Развитие одаренного ребенка в сельской школе

Особенности обучения в сельской школе в современных условиях.

Реформирование системы образования в начале 90-х годов привело к дифференциации образовательных учреждений, возникновению инновационных школ, позволяющих более целенаправленно организовать работу с одаренными детьми. Появились разные виды элитных учебных заведений, расположенных в большинстве своем в городах. Сельская общеобразовательная школа оказалась в конце этого рейтинга.

Согласно Закону об образовании (ст. 19) стандарт образования должен выдерживаться одинаковый как для сельских, так и для городских школ. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обусловливающих специфику ее функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести  отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В сельских  школах зачастую ограничено деловое, информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

В «Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации» указываются проблемы сельской школы, требующие кардинального решения. К  данным проблемам  относятся: устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточный уровень финансовой обеспеченности,  недостаточное развитие современных коммуникаций, низкое качество образования. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам. Одним из способов преодоления данной проблемы является вовлечение учащихся к участию в программах повышенного уровня посредством дистанционного обучения, создания для сельских школьников ситуации успеха, развитие детской одаренности.

Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Одарённые  дети — это особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

«В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

  • Могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты.

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе принципов дифференциации: для ребят 9 класса организованы факультативы, элективные курсы по выбору, в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми. 

Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции «Безопасное колесо», «Лёгкая атлетика «Вдохновение», «Сказка», «Иголочка»

Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

Работа с одарёнными детьми в системе дополнительного образования

Форма

Задачи

Факультатив

Элективный курс

Спецкурс

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая научная конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Предметные олимпиады

  • Отбор и подготовка талантливых учеников для участия в олимпиадах     городского уровня.
  • Повышение учебной мотивации.
  • Расширение общего кругозора учащихся.

Кружки, студии, объединения, спортивные секции и т.п.

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Содействие в профессиональной ориентации.
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.
Читайте также:  Физическое развитие ребенка критерии развития

Особую роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Систему дополнительного образования, позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности; Дополнительное образование способствует расширению сферы творчества одаренного ребенка. Внешкольные объединения дают возможность реализовать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Наши обучающиеся очень часто принимают участие  в конкурсах рисунков на различные темы. Имеющие  статус Международных, региональных, районных, занимают  призовые места. Очень часто принимают  участие  в выставках, принимают участие в НПК регионального характера (3 место в Региональном конкурсе пришкольных участков), олимпиадах — где имеют призовые места, в спортивных соревнованиях районного и регионального значения.

Некоторые наши выпускники успешно продолжают  своё направление по полученной специальности в школе

Дизайнер

Учитель ИЗО

Учитель физкультуры

Учитель английского языка, географии, экологии и т.д.

Школа – это нужный этап развития одарённости у детей и наша школа несмотря, что она  сельского типа с этим этапом справляется,  на  оценку отлично.

Учитель географии и биологии  -Е.А. Сереброва.

Учитель химии -О.А. Серебров

Источник

Работа с одарёнными детьми в настоящее время очень актуальна.  И в сельской школе сейчас, педагоги работают в этом направлении.

                  МАОУ «Приморская средняя  общеобразовательная школа.»

Автор: Могучая Наталья Николаевна, учитель начальных классов.

Актуальные проблемы учителя при работе с одаренными детьми в сельской школе.

Цели:

1. Раскрыть суть понятия «одарённость», рассмотреть её особенности.

2. Привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости.

     Работа с одаренными детьми – при­оритетная государственная и обществен­ная задача.  В статье затрагиваются актуальные проблемы воспитания одаренных детей. Без тес­ной связи развития одаренности с подлинной, общечеловеческой культурой настоящая са­мореализация одаренного человека невоз­можна. Основная пробле­ма работы с одаренными детьми на сегодня состоит как раз в том, что за важными и се­рьезными задачами развития интеллекта, са­морегуляции, отдельных мотиваций напрочь потерялась главная задача – влияние на цели и ценности одаренного ребенка, его отноше­ния к себе и к людям, на его поиски жизнен­ных смыслов.

      Каждое образовательное учреждение, в том числе и наша Приморская школа, активно работают в этом направлении, об этом говорят многочисленные победы в конкурсах различных уровней – от муниципального до Всероссийского. Но также все мы сталкиваемся с рядом проблем в работе с одарёнными учащимися. Особенно остро они стоят в сельской школе в силу специфики организации в ней образовательного и воспитательного процессов. Об этих проблемах и хотелось бы сегодня поговорить. Но вначале немного терминологии:

   ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).  Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.  Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.  Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

      Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.      

        Об одарённости, наверное, написано всё или почти всё. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества, а для сельской школы особенно. Почему? Попробую порассуждать. Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Что значит для общества и родителей «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В школе должны быть свои традиции. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Когда речь заходит о детях, то просто не хочется вешать на них ярлык одаренности или «не одарённости». У каждого свой особенный дар, огромный потенциал, удивительная сила, которая заставляет их, расти и развиваться. Если всё же настаивать на так называемом термине «одарённые дети», то среди них есть те, кто достаточно рано обнаруживает свои яркие способности, и те, кто может проявить их довольно поздно в течение жизни, такие способности могут оказаться скрытыми (или незамеченными) в детстве и проявиться гораздо позже. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков и познавательных способностей.

Читайте также:  Методика развития связной речи ребенка

        Педа­гогическая система  при работе с этими детьми строится на четырех базовых идеях:

— на осознании самоценности каждого школьника как уникаль­ной, неповторимой личности;

— на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребен­ка, в том числе его творческих способностей;

— на приоритете внутренней свободы перед внешней как свобо­ды, необходимой для творческого саморазвития;

— на понимании природы творческого саморазвития как интег­ральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, са­моорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствова­ние и самореализация личности школьника.

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.  Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности.  Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение.  В разных источниках указываются различные значения этого порогового показателя для отнесения ребенка к группе одаренных.  Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.).  Однако  и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок.  Печальна судьба тех детей, которые были отнесены по результатам обследования к числу одаренных, но затем никак не подтвердили этой оценки.

Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.

Одним из хороших  методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают.  Применяют и так называемое включенное наблюдение, когда сам наблюдатель является участником происходящего. Некоторые современные исследователи охотно разрабатывают такие формы эксперимента, в которых важная роль отводится наблюдениям.

     Какого же ребёнка считать одарённым?  Вообще существует две крайние точки зрения:

1 Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

— Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)

В настоящее время одарёнными принято считать:

•         детей с интеллектом выше среднего;

•         детей с высоким уровнем творческих способностей;

•         детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);

•         детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Задачи, стоящие перед коллективом:

— Своевременное выявление одарённых детей;

— Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

— Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

— Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

— Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

     В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы  осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы факультативы, курсы по выбору; с 2012-2013 года ученики 10-11 классов углубленно изучают историю и обществознание. С этого года в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

Читайте также:  Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка

   Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.  

   Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни  в школе действуют кружки и секции.

   Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

         Принципы педагогической деятельности учителя в работе с одаренными детьми:

       принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

       принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

       принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

       принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

       принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Учитель должен быть:

       увлечен своим делом;

       способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

       профессионально грамотным;

       интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

       проводником передовых педагогических технологий;

       психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

       знатоком во всех областях человеческой жизни.

 Формы работы с одаренными учащимися

        творческие мастерские;

        групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

        факультативы;

        кружки по интересам;

        занятия исследовательской деятельностью;

        НОУ

        конкурсы;

        интеллектуальные марафоны;

        научно-практические конференции;

        участие в олимпиадах;

        работа по индивидуальным планам;

Система дополнительного образования

Используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

                                         Работа с родителями.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что   развитию одаренности мотивированных  учащихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Домашний эксперимент: «Какая у нас семья?», «Одаренный ребенок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников». и т.п.);
  • Групповые консультации для родителей «Современная семья: трудности и надежды», «Воспитательный потенциал семьи», «Одаренный ребенок в семье и в школе» и др.; консультации

           по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями

      Открытые уроки и внеклассные мероприятия (для родителей, МО гимназии, городских творческих групп, курсов повышения квалификации педагогических кадров, методических недель и т.д.);

  • Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

       Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. Портфолио  передается в  среднее звено, где ученик продолжает его пополнять.

        Мы поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей. Награды собираются в портфолио.

Да, успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те, кто верит, надеется, помогает, кто сам  стремится к успеху… — вот главный принцип работы с одаренными учащимися.

Литература

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Эйдос: электронный научный журнал 2007. – №1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm (дата обращения 09.12.2009)

       2.  Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной      

           школе»   авторы:Жукова Т.А.,  Кругова С.А.,  Игнатьева И.А., Толстова Н.        

          А.Научный руководитель –   кандидат пед.наук, доцент Кулагина Л.И.

       3. Интернет ресурсы:https://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, https://www.iaro.ru,      

            https://www.school220.ru, https://www.zankov.ru,.

Источник