Развитие одного ребенка мелани кляйн скачать

Развитие одного ребенка мелани кляйн скачать thumbnail
Êëÿéí Ìåëàíè ñêà÷àòü

Êëÿéí Ìåëàíè ñêà÷àòüÊëÿéí Ìåëàíè ñêà÷àòü

Ìåëàíè Êëÿéí (Melanie Klein, 1882- 1960) — ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå èçâåñòíûõ è ÿðêèõ ôèãóð ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî äâèæåíèÿ.

Åå ñìåëûå è îðèãèíàëüíûå ïîäõîäû ê àíàëèçó äåòåé, àíàëèçó âçðîñëûõ ïàöèåíòîâ, ñòðàäàþùèõ ñåðüåçíûìè ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè (ïñèõîçàìè), åå òåîðåòè÷åñêèå èäåè î íîðìàëüíîì è ïàòîëîãè÷åñêîì ðàçâèòèè ëè÷íîñòè è ìåæëè÷íîñòíûõ îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ñíèñêàëè çàñëóæåííîå óâàæåíèå è øèðîêîå ïðèçíàíèå è, îäíîâðåìåííî, âîçáóäèëè è ïðîäîëæàþò âîçáóæäàòü ìíîãî÷èñëåííûå ñïîðû, êðèòèêó, èíîãäà âåñüìà æåñòêóþ, à ïîä÷àñ è ïîëíîå íåïðèÿòèå è îòâåðæåíèå â ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ êðóãàõ.

Îòçûâû îá àâòîðå ‘Êëÿéí Ìåëàíè’

Äåòñêèé ïñèõîàíàëèç

Áîëüøèíñòâî ïñèõîàíàëèòèêîâ â äâàäöàòûå ãîäû ïðîøëîãî âåêà ïðèäåðæèâàëèñü ìíåíèÿ, ÷òî ìàëåíüêèå äåòè íå ïîäëåæàò àíàëèòè÷åñêîìó ìåòîäó ëå÷åíèÿ. Ó Ìåëàíè Êëÿéí òàêîå ïîëîæåíèå äåë ÿâíî âûçûâàëî ñîìíåíèå   îíà ñ÷èòàëà, ÷òî âìåñòî òîãî,  ÷òîáû îòêàçûâàòü ýòèì ïàöèåíòàì, ñëåäîâàëî èçìåíèòü ìåòîä.  Íà ýòîì ïóòè îíà ñîâåðøèëà òðè ãåíèàëüíûõ îòêðûòèÿ.

Ïåðâîå ñîñòîÿëî â èçîáðåòåíèè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåõíèêè èãðû:  îíà âèäåëà â ýòîé ñïîíòàííîé àêòèâíîñòè ëþáîãî ðåáåíêà ýêâèâàëåíò ñíàì, à çíà÷èò, òîðíóþ äîðîãó è äîñòóï ê áåññîçíàòåëüíîìó ñâîèõ ìàëåíüêèõ ïàöèåíòîâ.

Âòîðîå: îíà ñóìåëà ïîêàçàòü, ÷òî Ýäèïîâ êîìïëåêñ è Ñóïåð Ýãî âîçíèêàþò ñ ïåðâûõ ýòàïîâ ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêîé æèçíè, òî åñòü çàäîëãî äî òîãî âîçðàñòà, ê êîòîðîìó îòíîñèë èõ ïîÿâëåíèå Ôðåéä.

Òðåòüå: îíà îòêðûëà, ÷òî ðåáåíîê â òðè ãîäà è ÷åòûðå ìåñÿöà îò ðîäó ñïîñîáåí ê ïåðåíîñó, êîòîðûé ìîæåò áûòü èíòåðïðåòèðîâàí, ÷òî ïîçâîëÿåò ïðîâåñòè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîå ëå÷åíèå.

ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç

Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü. Èññëåäîâàíèå áåññîçíàòåëüíûõ èñòî÷íèêîâ`Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü` — ýòî èòîãîâàÿ êëèíè÷åñêàÿ è òåîðåòè÷åñêàÿ ðàáîòà îäíîãî èç êëàññèêîâ ïñèõîàíàëèçà Ìåëàíè Êëÿéí. Ó÷åíèöà Ôåðåíöè è Àáðàõàìà, Ìåëàíè Êëÿéí ÿðêî çàÿâèëà î ñåáå åùå â 20 ãîäû, êîãäà íà÷àëà ðàçðàáàòûâàòü íîâóþ òîãäà ïðàêòèêó è òåõíèêó äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà.

Íàñòîÿùàÿ êíèãà ñóììèðóåò âçãëÿäû Ìåëàíè Êëÿéí íà ðàííåå ðàçâèòèå ìëàäåíöà, â ÷àñòíîñòè íà ðàçâèòèå ó ÷åëîâåêà òàêèõ êà÷åñòâ, êàê çàâèñòü, æàäíîñòü, íåíàâèñòü, ðåâíîñòü, ñ îäíîé ñòîðîíû, è áëàãîäàðíîñòü, ùåäðîñòü, äîáðîòà ñ äðóãîé. Êíèãà èëëþñòðèðîâàíà êëèíè÷åñêèì è ëèòåðàòóðíûì ìàòåðèàëîì è íàïèñàíà â õàðàêòåðíîì äíÿ Ìåëàíè Êëÿéí ñìåëîì è áåçàïåëëÿöèîííîì ñòèëå, îòðàæàþùåì ýíåðãèþ è îáàÿíèå ýòîé `ìàëåíüêîé ôðàó` (êàê îíà ïðèñíèëàñü îäíîé èç ñâîèõ ïàöèåíòîê), îêàçàâøåé òàêîå áîëüøîå âëèÿíèå íà ñîâðåìåííûé ïñèõîàíàëèç.

ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç

Ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå òðóäû. Òîìà 1, 2, 5, 6

Òîì 1. «Ðàçâèòèå îäíîãî ðåáåíêà». Ðàáîòû 1920-1928 ãã.
Òîì 2. «Ëþáîâü, âèíà è ðåïàðàöèÿ» è äðóãèå ðàáîòû 1929–1942 ãã.
Òîì 5. Ýäèïîâ êîìïëåêñ. Ðàáîòû 1945–1952 ãã.
Òîì 6. «Çàâèñòü è áëàãîäàðíîñòü» è äðóãèå ðàáîòû 1955–1963 ãã. 

ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç

Ðàçâèòèå â ïñèõîàíàëèçå

Êíèãà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé îðèãèíàëüíîå èññëåäîâàíèå ðàííåãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ïîäâîäÿùåå èòîã äîëãîìó ïåðèîäó íàó÷íîé äåÿòåëüíîñòè øêîëû Ìåëàíè Êëÿéí.

Ðàáîòà óâèäåëà ñâåò â ðåçóëüòàòå çíàìåíèòîé «Äèñêóññèè î ïðîòèâîðå÷èÿõ» 1943-1944 ãã. ìåæäó ïðåäñòàâèòåëÿìè Áðèòàíñêîãî ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî îáùåñòâà è Âåíñêîé ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ãðóïïû. Îíà ÿâëÿåòñÿ óíèêàëüíûì äîêóìåíòîì èñòîðèè ïñèõîàíàëèòè÷åñêîãî äâèæåíèÿ, âàæíåéøåé âåõîé ðàçâèòèÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé ìûñëè.

ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç

Ñáîðíèê ñòàòåé

Çàìåòêè î íåêîòîðûõ øèçîèäíûõ ìåõàíèçìàõ.
Ê âîïðîñó î ïñèõîãåíåçå ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûõ ñîñòîÿíèé.
Ïå÷àëü è ìàíèàêàëüíî äåïðåññèâíûå ñîñòîÿíèÿ.
Ïðîåêòèâíàÿ èäåíòèôèêàöèÿ.
Ïñèõîàíàëèç. Øêîëà Ìåëàíè Êëÿéí.
Ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ èãðîâàÿ òåõíèêà: åå èñòîðèÿ è çíà÷åíèå.
Ñêîðáü è åå îòíîøåíèå ê ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûì ñîñòîÿíèÿì.

ñêà÷àòüÏñèõîàíàëèç

Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.

Ïîäïèñàòüñÿ

Источник

Мелани Кляйн

Детский психоанализ

Общие психологические принципы детского психоанализа

В настоящей работе я собираюсь подробно исследовать различия психической жизни детей и взрослых. Эти различия требуют применения адаптированной к детскому мышлению техники анализа, и я постараюсь наглядно показать, в чем состоит психоаналитическая техника игры, которая в полной мере отвечает этому требованию. С этой целью я привожу далее основные положения, на которых она основана.

Как нам известно, с внешним миром ребенок устанавливает отношения посредством объектов, которые доставляют удовольствие его либидо и поначалу бывают связаны исключительно с его же собственным Эго. Первое время отношение к такому объекту, независимо от того, человек ли это или неодушевленный предмет, носит чисто нарциссичекий характер. Однако, именно таким способом ребенку удается установить отношения с реальностью. Мне бы хотелось проиллюстрировать эти отношения на примере.

Девочка по имени Трюд отправилась с матерью в путешествие, после того, как в возрасте трех лет и трех месяцев прошла единственный психоаналитический сеанс. Шесть месяцев спустя психоанализ возобновился, но заговорить о событиях, которые произошли в этот временной промежуток, малышка смогла только после очень длительного перерыва; для этого она использовала аллюзию и прибегла к помощи сна, о котором рассказала мне. Ей приснилось, что она снова очутилась с матерью в Италии. Они сидели в ресторане, и официантка отказалась принести ей малиновый сироп, так как тот у них закончился. Интерпретация этого сна помимо прочего выявила, что девочка до сих пор страдает от фрустрации, пережитой в период отнятия от груди, то есть связанной с утратой первичного объекта; также в этом сне обнаруживает себя ревность, которую ребенок испытывает к своей младшей сестре. Как правило, Трюд рассказывала мне самые разные вещи без какой-либо очевидной связи между ними и довольно часто припоминала отдельные подробности своего первого психоаналитического сеанса, предшествовавшего событиям этих шести месяцев; и лишь один единственный раз подавленная фрустрация заставила ее вспомнить о своих поездках: в остальном они не представляли для нее заметного интереса.

Читайте также:  Календарь развития ребенка первого года

С самого нежного возраста ребенок учится познавать реальность, попадая под воздействие тех фрустраций, которые она у него вызывает, и, защищаясь от них, отвергает ее. Между тем, основная проблема и главный критерий самой возможности последующей адаптации к реальности заключается в способности пережить фрустрации, порождаемые эдипальной ситуацией. С самого раннего детства, утрированный отказ от реальности (зачастую скрытый под демонстративной «приспособляемостью» и «послушностью») является признаком невроза. От него мало чем отличается, разве что формами своего проявления, бегство от реальности взрослых пациентов, страдающих неврозом. Следовательно, одним из результатов, определяющих, к чему в конечном итоге должен прийти психоанализ, в том числе у ребенка, становится успешная адаптация к реальности, в результате которой, в частности, облегчаются процессы взросления. Иначе говоря, проанализированные дети должны стать способными выдерживать реальные фрустрации.

Мы нередко наблюдаем, что на втором году жизни малыши начинают выказывать заметное предпочтение родителю противоположного пола, а также демонстрируют другие признаки, относящиеся к зарождающимся эдиповским тенденциям. В какой же момент появляются характерные для Эдипова комплекса конфликты, или, иначе, когда психическая жизнь ребенка начинает определяться комплексом Эдипа? Этот вопрос не столь ясен, так как сделать вывод о существовании Эдипова комплекса мы можем лишь по отдельным изменениям, происходящим в поведенческих проявлениях и отношениях ребенка.

Анализ, проведенный с ребенком двух лет и девяти месяцев, а также с другим — трех лет и трех месяцев, и многих других детей в возрасте менее четырех лет, позволил мне прийти к заключению, что глубокое воздействие Эдипова комплекса начинает сказываться на них примерно со второго года жизни.[2] Психическое развитие еще одной маленькой пациентки может послужить примером, позволяющим проиллюстрировать данное утверждение. Рита предпочитала мать до начала второго года жизни, а затем явно продемонстрировала свое предпочтение отца. В частности, в возрасте пятнадцати месяцев она частенько настаивала на том, чтобы оставаться с ним наедине и, сидя у него на коленях, вместе рассматривать книжки. Тогда как в возрасте восемнадцати месяцев ее отношение вновь изменилось, и она начала как прежде отдавать предпочтение матери. Одновременно у нее возникли ночные страхи, а также страх перед животными. Девочка подтверждала все возрастающую фиксацию на матери, а также ярко выраженную идентификацию с отцом. К началу третьего года жизни она демонстрировала все более обостряющуюся амбивалентность, и с ней стало настолько трудно справляться, что в возрасте трех лет и девяти месяцев ее привели ко мне, чтобы я провела с ней психоаналитическую терапию. К тому времени она в течение нескольких месяцев обнаруживала очевидную заторможенность в играх, неспособность испытывать фрустрацию, чрезмерную чувствительность к боли и резко выраженную тревожность. Такой динамике отчасти послужили причиной вполне определенные переживания: чуть не до двухлетнего возраста Рита спала в спальне своих родителей, и впечатление от постельных цен явно проявилось в ходе ее психоанализа. В то же время, благодаря рождению младшего брата, невроз получил возможность открыто проявить себя. Вскоре после этого появляются и стремительно нарастают гораздо более серьезные трудности. Вне всякого сомнения, существует непосредственная связь между неврозом и глубинным воздействием Эдипова комплекса, пережитого в столь нежном возрасте. Не буду настаивать, что все без исключения дети-невротики страдают вследствие преждевременного воздействия Эдипова комплекса, который протекает на таком глубинном уровне, или что невроз возникает в том случае, когда комплекс Эдипа зарождается слишком рано. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что подобные переживания усугубляют конфликт, и, как следствие, усиливают невроз или подталкивают его к открытому проявлению.

Я постаралась из всех характерных для этого случая черт отобрать и описать те, которые анализ многих других детей позволил мне определить как типические. Именно в детском психоанализе мы получаем возможность обнаружить их самое непосредственное проявление. Наблюдаемые множество раз, причем в самых разнообразных психоаналитических случаях, всплески тревоги у детей в очень раннем возрасте выражались в повторяющихся ночных страхах, впервые испытанных ближе к концу второго года жизни или в начале третьего. Эти страхи были действительно пережиты, но в то же время своим появлением они обязаны невротической переработке Эдипова комплекса. Возможны многочисленные проявления подобного рода, которые приводят нас к нескольким определенным выводам о влиянии Эдипова комплекса. [3]

В ряду проявлений, где связь с эдипальной ситуацией очевидна, нужно особо выделить случай, когда дети то и дело падают или ударяются, а их преувеличенная чувствительность, как и неспособность выносить фрустрации, скованность в игре и в высшей степени амбивалентное отношение к праздникам и подаркам, наконец, определенные трудности с обучением нередко возникают в самом раннем возрасте. Я утверждаю, что причина этих столь распространенных явлений кроется в интенсивнейшем чувстве вины, которое далее я намерена рассмотреть в его развитии.

Вот пример, доказывающий, что чувство вины воздействует с такой силой, что способно породить ночные страхи. Трюд в возрасте четырех лет и трех месяцев, во время психоаналитических сеансов постоянно играла в то, как наступает ночь. Мы обе должны были ложиться спать. После этого она выходила из своего угла, который обозначал ее спальню, подкрадывалась ко мне и начинала всячески мне угрожать. Девочка собиралась перерезать мне горло, вышвырнуть на улицу, сжечь меня заживо или отдать полицейскому. Она пыталась связывать мне руки и ноги, приподнимала покрывало на диване и говорила, что она сделала «по-каки-куки».[4]

Читайте также:  Развитие личности ребенка с нарушением интеллекта

Бывало, что она заглядывала в «попо» своей матери и искала там «каки», которые символизировали для нее детей. В другой раз Трюд хотела ударить меня по животу и заявила, что она извлекает оттуда «а-а» (испражнения), что делает меня дрянной. Наконец, она взяла подушки, которые до того неоднократно называла «детьми» и спрятала под покрывалом в углу дивана, где затем присела на корточки с явными признаками сильнейшего страха. Девочка покраснела, принялась сосать большой палец и описалась. Подобное поведение всегда следовало за нападениями, жертвой которых я становилась. В возрасте чуть меньше двух лет то же самое она делала в своей кроватке, когда у нее случались приступы сильнейшего ночного страха. Начиная с того времени, у нее вошло в привычку прибегать по ночам в комнату, где спали родители, при этом, она была не в состоянии объяснить, что ей было нужно. Когда Трюд исполнилось два года, родилась ее сестра, и в ходе анализа удалось прояснить, что она думала о причинах своей тревоги и почему она мочилась и пачкала в кроватке. В результате анализа ей также удалось избавиться от этих симптомов. В тот же период Трюд захотела похитить ребенка у беременной матери. У нее возникло желание убить свою мать и занять ее место в половом акте с отцом. Эти тенденции ненависти и агрессии послужили причиной ее фиксации на матери. Фиксация особенно усилилась, когда девочке минуло два года, и соответственно возросли ее тревожность и чувство вины. Когда эти явления столь отчетливо обозначились в ходе анализа Трюд, чуть не каждый раз непосредственно перед психоаналитическим сеансом она ухитрялась найти способ, чтобы причинить себе вред. Я заметила, что предметы, о которые она ударялась (столы, шкафы, печки и т. п.) всегда представляли для нее, в соответствии с примитивно-инфантильной идентификацией собственную мать, и в редких случаях — отца, которые ее наказывали. В общем, я сделала вывод, что постоянные жалобы на падения и ушибы, в особенности, у малышей берут начало в комплексе кастрации и чувстве вины.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Мелани Кляйн

Детский психоанализ

УДК 615.8 ББК 53.57 К 32

Кляйн М. Детский психоанализ /Пер. Ольги Бессоновой. — Институт Общегуманитарных Исследований, 2010 -160 с.

Большинство психоаналитиков в двадцатые годы прошлого века придерживались мнения, что маленькие дети не подлежат аналитическому методу лечения. У Мелани Кляйн такое положение дел явно вызывало сомнение — она считала, что вместо того, чтобы отказывать этим пациентам, следовало изменить метод. На этом пути она совершила три гениальных открытия.

Первое состояло в изобретении психоаналитической техники игры: она видела в этой спонтанной активности любого ребенка эквивалент снам, а значит, торную дорогу и доступ к бессознательному своих маленьких пациентов.

Второе: она сумела показать, что Эдипов комплекс и Супер-Эго возникают с первых этапов развития психической жизни, то есть задолго до того возраста, к которому относил их появление Фрейд.

Третье: она открыла, что ребенок в три года и четыре месяца от роду способен к переносу, который может быть интерпретирован, что позволяет провести психоаналитическое лечение.

Несколько подлинно революционных статей, которые составляют эту книгу, заложили фундамент детского психоанализа.

ISBN 978-5-88230-258-9

© Институт общегуманитарных исследований, 2010

Общие психологические принципы детского психоанализа

В настоящей работе я собираюсь подробно исследовать различия психической жизни детей и взрослых. Эти различия требуют применения адаптированной к детскому мышлению техники анализа, и я постараюсь наглядно показать, в чем состоит психоаналитическая техника игры, которая в полной мере отвечает этому требованию. С этой целью я привожу далее основные положения, на которых она основана.

Как нам известно, с внешним миром ребенок устанавливает отношения посредством объектов, которые доставляют удовольствие его либидо и поначалу бывают связаны исключительно с его же собственным Эго. Первое время отношение к такому объекту, независимо от того, человек ли это или неодушевленный предмет, носит чисто нарциссичекий характер. Однако, именно таким способом ребенку удается установить отношения с реальностью. Мне бы хотелось проиллюстрировать эти отношения на примере.

Девочка по имени Трюд отправилась с матерью в путешествие, после того, как в возрасте трех лет и трех месяцев прошла единственный психоаналитический сеанс. Шесть месяцев спустя психоанализ возобновился, но заговорить о событиях, которые произошли в этот временной промежуток, малышка смогла только после очень длительного перерыва; для этого она использовала аллюзию и прибегла к помощи сна, о котором рассказала мне. Ей приснилось, что она снова очутилась с матерью в Италии. Они сидели в ресторане, и официантка отказалась принести ей малиновый сироп, так как тот у них закончился. Интерпретация этого сна помимо прочего выявила, что девочка до сих пор страдает от фрустрации, пережитой в период отнятия от груди, то есть связанной с утратой первичного объекта; также в этом сне обнаруживает себя ревность, которую ребенок испытывает к своей младшей сестре. Как правило, Трюд рассказывала мне самые разные вещи без какой-либо очевидной связи между ними и довольно часто припоминала отдельные подробности своего первого психоаналитического сеанса, предшествовавшего событиям этих шести месяцев; и лишь один единственный раз подавленная фрустрация заставила ее вспомнить о своих поездках: в остальном они не представляли для нее заметного интереса.

Читайте также:  Общие представления о движущих силах психического развития ребенка

С самого нежного возраста ребенок учится познавать реальность, попадая под воздействие тех фрустраций, которые она у него вызывает, и, защищаясь от них, отвергает ее. Между тем, основная проблема и главный критерий самой возможности последующей адаптации к реальности заключается в способности пережить фрустрации, порождаемые эдипальной ситуацией. С самого раннего детства, утрированный отказ от реальности (зачастую скрытый под демонстративной «приспособляемостью» и «послушностью») является признаком невроза. От него мало чем отличается, разве что формами своего проявления, бегство от реальности взрослых пациентов, страдающих неврозом. Следовательно, одним из результатов, определяющих, к чему в конечном итоге должен прийти психоанализ, в том числе у ребенка, становится успешная адаптация к реальности, в результате которой, в частности, облегчаются процессы взросления. Иначе говоря, проанализированные дети должны стать способными выдерживать реальные фрустрации.

Мы нередко наблюдаем, что на втором году жизни малыши начинают выказывать заметное предпочтение родителю противоположного пола, а также демонстрируют другие признаки, относящиеся к зарождающимся эдиповским тенденциям. В какой же момент появляются характерные для Эдипова комплекса конфликты, или, иначе, когда психическая жизнь ребенка начинает определяться комплексом Эдипа? Этот вопрос не столь ясен, так как сделать вывод о существовании Эдипова комплекса мы можем лишь по отдельным изменениям, происходящим в поведенческих проявлениях и отношениях ребенка.

Анализ, проведенный с ребенком двух лет и девяти месяцев, а также с другим — трех лет и трех месяцев, и многих других детей в возрасте менее четырех лет, позволил мне прийти к заключению, что глубокое воздействие Эдипова комплекса начинает сказываться на них примерно со второго года жизни.[2] Психическое развитие еще одной маленькой пациентки может послужить примером, позволяющим проиллюстрировать данное утверждение. Рита предпочитала мать до начала второго года жизни, а затем явно продемонстрировала свое предпочтение отца. В частности, в возрасте пятнадцати месяцев она частенько настаивала на том, чтобы оставаться с ним наедине и, сидя у него на коленях, вместе рассматривать книжки. Тогда как в возрасте восемнадцати месяцев ее отношение вновь изменилось, и она начала как прежде отдавать предпочтение матери. Одновременно у нее возникли ночные страхи, а также страх перед животными. Девочка подтверждала все возрастающую фиксацию на матери, а также ярко выраженную идентификацию с отцом. К началу третьего года жизни она демонстрировала все более обостряющуюся амбивалентность, и с ней стало настолько трудно справляться, что в возрасте трех лет и девяти месяцев ее привели ко мне, чтобы я провела с ней психоаналитическую терапию. К тому времени она в течение нескольких месяцев обнаруживала очевидную заторможенность в играх, неспособность испытывать фрустрацию, чрезмерную чувствительность к боли и резко выраженную тревожность. Такой динамике отчасти послужили причиной вполне определенные переживания: чуть не до двухлетнего возраста Рита спала в спальне своих родителей, и впечатление от постельных цен явно проявилось в ходе ее психоанализа. В то же время, благодаря рождению младшего брата, невроз получил возможность открыто проявить себя. Вскоре после этого появляются и стремительно нарастают гораздо более серьезные трудности. Вне всякого сомнения, существует непосредственная связь между неврозом и глубинным воздействием Эдипова комплекса, пережитого в столь нежном возрасте. Не буду настаивать, что все без исключения дети-невротики страдают вследствие преждевременного воздействия Эдипова комплекса, который протекает на таком глубинном уровне, или что невроз возникает в том случае, когда комплекс Эдипа зарождается слишком рано. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что подобные переживания усугубляют конфликт, и, как следствие, усиливают невроз или подталкивают его к открытому проявлению.

Я постаралась из всех характерных для этого случая черт отобрать и описать те, которые анализ многих других детей позволил мне определить как типические. Именно в детском психоанализе мы получаем возможность обнаружить их самое непосредственное проявление. Наблюдаемые множество раз, причем в самых разнообразных психоаналитических случаях, всплески тревоги у детей в очень раннем возрасте выражались в повторяющихся ночных страхах, впервые испытанных ближе к концу второго года жизни или в начале третьего. Эти страхи были действительно пережиты, но в то же время своим появлением они обязаны невротической переработке Эдипова комплекса. Возможны многочисленные проявления подобного рода, которые приводят нас к нескольким определенным выводам о влиянии Эдипова комплекса. [3]

В ряду проявлений, где связь с эдипальной ситуацией очевидна, нужно особо выделить случай, когда дети то и дело падают или ударяются, а их преувеличенная чувствительность, как и неспособность выносить фрустрации, скованность в игре и в высшей степени амбивалентное отношение к праздникам и подаркам, наконец, определенные трудности с обучением нередко возникают в самом раннем возрасте. Я утверждаю, что причина этих столь распространенных явлений кроется в интенсивнейшем чувстве вины, которое далее я намерена рассмотреть в его развитии.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник