43. Развитие отношений между взрослым и ребенком

К важнейшей особенности дошкольного возраста относят то, что память ставится в центр сознания. Прежде всего у ребенка изменяется мышление: оно приобретает возможность действовать в плане общих представлений.

Первое следствие отвлеченного мышления значительно расширяет круг доступных ребенку представлений и обобщений.

Второе следствие – перестройка интересов и потребностей ребенка. Возникает первое эффективное обобщение, замещение и переключение интересов.

Третье следствие – ребенок переходит к новым типам деятельности со своеобразным отношением мысли и действия. Появляется возможность идти от замысла к его воплощению.

Наконец в дошкольном возрасте у ребенка возникают начальные общие представления о природе, о самом себе, появляется первый абрис детского мировоззрения. Л. С. Выготский связывает это с тем, что дошкольный возраст лишен детской амнезии, свойственной ранним возрастам. А. Н. Леонтьев считал, что каждая стадия психического развития обусловлена определенным, на данном этапе отношением ребенка к действительности, ведущим типом деятельности. Изменение ведущего типа деятельности связано с возникновением новых мотивов. Характерной особенностью деятельности, возникающей в дошкольном возрасте, является то, что она побуждается системой взаимно соподчиненных между собой мотивов.

С конца раннего детства происходит распад совместной деятельности ребенка со взрослыми. В отличие от раннего детства, когда между ситуацией и действиями ребенка нет промежуточных личностно-мотивационных звеньев, на рубеже раннего и дошкольного возраста появляются тенденции к самостоятельности, взрослый выделяется как образец. Соподчинение мотивов, о котором говорит Леонтьев, есть выражение столкновений между тенденцией к непосредственному действию и действием по образцу.

Могут быть выделены три типа деятельности, включающих присутствие взрослого. Во-первых, игра, в которой отношения ребенка и взрослого даны в опосредованной форме. Во-вторых, занятия, в которых взрослый руководит деятельностью через смысл предлагаемых заданий и их оценку.

В-третьих, деятельность, связанная с выполнением разнообразных режимных моментов, в которой отношение ребенка и педагога даны в непосредственной форме.

Развитие отношений между взрослым и ребенком приводит к концу дошкольного периода к выделению и осознанию ребенком специфических функций взрослого и собственных специфических обязанностей. Появляется осознание роли учителя и своей общественной функции – учиться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Развитие форм взаимодействия с ребенком
Выше мы говорили о том, как поднять активность ребенка, как помочь ему научиться находить опору в уюте, привычных обстоятельствах жизни и новых удовольствиях, переживать свои успехи и эмоциональную связь с близкими. Без этого он не

Инверсивность отношений между массой и энергией
В своей книге Наука и Современный мир Альфред Норт Уайтхед описывает интеллектуальный климат на рубеже веков, который привел к парадигмальному смещению от субстанции к структурным отношениям. Он пишет:Опасность нависла

1. Какая разница между взрослым и ребенком?
Взрослые гораздо больше похожи на детей, чем дети на взрослых. Для многих детей грузовик — это просто большая машина. Они долго не могут понять, что грузовики существуют для перевозки вещей, а обыкновенные легковые машины — для

Развитие отношений между диспетчером и демоном
Джон: Вам нужно найти два состояния полной самоотдачи, к которым вы уже имели доступ где-то в личной истории. Есть одно ограничение: оба эти состояния должны быть состояниями полной, стопроцентной погруженности и при этом

РАЗВИТИЕ КАК ПРОЦЕСС ОВЛАДЕНИЯ РЕБЕНКОМ ИСТОРИЧЕСКИМ ОПЫТОМ
Психика человека и животных находится в состоянии постоянного развития. Однако характер и содержание процессов развития в животном мире и у человека качественно различаются. Психические функции человека и

Глава 25. Разговор со взрослым ребенком
Что такое взрослый ребенок? Похоже на оксюморон[16]. Думаем, что многие из вас понимают, что означает словосочетание «взрослый ребенок». Это ваш ребенок, который уже вырос и стал взрослым человеком. Но если бы он действительно стал

Идеализация отношений между людьми
Еще один вид ошибочных убеждений, которые легко могут отравить вам жизнь на работе, это идеализация взаимоотношений между сотрудниками в коллективе. Многие люди (в том числе руководители) почему-то ожидают, что в их коллективе должны

Идеализация отношений между людьми

Развитие отношений

Вообще-то, когда мне начинают рассказывать про техники ДКУ (долгое красивое ухаживание), мне становится смешно. ДКУ подразумевает, что ты познакомился с такой потрясающей девушкой, что тебе хочется не просто спать с ней на втором или третьем свидании,

Привязанность выстраивает иерархические отношения между родителями и ребенком
Первой задачей привязанности является выстраивание иерархии отношений между взрослыми и детьми. Когда люди вступают во взаимоотношения, мозг привязанности каждого из них автоматически