Развитие памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Развитие памяти ребенка в раннем и дошкольном возрасте thumbnail

В
раннем детстве, когда ребенок учится
ходить, расширяет­ся его взаимодействие
с окружающим миром. Для
него
стано­вится доступным большее
количество предметов. В связи с этим
начинается новый этап в развитии памяти
малыша. Он при­ступает к овладению
предметными действиями в соответст­вии
с назначением и функцией объектов, в
зависимости от культурно-гигиенических
навыков и основных движений. Движения
ребенка становятся более точными,
легкими, ко­ординированными, что
обеспечивает малышу автономию от
взрослого, расширение сферы
самостоятельности. В этот пе­риод
образ памяти уже более гибок и подвижен.
У ребенка формируются представления
об объектах, удаленности, размере,
направленности движения, выполняемых
действиях, событиях. Малыш узнает предмет
вне связи с ситуацией, в которую он
включен, идентифицирует его по важным
признакам. Так, по предложению взрослого
малыш пока­зывает часы независимо от
их пространственного располо­жения.

В начале второго
года жизни ребенка память выделяется
из процесса восприятия, зарождается
способность воспроиз­водить объект
в его отсутствие, удлиняется промежуток
меж­ду запоминанием и узнаванием (на
втором году жизни ребе­нок узнает
знакомое лицо после перерыва в 1,5-2 мес,
а на третьем — объекты, которые воспринимал
год назад). Начинает интенсивно развиваться
словесно-смысловая памя­ть: ребенок
реагирует уже не на ритмико-мелодическую
струк­туру слова, а на его значение.
На третьем году жизни он пони­мает
каждое отдельное слово, входящее в
произнесенную взрослым фразу. Постепенно
ребенок переходит от пассивной речи к
активной. Этот период обусловлен ростом
словаря, усвоением грамматики родного
языка, развитием понимания и произношения.
Расширение словаря, накопление опыта
деятельности и действий приводит к
тому, что малыш начина­ет понимать
некоторые нравственные нормы и правила
поведения: «Что можно, а что нельзя?»,
«Как надо и как не надо делать?»

Подчеркнем
особенности памяти в раннем детстве:


обогащается
содержание представлений;


возрастает
объем и прочность сохранения материала;


появляется
новый процесс памяти — воспроизведение;


бурное
развитие получает словесная память.

§ 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте

В дошкольном
возрасте главным видом памяти является
образная. Ее развитие и перестройка
связаны с изменениями, происходящими
в разных сферах психической жизни
ребенка, и прежде всего в познавательных
процессах — восприятии и мышлении.
Восприятие, хотя и становится более
осознан­ным, целенаправленным, все
же сохраняет глобальность. Так, ребенок
преимущественно выделяет наиболее
яркие призна­ки предмета, не замечая
другие, нередко более важные. Поэ­тому
представления, которые составляют
основное содержа­ние памяти дошкольника,
нередко отрывочны. Запоминание и
воспроизведение проходят быстро, но
бессистемно. Малыш «перескакивает» с
одного признака предмета или компонен­та
ситуации на другой. В памяти он часто
удерживает второ­степенное, а
существенное забывает. Развитие мышления
при­водит к тому, что дети начинают
прибегать к простейшим фор­мам
обобщения, а это в свою очередь обеспечивает
системати­зацию представлений.
Закрепляясь в слове, последние приобре­тают
«картинность». Совершенствование
аналитико-синтетической деятельности
влечет за собой преобразование
представ­ления.

На протяжении
дошкольного возраста, как показала
А.А.Люблинская, наблюдается переход:

— от единичных
представлений, полученных в процессе
вос­приятия одного конкретного
предмета, к оперированию обоб­щенными
образами;

— от «нелогичного»,
эмоционально нейтрального, часто
смутного, расплывчатого образа, к котором
нет основных час­тей, а есть только
случайные, несущественные детали в
непра­вильной их взаимосвязи, к образу,
четко дифференцированно­му, логически
осмысленному, вызывающему определенное
от­ношение к нему ребенка;

— от нерасчлененного,
слитного статического образа к
ди­намическому отображению, используемому
старшими дошколь­никами в разной
деятельности;

— от оперирования
отдельными оторванными друг от друга
представлениями к воспроизведению
целостных ситуаций, вклю­чающих
выразительные, динамические образы, то
есть отра­жающие предметы в многообразии
связей.

Последнее изменение
касается самого процесса. У малень­ких
детей образ создается на основе
практического действия, а затем
оформляется в речи. У старших дошкольников
образ возникает на основе мыслительного
анализа и синтеза.)

У дошкольника
значительно изменяется содержание
двига­тельной памяти. Движения
становятся сложными, включают несколько
компонентов. Например, ребенок танцует
и размахивает платочком. Движения
осуществляются на основе сфор­мированного
в памяти зрительно-двигательного образа.
Поэ­тому роль образца взрослого по
мере освоения движения или действия
уменьшается, так как ребенок сравнивает
их выполне­ние с собственными идеальными
представлениями. Такое срав­нение
значительно расширяет его двигательные
возможности. Он уже не только правильно
двигается, но может одновремен­но
решать другие задачи. Например, в
подвижной игре дошколь­ник выполняет
соответствующие основные действия, а
также следит за выполнением правил
сверстниками и сам их соблюда­ет.
Именно поэтому малышу становятся
доступны игры с эле­ментами спорта,
эстафеты, игры-аттракционы.

Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка до года скачать

Совершенствование
действий с предметами, их автомати­зация
и выполнение с опорой на идеальный
образец — образ памяти — позволяют малышу
приобщиться к таким сложным видам
трудовой деятельности, как труд в природе
и ручной. Ребенок качественно выполняет
орудийные действия, которые основаны
на тонкой дифференцировке движений,
специализи­рованной мелкой моторике,
— вышивает, шьет и т.д.

Словесная память
дошкольника интенсивно развивается в
процессе активного освоения речи при
слушании и воспроизве­дении литературных
произведений, рассказывании, в общении
со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение
текста, изло­жение собственного опыта
становится логичным, последова­тельным.

На протяжении
всего дошкольного возраста преобладает
непроизвольная память. У дошкольника
сохраняется зависи­мость запоминания
материала от таких его особенностей,
как эмоциональная привлекательность,
яркость, озвученность, пре­рывистость
действия, движение, контраст и пр. Именно
поэто­му малыши долго помнят персонажей,
которых воспитатели включают в сюрпризные
моменты. Неожиданность появления и
новизна игрушки в совокупности с
эмоциональностью воспи­тателя
оставляют глубокий след в памяти ребенка.

Важнейшее изменение
в памяти дошкольника происходит примерно
в четырехлетнем возрасте. Память ребенка
приобре­тает элементы произвольности.
Раньше запоминание материа­ла
происходило попутно с выполнением
какой-либо деятель­ности: малыш играл
и запомнил игрушку, слушал сказку и
за­помнил ее, рисовал и запомнил
названия цветов спектра. В стар­шем
дошкольном возрасте память постепенно
превращается в особую деятельность,
которая подчиняется специальной цели
запомнить. Ребенок начинает принимать
указания взрослого запомнить или
припомнить, использовать простейшие
приемы и средства запоминания,
интересоваться правильностью
воспро­изведения и контролировать
его ход. Возникновение произволь­ной
памяти не случайно, оно связано с
возрастанием регули­рующей роли речи,
с появлением идеальной мотивации и
уме­ния подчинять свои действия
относительно отдаленным целям, а также
со становлением произвольных механизмов
поведения и деятельности.

Первоначально
цель запомнить формулируется взрослым
словесно. Постепенно под влиянием
воспитателей и родителей у ребенка
появляется намерение что-либо запомнить
для припоминания в будущем. Причем
припоминание раньше, чем за­поминание,
становится произвольным. Дошкольник,
испыты­вая трудности в восстановлении
требуемого материала, прихо­дит к
мысли, что в прошлом плохо запомнил.

Ребенок осознает
и использует некоторые приемы запоми­нания,
выделяя их из знакомых видов деятельности.
При специ­альном обучении и контроле
со стороны взрослого дошколь­нику
становятся доступными логические приемы
запоминания, в качестве которых выступают
мыслительные операции. Тако­выми
могут быть смысловое соотнесение и
смысловая группиров­ка, схематизация,
классификация, соотнесение с ранее
известным.

Впервые действие
самоконтроля проявляется у ребенка в
4 года. А резкое изменение его уровня
происходит при переходе от 4 к 5 годам.
Дети 5-6 лет уже успешно контролируют
себя, запоминая или воспроизводя
материал. С возрастом меняется стремление
к полному и точному воспроизведению.
Если в 4 года дети вносят самопоправки
в пересказ в связи с сюжетными из­менениями,
то 5-6-летние дошкольники исправляют
текстуаль­ные неточности.

Так память все
больше становится подконтрольной самому
ребенку.

Важным моментом
в развитии памяти дошкольника выступа­ет
появление личных воспоминаний. В них
отражаются сущест­венные события из
жизни ребенка, его успехи в деятельности,
вза­имоотношения со взрослыми и
сверстниками. Так, малыш может долго
помнить нанесенную ему обиду, подарок
ко дню рождения или то, как он вместе с
дедушкой собирал прошлым летом в лесу
землянику.

Особенности
развития памяти в дошкольном возрасте:


преобладает непроизвольная
образная память;


память,
все больше объединяясь с речью и
мышлением, приобретает интеллектуальный
характер;

Читайте также:  Задания на развития логического мышления у ребенка


словесно-смысловая
память обеспечивает опосредованное
познание и расширяет сферу познавательной
деятельности ребен­ка;


складываются
элементы произвольной памяти как
способ­ности к регуляции данного
процесса сначала со стороны взрос­лого,
а потом и самого ребенка;


формируются
предпосылки для превращения процесса
за­поминания в особую умственную
деятельность, для овладения логическими
приемами запоминания;


по
мере накопления и обобщения опыта
поведения, опыта общения ребенка со
взрослыми и сверстниками развитие
памяти включается в развитие личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения.

Методики развития разных видов памяти у дошкольников

Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти у дошкольников

Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.

Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел. Такой метод ускоряет изучение стихотворения.

Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Тренировка образной памяти

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Как облегчить заучивание новой информации

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.

Источник