Развитие общения ребенка в раннем возрасте

Развитие общения ребенка в раннем возрасте thumbnail

Скрипко Марина
Особенности развития общения детей в раннем возрасте

Особенности развития общения детей в раннем возрасте

Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления ребенка 2х лет, средством регуляции его поведения. Общение влияет на развитие произвольного поведения и появление игровых замещений. Развитие делового общения определяет к концу раннего возраста способность осознать себя как субъекта собственных действий, то есть формированию самосознания, что также является основным достижением детей раннего возраста.

Манипулируя предметами, ребенок чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Через общение в совместной деятельности формируются игровые замещения.

Особое значение имеет общение ребенка раннего возраста со сверстниками. Через общение со сверстником ребенок выделяет себя, осознает свои особенности. Также общение со сверстниками обеспечивает уверенность в себе и яркие эмоциональные переживания.

При депривации потребности в общении у детей проявляются задержки в развитии крупной и мелкой моторики, задержка речевого развития, нарушается процесс развития произвольности и самосознания. У таких детей к концу раннего возраста не формируется принятие себя и осознание своих достижений.

Основным условием развития общения в раннем детстве является сотрудничество взрослого с ребенком, организация взрослым реального взаимодействия с предметом. Необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе.

Развитие активной речи является как результатом, так и необходимым условием успешного развития общения.

Начиная со второго полугодия жизни и до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Взрослый выступает в общении как партнер, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребенка. На первое место выступает стремление к совместной деятельности. Главным содержанием потребности в общении становится потребность в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. В совместной деятельности ребенка со взрослым развиваются предметно действенные средства общения.

Период от 1 до 3 лет является периодом становления потребности в общении со сверстниками. Исследования показали, что по своей значимости потребность в общении со сверстниками уступает потребности в общении со взрослым, но именно в раннем возрасте идет становление потребности в общении со сверстниками. На втором году жизни формируются первые два критерия общения, это интерес и внимание к сверстнику и эмоциональное отношение к ровеснику. Третий и четвертый критерии сформированности потребности в общении формируется лишь на третьем году жизни. Общение детей в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического взаимодействия. Выделяет следующие особенности такого общения:

1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;

2. раскованность, эмоциональная насыщенность;

3. ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;

4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

Источник

Развитие общения детей раннего возраста.

Для того чтобы общаться, необходимо:

  1. Принимать сигналы через органы чувств (слух, зрение и т.д.);
  2. Понимать значение услышанного, увиденного и т.д.;
  3. Передавать  сообщение партнеру своим поведением, действиями, выразительными движениями лица и тела, интонацией, жестами, словами;
  4. Иметь желание вступать в контакт.

Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3 – 8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся из дня в день. С 8 – 9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали «ладушки» — и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12 – 15 месячного ребенка слово «часы» означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5 – 2 годам он знает, что часы бывают разные.

Его пассивный словарь (слова, которые он понимает) к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как «большой»  и «маленький», «да» и «нет», «плохой» и «хороший».

Этапы развития общения.

Первый месяц жизни. Приспособление к жизни после рождения.

  1. Доношенный новорожденный реагирует на то, что происходит внутри него (голод, дискомфорт, комфорт, боль) и снаружи (свет, звуки, касание). Однако крик от голода или улыбка во сне не адресованы никому. Даже мимолетная фиксация взора на лице или глазах взрослого – лишь рефлекторная реакция на контрастный в световом плане объект. С таким же успехом можно вызвать фиксацию взгляда ребенка на полосатом или клетчатом предмете, особенно если он медленно перемещается на расстоянии 20 – 40 см. от ребенка.

1 – 3 месяца. Психическое рождение.

  1. С малышом стало интересно: он улыбается всем, смотрит в глаза, прислушивается к голосу, произносит гласные слухи. Впрочем, не меньший интерес он может проявлять к игрушкам, висящим у него над кроваткой. Такая неразборчивость кончится с появлением способности запоминать. А пока вся его «сознательная» жизнь состоит из настоящего, точнее, из отдельных мгновений, не связанных между собой. То, что исчезает из поля зрения, перестает для него существовать. Наиболее заметный прогресс наблюдается в сфере эмоций: он уже плачет и   смеется. Это величайшее приобретение, потому что богатая в эмоциональном отношении психическая жизнь позволит ребенку научиться любить и не любить, желать и не желать, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

3 – 8 месяцев. Свои и чужие.

  1. С этого возраста малыш способен удерживать полученные впечатления в памяти значительное время. Теперь он подолгу рассматривает ваше лицо, следит за интонацией, за вашим поведением.

По мере нарастания привязанности к близким появляется и усиливается недоверие к чужим, перерастающее у некоторых детей в страх. В результате мир людей оказывается поделенным на «своих» и «чужих».

Все чаще ребенок проявляет инициативу, стараясь обратить на себя внимание. Ему нравится трогать ваше лицо, таскать за волосы, добиваться, чтобы вы его потискали, покатали на себе и т. д. такой тесный контакт выглядит как баловство. Но это именно то, что ребенку нужно для хорошего настроения.

8 мес. – 1,5 года. Слова и жесты. Открытие себя.

  1. Приблизительно с 8 месяцев ребенок начинает понимать слова и жесты, повторять услышанное и увиденное. К 14 – 18 месяцам малыш  реагирует на свое имя, знает, кто такие папа, мама, кукла. Показывает, где у него глазки, носик, зубки, ручки – все, чему научили. Те же части тела способен он находить и у других. Он любит выполнять простые просьбы, сам пытается что – то попросить, используя жесты и отдельные слова.

1,5 – 2 года. Рост словаря. Стремление к самостоятельности.

  1. Малыш побуждает вас называть для него различные предметы и действия. Он повторяет новые слова по несколько раз, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки.

Свои просьбы оформляет в виде сочетания указательного или другого жеста со словом.

Ребенок все чаще сопротивляется вашему стремлению все делать за него. Очень важно не подавлять его желание быть самостоятельным.

2 – 3 года. Фразовая речь. Негативизм.

  1. Ребенок начинает понимать, кто он: мальчик или девочка. Этому способствуют его наблюдательность и игры, поощряемые взрослыми.

Умение говорить предложениями превращает малыша в интересного собеседника. Вас забавляют его выдуманные словечки и выражения.

Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т. п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2 – 3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по – разному. Важно помнить, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.

Развитие общения

Название  реакции                                                                                Возраст

Оборачивается, когда его зовут

1 год

Специально бросает предметы, чтобы их поднимали

1 год

Проявляет удовольствие, когда хвалят

1 год

Использует указательный жест

1 год 1 мес.

Использует 2 жеста и более: «до свидания»,  «ладушки», «большой» и т.п.

1 год 2 мес.

Зовет кого – нибудь, чтобы помогли

1 год 3 мес.

Использует знак «да» — кивает головой

1 год 4 мес.

Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим.

1 год 4 мес.

Обращает внимание на плачущего ребенка

1 год 4 мес.

Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать, чего он хочет

1 год 4 мес.

Приветствует знакомых людей доступными средствами  

1 год 4 мес.

Использует знак «нет» — качает головой из стороны в сторону

1 год 6 мес.

Легко повторяет увиденные жесты

1 год 8 мес.

Начинает плакать, чтобы добиться своего

1 год 8 мес.

Использует более 10 жестов и другие выразительные средства

2 года

Любит играть рядом с другими детьми, наблюдать за ними, иногда пытается вступить в контакт

2 года

Знает, чего нельзя делать, но пытается «спровоцировать» взрослых на запрет  

2 года

«Отыгрывает» на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т д.)

2 года

Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ЦИПР

Тема: «Развитие общения детей раннего возраста».

Общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух людей. В процессе общения мы получаем новые знания друг о друге, о себе, об окружающих предметах и явлениях.

Цель: Ознакомить родителей с особенностями развития общения детей раннего возраста.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Что необходимо для общения.
  2. Этапы развития общения.
  3. Развитие общения.

Источник

Светлана Ильина
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Ильина С. В. ,

магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва,

Е-mail: luchik192@gmail.com

Демидова Н. И. ,

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной. Обращает внимание, что исследования по данной проблеме в отечественной науке приходятся на вторую половину ХХ столетия. Для нас по-прежнему важны выводы выдающихся отечественных психологов Л. Я. Венгера, М. И. Лисиной, А. А. Запорожеца и др. о том, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка. В исследованиях доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.).

М. И. Лисина выделяла четыре формы общения детей со взрослым, каждая из которых складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, взрослый является для ребенка центром предпочтений; во-вторых, взрослый показывает как можно играть в игрушки, действовать с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:

1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;

2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;

3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;

4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу — произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.

Л. Н. Галигузарова, Е. О. Смирнова определили особенности обещания детей со взрослыми и сверстниками, отмечают, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослым у ребенка стимулируется и развивается умение говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вывод ученых очевиден, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми, эмоционального комфорта. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей.

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. считают, что движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества с взрослым как носителе такого опыта.

Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т. д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Понятие »значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции »значимого взрослого»: значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении »Я-концепции» ребенка [3].

В современной науке развивается идея гуманизации обучения, т. е. осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Немногочисленные исследования по раннему возрасту, изучают эту проблему. Так, проведено исследование ранней социализации детей в инклюзивной группе (Ю. А. Еремина, Г. С. Корытова).

Однако в массовой практике ДОО реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения практически не возможна, это обусловлено как традиционными представлениями об обучении детей раннего и дошкольной возраста, так закрытием групп раннего возраста в ДОО. Среди родителей востребованы образовательные услуги для детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Некоторые ДОО, в которых реализуются программы для группы детей раннего возраста, осуществляют попытки внедрения гуманизации образовательного процесса в практику. Гуманизация образовательного процесса, в том числе, и в учреждениях дополнительного образования, подразумевает изучение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных вариантов взаимодействия и взаимоотношений, способствующих всестороннему развитию психических функций дошкольника.

В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества педагогов выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Эта проблема была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.

Таким образом, на современном этапе изучение проблемы общения детей раннего возраста со значимым взрослым имеет не только теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой роли общения значимого взрослого с ребенком раннего возраста, а так же роли педагога в организации сотрудничества взрослого с ребенком.

Источник

Существование ситуативно делового общения определяет переход от манипулятивных действий к освоению предметных действий, присвоению общественно выработанного способа действия. Также общение определяет темпы и качество усвоения фонетики и грамматики родного языка. В ситуативно деловом общении со взрослым появляются первые слова ребенка. Для того чтобы получить интересующий предмет, ребенок должен назвать его, произнести нужное слово. Задачу сказать то или иное слово ставит взрослый.

Речь  возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления ребенка 2 лет, средством регуляции его поведения. Общение влияет на развитие произвольного поведения и появление игровых замещений. Развитие делового общения определяет к концу раннего возраста способность осознать себя как субъекта собственных действий, то есть формированию самосознания, что также является основным достижением детей раннего возраста.

Манипулируя предметами, ребенок чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Через общение в совместной деятельности формируются игровые замещения.

Особое значение имеет общение  ребенка раннего возраста со сверстниками. Через общение со сверстником ребенок выделяет себя, осознает свои особенности. Также общение со сверстниками обеспечивает уверенность в себе и яркие эмоциональные переживания.

При депривации потребности в общении у детей проявляются задержки в развитии крупной и мелкой моторики, задержка речевого развития, нарушается процесс развития произвольности и самосознания. У таких детей к концу раннего возраста не формируется принятие себя и осознание своих достижений (М. И. Лисина, И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Галигузова, Т. В. Гуськова, А. Г. Елагина,А. М. Прихожан).

Основным условием развития общения в раннем детстве является сотрудничество  взрослого с ребенком, организация взрослым реального взаимодействия с предметом. Необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе.

Развитие активной речи является как результатом, так и необходимым условием успешного развития общения.

Начиная со второго полугодия жизни и до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения . Взрослый выступает в общении как партнер, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребенка. На первое место выступает стремление к совместной деятельности. Главным содержанием потребности в общении становится потребность в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым.  В совместной деятельности ребенка со взрослым развиваются предметно действенные средства общения.

Период от 1 до 3 лет является периодом становления потребности в общении со сверстниками. Исследования Л. Н. Галигузовой показали, что по своей значимости потребность в общении со сверстниками уступает потребности в общении со взрослым, но именно в раннем возрасте идет становление потребности в общении со сверстниками. На втором году жизни формируются первые два критерия общения, которые выделила М. И. Лисина: это интерес и внимание к сверстнику и эмоциональное отношение к ровеснику. Третий и четвертый критерии сформированности потребности в общении формируется лишь на третьем году жизни. Общение детей в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического взаимодействия. Е. О. Смирнова выделяет следующие особенности такого общения:

  1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;
  2. раскованность, эмоциональная насыщенность;
  3. ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;
  4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

В процессе становления потребности в общении со сверстниками решающую роль играет взрослый.

Таким образом:

  • Общение в раннем возрасте определяет развитие и усвоение предметной деятельности, развитие речи, произвольного поведения и самосознания. Особое значение принадлежит сверстнику, общение с которым определяет процесс самопознания и эмоционального благополучия.
  • Основным условием развития общения выступает ситуация сотрудничества со взрослым.
  • Основной формой общения со взрослым является предметно деловая форма общения.
  • Именно в раннем возрасте формируется потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками имеет форму эмоционально практического взаимодействия.

Источник: 

Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника

Источник