Развитие одаренного ребенка по английскому языку
Программа индивидуального развития ученика
Разработчик программы: Калекова Елена Алексеевна
учитель английского языка
г.о. Спасск-Дальний
2013-2014
Пояснительная записка
Актуальность.
Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся, изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.
На современном этапе развития науки «одарённость» преимущественно понимается как «потенциал к достижениям на чрезвычайно высоком уровне по сравнению с другими людьми данного возраста, обучения и социального окружения». Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.
Данная программа индивидуального развития — помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
Цель программы:
- формирование благоприятных условий обучения для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Задачи:
- выявить одарённых детей методом наблюдения, анкетирования и тестирования по английскому языку;
- внедрить методы, формы и средства, направленные на поэтапное развитие у учащихся самостоятельности мышления, научно-исследовательских, рефлексивных, оценочных навыков, инициативности и творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- использовать на уроке дифференциацию на основе индивидуальных особенностей одарённых детей;
- расширить возможности обучения и самообучения;
- отследить личностный рост одарённых детей с помощью мониторинговых процедур.
Работа строится на следующих принципах педагогической деятельности:
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения.
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребенка;
- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика:
- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса:
- самопознание, самоопределение, самореализация.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2013 – 2014 учебный год.
Промежуточные результаты.
Результаты участия в творческих конкурсах, конференциях, выставках, олимпиадах.
Прогнозируемый результат.
А) Будут развиты данные способности и умения:
1. Познавательные способности и навыки
- Богатый словарный запас.
- Перенос усвоенного на новый материал.
- Установление причинно- следственных связей.
- Умение делать выводы.
- Умение интегрировать и синтезировать информацию.
- Умение улавливать сложные идеи.
- Умение замечать тонкие различия.
- Использование альтернативных путей поиска информации.
- Анализ ситуаций.
- Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
- Умение рассуждать.
- Построение гипотез.
- Применение идей на практике.
- Критичность в мышлении.
- Высокая любознательность.
2.Творческие способности
- Способность рисковать.
- Дивергентное мышление.
- Гибкость в мышлении и действиях.
- Быстрота мышления.
- Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
- Богатое воображение.
- Высокие эстетические ценности.
- Развитая интуиция.
3. Особенности эмоциональной сферы
- Реалистическая Я-концепция.
- Уважение к другим.
- Эмпатическое отношение к людям.
- Склонность к самоанализу.
- Терпимое отношение к критике.
- Настойчивость в выполнении задания.
- Независимость в мышлении и поведении.
- Соревновательность.
- Чувство юмора.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация.
Б) Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции «Взгляд в будущее».
В) Успешная сдача ЕГЭ.
Общие черты интеллектуальной активности учащихся:
- конкретность мышления и способность к абстракциям;
- быстрота и точность выполнения заданий, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью;
- сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного;
- богатство словарного запаса, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций.
На основе вышеуказанного, можно выделить учащихся 11 «К» класса Богатырёву Полину, Плахута Дарью и Родионову Анастасию; ученицу 11 «А» класса Васильеву Ирину; с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
Характеристика
ученицы 11 «К» класса МБОУСОШ №11
Богатырёвой Полины
Отношение к школе положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В школе Полину привлекает в основном возможность узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Имеет отличные способности по всем предметам. Девочка имеет отличную память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт, имеет большой словарный запас, упорна в достижении результата в сфере, которая ей интересна. Полина обладает повышенной концентрацией внимания, умеет пользоваться накопленными знаниями, предпочитает интеллектуальные игры. Ученица четко может планировать свою работу, самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Достаточно хорошо осуществляет самоконтроль, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Стремится преодолевать трудности. Она имеет отличные результаты в учебе. На уроках активна, всегда правильно и обстоятельно отвечает на заданные вопросы. Любит читать художественную литературу. Любознательна, эрудированна. В моменты вдохновения сочиняет прозу. Очень хорошо развита речь. Она содержательна, выразительна, грамматически правильна.
Самооценка адекватная. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию. Девочка с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Она с энтузиазмом берётся за любое дело и доводит его до конца. Ей нравится работа, которую можно делать быстро. Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал, работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Положительно реагирует на похвалу и порицание. Обладает высоким уровнем эмпатии. В области межличностных отношений проявляет сдержанность. В коллективе Полину ценят за эрудированность и умение отстаивать свою точку зрения. Состояние здоровья удовлетворительное. Уроки физкультуры посещает охотно, участвует в спортивных соревнованиях.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.
Диагностический блок
I этап – диагностический
Цель – углубленное психолого — педагогическое изучение учащихся и выявление детей с наиболее высоким интеллектуальным уровнем развития по английскому языку.
(анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности ученика, психические качества личности и уровень сформированности интеллектуальных умений)
Задачи:
- Провести психолого — педагогическое обследование ребенка для определения его психологического развития (Приложение 1, 2)
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
1.Характеристика познавательных процессов.
- Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
- Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
- Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
3.Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
4. Выводы
Сравнительный анализ результатов диагностики
Богатырёвой Полины
Качества | Уровень сформированности в 10 классе | Уровень сформированности в I полугодии 11 класса |
Забота о своей школе | В делах класса участвует | Участвует в делах класса, привлекает к этому других |
Любознательность | Сформирована | Сформирована в полной мере |
Реализация своих интеллектуальных способностей | Хорошо учится, при наличии контроля | Учится без контроля, стремится к знаниям |
Организованность в учении | На уроках внимательна | Работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно и аккуратно |
Саморазвитие | Во внеурочной деятельности участвует | Участвует в конкурсах различного уровня |
Трудолюбие | Старается | Старается, привлекая своих одноклассников |
Самостоятельность в труде | Трудится при наличии контроля | Трудится без контроля со стороны взрослых |
Уважительное отношение к старшим | Уважает старших, не допускает грубость | Уважает старших |
Дружелюбное отношение к сверстникам | Доброжелательна | Отзывчива к друзьям, является примером |
Самоподготовка | Средний уровень | Полностью сформирована |
Самодисциплина | В основном сформирована | Сформирована полностью |
Соблюдение правил культуры | Нормы и правила поведения в основном соблюдает | Правила поведения соблюдает |
Требовательность к себе | Проявляет себя в хороших поступках | Стремиться проявить себя в хороших делах и поступках и показывает пример остальным учащимся |
Психолого-педагогические выводы:
У учащейся выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
Разработать основные направления развития ребёнка:
- Наблюдение
- Тесты
- Тренинги
Психические качества учащейся
Параметры | Оценка ученицы | Оценка родителей | Оценка класса | Оценка учителя |
Познавательный интерес | 4 | 4 | 5 | 5 |
Логическое мышление | 4 | 4 | 5 | 5 |
Запоминание | 4 | 5 | 5 | 5 |
Интеллектуальные способности | 3 | 4 | 5 | 5 |
Речь | 4 | 5 | 5 | 5 |
Внимание | 5 | 4 | 5 | 5 |
Общая оценка | 24 | 26 | 30 | 30 |
Вывод: самооценка ученицы занижена по сравнению с оценками родителей, одноклассников и учителя. Следовательно, она не всегда уверенна в своих силах.
Задача учителя – повысить самооценку ученицы и внести в план работы больше заданий по развитию интеллектуальных способностей.
Содержательно-деятельностный блок
(построение индивидуально-образовательной траектории)
II этап – коррекционно-развивающий
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе I этапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов. (Приложение 3)
- Цели, поставленные на учебный год.
- Приемы и методы достижения поставленной цели. (Приложение 4)
- Рефлексия
Для построения индивидуально-образовательной траектории необходимо:
- Составить план занятий по английскому языку с учеником, учитывая психические особенности и уровень его развития.
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
- Выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
- Предоставить ученику тематический план-график. (Приложение 5)
- Для анализа результатов работы оформить таблицу. (Приложение 6)
III этап – саморазвитие
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
- развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
- воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
- формировать культуру межличностных отношений.
Результативный блок
(подведение итогов работы)
IV этап – самооценка, оценка достижений
- Исследовательская работа и участие в научно-практической конференции «Взгляд в будущее».
- Написание творческой тематической работы.
- Успешная сдача ГИА.
Литература:
- Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
- Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Гончаров В.С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
- Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
- Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. — 1988. — №4.
- Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. — 1996.- №3.- с.34.
- Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. — 1996.- №1.- с.97.
- Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. — 1997.- №1.- с.59.
Приложение 3
Индивидуальный план работы Богатырёвой Полины (11 «К» класс)
2012-2013 | 2013-2014 | |||||||
Мероприятие | Школьное | Городское | Краевое | Сроки участия | Школьное | Городское | Краевое | Сроки участия |
Изучение английской грамматики (по Ю. Голицинскому) | + | В течение года по плану | + | В течение года по плану | ||||
Работа в библиотеке, Интернете | + | В течение года | + | В течение года | ||||
Олимпиада по типу ЕГЭ | + | Ноябрь, март | + | + | Октябрь, ноябрь | |||
Написание (научно-исследовательской), творческой тематической работы | + | Март | + | + | + | Октябрь | ||
Научно-практическая конференция «Взгляд в будущее» | + | Апрель | + | Апрель | ||||
Конкурсы, фестивали, форумы | + | + | + | В течение года | + | + | + | В течение года |
День консультаций – понедельник
Приложение 5
Технологическая карта изучения темы
Богатырёвой Полины (9 «К» класс)
Название темы | План изучения темы | Основные вопросы | Понятия и термины, которые он должен усвоить | Практические работы | Список необходимой литературы | Формы контроля | Задания для самопроверки |
Приложение 6
Технологическая карта анализа результатов работы
Богатырёвой Полины (9 «К» класс)
№ | Дата и время консультаций | Главные рассматриваемые вопросы | Время работы с темой по программе | Фактическое затраченное время | Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой | Невыясненные вопросы | Причины отклонений от сроков |
Источник
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«Методы работы с одарёнными детьми на уроках английского языка»
Учитель английского языка
МАОУ СОШ №2 г. Калининграда
Яковенко И.М.
Опыт развития современного общества показывает, что в настоящее время происходит движение от рациональной, технократической парадигмы образования к методам развития способностей личности, основанных на стимулировании потребности в саморазвитии и самообучении, к духовному развитию на протяжении всей жизни человека.
Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные. А заниматься одаренными детьми является необходимым условием. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. Выявление и специальное обучение одаренных детей долгое время считалось непозволительной роскошью: талант, якобы, настолько очевиден, что сам всего добьется. На деле же все оказывается не столь очевидно. Научные исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития. Ясно, что необходимо специальное квалифицированное психологическое и педагогическое взаимодействие для решения названных проблем, помощь в развитии талантливой личности.
В настоящее время не существует четкого определения понятия «одаренность». Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым пониманием этого термина, когда одаренность рассматривается как синоним таланта. В 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующее определение одаренности: одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной. И так, в основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.
Общеобразовательное учреждение должно уверенно переходить от технологических методов работы к общеличностным, в которых сам ребенок является не только целью работы, но и ее полноправным участником, субъектом своего развития. Только такие методы обучения и воспитания школьников могут привести к процветанию нашего общества. Говоря словами Эриха Фромма, развитие и обучение ребенка должно определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, что он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
Таким образом, перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у каждого ребёнка, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Следовательно, для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный.
Исходя из методов работы с одарёнными детьми нельзя не затронуть и основные формы работы:
работа в парах, в малых группах;
разноуровневые задания;
творческие задания;
консультирование по возникшей проблеме;
дискуссия;
игры.
Наиболее важным является раскрытие данной способности в следующих видах деятельности:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по различной тематике;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
высокая продуктивность мышления;
легкость ассоциирования;
способность к прогнозированию;
высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:
непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
владеть современными педагогическими технологиями;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
иметь позитивную «Я – концепцию», быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей младшего школьного возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы «сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта. Так скажем есть дети – вундеркинды. Вундеркинды – дети, у которых возрастное явление (желание узнавать, впитывать, запоминать) сказывается на подъеме интеллекта и выступает как фактор одаренности. Но только у части детей, опережающих по интеллектуальному развитию своей возраст, одержимость умственными занятиями с возрастом не исчезнет и станет устойчивой особенностью. У других же детей неустанная потребность прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится.
Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно. Такие дети стремятся заниматься сами, их задевает и обижает, если взрослые пытаются руководить их занятиями.
Одним из мнений современных педагогов является то, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы. Лучше такому ребенку находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. Кроме того, одаренные дети имеют возможность раньше окончить школу и поступить в институт. Это дает им преимущество – они раньше могут сделать карьеру и достичь творческих успехов на выбранном поприще.
Другое – одаренные дети не должны являться «исключением». Из таких детей (в том или ином направлении) должно состоять подрастающее поколение, а это значит, что эти дети должны наполнять все общеобразовательные учреждения. Отсюда следуют неизбежные вопросы, на которые очень трудно дать однозначный ответ: возможно ли восстановить процесс падения современной молодежи, вылечить его? Или может на данном этапе важнее оберегать настоящее, вдруг глядя на высокий интеллект и уровень развития, кто-нибудь обратит внимание и восстановится сам?! Ведь одаренные дети есть, и всегда будут.
Из опыта работы с талантливыми (одарёнными) школьниками
на уроках английского языка.
Проблема изучения особенностей развития детей с высокими интеллектуальными возможностями и задатками креативного мышления является одной из самых актуальных для современной системы образования. Одним из требований, предъявляемых к общеобразовательным учреждениям, является поиск, выявление, обучение и развитие одаренных детей. Это, в свою очередь, привело к существенному усилению моего интереса к фундаментальным научным разработкам, направленным на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, а также к практико-ориентированным исследованиям, их апробации и внедрению разрабатываемых методов поиска, обучения и развития одаренных детей.
Учитель иностранного языка общеобразовательной школы находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителями-предметниками, так как может выявить одаренных детей уже в начальной школе. В качестве примера хочется привести работу с учащимися, закончивших в этом году 6 класс. Я имела возможность наблюдать этих детей со 2 класса. Мыслительная способность и умственное начало некоторых детей сразу обратило на себя внимание с самых первых уроков. Один учащийся поразил своей памятью, другой удивил своей речью и способностью логического мышления.
Тот факт, что данные учащиеся были выделены в начале 2 класса, т. е. на начальной ступени обучения иностранному языку, помогает мне все эти годы развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляет шансов достичь максимального уровня их развития в школе.
Ученые, работающие по изучению проблемы одаренности, говорят о существовании как общей одаренности, благодаря которой человек может достичь успехов во многих видах деятельности, так и конкретной одаренности, например, одаренности к изучению иностранных языков.
Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен». Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей.
Такой подход доказывает и само понятие одаренности. Одаренность понимают как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
Согласно другого подхода, одаренность есть дар свыше, которым наделены единицы, избранные. Существование этого подхода доказывает актуальность проблемы выявления одаренных детей. Некоторые учащиеся второго класса, сумевшие обратить на себя внимание уже с первых уроков английского языка, доказывают правомерность существования одаренных, как имеющих врожденные способности, в то время как успехи остальных школьников показывают преобладающую роль воспитания, социальной среды в развитии одаренности и таланта.
Для того чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребенком развивали его ум и способности к творчеству, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т.е. собственный интерес ребенка к познанию выступает своего рода катализатором развития одаренности. Без этой потребности способности развиваться не могут. Фундаментом познавательной потребности является потребность во впечатлениях. Этот вид потребности переходит в следующий уровень — любознательность. Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д. Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Научно-исследовательская деятельность – тому доказательство.
В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах — его любознательности, в средних и старших — потребности в творческой деятельности.
С точки зрения В.С. Юркевич, способности развиваются в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции, необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности, деятельность должна представлять значительную ценность для ребенка.
Одним из средств развития способностей к иноязычной деятельности является участие в олимпиадах. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в области английского языка. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют учащимся возможность самореализовываться в иноязычной деятельности. Учитель имеет возможность получать данные подготовленности учащихся по различным видам речевой деятельности и уровню использования языка. Учащиеся имеют также возможность сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями, принимать участие в международной игровом конкурсе “British Bulldog”.
При обучении иностранному языку одаренных детей создаются условия для их социализации, развиваются некоторые личностные качества и формируется определенный уровень социальных умений. Учащиеся имеют возможность реализовывать свои способности. Иностранный язык выступает как инструмент познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.
Реализуя коммуникативный подход в обучении иностранному языку, учащиеся развивают умения адресовать свое сообщение, привлечь внимание собеседника, предложить свою помощь, слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит. Указанные способности формируются при наличии определенных качеств личности и, в свою очередь, развивают эти качества, а именно: дружелюбие, любознательность, порядочность, открытость, толерантность и др.
Следует отметить, что при обучении одаренных детей очень важно выделять сферу исследовательского и научно-познавательного общения. Организация ?