребенка, где игрушка, называя ее, вызывая у него поиск. Эти действия повторяются несколько раз. (Правда, не следует долго задерживать ребенка на освоении названия одного предмета, т.к. это может снизить интерес.).

С 6-7 месяцев необходимо начинать обучение ребенка пониманию слов, обозначающих некоторые «движения-действия». Например, учить ребенка по слову взрослого «дай ручку», «сделай ладушки» и пр. Для лучшего понимания ребенком слов, обозначающих действия, их нужно не только показывать и называть, но и проделывать вместе с ребенком. Например, при обучении ребенка движению «какой большой» одновременно с называнием действия сначала показать его ребенку, а затем проделать это движение руками ребенка.

К 1-1,5 годам пассивный словарь значительно шире, чем активный.

Взрослым, которые окружают ребенка надо помнить, что их речь – образец для ребенка, и поэтому желательно соблюдать некоторые правила речевого общения: правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений; четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога; простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов; повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения – взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях; богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача – накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Слова, и фразы поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет –взрослый называет его; ребенок совершает действие – взрослый обозначает его глаголом и т.д.

 В дальнейшем смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности непосредственно в речь. После усвоения ребенком некоторых понятий, можно просить его принести что-то вне поля его видимости, выполнить какое — то действие (потанцевать, поцеловать).

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные общеупотребительные жесты, например, на (предложение) – протягивать раскрытую ладонь; дай (просьба) – сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз); да (согласие) – кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз) и др.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Для развития и обогащения словарного запаса детей разработан комплекс развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно-графический и игровой материал: предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина); сюжетные картинки с изображением действий; коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по составным частям, по фактуре (на ощупь); муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам; картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования; различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы) и т. д.; технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т.д.).

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.

Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи. Это означает, что на первых этапах ознакомления со словом не следует просить ребенка сразу запомнить его. С помощью вопросов «Покажи, где троллейбус?» или «Что в твоей комнате красного цвета?» развивается понимание нового слова. Развитие пассивного словаря происходит раньше формирования собственной речи детей (активного словаря).

Список литературы

  1. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

  2. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа. / Г.Я. Затулина. – М.: ЦПО, 2013. – 160 c.

  3. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. / Ф.А.Сохин. – М.: Центр, 2005 – 250 с.

Источник