Развитие отношений ребенка к правилам игре

Развитие отношений ребенка к правилам игре thumbnail

Самостоятельная игра с правилами складывается к концу дошкольного возраста. Однако она не появляется сразу в развитой форме. Отношение ребенка к правилу существенно меняется на протяжении дошкольного детства. Интересно, что разные ученые представляли логику этих изменений по-разному.

Так, Д. Б. Эльконин исследовал развитие отношения к правилу в связи с развитием сюжетно-ролевой игры. Как отмечалось выше, Эльконин говорил о правиле, которое «скрыто в роли», оно еще не осознается, но направляет поведение ребенка. Это правило как бы находится внутри содержания игровых действий, связанных с ролью. Развитие игры идет от игр с развернутой ролью и скрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. С этой точки зрения правила вырастают из сюжета, вычленяются из него, затем обобщаются и принимают форму собственно правил. Несмотря на внешние различия игр с ролями и игр с правилами, в пределах дошкольного возраста между ними существует единство, которое позволяет говорить о единой линии развития игры[1].

Эльконин в известной книге «Психология игры» приводит результаты наблюдений за детьми в трех ситуациях:

  • 1) взрослый предлагает детям готовое правило;
  • 2) ребенок самостоятельно осваивает правило, наблюдая за игрой других;
  • 3) ситуация самостоятельного создания правил.

Наблюдения за результатами поведения детей в первой ситуации показали, что в младшем дошкольном возрасте соблюдению правила способствует их содержательная связь с ролью, а в среднем и старшем дошкольном возрасте правило соблюдается и без ролевого оформления.

Наблюдение за традиционными играми (игра в «классики») показало, что дети младшего возраста воспроизводят лишь отдельные внешние фрагменты игры (бросают биту, прыгают на одной ножке), и даже старшие дошкольники выполняют лишь отдельные действия по подражанию, но не поднимаются до обобщения правил и не могут их сформулировать.

В третьей ситуации, когда детям предлагается сформулировать правила игры с новым материалом, дети равного возраста ведут себя по-разному. Младшие дошкольники лишь манипулируют с новым материалом, не разворачивая сюжета, средние дошкольники (4—5 лет) развивают сюжет, в котором имеются «скрытые правила», но не формулируют их, а в старшем дошкольном возрасте правила обсуждаются и формулируются до игры[2]. Данные наблюдения позволили сделать Д. Б. Эльконину вывод, что развитие игры происходит от правил, скрытых в роли, к условным, осознанным правилам, которые формулируются заранее.

Совсем в другом контексте рассматривал становление отношения к правилу Ж. Пиаже. Развитие отношения к правилу Пиаже рассматривал в контексте отношений ребенка с другими людьми. Он выделил три стадии осознания правил:

  • 1) правило выполняется бессознательно и не является обязательным (примерно до середины стадии эгоцентризма, до 4—5 лет);
  • 2) правило рассматривается как обязательное, неприкосновенное, «спущенное сверху», т.е. внешнее (от 5 до 9—10 лет);
  • 3) правило устанавливается по взаимному согласию, и его можно менять при условии общей договоренности; принятое правило расценивается как закон (после 9—10 лет).

Возрастные границы при этом достаточно условны и зависят, с одной стороны, от развития интеллекта, а с другой — от опыта общения со сверстниками.

Характер осознания правила меняется в зависимости от этих отношений. Сначала это правило для себя (бессознательное и не обязательное), затем появляется правило принудительное, внешнее (в играх с правилами оно берется из примера авторитетных старших). Включение ребенка в сообщество равных (стадия кооперации) порождает рациональное правило, которое имеет обязательный характер, но основано на договоре, взаимном согласии. Смена принудительного внешнего правила рациональным во многом зависит от отношений ребенка со взрослым. Чем больше в этих отношениях обоюдного уважения и чем меньше принуждения, тем раньше появляется рациональное, внутренне принятое правило. Итак, для возникновения внутренне принятого правила необходима элементарная кооперация, а именно отношения равноправия и уважения.

Можно предположить, что овладение достаточно сложной структурой игры с правилом не происходит спонтанно, не вырастает стихийно из сюжетной игры или из взаимодействия с другими людьми, а требует определенных педагогических воздействий.

Михайленко и Короткова говорят о создании специальных педагогических условий для освоения игры с правилами как специфической деятельности. При этом они доказывают, что освоение игры с правилами может идти параллельно и относительно независимо от развития сюжетной игры. Авторы выстраивают последовательность формирования игры с правилами в дошкольном возрасте[3]. Опираясь на это исследование, рассмотрим этапы формирования игр с правилами и роль взрослого в этом процессе.

Источник

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Чем моложе дети, тем содержательнее и непосредственнее д/б связь между правилами, которым д/подчинять свои действия ребенок, и ролью, кот-ую он берет на себя.

Игра в эстафету – подчинение непосредственного импульса бежать к экспериментатору правилу бежать по сигналу. Только у самых младших детей есть неподчинение правилу. Дети или бегут до окончания команды, или не бегут и после ее окончания; непосредственный импульс бежать или побеждает, или тормозится; между импульсом бежать и правилом еще нет никакой борьбы. Уже в 4-летнем возрасте иначе: из 11 проб в 9 случаях подчинение правилу. Усложнение: игра в горелки, зд. команда явл-ся более длинной, поэтому импульс бежать все время нарастает, и сдержать его труднее. Дети 7 лет в отличие от 5-летних сознают свой импульс и, =>, уже сознательно подчиняются правилу. Введение сюжета повышает у младших детей возможность подчинения правилу (при игре в паровоз лучше, чем в простой эстафете). При введении сюжета происходит как бы отчуждение своих действий, их объективация, отсюда возможность их сравнения и оценки, =>, большая управляемость. Уже в сред. дошкол. возрасте становится возможным подчинение игровому правилу, не облеченному в ролевое содержание; в старшем дошкольном возрасте игры с готовыми правилами занимают значительное место; в школьном возрасте отодвигаются на второй план сюжетные ролевые игры.

Читайте также:  Родной язык и его значения в развитии ребенка

Экспер-т – игра в отгадки. Реб-к совместно с педагогом в отсутствие экспер-ра задумывал, какое действие д/совершить экспер-р, педагог условливался с ребенком, что они не скажут, что надо сделать, пусть отгадчик сам догадается. Экспер-р выполнял роль отгадчика, якобы не знающего, какое действие задумано. Ребенок одновременно имеет правило молчать и импульс подсказать, они вступают в противоречие. Ребенок (4,5 года) идет по линии желания, присутствие педагога на данной ступени не содействует выполнению правила. На второй ступени (5-6 лет) повед-е меняется, смысл игры для ребенка – не рассказать задуманное. Ребенок руководствуется правилом, но с трудом справляется с желанием подсказать. Дети прямо не подсказывают, но смотрят в упор на задуманное, дают наводящие указания, рады, когда экспер-р угадывает. Присутствие педагога или др. ребенка на этой стадии помогает сдерживать желания. На третьей стадии (6,5 – 7 лет) для детей смысл игры – не рассказать задуманное, побеждает правило, борьба не так видна. Правило соблюдается, даже когда педагог отсутствует.

Развитие игры идет от развернутой игровой ситуации и скрытыми внутри нее правилами к играм с открытыми правилами и свернутой игровой ситуацией.

Игра «придумывание правил игры» (дают игровое поле, солдат, всадников, командира, 2 шарика, надо придумать с ними игру). Ступени:

1) доигровая; правила отсут-т, нет оформленного сюжета, действия детей сводятся к манипулированию игрушками

2) появл-ся элементы сюжета и ролей, выделяется командир, игра в осн. сводится к построению и маршировке, отдел. эпизоды игры между собой не связаны, ясных правил нет

3) выступает сюжет, разыгрывается война, правила тесно связаны с сюжетом, правила не обобщены, но по ходу игры отдел. правила формируются

4) правила вычленяются и формулируются до начала игры, появл-ся и чисто условные правила, независимые от сюжета и игровой ситуации

1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Источник

Тамара Грузинова
Формирование взаимоотношений в игре детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Игра – воздействует на все стороны личности ребенка, регулирует отношения в детских группах. Игра — это способ усвоения общественного опыта, развития взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений между детьми имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей.

В первой младшей группе дети не умеют общаться друг с другом, сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.

Во второй младшей группе понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.

Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Со временем совместные игры приобретают элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно» (фото 1).

Создаются первые игровые объединения, дети объединяются в маленькие группки, по половому составу преобладают «чистые» микрообъединения,

но они имеют, в большинстве случаев, неустойчивый характер (фото 2,3).

Интенсивно развивается осознание ребенком себя как субъекта совместной деятельности, особенно в сюжетно-ролевых играх. В них ребенок начинает ориентироваться не только на сюжет, но и на сверстника, сферу его интересов, уровень возможностей и умений. У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата (фото 4,5).

Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться (фото 6).

Большую ценность представляют собою и коллективные игры. Игра сообща — это новое образование, в игре с другими детьми возникают новые отношения, где они высказывают свои суждения, желания. Игра учит совместному, коллективному действию, вырабатывает умение владеть собой. Во второй младшей группе первыми такими играми являются игры по конструированию (фото 7).

Для большинства детей этого возраста невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстает, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт.

Главным требованием, предъявляемым сверстнику перед принятием его в совместную игру, является владение игровыми операциями. Дети определяют свое отношение к сверстнику эмоционально, чем рационально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.

Читайте также:  Понятие общения его роль в психическом развитии ребенка

В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений.

В этом возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого сравнения ищутся не черты сходства, а происходит противопоставление себя и другого. Именно поэтому средний дошкольный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать.

Дети старшего дошкольного возрастас большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более чем с другими.

Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования дружеских, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей.

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка.

В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли.

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей.

Положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависят от условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. В настоящий момент наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребность быть полезным и добрым, готовность использовать все свои способности.

Но практика показывает, что некоторые родители испытывают трудности в процессе воспитания ребенка, им необходима существенная помощь педагогов с целью повышения их педагогической культуры, конкретные знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах воспитания.

Тесная связь между родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности ребенка, формированием его нравственности — важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Источник

Игры с правилами: сущность и классификация

Определение 1

Игры с правилами – это группа игр с установленными правилами, которые специально созданы для решения определенных задач обучения и воспитания детей.

Данные игры имеют готовое содержание, а обязательным их компонентом являются фиксированные правила.

Решение необходимых задач происходит через игровые действия ребенка при выполнении того или иного задания. Данный вид игр – это сложное и многогранное явление со своими функциями: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, компенсаторной и функцией самовыражения.

Через игру ребенок отражает взрослый реальный мир и стремится всё познать через игру. Игра – это большие возможности для обучения ребенка в дошкольном учреждении.

Дидактическим играм большое внимание уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.П. Усова и многие другие.

Для старшего дошкольного возраста ведущим видом игры является игра с правилами. В ходе этих игр происходят важные изменения психики ребенка, формируются произвольные формы общения с окружающими людьми, идет подготовка к новой сложной деятельности – учению.

Игры с правилами делятся на две большие группы в зависимости от характера обучающей задачи. Это:

  • дидактические игры;
  • подвижные игры.

В свою очередь эти группы классифицируются по разным основаниям. Например, по содержанию дидактические игры могут быть математические, речевые, природоведческие.

По дидактическому материалу, используемому в процессе игры, выделяют игры с предметами и игрушками, словесные игры, пастельно-печатные.

По степени подвижности вторая группа игр классифицируется следующим образом – игры малой, средней, большой подвижности.

По движениям, преобладающим в игре – игры с прыжками, игры с перебежками и др.

По используемым предметам подвижные игры могут быть с мячом, с обручами, с лентами и др.

Среди подвижных и дидактических игр есть сюжетные игры, где играющим надо выполнять свои роли, например, «кошки-мышки», «магазин сувениров», а также бессюжетные игры – «палочка-выручалочка», «что изменилось?».

В игре с правилами ребенка привлекает желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать.

В ходе игрового процесса решается определенная задача – не просто переложить картинки с одного места на другое, а разместить их парами, подобрать по определенному признаку и др.

Поведение ребенка во время игры подчиняется игровым правилам, о чем говорил ещё А.Н. Леонтьев – овладеть правилом игры, значит овладеть своим поведением и этот факт определяет воспитательное значение игры.

Читайте также:  Мышление и умственное развитие ребенка

Каждый участник игр с правилами может сравнивать свои результаты и действия с результатами других участников. Ребенок самостоятельно учится оценивать себя в игре, а это развивает у дошкольников способность к самооценке и взаимооценке. Видя свои промахи в игре в сравнении с другими детьми, ребенок стремится к самосовершенствованию. Успешная игра поднимает авторитет ребенка и побуждает его к новым достижениям.

Замечание 1

Игра с правилами, таким образом, является для детей дошкольного возраста важным средством обучения и воспитания.

Развивающее значение игр с правилами

Игры с правилами относятся к традиционным играм и многие из них передаются из поколения в поколение. Отличаются они единством структуры и сохранением базовых элементов.

По Д. Б. Эльконину этап предметной игры является подступом к роли, ролевая игра – это её расцвет, игра с правилом – сворачивание роли до чистого правила. Отсюда – игра с правилами вытекает из ролевой и имеет единую логику развития.

Другие авторы считают, что сюжетно-ролевая игра, совсем не является основной причиной игры с правилами, а это означает, что для различных видов игр характерны независимые сосуществующие линии развития.

Игра с правилами не может проходить индивидуально, она обязательно предполагает наличие партнеров. Само название игры говорит о том, что действия ребенка определяются правилами, безусловно, сюжетная игра тоже имеет свои правила, но, они принципиально отличаются.

Действия участников игры с правилами реальны и однозначны и правила не допускают субъективных интерпретаций, они обязательны для всех участников.

Отличительным моментом является также и то, что в играх с правилами всегда есть выигрыш, т.е. заранее заданный результат. С выигрышем один цикл игры заканчивается и начинается следующий цикл – это говорит о том, что игра с правилами имеет цикличность.

Центральным и специфичным моментом игры с правилом является выигрыш, в котором сосредоточены совместность и состязательность, цикличность и повторяемость действий. В игре с правилами все играющие находятся в равном положении и возможностями успеха.

Правил в этой игре три вида – нормативные правила, собственно игровые правила, правила установления выигрыша.

Замечание 2

Правила хорошо известны всем – кто дальше, кто больше, кто быстрее.

Игры с правилами развивают нормативную регуляцию поведения. Такая нормативная регуляция и саморегуляция – важная составляющая морального и социального развития ребенка.

Соблюдение единых норм поведения в игре с правилами есть важная предпосылка законопослушного поведения человека, предпосылка формирования адекватной самооценки.

Важным моментом для дошкольника является опыт переживания временной неудачи, которая переживается как серьезное поражение. С другой стороны, сильно переживаемый проигрыш является своеобразным стрессом для ребенка и может вызвать плач, агрессию, уход в себя. В этом случае игру с правилами надо заменить другой деятельностью.

Замечание 3

В ходе игры с правилами ребенок овладевает разными формами взаимодействия со сверстниками, что, безусловно, способствует его социальному и коммуникативному развитию.

Развитие отношения дошкольника к правилу

Игра с правилами не проявляется сразу в развитой форме и складывается к концу дошкольного возраста. За этот период ребенок меняет отношение к правилу. Логику этих изменений ученые представляли по-разному.

Д.Б. Эльконин, например, говорил о правиле, которое «скрыто в роли», ребенком оно ещё не осознается, но направляет его поведение. В своей книге «Психология игры», наблюдая за игрой, он пишет о трех ситуациях:

  1. взрослые предлагают готовое правило детям;
  2. наблюдая за игрой, ребенок сам осваивает правило;
  3. самостоятельное создание правил.

Наблюдения за первой ситуацией показали, что соблюдению правил в младшем дошкольном возрасте способствует их содержательная связь с ролью, а без ролевого оформления правило соблюдается в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Играя в традиционные игры, например, классики, дети младшего возраста воспроизводят только отдельные фрагменты игры, но сформулировать и обобщить правила, они ещё не могут.

Если предлагается сформулировать правила игры с новым материалом – это третья ситуация — дети одного возраста ведут себя по-разному.

Дети 4-х, 5-ти лет развивают сюжет, а старшие дошкольники до игры обсуждают и формулируют правила игры.

Ж. Пиаже рассматривал отношение к правилу совсем в другом контексте – в контексте отношений ребенка с другими людьми и выделил три стадии осознания правил:

  1. до 4-х -5-ти лет правило не является обязательным и выполняется ребенком бессознательно;
  2. от 5-ти до 10-лет правило рассматривается как неприкосновенное, обязательное;
  3. после 10 лет правило, при условии общей договоренности, можно менять и устанавливать по взаимному согласию.

Границы возраста условны и, с одной стороны, зависят от интеллекта, а с другой стороны зависят от опыта общения со сверстниками.

При изменении отношений меняется характер осознания правила.

На первом этапе это правило бессознательное и необязательное, затем проявляется правило принудительное. Когда ребенок включен в сообщество равных – зарождается правило рациональное с обязательным характером, но при взаимном согласии.

Рациональное, внутренне принятое правило приходит на смену принудительного при обоюдном уважении и отсутствии принуждения со стороны взрослого человека. Таким образом, внутреннее правило возникает тогда, когда существуют отношения равноправия и уважения.

Источник