Развитие памяти у ребенка первого года жизни
Когда появляется память у младенца?
Есть мнение, что дети могут помнить даже то, что они чувствовали и слышали в утробе матери. И это действительно так, правда память ребенка в утробный период отличается от привычного нам понимания — она в основном бессознательная и строится на запоминании ощущений и звуков.
И это неудивительно, ведь взрослые люди на 90% используют зрительный источники информации для построения картины мира, а ребенок окружающую среду воспринимает через реакции мамы на химическом уровне.
Функционально память ребенка начинает формироваться после 30-й недели развития в утробе. В этот период нейронные клетки устремляются к гиппокампу, области мозга, которая непосредственно отвечает за запоминание информации и формировании долговременных воспоминаний.
Поэтому еще в утробе ребенок запоминает голоса своих родителей и начинает реагировать, к примеру, когда слышит речь своей матери.
Развитие памяти ребенка в утробе
Можно ли развивать память ребенка еще в утробе? Сам процесс развития памяти у младенца по большей части заключается в том, что ест мама, что слушает, в какой обстановке находится и что она чувствует.
Удивительно открытие было сделано итальянскими учеными, которые заметили, что плод, как и взрослый человек, периодически подносит руки к своему лицу, при этом движения замедляются при приближении. При этом после рождения подобные навыки у ребенка исчезают и развиваются заново позже. Возможно, это связано с ориентированием младенца в ограниченном пространстве.
Жирные кислоты при беременности
Замечено, что, если женщины в период беременности добавляли в свой рацион красную жирную рыбу, то их дели в будущем лучше справлялись с тестами на интеллект и обладали хорошей природной памятью. Это связано с большим содержанием Омега-3 ненасыщенных жиров в красной рыбе.
При этом важно подходить к потреблению рыбы с осторожностью и не использовать в пищу большие и взрослые особи, поскольку в рыбе со временем накапливаются тяжелые металлы, типа ртути. Поэтому более безопасны в этом случае молодые и небольшие рыбы.
Вредные привычки для младенца
На 20 й неделе развития младенца в его мозге активно формируются клетки, которые выполняют защитную и питательную функции, поэтому в этот момент мозг малыша существенно увеличивается в размерах.
На это процесс миелинизации, то есть обрастания нейронов защитными клетками, может негативно повлиять плохие привычки матери и отца. Клетки данного типа довольно чувствительные к гипоксии, то есть к недостатку кислорода, поэтому курение или вдыхание дыма в окружающей среде могут привести к умственной отсталости.
Выкуривание сигарет матерью может приводит к том, что ребенок в утробе не набирает достаточный вес, происходит частый спазм сосудов, что в свою очередь может привести к ишемическому инсульту. Более того, у детей, чьи мамы курили в период беременности, зачастую выявляются дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).
Всё это связано с тем, что с 18-й недели начинают активно образовываться синапсы, которые чувствительны ко всем негативным факторам.
Развитие памяти младенца в утробе заключается в основном в сохранении благоприятной и безвредной среды для нормального развития.
Звуковая память ребенка
На 24-й недели у младенца начинают формироваться уши, поэтому возникает возможность воспринимать и запоминать аудиальную информацию окружающего мира. Эксперименты исследователей показывают, что ребенок в утробе может по памяти отличить интонацию и тембр голоса своей мамы от голоса другой женщины. На той же основе происходит запоминание звуков и музыки, которые младенец слышит в этот период, что естественным образом может сказаться на дальнейшей жизни.
Наверняка вы слышали о влиянии на плод классической музыки и о том, как благоприятно она действует на развитии будущих интеллектуальных способностей малыша. Но это не всегда правда, поскольку в этом случае более важным фактором является синхронность ощущений малыша и мамы.
Если мама будут через силу ежедневно прослушивать композиции известных классиков, то ребенку помимо аудиальной составляющей будет передаваться и негативное эмоциональное восприятие. А это вряд ли сможет помочь привить младенцу хороший музыкальный вкус.
Поэтому музыка как таковая не может быть вредной или полезной для ребенка, все зависит от того, как на нее реагирует ребенок и как к ней относится мама. Важным моментом при прослушивании является громкость музыки, она должна быть умеренной и не должна навредить ребенку.
Как работает мозг малыша
Когнитивные, то есть познавательные, способности и способности к обучению возникают у младенца еще в утробном периоде, и то, как именно они проявляются и развиваются, зависят в том числе и от генетической предрасположенности.
Каждый ребенок по-разному развивается, и считается, что наследственные способности — это 20% от полного потенциала. Это означает, что развивать ребенка крайне важно вне зависимости от генетической составляющей.
Могут ли младенцы думать
Мышление взрослого человека основывается на логике, все процессы рассуждения подвергаются четырём законам логики: тождества, непротиворечия, исключения и основания. Ребенок же не делает сознательные выводы и не размышляет над тем, что происходит вокруг, поскольку он по большей части просто воспринимает мир целиком без разделения информации на фрагменты.
Мыслительный процесс ребенка как в утробе, так и в дальнейшем заключается в синкретичном восприятии реальности. Другими словами, всё что, они воспринимают идет в неразрывной связи с различными эмоциями, поэтому ребёнок видит и ощущает мир горазго ярче и интереснее, чем взрослые люди. Отсюда и исходит более устойчивая долговременная память на многие события и эмоции.
Способность нервных клеток и из окончаний в детстве проявляется максимально, поэтому ребенок способен запоминать, к примеру, иностранные языке лучше и эффективнее, чем многие люди в зрелом возрасте. Память и способность к обучению малышей гораздо лучше, чем у взрослого, за счет фактора новизны информации, ведь для детей в мире практически всё является новым, загадочным и неизведанным, что порождает и сопровождается эмоциями.
Позитивные эмоции являются важным ключом к процессу обучения, чем больше ребенку нравится то, чем он занимается, тем эффективнее будет его умственное развитие и укрепление памяти, поэтому обучение из-под «палки» редко приводит к позитивным результатам.
Память ребенка в первый год
В первый год жизни ребенок начинает осваивать окружающий мир посредством органов зрения. Несмотря на то, что ребенок в первые месяцы обладает довольно слабым зрением, в отличие от взрослых, он начинает следить и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Более или менее хороший уровень зрения у малышей формируется к 3му месяцу и постепенно улучшается, что позволяет рассматривать окружающих людей и предметы более детально.
Несмотря на плохое зрение в памяти ребенка уже сформирован аудиальный и визуальный образ матери. Это подтверждается специальными опытами, в ходе которых перед ребенком находилась мама, но говорила несвойственным ей голосом, измененным за счет технических средств, а после перед ним оказывался незнакомый человек, но говоривший голосом матери. Во всех этих случаях ребенок давал негативную реакцию на человека.
Еще с советских времен ученые ввели такой термин, как «комплекс оживления» — ответная улыбка ребенка на улыбку матери и активные движения ног и рук. Как оказалось в дальнейшем при изучении подобной реакции, комплекс оживления является неким сигналом малыша на желание и нежелание начать общение со взрослым.
Этапы развития ребенка по неделям
Внутриутробный период
Ребенок в утробе матери воспринимает и запоминает информацию из окружающего мира благодаря слуху и ощущений мамы за счёт тех или иных гормонов. Несмотря на то, что считается, что малыш учится двигаться осознанно в 3-4 месяца, он активно совершает организованные действия.
12-я неделя
С 12-й недели малыш начинает слышать и развивает способность различать звуки окружающей среды.
1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.
2 недели
На сроке в две недели после рождения ребенок уже запоминает и отчетливо воспринимает неразделимым образом голоса и внешности матери.
1 месяц
Грудничок начинает запоминать голоса всех членов семьи, которые слышит. В этот период зрение ребенка довольно слабое, но он активно наблюдает за окружающим миром движением глаз.
1,5 месяца
Ребенок начинает запоминать эмоции, которые родители передают при помощи мимики. При этом он понимает в каких ситуациях используются те или иные гримасы.
2 месяца
Со второго месяца ребенок начинает различать простые контрастные цвета, поэтому он начинает обращаться внимание на яркие цветные игрушки и следить за ними взглядом. В этом возрасте начинает проявлять себя более привычная для взрослых память причинно-следственных алгоритмов. Он способен вычленять присутствующих людей от окружающих предметов.
3 месяца
На третьем месяце у ребенка развивается способность различать формы предметов. Время сохранения в памяти образа увеличивается и становится более 1 секунды.
4 месяца
Продолжается развитие способности фиксировать в памяти новые образы более одной секунды. В этот период ребенок начинает узнавать визуальный образ матери в любое время дня и отличать лица знакомых людей от незнакомых.
6 месяцев
Ребенок начинает осознавать различия предметов по их размерам и при игре с исчезновением игрушки прекрасно понимает, что она всё равно существует, ее просто не видно.
8 месяцев
В этом возрасте усиливается негативная реакция на незнакомые лица людей, особенно ярко это проявляется, если ребенок остается наедине с незнакомцем.
Начинает формироваться так называемый «Страх расставания» — если мама вышла в другую комнату и ее долго нет, ребенок начинает беспокоиться и дает это понять громким криком. С этого возраcта до 12 месяцем у малыша проявляется и развивается способность узнавать различные предметы, игрушки или вещи не только в целом, но и по отдельным их частям, это означает, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
9 месяцев
К этому периоду у ребенка начинают проявляться признаки мышления за счёт сенсорно моторного интеллекта. Малыш начинает осознавать, что слова, которые он слышит, являются не просто определенными звуками, но и обладают значением.
1 год
Продолжает формироваться долговременная память. При общении с мамой или папой ребенок стремиться не только к эмоциональному контакту, но и к совместному действию, вовлекая родителей во что-нибудь, к примеру, указывая пальцем на то, что нужно посмотреть вместе.
Советы родителям для развития памяти младенца
Все родители хотят, чтобы из ребенок вырос развитым интеллектуально и стараются нагрузить его порой непомерно, что зачастую является ошибкой и не несет никакой пользы ребенку. Для того, чтобы развитие ребенка происходило нормально и в нужное время, есть несколько советов для родителей:
- Утробный период
Чаще разговаривайте со своим ребенком, начиная с 12 недели у него прорезаются уши и он начинает активно познавать мир аудиально. Избегайте вредных привычек и нахождения в среде неблагоприятной для плода: курящие люди, загазованность, токсичность помещений, ремонтные работы и т.д. Страйтесь чаще бывать на свежем воздухе в парках или в лесу. Слушайте ту музыку, которая нравится и вам, и ребенку. - Со второго месяца
Для игры с малышом используйте игрушки контрастных и простых цветов, в этом период он начинает различать простейшие цвета. - С третьего месяца
С этого возраста начинаете играть с ребенком в игрушки разных форм и цветов, с 3-4 месяцев жизни у детей развивается способность различать формы. - С четвертого месяца
К концу четвертого месяца память ребенка на новый объекты постепенно становится крепче и он способен задержать его в памяти более чем на одну секунду. Игры в исчезновение и появление игрушек будет отличным способом развивать его способности.
Источник
Как формируется память ребенка? Можем ли мы вспомнить себя в младенчестве? Как научить малыша запоминать информацию?
29 ноября 2009·Текст:
Алиса Кобозева·Фото:
Dreamstime.com
В утробе матери
Малыш начинает копить воспоминания еще в животе у мамы. «Наукой подтверждено: уже на 24-й неделе внутри-утробной жизни у крошечного человечка прорезывается слух, – рассказывает Наталья Грюнталь, психолог Перинатального медицинского центра, кандидат психологических наук. − А на третьи сутки после рождения малыш заметно оживляется, услышав мамин голос. Это значит, что плод в состоянии не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Узнавание – это ведь примитивная форма памяти». В 1986 году американские ученые провели простой эксперимент. Они давали только что рожденным младенцам прослушать запись голоса двух женщин. Одной из них была мама. Услышав знакомый тембр и интонации, дети начинали сосать грудь активнее. Тот же эффект на малышей оказывала музыка, которую мама часто слушала во время беременности.
Анатомические особенности
Головной мозг человека состоит из нервных клеток − нейронов. У младенца их больше, чем у взрослого. Но главное отличие в другом: у новорожденного между отдельными нервными клетками нет связей, которые формируются по мере накопления жизненного опыта. Процесс этот начинается сразу после появления малыша на свет. «На первом году жизни скорость возникновения связей между нейронами колоссальна. Поставленный в этом возрасте рекорд в дальнейшем уже никогда не будет побит. Так происходит потому, что малыш каждый миг учится чему-то новому, активно познает мир и каждый день делает открытия», − объясняет Наталья Грюнталь. Он впитывает огромное количество информации, но не запоминает ее. Сейчас у него сильнее развито правое полушарие, в котором полученные знания только складируются. Левое полушарие, которое структурирует информацию, созревает позже.
«Но если сама природа снабдила малышей всем необходимым для активной «учебы», потенциал от рождения у всех разный. Умственные способности, в том числе и способности нашей памяти, достаются нам по наследству, − говорит психолог. − Однако их можно и нужно развивать».
Этапы развития памяти младенца
Внутриутробный период
С 12-й недели беременности плод слышит и различает звуки.
1-я неделя жизни
Новорожденный привыкает к распорядку дня, узнает звуки и запахи, которые предваряют кормление: звон посуды, звуковой сигнал нагревателя бутылочек, запах теплого молока.
1 месяц
Грудничок выучивает голос папы и других членов семьи.
1,5 месяца
Малыш запоминает гримасы взрослых и в подходящей по смыслу ситуации имитирует их.
2 месяца
Запоминает пережитый опыт. Если один конец ленточки привязать к музыкальному мобилю, а второй – к ножке малыша, он быстро поймет, кто «дирижирует оркестром». В другой раз при виде мобиля он машинально будет дергать ножкой, даже если ленточка отвязана.
3 месяца
Способен кое-что запомнить, но делать выводы не может. Так, малышу придется заново учиться играть с новой игрушкой, даже если у нее те же функции, что и у той, к которой он привык. Зато в этом возрасте он начинает различать некоторые формы.
6 месяцев
Малыш знает, что знакомый предмет продолжает существовать, даже когда он исчезает из поля зрения, потому что в его памяти остается визуальный образ. Кроме этого, ребенок уже осознает разницу между объектами разной величины.
9 месяцев
Догадывается, что у слов есть значение.
1 год
Начинает чувствовать связь между словом и невидимым объектом.
Какой избирательный!
В животике у мамы память ребенка развивается благодаря слуху. И пусть малыш не видит мир, зато он его слышит и даже может попробовать на вкус. Через амниотическую жидкость, заполняющую его рот и носик, он различает вкус и запах пищи, которую ест мама. Когда же малыш появляется на свет, у него активируются все 5 чувств. С их помощью ребенок фиксирует информацию, смысл которой не понимает. На этом этапе он воспринимает ее на уровне эмоций. А запоминает малыш только то, что пригодится ему для адаптации к новым условиям существования, которые по силе контраста можно сравнить с жизнью на другой планете. В памяти младенца откладываются только те впечатления и образы, которые часто повторяются. Все остальное незамедлительно стирается. По этой же причине полуторагодовалые малыши, сменившие место жительства, начисто забывают родной язык, если с ними на нем никто не говорит.
Наши первые детские воспоминания, как правило, датируются 3 годами. Но почему мы не помним, что было раньше? Известный советский психолог Лев Семенович Выготский установил, что развитие так называемой семантической памяти (памяти на факты) обусловлено способностью нашего мозга структурировать информацию. Существует три формы мышления. Первая и самая ранняя – это наглядно-действенное мышление, которым обладают младенцы. Чуть позже возникает образное мышление, и только к 7 годам у человека формируется абстрактно-логическое мышление. В 3 года мышление становится внутренней речью: дети, как и взрослые, начинают мыслить не только образами, но и предложениями. С этого момента малыши могут структурировать информацию и выстраивать связи между отдельными событиями. Конечно, память у ребенка начинает развиваться гораздо раньше, но до 3 лет в ней отпечатываются в основном только эмоции или яркие образы. Малыш может запомнить сценку из жизни или свои ощущения, но, будучи не в состоянии облечь увиденное в слова, а следовательно, наделить воспоминания смыслом, он быстро все забывает.
Два вида памяти
У детей, как и у взрослых, есть долговременная и кратковременная память. Кратковременная помогает нам запоминать информацию сразу, но ненадолго. Например, вы легко вспомните, что ели сегодня на завтрак, но так же легко забудете об этом спустя несколько дней. Малышу тоже знакомо это чувство. Важную информацию и накопленный с годами опыт мы храним в амбарах долговременной памяти. «Хотя у младенцев почти нет жизненного опыта, долговременная память у них уже есть. Именно поэтому у некоторых людей сохраняются воспоминания о самом раннем детстве, − поясняет Наталья Грюнталь. – Только у детей она функционирует по иному принципу». Если попросить взрослого человека выучить стихотворение и запомнить его надолго, он это сделать сможет потому, что его память, как выражаются ученые, «произвольна». Проще говоря, в подобных случаях он сам решает, что ему запоминать, а что нет. В памяти у ребенка какая-то информация тоже может отпечататься надолго, но не по его доброй воле, а только в силу детской впечатлительности. Так, например, детишки с первого раза запоминают понравившуюся мелодию, а потом воспроизводят ее не хуже mp3-плеера.
Стремясь всесторонне развивать малыша, многие из нас часто теряют чувство меры. Но перфекционизм родителей может полностью уничтожить естественное стремление ребенка познавать мир.
Умение считать до 10, как утверждают психологи, полезно только в том случае, если этот навык можно применить в повседневной жизни. А уж учить алфавит малышу 2−3 лет не имеет смысла, потому что к чтению он пока совершенно не готов. «Чтобы способности и психика малыша развивались гармонично, игра должна оставаться основной формой обучения вплоть до школы», − напоминает Наталья Грюнталь. И не нужно постоянно оценивать успехи ребенка. Оставьте эту функцию учителям и обществу. Мама и папа – это прежде всего любящие родители, к которым в любую минуту можно обратиться за помощью и поддержкой.
7 советов родителям
1 Всегда давайте малышу возможность высказаться. Маленькие дети часто рассказывают истории в хаотичном порядке: справа налево и снизу вверх, начиная с середины, продолжая финалом и заканчивая завязкой. Ничего страшного, со временем ребенок обязательно освоит нехитрые приемы сценариста.
2 Помогайте малышу расставлять временные ориентиры. Как можно чаще рассказывайте ребенку истории в прошедшем времени и говорите о планах на будущее.
3 Обсуждайте прочитанную сказку или увиденный мультфильм. Если малыш знает, что мама обязательно спросит его, какой персонаж ему понравился больше всего и почему, он постарается запомнить, о чем пойдет речь в книге или на экране.
4 Показывайте малышу картинки. Если вы собираетесь поехать летом на море, найдите в семейном альбоме или журнале изображения морского пейзажа и пляжа.
5 Разучивайте с малышом считалочки, песенки и стихотворения. Но этот прекрасный способ тренировать память для малыша должен прежде всего оставаться веселой игрой. Не нужно устраивать принудительные репетиции и делать круглые глаза, если малыш забыл несколько слов.
6 Стимулируйте все 5 чувств малыша, а не только зрение и слух.
7 Играйте как можно чаще. Например, предложите малышу за 15−20 секунд запомнить 5 предметов, которые вы предварительно положите на поднос. Попросите его отвернуться, уберите один предмет, остальные перетасуйте. А теперь попросите его назвать недостающий объект.
Источник