Развитие органов ребенка после рождения
С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.
Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.
Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.
Неделя первая, знакомимся
Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.
Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.
Грудное вскармливание
В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.
Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.
Первое купание
Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.
Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:
- Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
- Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
- Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
- Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
- Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
- Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.
Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.
Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.
Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.
Неделя вторая, осваиваемся
Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.
Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.
Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.
Неделя третья, маленькие победы
Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.
Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.
Неделя четвертая, подводим итоги
Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.
Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.
Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.
По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.
Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:
- фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
- узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
- пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.
Рост и вес
Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 2,7 | 4,2 | 6,2 | 47,8 | 53,7 | 59,5 |
Мальчики | 2,9 | 4,5 | 6,6 | 54,7 | 48,9 | 60,6 |
Второй месяц
Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.
Что должен уметь делать малыш:
- фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
- переворачиваться с бочка на спинку;
- непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
- демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
- демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 3,4 | 5,1 | 7,5 | 51 | 57,1 | 63,2 |
Мальчики | 3,8 | 5,6 | 8 | 52,4 | 58,4 | 64,4 |
Третий месяц
Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.
Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.
За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.
Умения и навыки:
- комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
- переворот со спины на живот;
- упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4 | 5,8 | 8,5 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,4 | 6,4 | 9 | 55,3 | 61,4 | 67,6 |
Четвертый месяц
У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.
Всем окружающим малыш начинает предпочитать маму. В «разговоре» ребенка уже присутствуют согласные звуки, такие, как «п», «б», «м». Зрение ребенка настолько усовершенствовалось, что он хорошо видит с расстояния 4-х метров.
Умения и навыки:
- удерживание с легкостью небольших предметов;
- лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
- реакция на свое имя;
- уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
- захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
- первые попытки приседания.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,4 | 6,4 | 9,3 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,9 | 7,0 | 9,7 | 57,6 | 63,9 | 70,1 |
Пятый месяц
Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.
Что должен уметь делать ребенок:
- переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
- играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
- «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,8 | 6,9 | 10 | 57,4 | 64 | 70,7 |
Мальчики | 5,3 | 7,5 | 10,4 | 59,6 | 65,9 | 72,2 |
Шестой месяц
Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.
Навыки и умения:
- непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
- ползание;
- смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
- прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,1 | 7,3 | 10,6 | 58,9 | 65,7 | 72,5 |
Мальчики | 5,7 | 7,9 | 10,9 | 61,2 | 67,6 | 74 |
Седьмой месяц
Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.
Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.
Навыки и умения:
- ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
- уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,3 | 7,6 | 11,1 | 60,3 | 67,3 | 74,2 |
Мальчики | 5,9 | 8,3 | 11,4 | 62,7 | 69,2 | 75,7 |
Восьмой месяц
Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.
Что умеет делать ребенок:
- самостоятельно садиться;
- кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
- делать первые шаги, держась за руки взрослого.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,6 | 7,9 | 11,6 | 61,7 | 68,7 | 75,8 |
Мальчики | 6,2 | 8,6 | 11,9 | 64 | 70,6 | 77,2 |
Девятый месяц
Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.
Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.
В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.
Что умеет ребенок:
- держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
- по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
- самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
- трансформирует лепет в слова.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,8 | 8,2 | 12 | 62,9 | 70,1 | 77,4 |
Мальчики | 6,4 | 8,9 | 12,3 | 65,2 | 72 | 78,7 |
Десятый месяц
Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.
Что должен уметь ребенок:
- пользоваться игрушками согласно их предназначению:
- катать машинки,
- кидать мячик,
- складывать из кубиков простые фигуры,
- извлекать звуки из музыкальных игрушек;
- кушать ложкой, пить из чашки или поильника;
- стоять на ногах без опоры, ходить с поддержкой, сидеть без опоры, виртуозно ползать;
- невнятно произносить слова.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,9 | 8,5 | 12,4 | 64,1 | 71,5 | 78,9 |
Мальчики | 6,6 | 9,2 | 12,7 | 66,4 | 73,3 | 81,5 |
Одиннадцатый месяц
Развиваются навыки 9 и 10 месяца жизни, такие как речевые и коммуникативные, совершенствуется ходьба с поддержкой, координация движений, моторика рук, речь, попытки совершения самостоятельных шагов.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,1 | 8,7 | 12,8 | 65,2 | 72,8 | 80,3 |
Мальчики | 6,8 | 9,4 | 13 | 67,6 | 74,5 | 81,5 |
Двенадцатый месяц, подводим итоги
Чего достиг ребенок к 12 месяцу жизни:
- Большинство детей ходят без опоры, разговаривают пока что на слабо понятном наречии, самостоятельно кушают ложкой и пьют из чашки или поильника.
- Они не любят оставаться одни, им нужно постоянное внимание и общение со взрослыми.
- Самостоятельно играть с игрушками могут в течение нескольких минут.
- Знают названия почти всех окружающих предметов и пытаются их произносить.
- Исследуют содержимое шкафов и ящиков.
- Любят наблюдать за животными, что вызывает неописуемый восторг.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,3 | 8,9 | 13,1 | 66,3 | 74 | 81,7 |
Мальчики | 6,9 | 9,6 | 13,3 | 68,66 | 75,7 | 82,9 |
Год позади, пройден путь становления ребенка из крохотного неумехи в человеческую личность со своим индивидуальным характером, багажом полученных знаний и умений. Многие малыши в этом возрасте начинают самостоятельно ходить. Прямохождение — эпохальный поворот в развитии младенца. Маленькому человеку открывается совершенно иной мир, отличный от знакомого ему ранее, ограниченного рамками его способностей к передвижению. Мир открытий и познаний.
Загрузка…
Источник
развитие ребенка
Ребенок рождается с уже сформировавшимися органами чувств, которые в последующем лишь доразвиваются и совершенствуются. Уже с первых же дней жизни у ребенка возникает непреодолимая потребность в движении. Через них он ощущает и ими «измеряет» пространство и время, с их помощью он начинает оценивать и понимать окружающий мир. Вот почему у ребенка очень скоро развивается двигательный аппарат тела: он может научиться плавать даже раньше, чем ходить.
Следует особо отметить, что очень быстро и интенсивно в первые 3 года развивается и формируется мозг, важнейший орган для работы всего организма и нервно-психического развития человека.
Мозг новорожденного весит 350-400 г, к семи месяцам он удваивается, а к двум-трем годам утраивается, достигая примерно 1100-1200 г. За всю же остальную часть жизни вес мозга нарастает весьма медленно, увеличиваясь всего лишь на 25% общего веса, достигая у взрослого человека в среднем около 1350-1400 г. Таким образом, органическое развитие мозга и всей нервной системы в целом совершается преимущественно в раннем детстве.
В течение первых трех-четырех лет, когда мозг обладает наибольшей пластичностью «созревания», организуются очень сложные и разнообразные движения, развивается деятельность воспринимающих органов (анализаторов) — зрения, слуха, осязания и других, развиваются и совершенствуются основные эмоциональные чувства, закладывается фундамент: характера и личности человека. Мозг ребенка чрезвычайно жадно воспринимает и впитывает в себя разнообразные информации.
Важнейшее достижение в развитии высшей нервной деятельности ребенка — овладение им речью, родным языком, имеющим огромное значение в его индивидуальном развитии. Никому из животных существ, кроме человека, не свойственно общение при помощи речи. А способность к речи неразрывно связана с человеческим мышлением. Ребенок начинает понимать взрослых задолго до того, как сам научится говорить. В 5-б месяцев он произносит отдельные слоги, к году уже радует близких своими первыми словами, а на третьем году жизни уже разговаривает со взрослыми и со своими игрушками.
Окружающий мир наполнен всевозможными звуками, которые неизбежно атакуют ребенка с самых первых дней после рождения. И если бы его окружала полная тишина и молчание, он никогда бы не научился говорить. Даже если с ребенком мало и неправильно говорят, его речь развивается медленно. Неплохо, если время от времени в комнате будет раздаваться и музыка, конечно, мелодичная и не слишком громкая. Крикливая же и раздражающая речь в присутствии ребенка недопустима, даже если сути ее он еще не понимает.
Когда у мальчиков открывается головка или лечение фимоза
Родители, у которых есть маленькие дети, достаточно часто сталкиваются с многими проблемами, что касаются здоровья их малышей. Многих мам и пап волнует вопрос, когда у мальчиков открывается головка?
Причины по которым сужена крайняя плоть толком не изучены. Но, по некоторым признакам, это может быть зависеть от нехватки… ⇒
Какие медицинские справки нужны маме для оформления в больницу с ребенком?
Кроме паспорта родителю, который поступает в медицинское учреждение с ребенком, понадобится еще сдать некоторые анализы. Без полного пакета таких документов в госпитализации могут отказать. А если учесть, что официальной очереди, к примеру, на аденотомию, нужно ждать целый год, то такая ошибка может сказаться на здоровье ребенка.
Можно воспользоваться… ⇒
Кто отвечает за безопасность детей во время мероприятий в оздоровительных лагерях
Приближается летняя пора, значит, снова остро встают вопросы организации безопасного отдыха детей в оздоровительных и спортивных лагерях. Чтобы чувствовать себя и ребенка защищенными, родителям стоит знать, кто и в какой мере несет ответственность за здоровье чада во время смены.
Ответственность за безопасность в детских лагерях
… ⇒
Как пережить постнатальную депрессию мужчине?
Отношения отца с ребенком, партнером, старшими детьми, семьей и друзьями могут пострадать из-за постнатальной депрессии. Если надлежащая помощь и поддержка не будут найдены и предоставлены, отцы могут потерять связь со своими близкими и рискуют не растить крепкую связь со своим новым ребенком.
Папы играют жизненно важную роль в… ⇒
Источник