Развитие организма ребенка в дошкольном возрасте

Развитие организма ребенка в дошкольном возрасте thumbnail

В дошкольном возрасте увеличиваются все внутренние органы (лёгкие, сердце, печень, почки) и совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной, значительно возрастает масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной систем создаёт предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

Костная система

Связки, суставы обеспечивают положение тела и возможность движения его частей, выполняя защитную функцию. В костной ткани ребёнка содержится вода и только 13% минеральных солей, т.е. эластичность костей предохраняет от переломов. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче и слабее.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные физические упражнения наоборот стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не завершена, позвоночный столб очень эластичен, состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных условий могут возникнуть нарушения осанки (голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперёд и т.д.) Условно-рефлекторные связи закрепляют неправильное положение тела, навык правильной осанки утрачивается, что может привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Изменение формы стопы может стать причиной смещения таза, искривления позвоночника, нарушения осанки в разных плоскостях. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

Мышечная система

Мышцы у детей развиты слабо и составляют 20-22% массы тела. В них больше воды, чем белков и жиров. Мышцы сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели. Дети 3-4 лет часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперёд, спина сутулая.

К 5 годам значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастает сила и работоспособность мышц, но к длительной физической нагрузке дети ещё не способны.

Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребёнка, чем удержание мышц в фиксированном положении. Динамическая работа способствует активному притоку крови к мышцам и костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

Сердечнососудистая система

Кровеносные сосуды шире, чем у взрослых. Кровяной напор слабее, частота сердечных сокращений выше. Младший дошкольник – 85-105 уд./мин. Во время сна меньше, при эмоциональных возбуждениях больше. У старших дошкольников более устойчив – 78-99 уд./мин. У девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Оптимальная нагрузка 150-180 % по сравнению с исходными данными.

Артериальное давление почти не изменяется: 3-4 г. – 96/58 мм рт. ст., 5-6 лет- 98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца.

Дыхательная система

Верхние дыхательные пути относительно узки, слизистая оболочка богата лимфатическими и кровеносными сосудами. При неблагоприятных условиях набухает, дыхание нарушается.

Преобладает поверхностное дыхание. Развитие лёгких ещё не полностью закончено: носовые ходы, трахей и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в лёгкие, грудная клетка приподнята и рёбра на выдохе не могут опускаться так низко как у взрослого. Дети не могут делать глубокие вдохи и выдохи. Частота дыхания больше , чем у взрослых: грудные дети – 40-35 дыханий в минуту, в 7 лет – 24-22 дыхания.

Через лёгкие протекает значительно больше крови, чем у взрослых. Эти удовлетворяется потребность в кислороде для интенсивного обмена веществ.

Необходимо приучать дышать через нос (очищение и согревание воздуха).

Внутренние органы

Не достаточно развиты. Желудок имеет слабые мышечные стенки, плохо развит мышечный слой и эластичные волокна в кишечной стенке. Легко нарушается деятельность кишечника.

Кожа

Охраняет внутренние органы и ткани от повреждения и проникновения микроорганизмов, является органом выделения, терморегуляции и дыхания. У детей нежная, легко подвергается ранениям. Надо защищать, охранять от повреждений, способствовать развитию терморегулирующих и защитных функций.

Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3 лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Особенность – способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Дети быстро и легко запоминают показанные им движения. Для закрепления и совершенствования необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы способствуют более быстрому и лучшему освоению двигательных навыков – ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание. Надо правильно формировать двигательные навыки, исправлять сложно.

Особенности психического развития детей:

— преобладание возбуждения над торможением;

— неустойчивость внимания;

— импульсивность в поведении;

— большая эмоциональность;

— конкретность восприятия и мышления.

Источник

На что стоит обратить внимание родителям дошкольников

kp.ru

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это играФото: Иван ПРОХОРОВ

Изменить размер текста:

Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.

Читайте также:  Роль речи в психическом развитии ребенка функции речи

Особенности развития с 3 до 7 лет

В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.

Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.

Память и мышление

У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.

Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.

Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.

Психика и эмоции

В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.

Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.

Рост и развитие

Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.

Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.

Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

Первые шесть лет жизни ребенок интенсивно растет и развивается. Активно формируется костная и мышечная системы. Скелет ребенка отличается от скелета взрослого. Новорожденный имеет большую голову, массивное туловище и короткие руки и ноги. Длина нижнего отрезка туловища (до лонного сочленения), составляющая у новорождённого 38 % общей длинны тела, в три года увеличивается до 42 %, а у шестилетних достигает 49,5 %.

Костная система ребенка-дошкольника богата хрящевой тканью. Кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные. В них содержится значительное количество воды и только 13 % минеральных солей. Суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия слабее и короче, чем у взрослых. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается у детей 2-63 лет. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Однако поясничный столб очень эластичен и из-за неблагоприятных условий внешней среды возникают различные нарушения осанки.

Мышцы у детей дошкольного возраста развиты относительно слабо и составляют 20-25 % массы тела. Мышцы-сгибатели развиты больше, чем мышцы разгибатели, поэтому дети часто принимают неправильные позы: голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. Развитие мышц происходит в определённой последовательности. Сначала развиваются крупные мышечные группы, позднее мелкие. Поэтому маленьким детям легче даются движения всей рукой. Утомление мышц у дошкольников наступает очень быстро.

Читайте также:  Развитие личности ребенка закономерности и движущие силы

Кожа ребенка значительно тоньше и нежнее, чем кожа взрослого. Она легче подвергается ранениям. Кровеносные сосуды кожи эластичны и вмещают большое количество крови. Через тонкую кожу кровь легко отдает свое тепло. Тепловое равновесие организма нарушается быстрее, чем у взрослого.

Сердечно-сосудистая система претерпевает в дошкольные период морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается с 70,8г у 3-4 летнего до 92,3 у 6-летнего ребенка. Частота сердечных сокращений (ЧСС) колеблется у детей младшего и дошкольного возраста в пределах 85-105 уд/мин, старшего 78-99 уд/мин, причем у девочек на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна замедляется, в период бодрствования-учащается. Отклонения в величине артериального давления встречаются сравнительно редко. В норме систолическое давление в возрасте трех лет составляет 103 мм рт.ст., 4 года-104, в 5 лет-105, в 6 лет-106 мм рт.ст.

Продолжительные физические и психические 5 напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

Особенностью развития отличается дыхательная система ребенка. К 3-4 годам устанавливается грудной тип дыхания, но к 6 годам еще не завершается строение легочной ткани. Верхние дыхательные пути относительно узкие, что ограничивает возможность легочной вентиляции. Грудная клетка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выходе так низко, как у взрослого, поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Через легкие у ребенка дошкольного возраста протекает значительно большее количество крови, чем у взрослого. Это удовлетворяет потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

За период дошкольного детства осуществляется сложнейший процесс формирования нервной системы. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до трех лет и концу дошкольного возраста почти заканчивается. По мере развития нервной системы формируется статические и динамические функции равновесия, однако сохраняется большая возбудимость, реактивность и высокая пластичность нервной системы. Важнейшей особенностью развития нервной системы дошкольника является преобладание возбуждения над торможением, неустойчивость внимания, импульсивность в поведении, большая эмоциональность, конкретность восприятия и мышления.

Источник

ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА

Источник:
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей
раннего и дошкольного возраста / Под ред. С.О.Филипповой. – 4-е изд., перераб.
М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С.197-202.

Организм
детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни
неодинаковы. На протяжении первых 7 лет жизни у ребенка не только интенсивно
увеличиваются все внутренние органы (легкие, сердце, печень, почки), но и
совершенствуются их функции. Активно развивается нервная система. Укрепляется
опорно-двигательный аппарат: хрящевая ткань постепенно заменяется костной,
значительно возрастают масса и сила мышц. Формирование костной и мышечной
систем создает все предпосылки для успешного усвоения разнообразных движений.

1.  Костная система

Связки, суставы обеспечивают как
полождение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях,
выполняя, кроме того, защитную функцию. В костной ткани ребенка содержится
значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от
переломов при частых падениях и ушибах. Суставы
у детей очень подвижны, связки легко
растягиваются, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно
сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке
и доступные для данного возраста физические
упражнения
, наоборот, стимулируют
рост костей
, способствуют их укреплению.

Физиологические изгибы позвоночника у
детей формируются до 6-7 лет. Структура костной ткани позвонков ещё не
завершена, позвоночный столб очень
эластичен
, он состоит в основном из хрящевой ткани. Из-за неблагоприятных
условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые
характеризуются такими признаками, как: голова опущена, спина согнута, плечи
сведены вперед и т.д.

Нарушения осанки не являются
заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного
аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи,
закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки
утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения
могут привести к искривлению позвоночника.

На формирование осанки значительное
влияние оказывает статико-динамическая
функция стопы
. Даже незначительное изменение её формы может стать причиной
смещения таза, искривления позвоночника и, как следствие этого, нарушений
осанки в различных плоскостях. Деформация стопы, заключающаяся в уменьшении
высоты её сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой
переднего отдела стопы, называется плоскостопие. Диагноз плоскостопия
подтверждается плантографией – отпечатком стопы с помощью красящих растворов.

2.  Мышечная система

Мышцы у детей развиты относительно слабо
и составляют всего лишь 20-22 % массы всего тела. Мышцы у детей богаче насыщены
водой и беднее белковыми веществами, жирами.

Читайте также:  Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития ребенка

Прежде всего, у дошкольников развиваются
и начинают функционировать крупные
мышечные группы
. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем
разгибатели. Поэтому дети 3-4 лет довольно часто принимают неправильные позы –
голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая

К 5 годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно
нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети ещё
не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической
работе.

Работа
с переменным напряжением
и расслаблением мышц меньше
утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий
(удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном
положении).

Динамическая
работа
способствует активному притоку крови не только к
мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.

3.  Сердечно-сосудистая система

У дошкольников она хорошо приспособлена
к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно
шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной
напор слабее
, но он возмещается частотой сердечных сокращений.

В младшем дошкольном возрасте частота
сердечных сокращений колеблется в пределах 85-105 уд./мин. Пульс изменяется в
зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается,
а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет)
пульс становиотся более устойчивым и достигает 78-99 уд./мин. Причем у девочек
на 5-7 ударов больше, чем у мальчиков.

Нагрузка считается оптимальной, если
частота пульса составляет 150-180% по сравнению с исходными данными. В том
случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку
следует снизить.

Артериальное давление у детей до 7 лет
почти не изменяется: в 3-4 года оно составляет 96/58 мм рт.ст., в 5-6 лет –
98/60 мм рт. ст.

Продолжительные физические и психические
напряжения могут отрицательно сказаться на деятельности сердца и привести к
нарушению сердечной деятельности. Поэтому необходимо соблюдать большую
осторожность при дозировании физической нагрузки на организм ребенка.

4.  Дыхательная система

Верхние дыхательные пути у детей
относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и
кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего
дыхание резко нарушается.

Отличительной особенностью детей в этом
возрасте является преобладание
поверхностного дыхания
. Развитие легких ещё полностью не закончено: носовые
ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в
легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята и ребра не могут опускаться на
выходе так низко, как у взрослого, – поэтому дети не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи. Вот почему частота
их дыхания значительно превышает частоту дыхания взрослых (у детей грудного
возраста – 40-35 дыханий в минуту, к 7 годам – 24-22).

У дошкольников через легкие протекает
значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить
потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.

С трехлетнего возраста ребенка следует
приучать дышать через нос. При таком дыхании воздух, прежде чем попасть в
легкие, проходит через узкие носовые ходы, где очищается от пыли, микробов, а
также согревается и увлажняется.

5.  Внутренние органы

У детей, особенно раннего возраста, они
ещё недостаточно развиты. Желудок имеет сравнительно слабые мышечные стенки. Мало развиты мышечный слой и эластичные
волокна в кишечной стенке, поэтому у детей легко нарушается деятельность
кишечника.

6.  Кожа

Она охраняет внутренние органы и ткани
от повреждения и проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает
участие в терморегуляции и дыхании. У детей она нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений
и способствовать правильному развитию её функций (терморегулирующих и защитных).

7.  Нервная система

Основная дифференцировка нервных клеток
происходит до 3х лет и к концу дошкольного возраста почти заканчивается.

Важно учитывать также существенную
особенность центральной нервной системы ребенка – способность сохранять следы тех процессов, которые с ней происходили.
Отсюда становится понятной способность детей к быстрому и легкому запоминанию
показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного
необходимы многократные повторения.

Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему,
а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных
двигательных навыков – ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию
и др.

Правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала
имеет большое значение, т.к. исправлять их очень трудно.

Важнейшими особенностями психического
развития детей дошкольного возраста являются:

·       
преобладание
возбуждения над торможением;

·       
неустойчивость
внимания
;

·       
импульсивность в поведении;

·       
большая эмоциональность;

·       
конкретность восприятия и мышления.

Источник