Развитие общения ребенка в онтогенезе

Наталья ляцкая
Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Развитие коммуникативной деятельности в онтогенезе

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л. С. Выготский [1], Н. С. Жукова [2] и другие). Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка, на основе подражания речи окружающих.

В развитии коммуникативной функции общения выделяется ряд этапов (М. И. Лисина [3]):

1 этап. Установление отношений ребенка с взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого, как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

2 этап. На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов, а равным партнером по совместной деятельности.

3 этап. Между детьми устанавливаются отношения равноправных партнеров по совместной деятельности.

4 этап. На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, – задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению.

Потребности, мотивы и средства общения образуют устойчивые сочетания – формы общения, которые закономерно сменяются на протяжении детского возраста. Развитие общения ребенка со взрослым М. И. Лисина [4] рассматривала как смену своеобразных форм.

Итак, формой общения называется деятельность общения на определённом этапе ее развития, взятая в целостной совокупности ее свойств.

Форма общения характеризуется следующими параметрами:

1) время ее возникновения в онтогенезе;

2) ее место в системе общей жизнедеятельности;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми в данной форме общения;

4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению;

5) основные средства общения.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но, по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Предметом общения, как деятельности, является другой человек, партнер по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в продукт общения.

Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым.

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от предыдущих.

Две первые формы общения были ситуативными (ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, потому что основное их содержание непосредственно присутствовало в конкретной ситуации. И хорошее отношение взрослого, выраженное в его улыбке и ласковых жестах (ситуативно-личностное общение, и предметы в руках взрослого, которые можно увидеть, потрогать, рассмотреть (ситуативно-деловое общение, находились рядом с ребенком, перед его глазами. Содержание следующих форм общения уже не ограничивается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия. Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно раздвигает горизонты жизненного мира дошкольника.

Внеситуативное общение становится возможным только благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью. Ведь речь – это единственное и универсальное средство, позволяющее человеку создать устойчивые образы и представления о предметах, отсутствующих в данный момент перед глазами, и действовать с этими образами и представлениями, которых нет в данной ситуации взаимодействия.

Внеситуативное общение может проходить только в речевой форме. Такое общение предъявляет новые требования к поведению взрослого. Здесь уже недостаточно просто быть внимательным к ребенку и играть с ним в игрушки. Нужно обязательно разговаривать, рассказывать о том, чего сам дошкольник еще не знает, не видел, расширять его представления о мире.

Существуют две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. При нормальном ходе развития внеситуативно-познавательное общение складывается примерно к четырем-пяти годам. Явным свидетельством появления у ребенка такого общения становятся его вопросы, адресованные взрослому. Эти вопросы в основном направлены на выяснение закономерностей живой и неживой природы. В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение, существующее самостоятельно, не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией). Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него – это компетентный судья, образец для подражания

В общении детей со сверстниками выделяют также ряд последовательно сменяющих друг друга форм общения (М. И. Лисина [3]):

1. Эмоционально-практическая;

2. Ситуативно-деловая;

3. Внеситуативно-деловая.

Эмоционально-практическая форма общения возникает на третьем году жизни ребенка. От сверстника ребенок ожидает соучастия в своих забавах и самовыражениях. Основные средства общения являются экспрессивно-мимические. Примерно в 4 года возникает вторая форма общения со сверстниками – ситуативно-деловая. Потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д. Роль общения со сверстниками у детей старше 4-х лет заметно возрастает среди других видов активности ребенка. Это связано с преобразованием ведущей деятельности дошкольников — сюжетно-ролевой игры. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет, но у старших дошкольников четко намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игровой деятельности ставит детей перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения – речь.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999.

2. Жукова Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. — М.: Соц. -полит. журн., 1994. — 96 с.

3. Лисина М. И. Потребность в общении//Лисина М. И. Проблемы онтогенеза

4. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников- Издательство «Феникс» 2004. 224 стр.

Источник

Онтогенез общения в дошкольном возрасте.

Современная наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, создающей внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.

Общение выступает тем инструментом, который приспособлен для вос­питания человека, для развития и становления сознания личности, ее мировосприятия и мироощущения, гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Невозможно представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В современных условиях «к числу существеннейших всепронизывающих и коренных недостатков следует отнести глубинную необщительность каждого из нас и всех нас, вме­сте взятых, как совокупности. Только определенная мера такой об­щительности и существенной открытости оправдала бы собою определенную, ей адекватную меру нашей развитости: нравственной, художественной и особенно — познавательно-технической» (Г.С.Батищев).

Если мы обратимся к энциклопедическому словарю, то увидим что термин «общение» истолковывается как « взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.»

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.д.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности. Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Удовлетворение этой потребности, появившейся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Потребность в общении — одна из первых социальных потребностей, возникающих в онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с окружающим его при­родным, предметным и социальным миром, познает и приобщается к культурным и нравственным ценностям общества, в котором он живет, познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим ми­ром. Основные этапы развития форм общения приходятся на период дошкольного детства.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при контактах со взрослыми. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребёнка в ответ на ласку взрослого ( примерно 4-я неделя жизни).

К четырём месяцам у младенцев появляется комплекс оживления как первая форма общения со взрослыми. Это непосредственно эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнёром. В таком общении, выражая своё отношение к партнёру, дети используют различные экспрессивно- мимические средства ( взгляды, улыбка, выразительные движения, вокализации)

Во втором полугодии первого года жизни у детей формируется ещё одна форма контактов с окружающими – предметно- действенное общение, включенное в совместную игровую и манипуляторную деятельность ребёнка и взрослого. Для этого дети используют практические действия, наделяя их функциями выразительного движения ( приближение, подтягивание предмета и др.) Ребенок переходит к болеесложному характеру взаимодействий со взрослым, в процессе чего у него возникает потребность в новых средствах коммуника­ции, которые обеспечивали бы ему взаимопонимание со взрослым. Таким средством общения для ребенка становится речь, которой он начинает овладевать вначале пассивно (понимание), а затем и ак­тивно (возникновение первых вербализаций).

Общение, являясь одним из первых видов деятельности которыми овладевает ребенок в онтогенезе, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий егоприродный, предметный, социальный мир в его целостности и мно­гообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», присваивает и созидает культурные ценности, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. Основные этапы развития общения приходятся на дошкольный возраст.

С момента появления первых слов начинается этап развития речевого общения, продолжающийся на протяжении всего дошкольного возраста. Качественные изменения в речевом общении ребенка в раннем и дошкольном возрасте происходят по двум основным линиям:

  • изменение содержания общения и развитие соответствующих
    этому функций речи как средства общения;

  • овладение ребенком произвольной регуляцией речевыми сред­ствами.

На этапе ситуативно-делового общения речь носит ситуатив­ный характер и сопровождает действие, речевые коммуникации развиты достаточно слабо. Это объясняется возрастными особенностями развития психических процессов ребенка и характером его деятельности.

Внеситуативно — познавательный этап общения характеризуется постепенным отделением речи от непосредственного практического опыта ребенка. Речь уже становится доминирующим средством коммуникации, так как слово позволяет преодолеть детям рамки конкретной ситуации и выйти за ее пределы. Характерной чертой речи является ее яркая эмоциональная окрашенность. В связи со все возрастающими потребностями в общении, с одной стороны, и неиме­нием достаточного словарного запаса и навыков речевого взаимодействия, с другой стороны, эмоциональная окрашенность речи помогает ребенку выйти за пределы конкретно произносимых слов. При этом подлинный смысл раскрывается по большей мере именно через такие выразительные моменты.

В период среднего дошкольного возраста у ребенка развива­ется следующая форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-познавательная. Начиная приблизительно с трехлетнего возраста речь становится основной коммуникативной операцией. Идет актив­ный процесс самоутверждения по отношению к взрослым и сверст­никам. В этом возрасте игра начинает занимать доминирующее мес­то в активности ребенка. Игровая деятельность немыслима без рече­вых коммуникаций и напрямую зависит от уровня их развития, по­скольку процесс игры требует устойчивых во времени контактов меж­ду детьми, что предполагает наличие у них навыков речевой деятель­ности, необходимых для совместного обсуждения сюжета игры, рас­пределения ролей, согласованности действий в игре.

Между четырьмя и пятью годами речь уже предшествует дея­тельности и организовывает ее. Речевые коммуникации претерпева­ют серьезные качественные изменения. Если раньше общение строи­лось с опорой на зрительные, экспрессивно — мимические контакты и предметные действия, что объясняется преобладанием у ребенка на­глядно- действенного, а затем и наглядно — образного типов мышле­ния, то в старшем дошкольном возрасте речь ребенка начинает при­обретать автономный характер, становится внеситуативной, что сви­детельствует о начальном этапе развития логического или абстракт­ного типа мышления. Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающей действи­тельностью и к вовлечению в сферу их внимания мира людей — взаимоотношений и взаимосвязей внутри этого мира и с ним. При этом перестраивается и форма общения детей — она становится внеситуа­тивно — личностной. В этом возрасте у детей наблюдается проявле­ние повышенного интереса к сверстнику как к партнеру по совмест­ной разнообразной деятельности с позиции сотрудничества. Это обуславливает резкое возрастание потребности ребенка в речевых коммуникациях.

К старшему дошкольному возрасту дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится само­стоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) ви­дом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифферен­цированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъек­том полноценного речевого взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает внеситу­ативно — личностной формой общения. Главенствующее место в ней занимает личностный мотив. Усложняется основной вид деятельнос­ти — игра, активизируется процесс обучения. Ведущей потреб­ностью в общении у ребенка старшего дошкольного возраста высту­пает потребность во взаимопонимании, сопереживании и сотрудни­честве. Происходят серьезные изменения в характере взаимодействия ребенка-дошкольника со сверстниками. Если ранее у ребенка в про­цессе общения с другими детьми преобладала потребность в призна­нии и самоутверждении, и другой ребенок зачастую воспринимался как объект его наблюдения и воздействия, то в старшем дошкольном возрасте сверстник рассматривается уже в качестве субъекта взаимо­действия и общения. Ребенок изучает своего сверстника, сравнивает себя с ним, согласовывает с ним свои желания и поступки, устанав­ливает партнерские отношения. Все это является фундаментом пол­ноценных межсубъектных взаимоотношений, в которых ребенок про­являет себя с позиции активного, свободного и творческого субъекта собственной жизнедеятельности, где общение, речевые коммуника­ции являются одним из способов осознания себя во внутреннем пла­не становления личности и позволяют понять другого человека, рас­сматриваемого полноправным субъектом взаимодействия.

Являясь неотъемлемой частью челове­ческого бытия, общение выступает важнейшим средством и источ­ником развития личности.

Известный отечественный философ М.С.Каган в своих рабо­тах выдвигает положение о том, что человеческое общение имеет постоянную деятельную природу, проявляющуюся в направлении действий субъекта на другого субъекта. Им разработана, на наш взгляд, универсальная философская теория общения, характеризующаяся системностью и многогранностью.

А.А.Мелик-Пашаевым отмечается двусторонняя диалогичес­кая активность субъектов взаимодействия. По его мнению, «обще­ние с другим человеком будет диалогическим лишь для того, кто мо­жет и хочет воспринимать другого как родственное и в то же время отличное от себя существо; кто ценит эту «другость» другого, а не игнорирует и не нивелирует ее; кто способен увидеть мир глазами другого, не теряя собственной точки зрения, — и в силу этого рас­крыть в себе новые грани самосознания и самоощущения».

Источник