Развитие одаренного ребенка в семье

Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Поэтому в современной России проблема выявления, поддержки и реализации потенциала одаренной личности приобретает особую значимость.

Проблема одаренности является одной из самых сложных и важных в психологии как в теоретическом, так и в практическом отношении. В настоящее время сделан существенный вклад в раскрытие феномена одаренности и отечественными, и зарубежными учеными. Значительное место в исследованиях психологов занимает проблема влияния на одаренных детей их ближайшего окружения – семьи, сверстников, школы (Е.С. Белова, В.Н. Дружинин, В.И. Панов, В.С. Юркевич, Н.С. Лейтес, J.F. Feldhusen, J.A. Jurich, H. Hackney, S.M. Moon и др.). Так, например, в работах Е.С. Беловой и И.П. Ищенко [1, 2] изучаются особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте и анализируются условия семейного воспитания одаренных дошкольников.

Семья является первой социальной     группой, активно воздействующей на формирование личности ребенка. В семье закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти качества личности не развиваются спонтанно, а формируются под влиянием социально-психологических факторов, связанных с особенностями межличностных отношений и общения в семье.

Семья, родители играют особую роль в актуализации одаренности ребенка, в создании возможностей для его развития. Семейные ценности, характер детско-родительских взаимоотношений, психологический климат в семье влияют на то, как развивается одаренный ребенок, как оценивает свои возможности, как относится к своему таланту. Фактически, в контексте развития проблемы детской одаренности семья проявляется как одна из наиболее важных систем в процессе развития таланта. В литературе [1, 2] имеются данные опроса одаренных школьников: большинство детей (70 %) назвали своих мать или отца как людей, оказавших на них наибольшее влияние.

Поскольку семья оказывает такое значимое влияние на развитие одаренного ребенка, то очень важно проанализировать характеристики семейного окружения одаренных детей. Исследования семей одаренных детей показывают, что в таких семейных системах имеются уникальные динамические процессы, которые затрагивают различные аспекты семьи, такие как ценностные ориентации, супружеские, детско-родительские и детско-детские взаимоотношения, образ жизни, стрессогенные факторы, а также взаимодействие с другими системами, например, школой [3, 4].

Ценностные ориентации – важный аспект семейной системы. В семьях, имеющих детей с тем или иным видом одаренности, ценностные ориентации могут иметь характерные особенности. Например, семьи с интеллектуально одаренными детьми имеют тенденцию быть центрированными на ребенке, демонстрируют взаимоподдержку и близкие отношения. Такие семьи устанавливают высокие стандарты образования и достижений, поощряют интеллектуальную деятельность. Однако родители в этих семьях склонны оказывать давление на детей по поводу их школьных успехов.

Семьи с творчески одаренными детьми имеют разнообразные наборы ценностных ориентаций. Доминирующая ценность в таких семьях, по заключению исследователей, – независимость. Родители творчески одаренных детей чаще используют нетрадиционный стиль воспитания и более открыты к новому. Такие семьи культивируют наиболее важную черту личности творческих людей – способность думать и работать в направлениях, отличных от таковых у родителей, учителей и общества в целом.

В некоторых семьях родители могут воспринимать одаренность как угрозу семейным ценностям. Для одаренных детей в таких семьях возникает опасность нереализации способностей.

Н.С. Лейтес описал три типа отношения родителей к одаренному ребенку и его способностям:

  1. Отношение, при котором родители считают, что нет особой необходимости обращать внимание на любознательность ребенка, его стремление к познанию, неутомимую умственную активность, разнообразие интересов. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление ярких способностей ребенка. Более того, узнав, что ребенок одарен, родители испытывают не гордость и удовлетворение, а растерянность и беспокойство. Они видят в одаренности ребенка нечто выходящее за рамки нормальности.
  2. Отношение, при котором родители воспринимают детские способности как готовый дар, которым спешат воспользоваться, удовлетворяя свое тщеславие. Желая обеспечить идеальные условия для развития таланта ребенка, родители записывают его в разнообразные кружки, студии, часто не учитывая склонности ребенка.
  3. Чаще всего встречается осторожное и внимательное отношение родителей к необычно ярким способностям ребенка. Основная трудность, с которой здесь сталкиваются родители, пытаясь помочь в раскрытии потенциала сына или дочери, заключается в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями одаренного ребенка [3].

Одаренные дети, особенно те, кто преуспевает академически, чаще встречаются в семьях с хорошо урегулированными, стабильными отношениями. Нормально функционирующие семьи одаренных детей характеризуются близкими отношениями, взаимоподдержкой, детоцентричностью. Такие семьи обеспечивают оптимальную среду для познавательного и личностного роста.

Семьи же творчески одаренных детей часто характеризуются натянутыми и напряженными отношениями. Члены таких семей более склонны проявлять независимость, чем близость.

В литературе описаны исследования того, как присутствие одаренного ребенка может влиять на структуру семейных отношений (H. Hackney, D. Peterson, R. Ross). Д. Петерсон установил четыре направления, по которым присутствие одаренного ребенка может влиять на семью: 1) соревнование между членами семьи, в особенности между одаренным ребенком и другими детьми в семье; 2) детская ревность; 3) нечувствительность членов семьи к уникальному явлению одаренности; 4) недостаток уважения членов семьи к особенностям одаренного ребенка [5].

Соревнование между детьми, или в крайнем варианте соперничество, и детская ревность могут возникать на фоне высоких достижений одаренного ребенка и повышенного внимания к нему со стороны родителей. Характерное для одаренных детей стремление брать на себя контролирующую и авторитарную роль в отношениях с другими детьми в семье также может быть причиной соперничества.

При рассмотрении особенностей семей одаренных детей необходимо выделить понятие адаптации – способности семьи приспособиться к внутренним и внешним стрессогенным факторам.

Одаренность, подобно другим исключительным явлениям, выступает особым стрессогенным фактором для семьи, создающим необходимость выработки адаптационных механизмов. По данным исследований [6], нормально функционирующие семьи одаренных демонстрируют высокий уровень адаптации, а семьи одаренных детей, плохо успевающих в школе, менее приспосабливаемы и более напряженные.

Известно, что одаренные дети могут показывать большие несоответствия между их познавательным, социальным и личностным развитием [7, 8]. Некоторые исследователи считают, что несоответствие между познавательным и социальным развитием тем больше, чем выше интеллект ребенка. Тем самым, такое асинхронное развитие одаренных детей также может выступать стрессогенным фактором для семьи [8].

Таким образом, семейному окружению высоко одаренных детей присущи следующие характеристики: 1) чаще всего, одаренные дети единственные в семье или старшие по порядку рождения; 2) они растут в обогащенной среде – в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей; 3) семья центрирована на ребенке – почти вся энергия родителей тратится на то, чтобы обеспечить раннее обучение в области проявлений способностей ребенка; 4) важное влияние на жизнь ребенка оказывают отцы; 5) родители выполняют мотивационную функцию – выступают сами образцами для подражания и придерживаются высоких ожиданий относительно достижений детей, однако, существует опасность только в том случае, если родители слишком требовательны к ребенку, когда его успехи привлекают их больше, чем благополучие ребенка; 6) то же время родители предоставляют ребенку значительную самостоятельность; 7) наиболее благоприятное для развития одаренности семейное окружение сочетает высокие ожидания и стимуляцию, с одной стороны, и заботу и поддержку – с другой [Цит. по 9].

Читайте также:  Ребенок до года развитие и уход

Несмотря на достаточно многочисленные исследования семей одаренных детей, некоторые вопросы остаются нерешенными, среди которых можно выделить следующие:

  1. Большинство исследований относительно семей одаренных построено на изучении семей с интеллектуально или академически одаренными детьми. Исследования семей с детьми, одаренными в других областях, малочисленны.
  2. Недостаточно лонгитюдных исследований семей одаренных детей.
  3. Большинство исследований сфокусировано исключительно на семьях, по крайней мере, с одним одаренным ребенком, исключая всякие сравнения с семьями, не имеющими одаренных детей. В результате, не достаточно изучено, каким образом и чем такие семьи отличаются друг от друга.

В рамках данной проблемы нами будет проведено эмпирическое исследование изучения семей одаренных дошкольников, которое позволит конкретизировать поставленные выше вопросы, и даст возможность по-новому взглянуть на проблему семейного воспитания одаренных детей.

Литература

  1. Белова Е.С., Ищенко И.П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте // Школа здоровья. – 1995. – № 3. – С. 21–30.
  2. Белова Е.С., Ищенко И.П. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. – 1992. – № 7–8. – С. 26–31.
  3. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. – 1990. – № 6.
  4. Попова Л.В. Кисленко В.Я. Представления родителей о будущем одаренных девочек и мальчиков. В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. – М.: Прометей, 2000. – С. 359–370.
  5. Peterson D.C. // The Heterogeneously Gifted Family. – 1997. – N 21 (3). – P. 396–411.
  6. Hackney H. The Gifted Child, The Family, and The School // Gifted Child Quarterly. – 1981. – N 25 (2). – P. 51–54.
  7. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
  8. Сибгатуллина И.Ф. Синдром социальной диссинхронии одаренных детей // Прикладная психология. – 1998. – № 3. – С. 55–62.
  9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: «КСП», 1996. – 160 с.

Е.Ю. Ян

Источник

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы, учреждения дополнительного образования) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка прежде всего повышенное внимание родителей.

Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.

Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.

Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Развитию одаренности детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

От родителей зависит многое. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:

  • Уверенность, которая основывается на сознании самоценности
  • Понимание достоинств и недостатков в себе самом
  • Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску
  • Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию
  • Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки
  • Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

Источник

Воспитание одарённых детей в семье

Воспитание одарённых детей в семье задача непростая, совсем не проще если ребёнок гиперактивный, ранимый, часто болеющий и перечень дальше можно написать длинным. Поэтому проблеме воспитания одарённых детей нужен особый подход и правильные действия, которые бы не усугублялись ошибками воспитания и трудностями взаимопонимания.

Воспитание одарённых детей в семье. Возможно, вы тоже думаете, что ребёнок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему уготовано более счастливое детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Часто наряду с радостью и гордостью такой ребёнок вызывает и озабоченность, даже тревогу, поскольку пристрастие к умственной работе производит у родителей впечатление чрезмерности. Иногда родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту.

Читайте также:  Способы развития гибкости у ребенка

При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым.

Так подогревается детское тщеславие; но на основе самомнения и тщеславия нелегко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребёнка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребёнок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребёнка то, чего они не ожидали.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов, учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребёнок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности, непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

Наиболее любознательным часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и основы арифметики. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание. Много нового и для самых сильных учеников несёт в себе развивающее обучение. Но беда нашей школьной системы в том, что:

а) даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди;

б) большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью.

Бывает, что педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять ему специальное внимание, но потом такие намерения забываются в связи с отсутствием у учителя времени и сил. Нередко педагог видит лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такой ребёнок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребёнок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание, и при этом все время жаждет новой умственной пищи. Через какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему самому.

Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и на упрек, что он “выскочка”. Видя, что его активность учителю не нужна, он переключается на что-нибудь постороннее – что влечёт за собой недовольство педагога: почему ученик отвлекается и не интересуется занятиями?

Таким образом, ребёнок постепенно становится лишним в школе, а она ему – ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями.

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а средняя школа ничего им предложить не может, кроме такой же средней программы. Всё-таки, немалая доля детей с ранним подъемом способностей как-то приспосабливается к общим требованиям. Они вынуждены становиться менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы.

Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребёнка с ранним умственным расцветом. Родители и педагоги ожидают от него, чтобы он обязательно был отличником. А ведь отметки в школах старой системы ставят необъективно – не за знания, а и за поведение, за почерк.

У ребёнка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во взаимоотношения со сверстниками. Часто одноклассники, особенно к началу подросткового возраста, начинают активно отторгать от себя такого ученика, дают ему обидные прозвища, стараются поставить его в неловкое положение.

А тот, чтобы не оказаться отверженным, стремится быть “как все”: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Немало дополнительных переживаний выпадает на долю такого ребёнка, если ему почему- либо не даются физкультура, занятия по труду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себе такого пристального внимания.

Трения с товарищами бывают вызваны направленностью детских игр: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматам в те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселым играм.

Часто выступает одна из показательных черт характера ребёнка с ранним подъемом интеллекта – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

Такие дети обычно стремятся заниматься сами. Осложнять их отношения с родителями может и повышенная требовательность к старшим, от которых они добиваются, например, обоснования каких-нибудь высказанных теми утверждений. Некоторые из таких детей, с особо ярким воображением, оказываются выдумщиками, фантазерами, готовыми всех убеждать в том, чего не было, но что возникло в их мечтах.

Сильные и слабые стороны такого ребёнка взаимосвязаны, переходят друг в друга. Так, легкость, с которой дается учение, привычка учиться “хватая на лету”, может приводить к нежеланию, неумению упорно заниматься; или, например, выраженность у ребёнка умственной самостоятельности, установки на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим.

Вне зависимости от системы обучения, огромна роль в развитии детей самого учителя, особенно в младших классах. В этот период для ребёнка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, учителя. Так же важен стиль преподавания.

Считается, что существует два типа учителей:

“развивающие” и “ обучающие”. “Развивающий” учитель акцент в своей работе прежде всего делает на развитие процессов психики (мышление, память, внимание, воображение и т. д.), на творческую работу. “Обучающие” учителя большее внимание уделяют показательной стороне обучения, высокие результаты учебной деятельности (техника чтения, контрольные срезы).

Сложности в воспитании одаренных детей

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка примеры

Воспитание детей — сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход и особые действия, которые не будут усугубляться ошибками и сложностями во взаимопонимании.

Одаренные дети — это особенные дети, которые глубже чувствуют, имеют свое мнение и опережают своих ровесников по уровню интеллекта. Вам, наверное, кажется, что если ребенок развивается с опережением в интеллектуальном плане, то у него не должно быть проблем и трудностей в учебе или в отношениях с другими детьми. Однако в реальности такие дети имеют большие сложности и в собственной семье, и в школе.

Поведение родителей и других членов семьи очень важно, когда обнаруживается одаренность ребенка. Конечно, все родители одаренных детей испытывают гордость и радость, но потом эти чувства сменяются озабоченностью и тревогой. Занятия своего чада не по возрасту настораживают родителей. Поэтому первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка, это то, что нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность ненормальна и чрезмерна. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями.

Воспитание одаренных детей требует большой тактики. Развитие тщеславия в ребенке не принесет ему пользу при общении со сверстниками. Ранние умственные способности ребенка подразумевают, что он ждет и одобрения и восхищения от взрослых. Можно ввести некий запрет на разговоры о таланте ребенка, но все ошибаются, и кто-то может не сдержаться и проявить свой восторг. Ребенок это непременно заметит. Если же родители вообще не ценят таланты ребенка, то он и это поймет и осознает, тем более, если его одаренность в той или иной сфере взрослыми расценивается как странность.

Одаренным детям сложнее, чем обычным. Трудности не зависят от того, в восторге ли родители от их способностей или считают их не такими как все — странными. Сложности в воспитании одаренных детей есть у многих родителей. Они в основном ошибаются в своих оценках ребенка. Поэтому при работе с одаренными детьми большое значение имеет совет психолога, учителя или воспитателя. Они должны направить родителя в нужное русло в воспитании детей.

Индивидуальный подход в воспитании вундеркинда. Одаренные дети

Мечта многих родителей иметь и воспитать одаренного ребенка. Многие родители под одаренностью ребенка понимают его успешное обучение в школе, возгласы восхищения и похвалы со стороны воспитателей и учителей. Однако далеко не всегда самые прилежные ученики становятся успешными людьми. Все зависит от качества воспитания ребенка в раннем детстве. Когда родители очень требовательны и заботятся только о развитии таланта ребенка, а не о нем самом, то одаренные дети вырастают незаинтересованными, подавленными и обидчивыми людьми.

Ребенок вундеркинд — это уникальное и неповторимое явление, дословно «чудо-дитя». Поэтому столь же индивидуальным должен быть и его процесс воспитания. Российский генетик Владимир Эфроимсон на основании своих исследований пришел к выводу, что вундеркинд отличается отклонением в развитии мозга и психическом развитии, такой ребенок встречается примерно один раз из тысячи обыкновенных детей и развивается в нужной мере лишь у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Эти данные вполне отражают истину: хоть много детей рождаются одаренными, но большинство из них не могут реализовывать свои способности. По мнению психологов, для формирования вундеркинда родители должны быть особенными и готовыми к непосильному труду для развития его способностей.

Прежде чем говорить о том, как воспитать вундеркинда, надо выяснить, одарен ли на самом деле ваш ребенок или у него имеются общие теоретические навыки и знания.

Признаками одаренности ребенка являются такие способности:

1. Ребенок старается во всем найти свои собственные уникальные пути решения и обучения.

2. Он легко и быстро осваивает все аспекты своего увлечения и может часами рассказывать об этом.

3. Он очень любознателен и желает изучать все больше и больше.

4. Он слишком требователен к себе и самокритичен.

5. Он отличается большой целеустремленностью и трудолюбием.

Задача родителей на том этапе, когда ребенок с нескрываемым удовольствием начинает заниматься тем видом деятельности, который ему нравится, вовремя выявить способности ребенка и направить максимально возможные усилия на их развитие.

Причиной неудачи многих родителей одаренных детей является неправильное воспитание и отсутствие индивидуального подхода. В этом случае одаренный ребенок вырастает не умеющим общаться и закомплексованым неудачником. Часто, несмотря на свои умственные способности, они отличаются нежеланием трудиться и беспечностью. Как же правильно воспитать вундеркинда?

Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:

1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.

2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.

3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.

4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.

5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.

Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.

6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.

7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.

8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.

9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением. Многие гении не отличались успехами в школе. Так Исаак Ньютон в школе очень плохо учился, а Альберт Эйнштейн развивался очень медленно, поздно научился говорить и пошел в школу.

10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.

По мнению психологов, одаренность ребенка очень редко выявляется в раннем возрасте. Дети только к 8 годам, то есть во 2-3 классе, обнаруживают все возможности своих интеллектуальных способностей. В этом возрасте нельзя быть равнодушным и невнимательным к интересам своего ребенка. Только будучи бдительными и заботливыми родители могут дать одаренному ребенку шанс на счастливую жизнь

Источник