Периодизация психического развития личности ребенка

Периодизация психического развития личности ребенка thumbnail

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина — возрастная периодизация развития ребёнка от рождения до 17 лет, разработанная советским психологом Д. Б. Элькониным. Периодизация Эльконина является общепринятой в российской возрастной психологии[1][2].

Критерии периодизации[править | править код]

В периодизации Д. Б. Эльконина интегрированы теория деятельности А. Н. Леонтьева, концепция развития личности Л. И. Божович и основные положения Л. С. Выготского о структуре и динамике психологического возраста.

Согласно Л. С. Выготскому, возрастной период характеризуется своей социальной ситуацией развития — совершенно своеобразным, специфическим для данного возраста, исключительным, единственным и неповторимым отношением между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.[3]

Структура психологического возраста включает в себя так же такой компонент как ведущая деятельность. Посредством ведущей деятельности происходит развитие других видов деятельности ребёнка и обеспечивается появление психологических новообразований. Возрастные новообразования — новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.[4]

Ребёнок в процессе своего развития находится во взаимодействии с окружающими его предметами и взрослыми. Использование ведущей деятельности в качестве критерия периодизации позволяет выделить две системы деятельности: «ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый». Физические свойства предметов не содержат в себе информацию об общественном происхождении предметов, о выработанных способах действий с ними. Для понимания способов действий с общественным предметом, для воспроизведения общественного опыта физические свойства вещи выступают лишь как ориентиры, а носителем этих способов является взрослый человек. В процессе усвоения общественно выработанных способов действий с предметами происходит всестороннее интеллектуальное развитие ребёнка и формирование его как члена общества. Взрослый выступает перед ребёнком не со стороны случайных и индивидуальных качеств, а как носитель определённых видов общественной деятельности, осуществляющий определённые задачи и подчиняющийся определённым нормам. В то же время, из внешних свойств деятельности взрослого не следуют её задачи и мотивы: она для ребёнка воспринимается как преобразование или производство предметов. «Поэтому становится необходимым особый процесс усвоения задач и мотивов человеческой деятельности и тех норм отношений, в которые вступают люди в процессе её осуществления».[3]

Соответственно этим двум системам(«ребёнок — общественный предмет» и «ребёнок — общественный взрослый») Эльконин выделяет 2 линии развития ребёнка: операционно-техническую и мотивационно-потребностную. Соотношение динамики развития каждой из этих линий лежит в основе выделения возрастных периодов.

Таким образом, каждый возраст в периодизации Д. Б. Эльконина может быть описан через социальную ситуацию развития, ведущую деятельность и новообразования.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно Д. Б. Эльконину всё детство разделяется на 3 эпохи. Переход от одной эпохи к другой происходит в результате кризиса, в котором разрешается движущее противоречие между уровнем развития двух сфер: развитые операционно-технические способности не соответствуют наличествующей мотивационной сфере ребёнка. Каждая эпоха состоит из 2 периодов, различающихся тем, какая система является преобладающей: первый период внутри каждый эпохи связан с развитием мотивационно-потребностной сферы, а второй — операционно-технической. Кризис при переходе от одного периода к другому внутри эпохи связан с несоответствием сформировавшихся мотивов и потребностей с теми возможностями реализации деятельности, которые есть у ребёнка. В периодах можно выделить более мелкие единицы — фазы.

В периодизацию не включено пренатальное развитие, так как в этом периоде действуют другие механизмы развития (органического созревания).

Эпоха раннего детства (0-3 лет)[править | править код]

Данная эпоха начинается с кризиса новорожденности. Кризис порождается противоречием между полной беспомощностью ребёнка и его зависимостью от близкого взрослого с одной стороны, и отсутствием готовых форм общения, с другой. Разрешение кризиса происходит к 2 месяцам и связано с появлением индивидуальной психической жизни и потребности в общении (комплекс оживления).

Период младенчества (2 месяца-1 год)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: связанность, «слитость» ребёнка с матерью, все формы активности младенца опосредованы взрослым; ребёнок вплетён в деятельность ухаживающего взрослого. Эту ситуацию развития называют ситуацией «Пра-Мы».
  • Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение с взрослым (мотивационная сфера)
  • Новообразования: ходьба, эмоционально-заряженные представления, открытие своего физического Я (понимание своего облика в зеркале), выделение себя в мире людей.

Выделяют раннее и позднее младенчество. В раннем младенчестве основной формой общения является ситуативно-личностная, и развивается преимущественно восприятие. В позднем же младенчестве появляется ситуативно-деловое общение и большее развитие происходит в сфере моторных функций (локомоторные и мануальные действия).

Период младенчества заканчивается кризисом одного года. Ребёнок ещё не владеет необходимыми операционно-техническими средствами, чтобы осуществлять деятельность, соответствующую его сформированным мотивам. У ребёнка создаётся основа для выделения самого себя в мире людей, мотивы становятся автономными.

Период раннего детства (1-3 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад «Пра-Мы», появление относительной самостоятельности и автономности в передвижении, возрастающий интерес к предметам приводит к необходимости изменения привычных средств общения, взрослый теперь воспринимается не как посредник между ребёнком и окружающим миром, а как помощник при их взаимодействии.
  • Ведущая деятельность: предметно-орудийная, взаимодействие с предметами как с социальными орудиями (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: речь; открытие себя в качестве субъекта деятельности — стремление самостоятельно выполнять деятельность, которую выполняет взрослый, появление местоимения «Я»; чувство гордости за свои достижения.

Период раннего детства так же делят на две фазы, граница между которыми проходит примерно в возрасте 1,5-1,8 лет. В первой фазе в основном развивается импрессивная речь ребёнка (происходит усвоение слов, названий предметов;), а во второй фазе преимущественное развитие происходит в сфере экспрессивной речи(ребёнок начинает говорить слова, пытается строить предложения, то есть сам использует речь для взаимодействия с окружающими людьми). Ранний возраст (и эпоха раннего детства, соответственно) заканчивается кризисом 3 лет — кризисом «Я-сам». ребёнок открывает себя как субъект деятельности, поэтому в течение кризиса происходит перестройка отношений между ребёнком и взрослым в пользу большей автономии ребёнка. Этот кризис обладает яркой симптоматикой: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, стремление к деспотизму.

Эпоха детства (3-11 лет)[править | править код]

Период дошкольного детства (3-7 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: распад совместной деятельности с взрослым; поведение взрослого выступает образцом, который моделируется ребёнком в совместной со сверстником деятельности.
  • Ведущая деятельность: сюжетно-ролевая игра (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: преодоление эгоцентризма, усвоение первых этических категорий добра и зла, развитие произвольности поведения, формирование наглядно-образного мышления, появление первичной иерархии мотивов, открытие себя в качестве носителя внутреннего мира, возникновения внутренней позиции школьника (высокая познавательная мотивация, желание учиться), знаково-символическая функция сознания (возможность использовать один предмет в качестве заместителя другого).

Переход от дошкольного детства к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Этот кризис связан с формированием внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру. Основные симптомы кризиса:

  • потеря непосредственности: появляется дополнительное обдумывание последствий своих действий, его переживания и желания не соответствуют поведению, у ребёнка появляются секреты.
  • манерничание: ребёнок в некоторых ситуациях начинает играть определённую роль, что-то из себя изображая;
  • феномен «горькой конфеты»: мотив соблюдения правил становится сильнее мотива получить желаемое. Ребёнок может не радоваться тому, что получил нечестно.
Читайте также:  Как среда влияет на развитие личности ребенка

Младший школьный возраст (7-11 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение привычной формы жизни ребёнка, появление нового взрослого — социального взрослого. Две линии развития отношений: «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок- социальный взрослый».
  • Ведущая деятельность: учебная, направлена на овладение универсальными способами действий в системе научных понятий (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия, планирование, формирование воли, интеллектуализация психических функций, знаковое опосредование психических процессов, теоретическое мышление.

Завершается данный период (и эпоха детства) кризисом 12 лет. Происходит изменение представления ребёнка о себе в связи с началом полового созревания и появлением способности к рефлексии своих чувств и действий.

Эпоха подростничества (12-17 лет)[править | править код]

Младший подростковый возраст (12-15 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: общей характеристикой является расширение сферы социальной активности и изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями. Переход в среднюю школу сопровождается увеличением числа и разнообразия преподавателей, с которыми необходимо выстраивать отношения; отношения со сверстниками выходят за рамки учебной деятельности. Оформляются подростковые сообщества, в которых осваиваются нормы социальной жизни, нравственные нормы регуляции отношений. 
  • Ведущая деятельность: интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений, на усвоение норм социального поведения (мотивационно-потребностная сфера).
  • Новообразования: чувство взрослости, возникновение личностной рефлексии, и на её основе самосознания, открытие своего «Я».

Кризис 15 лет связан с необходимостью изменить своё место с обществе в связи с новым пониманием себя. У ребёнка к этому возрасту появляется желание видеть себя в роли взрослого, он хочет, чтобы к нему относились как к взрослому, а родители (и другие взрослые в окружении) оказываются ещё не готовы к этому.

Старший подростковый возраст (15-17 лет)[править | править код]

  • Социальная ситуация развития: изменение характера учебной деятельности, она приобретает характер деятельности по самообразованию, подросток среди многообразия секций, курсов, возможных профессий, репетиторов и хобби находится перед профессиональным выбором.
  • Ведущая деятельность: учебно-профессиональная, которая предполагает овладение системой научных понятий в рамках предварительного профессионального самоопределения, приобретение профессиональных знаний и умений (операционно-техническая сфера).
  • Новообразования: профессиональное и личностное самоопределение, система ценностных ориентаций.

Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет, который связан со вступлением ребёнка во взрослую жизнь, сменой стиля жизни, вида деятельности, и круга общения.

Выделение общих закономерностей развития после 17 лет оказывается очень затруднительным из-за огромного многообразия тех жизненных путей, которые может выбрать человек.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Вопросы психологии, 1971, № 4
  • Выготский Л. С. Проблема возраста.// Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. — 2005.

См. также[править | править код]

  • Нормативные кризисы развития
  • Возрастная периодизация
  • Психосоциальное развитие
  • Психосексуальное развитие
  • Эльконин, Даниил Борисович
  • Нормативные кризисы развития

Источник

3

Вопрос № 3

Возрастная
периодизация психического развития
ребенка.

Возраст
качественно
своеобразный период физического,
психологического или поведенческого
развития, характеризующийся присущими
только ему особенностями.

Виды
возрастов:

• биологический
— определяется степень созревания
организма, состоянию нерв­ная система
и ВНД.

• социальный —
определяется уровнем социальных ролей,
функции человека (16 лет — права и
обязанности).

• психологический
— особенности психологии и поведения,
качественные изме­нения в психическом
развитии — достигнутый к этому времени
уровень психо­логического развития.

• физический —
характеризует время жизни ребенка в
годах, месяцах и днях, прошедших с момента
его рождения.

Периодизация
– разделение жизненного цикла на
отдельные периоды или возрастные этапы.

Периодизация
Л.С. Выготского

Основные
понятия теории Выготского.

Выготский рассматривает развитие,
прежде всего как возникновение нового.
Стадии развития характеризуются
возрастными
новообразованиями,
т.е. качествами или свойствами, которых
не было раньше в готовом виде. Источником
развития, по Выготскому, является
социальная среда. Взаимодействие ребенка
со своим социальным окружением,
воспитывающим и обучающим его, определяет
возникновение возрастных новообразований.

Выготский
вводит понятие «социальная
ситуация развития»
— специфическое для каждого возраста
отношение между ребенком и социальной
средой. Среда становится совершенно
иной, когда ребенок переходит от одной
возрастной стадии к следующей.

Динамика
возрастного развития.

Л.С. Выготский выделяет стабильные и
кризисные стадии развития.

Для стабильного
периода характерно плавное течение
процесса развития, без резких сдвигов
и перемен в личности ребенка. Стабильные
периоды составляют большую часть
детства. Они длятся, как правило, по
нескольку лет. И возрастные новообразования,
образующиеся так медленно и долго,
оказываются устойчивыми, фиксируются
в структуре личности.

Кроме
стабильных, существуют кризисные периоды
развития. Это краткие, но бурные стадии,
в течение которых происходят значительные
сдвиги в развитии. Кризисы длятся
недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет.

В кризисные периоды
обостряются основные противоречия: с
одной стороны, между возросшими
потребностями ребенка и его все еще
ограниченными возможностями, с другой
— между новыми потребностями ребенка
и сложившимися раньше отношениями со
взрослыми.

Периоды
детского развития.

Кризисные и стабильные периоды развития
чередуются. Поэтому возрастная
периодизация Л.С. Выготского имеет
следующий вид:

— кризис
новорожденности;

— младенческий
возраст (2 месяца-1 год) — кризис 1 года;

— раннее детство
(1-3 года) — кризис 3 лет;

— дошкольный возраст
(3-7 лет) — кризис 7 лет;

— школьный возраст
(8-12 лет) — кризис 13 лет;

— пубертатный
возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

Периодизация
Д.Б. Эльконина

Д.Б.
Эльконин создал периодизации на основе
идей Выготского и Леонтьева. Основана
на смене ведущего типа деятельности.
Среди видов ведущей деятельности
Эльконин выделяет две группы.

В
первую группу
входят деятельности, которые ориентируют
ребенка на нормы отношений между людьми:

  • непосредственно-эмоциональное
    общение младенца,

  • ролевая игра
    дошкольника

  • интимно-личностное
    общение подростка.

Деятельности
первого типа связаны с системой отношений
«ребенок —взрослый».

Вторую
группу составляют
ведущие деятельности, благодаря которым
усваиваются способы действий с предметами:

  • предметно-манипулятивная
    деятельность ребенка раннего возраста,

  • учебная деятельность
    младшего школьника

  • учебно-профессиональная
    деятельность старшеклассника.

Деятельности
второго типа связаны с системой отношений
«ребенок —предмет».

Согласно Эльконину,
каждый возраст характеризуется

  • социальной
    ситуацией развития;

  • ведущей
    деятельностью;

  • возрастными
    новообразованиями.

Границами возрастов
служат кризисы — переломные моменты в
развитии ребенка.

Периодизация
детского развития
.
Согласно периодизации Эльконина, процесс
детского развития в целом можно разделить
на этапы (более крупные временные
образования), включающие в себя периоды
детского развития.

Этапы
детского развития.

Детство, охватывающее период времени
от рождения ребенка до окончания школы,
по возрастной классификации делится
на следующие три этапа:

— дошкольное детство
(от рождения до 6—7 лет);

— младший школьный
возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по
четвертый-пятый классы школы);

— средний и старший
школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с
пятого по одиннадцатый класс школы).

Периоды
детского развития.

Весь процесс детского развития в целом
можно разделить на семь периодов:

1.
Младенчество: от рождения до 1 года
жизни.

Читайте также:  Лекция семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с овз

2.
Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3.
Младший и средний дошкольный возраст
: от 3 до 4-5 лет.

4.
Старший дошкольный возраст: от 4-5 до 6-7
лет.

5.
Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11
лет.

6.
Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет.

7.
Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17
лет.

Каждый из этих
возрастных периодов имеет свои
особенности, требует своего стиля
общения с детьми, применения особых
приемов и методов обучения и воспитания.

Источник

Психологическое
развитие личности проходит ряд периодов.
Каждый период представляет собой
определенную ступень развития личности,
оттенок ее жизненного пути. В границах
каждого периода выделяются стадии, а в
границах каждой стадии – фазы.

Определение
периодов, стадий и фаз психического
развития человека необходимо для
рационального построения системы
обучения и воспитания, профессионального
самоопределения молодого поколения,
полнее использовать трудовой и творческий
потенциал взрослого человека на каждом
возрастном этапе.

Многие психологи
занимались вопросом возрастной
периодизации психического развития
личности. Известна теории, принадлежащая
американскому психологу Э.Эриксону,
который придерживался так называемого
эпигенетического принципа: генетической
предопределенности стадий, которые в
своем личностном развитии обязательно
проходит человек от рождения до конца
своих дней. Э.Эриксон выделил и описал
восемь жизненных психологических
кризисов, по его мнению, неизбежно
наступающих у каждого человека:

  1. Кризис доверия –
    недоверия (в течении первого года
    жизни). Этот кризис связан с удовлетворением
    ребенком своих физиологических
    потребностей, вследствие чего развивается
    его доверие или недоверие к окружащему
    миру.

  2. Автономия в
    противовес сомнениям и стыду (2-3 года).
    Кризис связан с первым опытом обучения
    ребенка, выработки привычки опрятности.
    Понимание ребенком, систематичность
    и последовательность в обучении
    развивает самостоятельность, тогда
    как наказания и непоследовательность
    – страх и сомнение.

  3. Появление
    инициативности в противовес чувству
    вины (от трех до шести лет). Это кризис
    соответствует дошкольному возрасту,
    когда происходит самоутверждение
    ребенка. Планы, которые он постоянно
    строит и которые ему позволяют
    осуществить, способствует развитию у
    него чувства инициативы. Наоборот,
    переживание повторных неудач приводит
    к закреплению чувства вины.

  4. Трудолюбие в
    противовес комплексу неполноценности
    (7-12 лет). Этот кризис происходит в
    школьном возрасте в зависимости от
    школьной атмосферы, отношений с
    одноклассниками и учителями, методов
    воспитания у ребенка развивается вкус
    к работе или чувство неполноценности.

  5. Личностное
    самоопределение и противовес
    индивидуальной серости и конформизму
    (от 12 до 18 лет) проявляется подростковом
    возрасте, когда устанавливаются образы
    поведения. Положительный опыт развивает
    идентификацию, негативный является
    причиной путаницы.

  6. Интимность и
    общительность в противовес личностной
    психологической изолированности (около
    20 лет). Этот кризис характерен для
    юношеского возраста. Он связан с поиском
    близости с любимым человеком. Отсутствие
    опыта может привести к изоляции человека
    и его замкнутости в себе.

  7. Забота о воспитании
    нового поколения в противовес «погружению
    в себя» (между 30 и 60 годами). При условии
    нормального развития этот возраст
    отличается высокой продуктивностью
    деятельности, активизацией чувства
    сохранения рода, уважение к мудрости.
    Нерешенный кризис обуславливает застой.

  8. Удовлетворенность
    прожитой жизнью в противовес отчаянию
    (старше 60 лет). Этот кризис приходится
    на время старения, когда подводятся
    итоги жизни. На этом этапе личность
    либо достигает целостности и принимает
    неизбежное или завершает жизнь с
    чувством страха перед смертью.

Становление
личности в концепции Эриксона понимается
как смена этапов, на каждом из которых
происходит качественное преобразование
внутреннего мира человека и радикальное
изменение его отношений с окружающими
людьми. В результате этого он как личность
приобретает нечто новое, характерное
именно для данного этапа развития и
сохраняющееся у него (по крайней мере
в виде заметных следов) в течение всей
жизни.

Сами личностные
новообразования, по Э.Эриксону, возникают
не на пустом месте — их появление на
определенной стадии подготовлено всем
процессом предшествующего развития
личности. Новое в ней может возникнуть
и утвердиться, лишь, когда в прошлом уже
были созданы соответствующие
психологические и поведенческие условия.

Формируясь и
развиваясь как личность, человек
приобретает не только положительные
качества, но и недостатки. Детально
представить в единой теории всевозможные
варианты индивидуального личностного
развития по всевозможным сочетаниям
положительных и отрицательных
новообразований практически невозможно.
Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон
изобразил в своей концепции только две
крайние линии личностного развития:
нормальную и аномальную. В чистом виде
они в жизни почти не встречаются, но
зато вмещают в себя всевозможные
промежуточные, варианты личностного
развития человека (табл. 1).

Таблица 1. Стадии
развития личности по
Э.Эриксону

Стадия развития

Нормальная
линия развития

Аномальная
линия развития

1. Раннее
младенчество (от рождения до 1 года)

2. Позднее
младенчество (от 1 года до 3 лет)

3.
Раннее детство (около 3— 5 лет)

Доверие к людям.
Взаимная любовь, привязанность,
взаимное признание родителей и ребенка,
удовлетворение потребностей детей в
общении и других жизненно важных
потребностей.

Самостоятельность,
уверенность в себе. Ребенок смотрит
на себя как на самостоятельного,
отдельного, но еще зависимого от
родителей человека.

Любознательность
и активность. Живое воображение и
заинтересованное изучение окружающего
мира, подражание взрослым, включение
в поло-ролевое поведение.

Недоверие к людям
как результат плохого обращения матери
с ребенком, игнорирование, пренебрежение
им, лишение любви. Слишком раннее или
резкое отлучение ребенка от груди,
его эмоциональная изоляция. Сомнения
в себе и гипертрофированное чувство
стыда. Ребенок ощущает свою
неприспособленность, сомневается в
своих способностях, испытывает лишения,
недостатки в развитии элементарных
двигательных навыков, например
хождения. У него слабо развита речь,
имеется сильное желание скрыть от
окружающих людей свою ущербность.

Пассивность и
безразличие к людям. Вялость, отсутствие
инициативы, инфантильное чувство
зависти к другим детям, подавленность
и уклончивость, отсутствие Признаков
полоролевого поведения.

4.
Среднее детство (от 5 до 11 лет)

Трудолюбие.
Выраженное чувство долга и стремление
к достижениям успехов. Развитие
познавательных и коммуникативных
умений и навыков. Постановка перед
собой и решение реальных задач.
Нацеленность игры и фантазии на лучшие
перспективы. Активное усвоение
инструментальных и предметных действий,
ориентированность на задачу.

Чувство собственной
неполноценности. Слаборазвитые
трудовые навыки. Избегание сложных
заданий, ситуаций соревнования с
другими людьми. Острое чувство
собственной неполноценности,
обреченности на то, чтобы всю жизнь
оставаться посредственностью. Ощущение
временного «затишья перед бурей», или
периодом половой зрелости. Конформность,
рабское поведение. Чувство тщетности
прилагаемых усилий при решении разных
задач.

5.
Половое созревание, под-ростничество
и юность (от 11 до 20 лет)

Жизненное
самоопределение. Развитие временной
перспективы — планов на будущее.
Самоопределение в вопросах: каким
быть? и кем быть? Активный поиск себя
и экспериментирование в разных ролях.
Учение. Четкая половая поляризация в
формах межличностного поведения.
Становление мировоззрения. Взятие на
себя лидерства в группах сверстников
и подчинение им при необходимости.

Путаница ролей.
Смещение и смешение временных
перспектив: появление мыслей не только
о будущем и настоящем, но и о прошлом.
Концентрация душевных сил на
самопознании, сильно выраженное
стремление разобраться в самом себе
в ущерб развитию отношения с внешним
миром и людьми. Поло-ролевая фиксация.
Потеря трудовой активности. Смешение
форм полоролевого поведения, ролей в
лидировании. Путаница в моральных и
мировоззренческих установках.

6.
Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)

Близость к людям.
Стремление к контактам с людьми,
желание к способность посвятить себя
людям. Рождение и воспитание детей.
Любовь и работа. Удовлетворенность
личной жизнью.

Изоляция от
людей. Избегание людей, особенно
близких, интимных отношений с ними.
Трудности характера, неразборчивые
отношения и непредсказуемое поведение.
Непризнание, изоляция, первые симптомы
отклонений в психике, душевных
расстройств, возникающих под влиянием
якобы существующих и действующих в
мире угрожающих сил.

7. Средняя
взрослость (от 40—45 до 60 лет)

8.
Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Творчество.
Продуктивная и творческая работа над
собой и с другими людьми. Зрелая,
полноценная и разнообразная жизнь.
Удовлетворенность семейными отношениями
и чувство гордости за своих детей.
Обучение и воспитание нового поколения.

Полнота жизни.
Постоянные раздумья о прошлом, его
спокойная, взвешенная оценка. Принятие
прожитой жизни такой, какая она есть.
Ощущение полноты и полезности прожитой
жизни. Способность примириться с
неизбежным. Понимание того, что смерть
не страшна.

Застой. Эгоизм
и эгоцентризм. Непродуктивность в
работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение
себя и исключительная забота о самом
себе.

Отчаяние. Ощущение
того, что жизнь прожита зря, что времени
осталось слишком мало, что оно бежит
слишком быстро. Осознание бессмысленности
своего существования, потеря веры в
себя и в других людей. Желание прожить
жизнь заново, стремление получить от
нее больше, чем было получено. Ощущение
отсутствия в мире порядка, наличия в
нем недоброго неразумного начала.
Боязнь приближающейся смерти.

Читайте также:  Социогенетический подход к развитию психики ребенка

Обобщая результаты
исследований многих психологов –
Л.И.Божовича, К.Бернара, Ш.Бюлера,
Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Косановского,
Г.С.Костюка, Б.Д.Эльконина, украинского
психолога В.Ф.Моргуна вместе с Н.Ю.Ткачевой
предложили целостную схему периоизации
развития личности на протяжении всей
ее жизни.

1. Фаза
новорожденности

(до 2 месяцев). В этот период создаются
предусловия становления личности. В
момент рождения происходит первый
кризис, связанный с резким изменением
ситуации развития, с переходом от
биологического типа развития к
социальному. Этот резкий переход от
внутриутробного периода существования
к послеродового целесообразно смягчать.
Есть данные, что адекватное преодоление
этого кризиса продлевает жизнь человека
в 1,5 раза.

Критерием завершения
этой фазы является образование связи
«ребенок – взрослый», когда появляется
положительная эмоциональная реакция
ребенка («комплекс оживления») на
взрослого человека. В этот период
возникают условные рефлексы на отдельные
раздражители, слуховая и зрительная
сосредоточенность.

2. Стадия
младенчества

(1-й год жизни) на этом этапе психического
развития ребенка ведущей является
потребность
в общении, а ведущей деятельностью –
общение
.
По своей форме общение младенца является
непосредственно эмоциональным. Суть
такого общения – обмен эмоциями между
ребенком и взрослым. На этой основе у
младенца в процессе собственной
детальности и общения со взрослым
формируется определенное психическое
новообразование, что является предисловием
развития личности, сознания. Это целостное
образования опосредствует его поведение
и ответ на действие внешней среды,
централизует психическую жизнь и
субъективно переживается как эмоциональное
самоощущение.

3. Раннее
детство

(до 3-х лет). Во внешнем плане оно проявляется
как резкий рост
независимости ребенка от взрослого
.
Ребенок овладевает ходьбой и предметными
действиями, становится более активным.
Взрослые должны своевременно перестроить
свое отношение к ребенку, предоставлять
ему больше свободы и самостоятельности.

Центральная линия
психического развития в это время
определяется предметной
манипулятивной деятельностью
,
в русле которой интенсивно формируются
другие виды деятельности — познавательная,
общение, труд в форме самообслуживания
и др.

На стадии от двух
до трех лет возникает новообразование,
связанное с первичным осознанием
собственной «самости», осознанием
себя отдельным человеком, деятелем.

4. Дошкольное
детство

(от 3-х до 7 лет). Основная потребность
этого периода принимать участие
в жизни и деятельности взрослых
.
Однако эта потребность не может полностью
реализоваться из-за недостаточности
физических сил, знаний, умений, навыков.
Не имея возможности удовлетворить
«взрослых желаний», ребенок старается
стать взрослым в воображении. Ориентируясь
на взрослого как на образец, подражая
ему, ребенок берет на себя роль взрослого,
он действует как взрослый человек, но
в форме действий с предметами –
заменителями, то есть с игрушками, во
время сюжетно-ролевой игры.

В
дошкольном воздасте впервые
рождается личность. Этот момент связан,
по мнению А.Н.Леонтьева, прежде всего с
формированием такого психического
новообразования, как механизм соподчинения
мотивов
,
когда общественные мотивы впервые
подчиняют себе индивидуальные мотивы
поведения ребенка.

5. Младшее
школьное детство

(от 7 до 12 лет). Главной потребностью
этого возрастного периода является
преображение определенного
общественного статуса, реализация
общественно значимой деятельности
,
которой является систематическая
учебная деятельность в школе.

Учебная деятельность
как ведущая опосредует всю систему
взаимоотношений ребенка с взрослыми.
Центральным моментом в этом процессе
является осознание своего нового места
в системе общественных отношений.
Взрослые должны способствовать таким
психическим
новообразованиям у ребенка, как осознание
себя субъектом познания через принятие
роли ученика.

6. Подростковый
возраст

(от 12 до 14 лет). В этот период завершается
детство, начинается переход к взрослости.
Для переходного периода характерно
несоответствие между новыми потребностями
«полуребенка полувзрослого человека»
и застарелым отношением к ним окружающих.
В это время возникает кризис,
который проявляется в резком
противопоставлении себя взрослым
,
внутренней дисгармонии, стремлением к
самостоятельности.

В подростковом
возрасте
общение становится ведущей деятельностью,
заменяя в этом плане учебную деятельность
.

Центральным
психическим новообразованием является
чувство взрослости.

Интенсивно
формируется собственная личность.
Подросток становится субъектом
саморазвития. Изменения в личности
подростка являются такими заметными и
значительными, и свидетельствуют о
«вторым рождением личности» (первое –
у детей двух – трех лет).

7. Старший
подростковый возраст

(15 – 17 лет). Социальная ситуация
психического развития старшего подростка
определяется его
потребностью занять место во взрослом
мире, выбрать направление профессионального
становления, подготовиться к
профессиональной деятельности. Ведущей
деятельностью в этом возрасте является
учение
,
но такое, которое обеспечивает подготовку
к профессиональной деятельности.
Подросток ставит перед собой проблемы
смысла жизни, бессмертия, формирования
мировоззрения и тому подобное.

8. Переход
к юности

(17-18 лет). Этот период характеризуется
существенной перестройкой личности,
связанной с изменениями в жизни молодого
человека (окончание школы, поступление
в высшее учебное заведение, начало
трудовой деятельности на производстве
и др.). он осуществляет переход от познания
мира к его преобразованию, от более или
менее автономного существования в семье
к самостоятельному созданию себя и
собственной судьбы, к самоутверждению
собственного «Я» в творческой
профессиональной деятельности.

9. Юношеский
возраст

(18 – 23 года). В психологическом плане в
этом возрасте осуществляется саморазвитие,
сознательное самосовершенствование.
Это стадия подготовки к взрослости, к
практической профессиональной
деятельности. Социальную ситуацию
развития можно определить как порог
взрослой жизни.

10. Молодость
(24-30 лет). Это начальный период зрелости.
Первое состояния молодости психологически
характеризуется как в