Развитие памяти ребенка в период дошкольного детства

Дошкольный возраст
характеризуется интенсивным развитием
способности к запоминанию и воспроизведению.
Память дошкольников носит в основном
непроизвольный характер. Малыши еще не
умеют ставить перед собой задачу
запомнить и не воспринимают такое
задание от взрослых. Непроизвольно
запечатлевается тот материал, который
включен в активную деятельность.
Запоминание и припоминание происходят
независимо от воли и сознания ребенка
и зависят от характера его деятельности.
Именно поэтому новые знания должны
иметь для крохи какое-то значение – чем
больше эта информация соприкасается с
его интересами, тем легче он ее запомнит.
Приемы запоминания
и припоминания ребенок не изобретает
сам, их организует взрослый. Объем
запоминаемого будет зависеть от состояния
зрительного и слухового восприятия и
внимания. Поэтому с раннего возраста
необходимо развивать у детей эти
способности и речь, чтобы способствовать
развитию всех видов памяти.
В дошкольный период
память развивается очень интенсивно,
поскольку дети начинают задавать
множество вопросов и получают огромное
количество информации. В этот период
по скорости развития она опережает
другие способности. Вот чем объясняется
легкость, с которой 3-6 летние дети
запоминают стишки, сказки, считалки,
загадки, а также все необычное и красочное.
Элементы произвольной
памяти появляются у ребенка к концу
дошкольного детства в тех ситуациях,
когда малыш ставит перед собой задачу
запомнить и вспомнить. Это желание надо
всячески поощрять, учить кроху запоминанию
с помощью игр и упражнений, контролировать
правильность усвоения информации [16].
Штерн В., опираясь
на многолетние наблюдения за поведением
собственных троих детей и обобщив данные
других авторов, пытался наметить основную
линию развития памяти на протяжении
дошкольного детства. Он полагал, что
развитие памяти ребёнка идёт как по
линии удлинения скрытого периода
узнавания и воспроизведения, так и
возникновение первых проявлений
произвольной памяти. Однако высказывания
В. Штерна относительно участия воли в
процессах памяти носят слишком общий
и неопределённый характер. В целом он
отмечал, с одной стороны, преднамеренность,
непроизвольность запоминания в дошкольном
возрасте и, с другой стороны, его
механичность [8].
Истомина З.М.
отмечала, что взгляды В.Штерна, являющегося
представителем персоналистической
концепции в психологии, на детскую
память носят идеалистический характер.
Факты свидетельствуют, что память у
детей является с самого начала отражением
объективной реальности [8].
Ценный вклад в
учение о развитии детской памяти внёс
И. М. Сеченов. К изучению психических
процессов и, в частности, процессов
памяти у ребёнка он подошёл с позиции
выдвинутой им рефлекторной теории
психики, развитой в дальнейшем И. П.
Павловым. Согласно этой теории, организм
не только воспринимает внешние
воздействия, но и отвечает на них тем
или иным двигательным актом, благодаря
нервным путям, идущим от органов чувств
через мозг к мышцам [8].
Эльконин Д. Б.
указывал, что дошкольному возрасту
принадлежит важная роль в общем развитии
памяти человека. Уже при простом
наблюдении за дошкольниками обнаруживается
бурное развитие их памяти. Ребенок
относительно легко запоминает большое
количество стихотворений, сказок и т.
д. Запоминание часто происходит без
заметных усилий, а объем запоминаемого
увеличивается настолько, что некоторые
исследователи считают, будто именно в
дошкольном возрасте память достигает
кульминационного пункта своего развития
и в дальнейшем лишь деградирует [8].
Следует отметить
и такую особенность детской памяти.
Представления детей о малознакомых
вещах часто оказываются смутными,
нечеткими и хрупкими. Например, после
посещения зоопарка, сохранившиеся в
памяти ребенка образы животных тускнеют,
сливаются, «спутываются» с образами
других объектов. Фрагментарность
(клочкообразность) детских представлений
— это следствие разрозненности их
восприятия. Кое-что выпадает со временем,
кое-что искажается или подменяется
другим. Такая ошибка памяти — прямое
следствие незрелости детского восприятия
и неумения детей пользоваться своей
памятью [8].
Рассматривая
процесс развития памяти ребёнка, А.Н.
Леонтьев отмечал, что если перед ребёнком
встаёт специальная цель — запомнить, то
запоминание и соответственно припоминание
имеют у него характер произвольного,
управляемого процесса. Если же эта цель
не выделяется, заслоняется другой, то
память вновь приобретает черты
непроизвольности [9].
Память детей
характеризуется большой пластичностью,
т.е. лёгкой запечатлеваемостью действующих
раздражений. На этом основании психологи
Мэйман и К. Бюлер считают, что память
ребёнка лучше, чем память взрослого
[8]. Однако практика показывает, что хотя
маленькие дети и запоминают материал
быстро и легко, однако их память,
бесспорно, беднее памяти взрослых.
Запечатление идёт беспорядочно. Дети
легко удерживают в памяти совершенно
случайные события, отдельные шуточные
выражения, обрывки выражений взрослых.
Этот материал, запавший в память ребёнка,
сохраняется порой очень долго и так же
случайно «всплывает». Ребёнок не умеет
владеть богатством своей памяти, а её
пластичность усиливает бессмысленность
запоминания и сохранения часто совершенно
не нужного материала [10].
Наблюдения за
психическим развитием детей и специальные
исследования показывают, что память
ребёнка с возрастом развивается,
изменяясь как по объёму, так и в
качественном отношении.
Развитие памяти
обусловлено тем, что на разных этапах
жизни ребёнка изменяются его цели и
характер его взаимодействия с окружающей
действительностью.
Память как особый
психический процесс, как мнемическая
деятельность не дана ребёнку в готовом
виде от рождения. Она складывается и
изменяется в процессе его развития под
влиянием условий жизни и воспитания.
Важным моментом
в развитии памяти ребёнка является её
выделение из процесса восприятия, т.е.
возможность воспроизведения образа
объекта в отсутствии последнего.
В преддошкольном
возрасте память ребёнка носит
непреднамеренный, непроизвольный
характер, т.е. ребёнок, запоминает
что-либо, не ставя себе особой цели
запомнить. Запоминание и воспроизведение
осуществляется в процессе общения со
взрослым и обнаруживается по преимуществу
в форме узнавания. В дошкольном возрасте
память ребёнка всё более и более
приобретает результативный характер
[2].
Младший дошкольный
возраст (3-4 года). У
детей младшего дошкольного возраста
ещё отсутствуют процессы памяти как
специальные действия, направленные на
запоминание и припоминание. Ребёнок
этого возраста ещё не умеет целенаправленно
запоминать и припоминать. Как запоминание,
так и припоминание осуществляется в
этом возрасте непреднамеренно.
Запечатление и воспроизведение чего-либо
происходят без преднамеренных усилий
со стороны ребёнка в процессе выполнения
им практической или игровой деятельности.
Ребёнок 3-4 лет
запоминает и припоминает в основном
связи, образовавшиеся у него на основе
постоянно повторяющейся пространственной
или временной смежности воздействующих
объектов и явлений. Причём припоминание
у него проявляется преимущественно в
форме узнавания или ранее воспринимавшегося,
или сходного с тем, что уже знакомо.
Экспериментальные
данные П.И. Зинченко и Н.А. Корниенко
показывают, что дети этого возраста
могут воспроизвести в среднем не более
4 предметов или их изображений из 10-15
предъявляющихся им.
По данным ряда
авторов: А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина Н.А.
Корниенко, и др., ребёнок 3-4 лет в среднем
запоминает не более двух слов [2, 8, 13, 6].
Средний дошкольный
возраст (4-5 лет).
В этом возрасте у ребёнка появляются и
начинают развиваться процессы
преднамеренного запоминания и
припоминания. Ребёнок 4-5 лет уже может
принять мнемическую цель, ставящуюся
перед ним взрослым, может сам поставить
перед собой мнемическую цель в том
случае, когда этому благоприятствуют
условия деятельности.
По данным В. Занкова,
Д.М. Маянц, Н.А. Корниенко развитие
процессов памяти в среднем дошкольном
возрасте приводит к увеличению объёма
запоминаемого ребёнком материала. Дети
этого возраста могут воспроизвести в
среднем уже 5 из 10-15 однократно
предъявлявшихся им предметов и около
4 не связных между собой слов из ряда,
из 10-15 слов. Увеличивается также объём
запоминания связного текста [2, 13].
Опыты, проведенные
З.М.Истоминой по методике игры в «детский
сад» и «магазин» показали: что показатели
запоминания в данном случае неуклонно
повышаются с возрастом, наиболее
значительный подъём их отмечается при
переходе от трёх к четырём годам.
Автор описала
особенности запоминания у четырёхлетних
детей. В игре эти дети были озабочены
тем, чтобы действительно запомнить и
выполнить поручение, хотя у большинства
из них специальной активности так же,
как и у трёхлетних, ещё не проявлялось.
Правда, они иначе выслушивали поручение:
были более внимательны и стремились
как можно быстрее дойти до воспитательницы
и назвать то, что они запоминали. Однако
что надо делать для того, чтобы запомнить,
они так же не знали.
Способы запоминания,
к которым прибегает ребенок, не всегда
видны достаточно отчетливо. Однако
процессы запоминания и воспроизведения,
у этих детей приобретают черты
преднамеренности и произвольности.
Дети в возрасте четырёх лет пытаются
уже пользоваться повторением (вслух и
про себя), хотя делают это еще не умело.
Обобщая результаты
исследования запоминания у детей четырех
лет, необходимо отметить, что отношение
к поручению взрослого (его «принятие»
и «передача») у них еще во многом
напоминает поведение детей трёх лет.
Вместе с тем в этом возрасте уже многие
дети вычленяют мнемические цели. Поэтому
они иначе, чем трёхлетние, выслушивают
поручение взрослого. Продуктивность
запоминания у них становится выше.
Однако и они запоминают непосредственным
путём, без использования каких-либо
приёмов. Специальная активность при
запоминании, выражается в том, что
ребёнок впервые пытается использовать
повторение как прием запоминания,
наблюдалась только у некоторых детей
[8].
Старший дошкольный
возраст (6-7 лет). П.И.
Зинченко говорил, что в этом возрасте
процесс преднамеренного запоминания
и припоминания приобретают форму особой
развёрнутой деятельности, которая
подчиняется собственно мнемической
задаче — задаче припомнить или запомнить.
Произвольное, преднамеренное запоминание
по своей продуктивности начинает
приближаться к непроизвольному
запоминанию. Ребёнок научается управлять
своей памятью, используя различные
мнемические приёмы и средства, среди
которых ведущее место занимает речевое
опосредствование.
В старшем дошкольном
возрасте значительного развития
достигает словесно-логическая память.
Ребёнок 6-7 лет уже свободно пользуется
словом для установления смысловых
связей при запоминании.
Большую роль в
повышении продуктивности запоминания
в дошкольном возрасте играет то, что к
6-7 годам представления ребёнка об
окружающем начинают систематизироваться
[13].
Итак, дошкольный
возраст характеризуется интенсивным
развитием способности к запоминанию и
воспроизведению. Память дошкольников
носит в основном непроизвольный характер.
Развитие памяти обусловлено тем, что
на разных этапах жизни ребёнка изменяются
его цели и характер его взаимодействия
с окружающей действительностью. Нами
изучены характеристики памяти на
различных этапах дошкольного детства.
Память детей складывается и изменяется
под влиянием условий жизни и воспитания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Первые представления о предметах, отсутствующих в данный момент, в более или менее отчетливой форме появляются в конце младенческого или начале раннего возраста. Под влиянием овладения ходьбой и развития речи память ребенка начинает быстро развиваться. Постепенно увеличивается длительность латентного, или скрытого, периода узнавания и воспроизведения. Первоначально двигательные впечатления являются более значимыми, чем зрительные и слуховые. Освоение предметных действий создает благоприятные условия для запоминания разнообразных движений и действий. Наиболее хорошо запоминаются те из них, которые получили сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигнутого ребенком результата. На основе двигательной памяти происходит образование различных двигательных навыков. Однако лабильность и нестойкость нервных связей в коре головного мозга затрудняет быстрое превращение движений в автоматизмы, характерные для сформированного навыка. Даже кратковременное прекращение повторения движений ведет к угасанию образовавшихся ассоциаций и разрушению стереотипа. На протяжении раннего возраста увеличиваются объем и прочность памяти. Характерной особенностью памяти ребенка этого периода является ее непроизвольный характер, т.е. информация запоминается как бы «сама собой». Чаще всего дети запоминают то, что в той или иной степени сопровождает их практическую деятельность, что им непосредственно необходимо, интересно, что вызвало сильные эмоциональные реакции.
В. Г. Каменская изучала особенности запоминания предметов и времени удержания зрительного образа в памяти в игровой методике «Театр», предназначенной для изучения зрительной эмоционально окрашенной памяти детей от двух лет. Перед ребенком находится сцена, на которой разыгрываются события игры в прятки. Экспериментатор на глазах ребенка прячет в домик или в два разных домика выбранные ребенком игрушки. После фиксируемой временной паузы, в течение которой занавес задергивается и внимание ребенка активно отвлекается от сцены, его просят показать домик, в который была спрятана вначале одна игрушка, а затем после первого выбора – вторая. Постепенно в ходе игры в случае правильных реакций выбора время отвлечения увеличивается. Фиксируется максимальное время правильного выбора одной или двух игрушек, которое принимается за время удержания зрительного образа в памяти, что позволяет определить временны́е характеристики памяти. Если изучается объем зрительной памяти, т.е. то число предметов, одновременное местоположение которых ребенок помнит, игрушкам придают разный эмоциональный смысл. Одна игрушка – это понравившаяся ребенку (с эмоционально положительной окраской); вторая – та, которая меньше всего ребенку нравится из предлагаемого набора игрушек (с эмоционально отрицательной окраской). В игру может быть введена третья игрушка – предлагаемый экспериментатором нейтральный объект: бесцветный кубик или неяркий бытовой предмет. Размеры игрушек выравнены между собой. Число игрушек, местоположение которых ребенок удерживает в памяти в одном блоке задач, определяет объем зрительной памяти.
Неоднократные эксперименты, выполненные с участием детей двух- и трехлетнего возраста, выявили факт возрастного увеличения времени удержания зрительного образа от четырех минут у младших детей до шести – у старших. Значение времени удержания говорит о том, что в раннем возрасте используется кратковременная память. Объем памяти оказался более вариативным, так как большинство детей могут запомнить местоположение двух предметов при значительном снижении времени удержания. Среди двухлетних детей имеется незначительная по численности группа (примерно 10-11%), в которой дети способны удержать в кратковременной памяти три предмета, один из них – нейтральный и предложенный взрослым партнером по игре. Устойчивым фактом явилось обнаружение большей устойчивости запоминания эмоционально окрашенных игрушек по сравнению с нейтральным объектом. Независимо от возраста участников игры ими лучше запоминались отрицательно окрашенные игрушки. В целом эти серии изучения зрительной памяти позволяют утверждать, что в раннем детстве представлена кратковременная форма зрительной памяти, которая функционирует на основе эмоциональных механизмов восприятия. Кроме того, была обнаружена четкая индивидуализация процесса зрительной памяти, выражающаяся в разной степени ее развития у детей одного и того же возраста.
Развитие памяти в раннем детстве осуществляется сразу по нескольким направлениям (рис. 6.3). Дети раннего возраста запоминают различные слова, звукосочетания, фразы. В раннем возрасте еще выделяется специально словесная память, а в последующие годы она сливается со смысловой.
Дети хорошо запоминают короткие стишки, потешки, поговорки, считалки, шуточные выражения, которые они слышат от взрослых, и объективной основой такого запоминания является рифма и ритмическая структура этого материала. Дети легко овладевают не только своим, но и чужим языком при условии постоянных контактов с детьми и взрослыми, говорящими на данном языке. В раннем возрасте повторение непонятных слов и словосочетаний представляет собой своеобразную деятельность со звуковым составом слов.
Рис. 6.3. Направления развития памяти в раннем детстве
Память детей раннего возраста пластична, материал запоминается достаточно быстро и легко, однако беспорядочно. Ребенок может запомнить сложную информацию, а может сохранять в памяти несущественные случайные события, детали, обрывки высказываний взрослых, непонятные для него выражения. Ребенок не умеет управлять мнемическими процессами. Часто запомненный материал неожиданно вспоминается, пластичность приводит к тому, что в памяти сохраняется ненужный материал. Это обусловливается тем, что запоминание и воспроизведение еще не стали самостоятельными мнемическими процессами, а являются лишь способом овладения языком. Ранние детские представления отличаются бессистемностью, слитностью, неподвижностью.
Практический пример
Эксперименты Майерса показали, что выполняя задачу на узнавание, в которой детям трех лет многие предметы показывали всего лишь один раз, дети смогли правильно указать на 81% этих предметов. При выполнении задания на воспроизведение по памяти, когда детей просили назвать объекты, которые им только что показал экспериментатор, дети смогли назвать только 22% предметов.
На протяжении раннего детства память постепенно освобождается от опоры на непосредственное восприятие. Помимо узнавания формируется воспроизведение (сначала непроизвольное, которое вызывается конкретным объектом или словом взрослого, а затем произвольное). Ранние формы непроизвольного воспроизведения наиболее ярко проявляются в двигательной памяти. Воспоминания актуализируются какими-либо внешними факторами, прошлыми впечатлениями. Чаще всего наблюдается подкрепленное эмоционально воспроизведение ранее воспринятого материала по ассоциации сходства или смежности (во времени и пространстве). К концу раннего возраста у детей формируются предпосылки к запоминанию и воспроизведению по образцу, а затем по словесному указанию взрослого, что является важнейшими предпосылками произвольной памяти.
Источник