Развитие одаренности ребенка в детском саду

Галина Фролова
Развитие талантливых и одарённых детей в ДОУ

Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников.

Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью – очень важные вопросы, которые стоят перед ДОУ.

Поэтому необходимо внедрять новую технологию обучения и воспитания.

Организация образовательного процесса в ДОУ в современных условиях предъявляет высокие требования к квалификации педагогов, которые должны быть ориентированы в первую очередь на развитие личности дошкольника в процессе совместной деятельности с ними.

Следует правильно понимать, что значит одарённость. Одним из определений одарённости считается совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Талантливость – это наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. А значит одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех детей, которые, по оценке специалистов, в

силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются их достижениями или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной деятельности.

Инновационный потенциал воспитателя, специалиста ДОУ выражается в готовности совершенствовать педагогическую деятельность, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем,

воспринимать и творчески воплощать уже существующие нетрадиционные подходы в образовании.

Педагог выступает как помощник становления и развития личности воспитанника, уважающий эту личность независимо от меры её приобщённости к знанию, меры её понимания, либо непонимания.

Изменяется характер управления, воздействия на воспитанника. Утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личностной инициативе воспитанника, к росту его личности.

Для работы с одарёнными и талантливыми детьми необходимо создать специальное образовательное пространство.

Педагог должен помнить:

— обучение и развитие одарённых и талантливых детей требует особого подхода к содержанию образования и организации воспитательно-образовательного процесса с учётом их интеллектуальных, творческих и личностных особенностей;

• — одарённые дети относятся к группе риска вследствие их сложной нервно-психической организации;

• — во избежание кризиса одарённости, приводящих к её затуханию, необходимо предоставить ребёнку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт;

• — необходима эффективная система выявления одарённости ребёнка на разных возрастных этапах с учётом всех её составляющих;

• — одарённые дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении на протяжении всего периода посещения ДОУ.

Мы не выявили пока в нашем ДОУ одарённых детей, и считаем, что распознать одарённость в дошкольном возрасте сложно, но талантливых детей достаточно много. Это довольно легко выявить даже из ежедневных наблюдений за детьми: кто-то очень любит в свободное время рассматривать энциклопедию, кто-то рисовать, кто-то лепить, кто-то любит играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и т. д.

Талантливы все дети, важно это увидеть и направить развитие ребёнка в нужное русло.

В нашем ДОУ работают кружки по интересам: «Хочу всё знать», «Умелые руки», «Театральный», «Весёлый художник», «Шумовые инструменты», клуб «Маленький горожанин»

Исходя из своих наблюдений за деятельностью детей в свободное время и опросов детей, педагоги помогают им определить, в каком кружке им нужно заниматься.

В кружке «Хочу всё знать» дошкольники познают мир. Этот кружок посещают любознательные дети.

На занятиях они узнают то, что их больше всего интересует: о взаимосвязи человека с природными явлениями, о семье, жизни города, размышляют о том, что их ждёт в будущем и т. д. Надо отметить, что дети талантливы в своих размышлениях, они могут делать удивительные умозаключения. У них закладывается хороший интеллектуальный потенциал.

В кружках «Умелые руки», «Весёлый художник» дети развивают умелость рук, своё творчество, а так же они стремятся показать свои достижения, поэтому участвуют в различных выставках, конкурсах.

В кружке «Театральный» дети развивают актёрские способности.

Поощряя детские стремления мы помогаем детям оформлять персональные выставки творческих работ в ДОУ, организовываем конкурсы рисунков, поделок. Лучшие работы отправляем на различные конкурсы: городские. областные, всероссийские.

Мы взяли за правило один день в году объявлять праздником талантов. И это оказалось интересным и полезным мероприятием! Каждый педагог и дети готовятся к этому дню. Составляется программа дня. Соответственно оформляются группы и музыкальный зал. Опишу некоторые мероприятия, которые проводились в нашем ДОУ в такой день.

Читайте также:  Ребенок 2 года отставание в речевом развитии

В подготовительной логопедической группе учитель-логопед провела коррекционно-развивающее занятие на тему «Сам себе поэт».

В начале занятия дети встретились с няней Пушкина Ариной Родионовной и говорили о том, как Пушкин любил слушать нянины сказки, а затем сам стал писать стихи и сказки. И делал это очень талантливо, так как его произведения до сих пор любимы читателями.

С помощью волшебной палочки все дети превратились в поэтов. Выполняя различные задания Арины Родионовны, дети подбирали рифмы к словам, затем к загадке подбирали в рифму отгадку, затем выстраивали рифму запутанного четверостишья и т. п.

Далее каждый ребёнок сочинил четверостишие по заданной паре слов.

(Мороз, нос: Наступил большой мороз,

Я отморозил себе нос).

(Настало, стало: Лето жаркое настало,

Очень жарко людям стало).

(Катился, свалился: Я на роликах катился,

Вдруг запнулся и свалился).

В итоге занятия все дети получили медаль «Талантливый поэт».

В клубе «Маленький горожанин прошла встреча на тему: «Праздник талантов».

Заранее было объявлено, что в клубе состоится встреча талантливых людей. Все желающие были приглашены на праздник с помощью афиши. Заранее в зале была оформлена выставка творческих работ детей и взрослых.

Под музыку дети и взрослые вошли в зал и удобно устроились на стульях.

Самая талантливая ведущая поприветствовала всех и объявила, что сегодня в клубе пройдёт презентация талантов, а талантлив каждый из пришедших в клуб.

Под музыку в центр вышли самые маленькие гости клуба – дети младшей группы. На большом полотне выполнено коллективное панно «Теремок талантов» из «колбасок» пластилина.

Ребёнок прочёл стих:

Посмотрите, на полянке вырос дом

С крышей, с кругленьким окном.

Это не простой домок.

Это домик-теремок.

В нём живут таланты

Детей из группы младшей.

Воспитатель рассказала, как дети старательно раскатывали колбаски и талантливо сложили их в теремок. Все присутствующие в знак признания таланта малышей аплодировали им.

Затем ведущая по очереди приглашала продемонстрировать свои таланты детей и воспитателей из средней, старшей и подготовительной групп. Дети второй младшей группы представили коллективную аппликацию «Ветка рябины». Дети средней группы — картину «Волшебница Зима». Дети старшего возраста под руководством музыкального руководителя и воспитателей демонстрировали таланты художников, вокалистов, танцоров, музыкантов, фокусников, гимнастов. Они читали стихи, пели, танцевали, решали арифметические и логические задачи, придумывали слова на заданный звук, заводили хороводы, организовывали игры, эстафеты. А вместе с ними были мудрая Сова, Капризка и очень ленивая принцесса. Но случилось чудо! В результате детских талантливых выступлений Капризка и ленивая принцесса исправились, им очень понравились талантливые дети, и они захотели быть такими же талантливыми. А из золотой бутафорской медали «Большой талант в награду за своё участие в празднике все дети получили волшебные конфеты, начинённые талантом.

Источник

Елена Смурыгина
Работа с одарёнными детьми в детском саду

«Работа с одарёнными детьми в детском саду»

В группе ДОУ может оказаться ребенок, который будет заметно отличаться от других детей группы. Он задает много вопросов, проявляя интерес к окружающему, как правило успешен в деятельности, знает больше, чем его сверстники, отвечает на вопросы раньше, чем воспитатель успел их полностью сформулировать; приносит в детский сад новые интересные книги, увлекательно пересказывает их содержание, придумывает необычные истории и сказки, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами, пытаясь понять различные закономерности. С таким ребенком интересно общаться, но он иногда не «удобен» в общей работе с детьми: перебивает, стараясь быстрее дать ответ, задает вопросы, которые ставят Вас в тупик, навязывает свое мнение, мешает воспитателю заниматься с другими. Возможно, что это одаренный ребенок.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Читайте также:  Значение игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста

Детская одаренность может проявляться в разных видах деятельности. Так, ребенок может проявлять одаренность в спорте, музыке, изобразительном искусстве, танцах, может проявлять лидерские качества (коммуникативная одаренность, интеллектуальные способности и т. д. В некоторых случаях детская одаренность проявляется сразу в нескольких сферах.

Различаются виды одаренности:

1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Выявление одаренности — задача родителей, а затем и воспитателей детского сада и школы. Ведь проявления одаренности могут со временем угасать, если соответствующим образом не развивать способности ребенка. Существуют специальные тесты для выявления одаренности детей – такие тесты обычно пользуются психологи. В домашних условиях выявить одаренность ребенка можно по ряду признаков.

Например, для одаренных детей характерен высокий уровень любопытства. Они активно познают окружающий мир, негативно реагируют на попытки ограничения их исследовательской деятельности. Детская одаренность проявляется также в способности ребенка на долгое время концентрировать свое внимание к определенному делу, ведь, как известно, большинство детей — большие непоседы.

У одаренных детей большой словарный запас. Одаренные дети в сравнении со сверстниками могут быть более развитыми интеллектуально, физически или эмоционально. Часто одаренность ребенка мешает ему дружить с другими детьми своего возраста, а потому он может «тянуться» ко взрослым или более старшим детям.

Одаренность детей может проявляться как в самом раннем возрасте, так и много позже, когда ребенок уже учится в школе. При этом если детская одаренность проявилась рано, то далеко не всегда она сохраняется и в дальнейшем: часто юные вундеркинды «выравниваются» и, становясь старше, перестают отличаться от сверстников.

Пытаясь выявить и развить одаренность у детей, следует помнить что судьба «выдающегося человека» понравится далеко не всем. Одаренный ребенок может страдать от попыток «сравнять» его с остальными или же, наоборот, от попыток любыми средствами развить его способности.

Обычно в детском саду выявляют одаренных детей воспитатели.

Детская одаренность выявляется в процессе наблюдения за детьми,

изучения их психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления с

помощью тестов, анкетирования.

Для проявления детской одаренности необходимо использовать следующие

формы работы:

— конкурсы – выставки детского творчества разной тематики;

— музыкальные шоу;

— спортивные соревнования;

— поэтические и литературные гостиные;

— викторины;

— интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»);

— турниры по шашкам.

Как можно выявить одарённых детей в группе? Для выявления особенностей основных компонентов детской одарённости я использую следующие методики.

Методика «Последовательность картинок» применяется для оценки способностей ребёнка в области логического мышления.

Ребёнку для решения предлагаются три задачи (первая — вводная, в которой требуется выложить последовательность из 5 картинок с соблюдением причинно — следственных связей, изображённых на этих картинках.

Методика Елиса Пола Торренса методика «Дорисовывание фигур» направлена на оценку способностей дошкольника в области продуктивного воображения.

Ребёнку предлагается последовательно 10 карточек, на каждой из которых изображена фигура неопределённой формы. Ребёнок должен дорисовать каждую фигуру так, чтобы получилась какая- нибудь картина. Предлагаю вам пройти тест по этой методике.

Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики Е. Торренса) направлена на выявление познавательной активности. Детям последовательно показывают сюжетные картинки и просят их придумать вопросы, которые можно задать о том, что нарисовано на этих картинках. Методика позволяет выявить творческую инициативу, которая отражается в содержании вопросов.

Для выявления одарённых детей в группе также существует множество различных упражнений, тестов. Хочу предложить несколько упражнений.

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: ножницы, бумага.

Время: 10 минут

Процедура:

Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Читайте также:  Развитие общения ребенка в игре

Упражнение

Композиция из предметов”

Цель: Развитие творческого воображения

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Упражнение «Каракули Леонардо да Винчи»

Звучит музыка. Большинство людей уверенны в том, что они не умеют рисовать, но на самом деле это не так. Просто мы стараемся рисовать левым полушарием, а нужно позвать на помощь правое! Закрываем глаза и под музыку, используя технику Леонардо да Винчи, начинаем рисовать.

Представьте себя гениальным художником, который делает эскиз к картине. Не направляйте карандаш – пусть он просто ползет. А теперь посмотрите на созданное вами изображение. — Что вы создали? Обведите найденные образы.

На занятиях и вне занятий я использую нетрадиционные техники рисования, художественное слово, что позволяют наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребёнка.

Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.

Опыт работы показывает, что при создании в детском саду или в мини- центре и семье, где воспитывается одарённый ребёнок, благоприятных условий, при слаженной совместной работе за период дошкольного детства, ребёнок может пройти путь от первых появлений склонностей до яркого рассвета способностей и одарённостей.

Наблюдая за детьми, мне даёт возможность считать, что все дети одарённые. Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одарённость и развивать. При этом помнить три правила:

*Помоги, но не навреди

*Заинтересуй, но не настаивай

*Учитывай индивидуальность

Чтобы развивать креативность дошкольников, воспитатель сам должен быть творческим:

постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому воспитатель, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды детском саду — система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

Если сравнивать мини – центр и детский сад, то детских садах имеются спортивный зал, оснащенный спортивным оборудованием, тренажерами; музыкальный зал с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов, богатой аудиотеки; нам в мини – центрах намного труднее способствовать развитию одарённости ребёнка.

Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей.

Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению.

1. Информационно-аналитическое

(реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей и предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей; выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей; узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей).

2. Познавательное направление

(реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые занятия, День открытых дверей, семинары-практикумы, семейные клубы).

Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.

Родители непосредственно участвующие в организации педагогического процесса, являются незаменимым партнером и помощником воспитателю. Родители одаренных детей должны быть информированы для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей.

Результатами совместной деятельности воспитателей и родителей в нашем мини — центре являются такие мероприятия:

Спортивные праздники

Музыкальные театрализованные праздники

Совместные выставки рисунков.

Творческие мероприятия

Источник