Развитие органа слуха у ребенка

Развитие органа слуха у ребенка thumbnail

3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха

Орган слуха в
пренатальном онтогенезе развивается
из двух слоев: из эктодермального слоя
формируются кожа и подкожные структуры
ушной раковины, наружного слухового
прохода, бара­банная перепонка и
содержимое улитки (вестибулярный и
слухо­вой рецепторы и нервные пути),
из мезодермального — слуховые косточки
и височная кость.

Развитие и
формирование органа слуха человека
начинается с первых недель внутриутробного
развития и продолжается в тече­ние
всего периода беременности. На 3-й неделе
внутриутробного развития внутреннее
ухо представлено слуховой ямкой и
слухо­вой плакодой, а среднее ухо —
появлением туботимпанального Кармана.
К 5-й неделе внутреннее ухо представляет
собой слу­ховой пузырек, а наружное
ухо только начинает образовываться. К
8-й неделе внутреннее ухо представлено
одним завитком эле­ментов спирального
органа (будущая улитка), наличием
мешоч­ков и полукружных каналов с
сенсорными клетками вестибуляр­ного
рецептора. В среднем ухе в этот период
формируются ниж­няя часть барабанной
полости, три слоя барабанной перепонки,
хрящевые молоточек и наковальня, а в
наружном — хрящевая. Часть наружного
слухового прохода и ушная раковина.

На 11 — 12-й неделе
во внутреннем ухе появляются два завитка
улитки, формируются перепончатый
лабиринт и волосковые клет­ки, а
волокна слухового нерва (дендриты клеток
спирального ган­глия) прорастают во
внутреннее ухо. К 20-й неделе внутреннее
ухо созревает до размеров взрослого,
заканчивается окостенение молоточка
и наковальни и начинается окостенение
стремени; ушная раковина полностью
сформирована. К 37-й неделе внутри­утробной
жизни при созревшем внутреннем, среднем
и наружном ухе происходит пневмотизация
структур височной кости (сосце­видный
отросток)

и барабанной
полости (среднее ухо). Клетки спирального
ганглия в онтогенезе появляются очень
рано, рань­ше, чем формируются повороты
улитки.

Изучение
количественных показателей роста
поверхности коры височной области
показало, что она существенно увеличивается
еще до рождения ребенка. Так, начиная с
5-го лунного месяца и до стадии взрослого
височная область увеличивается более
чем в 17 раз. Резкое увеличение площади
височной области наблюдается в пе­риод
от 8-го до 9-го лунного месяца, т. е. перед
рождением ребен­ка, когда слуховой
анализатор приобретает структуру,
способную воспринять слуховые раздражения.

Качественное
выделение первичной слуховой области
от окру­жающих участков височной коры
происходит на 6-м месяце эмб­риональной
жизни, когда этажи эмбриональной коры
делятся на слои. С 8-го месяца эмбриогенеза
намечается разделение клеток на
пирамидные и звездчатые.

Орган слуха,
включающий наружное, среднее и внутреннее
ухо и волокна слухового нерва, к моменту
рождения полностью сфор­мирован. В
постнатальном периоде происходит
дальнейшее со­зревание органа слуха
в виде продолжающейся пневматизации
височной кости и миелинизации
таламокортикальной проекции слухового
пути.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.

Развитие слуха у ребенка до рождения

Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.

При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков. Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос. Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком. С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.Развитие органа слуха у ребенка

Что происходит после рождения?

Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки. В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы. Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.

Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.

  • В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
  • К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
  • К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
  • 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
  • К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.
Читайте также:  Методика раннего развития речи ребенка от 1 года

Влияние контакта с мамой на развитие слуха

Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.

Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.Влияние общения с мамой на развитие слуха и речи у ребенка

Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием

Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов. Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха. Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слухаГрудное вскармливание и развитие слуха: есть ли взаимосвязь

Слух и речь ребенка

Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух. Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного. При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.Скрининг слуха у новорожденного

Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.

Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи. Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.слух ребенка

Источник

1. Орган слуха в пренатальном онтогенезе развивается из двух слоёв: из эктодермального слоя формируется кожа и подкожные структуры ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанная перепонка и содержимое улитки ( вестибулярный и слуховой рецепторы и нервные пути), из мезодермального –слуховые косточки и височная кость.

Развитие и формирование органа слуха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжается в течении всего периода беременности. На 3-й неделе внутриутробного развития внутреннее ухо представлено слуховой ямкой, среднее ухо –появлением туботимпанального кармана. К пятой неделе внутреннее ухо представляет собой слуховой пузырёк, а наружное ухо только начинает образовываться. К 8 неделе внутреннее ухо представлено одним завитком элементов спирального органа (будущая улитка), наличием мешочков и полукружных каналов с сенсорными клетками вестибулярного рецептора. В среднем ухе в этот период формируются нижняя часть барабанной полости, три слоя барабанной перепонки, хрящевые молоточек и наковальня, а в наружном –хрящевая часть наружного слухового прохода и ушная раковина.

На 11-12-й неделе во внутреннем ухе появляются два завитка улитки, формируются перепончатый лабиринт. К 20 неделе внутреннее ухо созревает до размеров взрослого, заканчивается окостенение молоточка и наковальни и начинается окостенение стремени; ушная раковина полностью сформирована. К 37 неделе внутриутробной жизни при созревшем внутреннем, среднем и наружном ухе происходит пневмотизация структур височной кости (сосцевидный отросток) и барабанной полости (среднее ухо).

Читайте также:  Влияние гормонов гипофиза рост развитие ребенка

Изучение количественных показателей роста поверхности коры височной области показало, что она увеличивается ещё до рождения ребёнка. Так, начиная с 5-го лунного месяца и до стадии взросления височная область увеличивается более чем в 17 раз. Резкое увеличение площади височной области наблюдается в период от 8-го до 9 го лунного месяца, т.е. перед рождением ребёнка, когда слуховой анализатор приобретает структуру, способную воспринять слуховые раздражения.

Качественное выделение первичной слуховой области от окружающих участков височной коры происходит на 6-м месяце эмбриональной жизни, когда этажи эмбриональной коры делятся на слои.

Орган слуха, включающий наружное, среднее и внутреннее ухо и волокна слухового нерва, к моменту рождения полностью сформирован. В постнатальном периоде происходит дальнейшее созревание органа слуха.

Ушная раковина у детей раннего возраста мягкая, со слабо выраженным рельефом. Наружный слуховой проход у маленьких детей короче и уже, чем у детей старшего возраста и взрослых, вследствие недоразвития его внутренней костной части. У новорождённых он имеет вид узкой щели и может быть заполнен первородной смазкой. По мере роста наружный слуховой проход ребёнка из щелевидного становиться овальным с более стойким просветом и отличается от взрослого только размерами. У 10-12 летних детей его длина и форма близки к их величинам взрослых.

К моменту рождения полость среднего уха плода заполнена зародышевой соединительной тканью. С первым вздохом воздух проходит в барабанную полость через слуховую трубу. Воздух обуславливает распад зародышевой ткани и превращение её в зрелую соединительную ткань.

Барабанная перепонка у взрослых имеет овальную форму, а у детей круглую. У новорождённого она наклонена по отношению к оси наружного слухового прохода на 20-30 градусов, этот угол с возрастом увеличивается до 45-50 градусов.

Барабанная полость (среднее ухо) у детей первых лет жизни существенно не отличается по размерам от полости у старших детей и взрослых, однако в строении имеются некоторые отличия. Барабанная полость имеет форму неправильной пирамиды. Барабанная полость ограничена шестью стенками. У детей первого года жизни в верхней стенке имеется незакрытая щель, что в некоторых случаях острого среднего отита может привести к её прорыву и распространению инфекционного процесса из барабанной полости в полость черепа и вызвать гнойное воспаление мозговых оболочек(менингит) и даже поражение мозгового вещества (абсцесс или энцефалит). У детей уже в первые дни после рождения слуховые косточки имеют почти такие же размеры, как у взрослых. У них уже окончательно сформированы взаимоотношения между различными элементами барабанной полости-косточками, связками, мышцами, нервными волокнами и кровеносными сосудами. Т.о. коэффициент передачи звука сформирован.

Евстахиева (слуховая) труба новорождённого и грудного ребёнка (17-22мм) значительно короче, чем у детей старшего возраста (около 35мм), без кривизны и изгибов.

Сосцевидный отросток у новорождённых практически отсутствует, а у детей раннего возраста развит очень мало.

Внутреннее ухо находиться в глубине пирамиды височной кости и состоит из двух отделов, содержащих вестибулярные и слуховые рецепторы. К первому (вестибулярному отделу) относятся преддверие и полукружные каналы, ко второму (слуховому)-улитка.

После рождения наиболее важным этапом в росте поверхности коры височной области является возраст 2 года, когда височная область приближается по величине к височной области мозга взрослого человека (к 2-3годам наблюдается значительный скачок развития речи у ребёнка).

К 7 годам височная область по величине почти достигает размеров взрослого человека(93-96%); 7 лет –важный этап развития сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Таким образом, развитие слуховой системы не заканчивается рождением ребёнка, а окончательное формирование её элементов процесс гетерохронный и сложный, охватывающий длительный период жизни.

Источник

Орган
слуха в пренатальном онтогенезе
развивается из двух слоёв: из эктодермального
слоя формируется кожа и подкожные
структуры ушной раковины, наружного
слухового прохода, барабанная перепонка
и содержимое улитки ( вестибулярный и
слуховой рецепторы и нервные пути), из
мезодермального –слуховые косточки и
височная кость.

Развитие
и формирование органа слуха человека
начинается с первых недель внутриутробного
развития и продолжается в течение всего
периода беременности. На 3-й неделе
внутриутробного развития внутреннее
ухо представлено слуховой ямкой, среднее
ухо –появлением туботимпанального
кармана. К пятой неделе внутреннее ухо
представляет собой слуховой пузырёк,
а наружное ухо только начинает
образовываться. К 8 неделе внутреннее
ухо представлено одним завитком элементов
спирального органа (будущая улитка),
наличием мешочков и полукружных каналов
с сенсорными клетками вестибулярного
рецептора. В среднем ухе в этот период
формируются нижняя часть барабанной
полости, три слоя барабанной перепонки,
хрящевые молоточек и наковальня, а в
наружном –хрящевая часть наружного
слухового прохода и ушная раковина.

Читайте также:  Ребенку 1 год 3 месяца развитие как приучить к горшку

На
11-12-й неделе во внутреннем ухе появляются
два завитка улитки, формируются
перепончатый лабиринт. К 20 неделе
внутреннее ухо созревает до размеров
взрослого, заканчивается окостенение
молоточка и наковальни и начинается
окостенение стремени; ушная раковина
полностью сформирована. К 37 неделе
внутриутробной жизни при созревшем
внутреннем, среднем и наружном ухе
происходит пневмотизация структур
височной кости (сосцевидный отросток)
и барабанной полости (среднее ухо).

Изучение
количественных показателей роста
поверхности коры височной области
показало, что она увеличивается ещё до
рождения ребёнка. Так, начиная с 5-го
лунного месяца и до стадии взросления
височная область увеличивается более
чем в 17 раз. Резкое увеличение площади
височной области наблюдается в период
от 8-го до 9 го лунного месяца, т.е. перед
рождением ребёнка, когда слуховой
анализатор приобретает структуру,
способную воспринять слуховые раздражения.

Качественное
выделение первичной слуховой области
от окружающих участков височной коры
происходит на 6-м месяце эмбриональной
жизни, когда этажи эмбриональной коры
делятся на слои.

Орган
слуха, включающий наружное, среднее и
внутреннее ухо и волокна слухового
нерва, к моменту рождения полностью
сформирован. В постнатальном периоде
происходит дальнейшее созревание органа
слуха.

Ушная
раковина у детей раннего возраста
мягкая, со слабо выраженным рельефом.
Наружный слуховой проход у маленьких
детей короче и уже, чем у детей старшего
возраста и взрослых, вследствие
недоразвития его внутренней костной
части. У новорождённых он имеет вид
узкой щели и может быть заполнен
первородной смазкой. По мере роста
наружный слуховой проход ребёнка из
щелевидного становиться овальным с
более стойким просветом и отличается
от взрослого только размерами. У 10-12
летних детей его длина и форма близки
к их величинам взрослых.

К
моменту рождения полость среднего уха
плода заполнена зародышевой соединительной
тканью. С первым вздохом воздух проходит
в барабанную полость через слуховую
трубу. Воздух обуславливает распад
зародышевой ткани и превращение её в
зрелую соединительную ткань.

Барабанная
перепонка у взрослых имеет овальную
форму, а у детей круглую. У новорождённого
она наклонена по отношению к оси наружного
слухового прохода на 20-30 градусов, этот
угол с возрастом увеличивается до 45-50
градусов.

Барабанная
полость (среднее ухо) у детей первых лет
жизни существенно не отличается по
размерам от полости у старших детей и
взрослых, однако в строении имеются
некоторые отличия. Барабанная полость
имеет форму неправильной пирамиды.
Барабанная полость ограничена шестью
стенками. У детей первого года жизни в
верхней стенке имеется незакрытая щель,
что в некоторых случаях острого среднего
отита может привести к её прорыву и
распространению инфекционного процесса
из барабанной полости в полость черепа
и вызвать гнойное воспаление мозговых
оболочек(менингит) и даже поражение
мозгового вещества (абсцесс или
энцефалит). У детей уже в первые дни
после рождения слуховые косточки имеют
почти такие же размеры, как у взрослых.
У них уже окончательно сформированы
взаимоотношения между различными
элементами барабанной полости-косточками,
связками, мышцами, нервными волокнами
и кровеносными сосудами. Т.о. коэффициент
передачи звука сформирован.

Евстахиева
(слуховая) труба новорождённого и
грудного ребёнка (17-22мм) значительно
короче, чем у детей старшего возраста
(около 35мм), без кривизны и изгибов.

Сосцевидный
отросток у новорождённых практически
отсутствует, а у детей раннего возраста
развит очень мало.

Внутреннее
ухо находиться в глубине пирамиды
височной кости и состоит из двух отделов,
содержащих вестибулярные и слуховые
рецепторы. К первому (вестибулярному
отделу) относятся преддверие и полукружные
каналы, ко второму (слуховому)-улитка.

После
рождения наиболее важным этапом в росте
поверхности коры височной области
является возраст 2 года, когда височная
область приближается по величине к
височной области мозга взрослого
человека (к 2-3годам наблюдается
значительный скачок развития речи у
ребёнка).

К
7 годам височная область по величине
почти достигает размеров взрослого
человека(93-96%); 7 лет –важный этап развития
сложной аналитико-синтетической
деятельности мозга.

Таким
образом, развитие слуховой системы не
заканчивается рождением ребёнка, а
окончательное формирование её элементов
процесс гетерохронный и сложный,
охватывающий длительный период жизни.

Соседние файлы в предмете Анатомия и физиология

  • #
  • #

Источник