Развитие общения ребенка раннего возраста

Развитие общения ребенка раннего возраста thumbnail

Скрипко Марина
Особенности развития общения детей в раннем возрасте

Особенности развития общения детей в раннем возрасте

Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления ребенка 2х лет, средством регуляции его поведения. Общение влияет на развитие произвольного поведения и появление игровых замещений. Развитие делового общения определяет к концу раннего возраста способность осознать себя как субъекта собственных действий, то есть формированию самосознания, что также является основным достижением детей раннего возраста.

Манипулируя предметами, ребенок чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях. Через общение в совместной деятельности формируются игровые замещения.

Особое значение имеет общение ребенка раннего возраста со сверстниками. Через общение со сверстником ребенок выделяет себя, осознает свои особенности. Также общение со сверстниками обеспечивает уверенность в себе и яркие эмоциональные переживания.

При депривации потребности в общении у детей проявляются задержки в развитии крупной и мелкой моторики, задержка речевого развития, нарушается процесс развития произвольности и самосознания. У таких детей к концу раннего возраста не формируется принятие себя и осознание своих достижений.

Основным условием развития общения в раннем детстве является сотрудничество взрослого с ребенком, организация взрослым реального взаимодействия с предметом. Необходимо, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе.

Развитие активной речи является как результатом, так и необходимым условием успешного развития общения.

Начиная со второго полугодия жизни и до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Взрослый выступает в общении как партнер, образец для подражания и эксперт оценки умений и знаний ребенка. На первое место выступает стремление к совместной деятельности. Главным содержанием потребности в общении становится потребность в соучастии, в практическом сотрудничестве со взрослым. В совместной деятельности ребенка со взрослым развиваются предметно действенные средства общения.

Период от 1 до 3 лет является периодом становления потребности в общении со сверстниками. Исследования показали, что по своей значимости потребность в общении со сверстниками уступает потребности в общении со взрослым, но именно в раннем возрасте идет становление потребности в общении со сверстниками. На втором году жизни формируются первые два критерия общения, это интерес и внимание к сверстнику и эмоциональное отношение к ровеснику. Третий и четвертый критерии сформированности потребности в общении формируется лишь на третьем году жизни. Общение детей в раннем возрасте имеет форму эмоционально практического взаимодействия. Выделяет следующие особенности такого общения:

1. непосредственность, отсутствие предметного содержания;

2. раскованность, эмоциональная насыщенность;

3. ненормативность и нестандартность коммуникативных средств;

4. зеркальное отражение действий и движений партнера.

Источник

Светлана Ильина
Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Ильина С. В. ,

магистр ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва,

Е-mail: luchik192@gmail.com

Демидова Н. И. ,

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва

Общение ребенка раннего возраста со значимым взрослым

Как известно, общение – это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу, мотиву добывания средств к существованию, охота, приготовление пищи, одежды и др. Проблема общения детей раннего возраста со значимым взрослым на сегодняшний день остается актуальной. Обращает внимание, что исследования по данной проблеме в отечественной науке приходятся на вторую половину ХХ столетия. Для нас по-прежнему важны выводы выдающихся отечественных психологов Л. Я. Венгера, М. И. Лисиной, А. А. Запорожеца и др. о том, что общение является важнейшим фактором психического развития ребенка. В исследованиях доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.).

М. И. Лисина выделяла четыре формы общения детей со взрослым, каждая из которых складывается в определенном возрасте. Так, ситуативно-деловая форма преобладает на протяжении всего раннего возраста, начиная с 6 месяцев примерно до 3 лет. Данная форма связана с потребностью в деловом сотрудничестве. Взрослый интересен как «деловой партнер», который знакомит ребенка с различными свойствами предметов. На этом этапе важными средствами общения являются как экспрессивно-мимические, так и предметно-действенные, дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями. Для детей становятся привлекательными предметы и игрушки, которые оказываются в руках взрослых, который показывает ребенку как можно действовать с этим предметом или какие игровые действия можно выполнять с игрушкой. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, взрослый является для ребенка центром предпочтений; во-вторых, взрослый показывает как можно играть в игрушки, действовать с предметами. Для этой формы характерна потребность в сотрудничестве со взрослым. Были определено значение данной формы общения для психического развития ребенка:

Читайте также:  Роль питания беременной в развитии ребенка

1. ребенок овладевает предметными действиями, учится действовать бытовыми предметами, играть с игрушками, одеваться, умываться и пр. ;

2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов;

3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка – манипулируя с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным в своих действиях; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнёром по общению;

4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его, т. е. произнести слово, причём эту задачу — произнести то или иное слово – ставит перед ребёнком только взрослый.

Л. Н. Галигузарова, Е. О. Смирнова определили особенности обещания детей со взрослыми и сверстниками, отмечают, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. Общение со взрослым у ребенка стимулируется и развивается умение говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Вывод ученых очевиден, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

В процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми, эмоционального комфорта. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей.

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Д. Б. Эльконин и др. считают, что движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества с взрослым как носителе такого опыта.

Взрослый, оказавшийся в социальном пространстве взаимодействия с ребенком (будь то родитель, учитель, врач и т. д., оказывается личностно значимым лицом уже в силу своей позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка. Понятие »значимые взрослые» используется в психологии для обозначения особой роли взрослого в жизни ребенка. Наиболее приемлемым нам представляется такое определение функции »значимого взрослого»: значимые для ребенка взрослые самым непосредственным образом участвуют в создании и укреплении »Я-концепции» ребенка [3].

В современной науке развивается идея гуманизации обучения, т. е. осуществления принципов дифференциации и индивидуализации обучения. Немногочисленные исследования по раннему возрасту, изучают эту проблему. Так, проведено исследование ранней социализации детей в инклюзивной группе (Ю. А. Еремина, Г. С. Корытова).

Однако в массовой практике ДОО реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения практически не возможна, это обусловлено как традиционными представлениями об обучении детей раннего и дошкольной возраста, так закрытием групп раннего возраста в ДОО. Среди родителей востребованы образовательные услуги для детей раннего возраста в учреждениях дополнительного образования. Некоторые ДОО, в которых реализуются программы для группы детей раннего возраста, осуществляют попытки внедрения гуманизации образовательного процесса в практику. Гуманизация образовательного процесса, в том числе, и в учреждениях дополнительного образования, подразумевает изучение контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, разработку оптимальных вариантов взаимодействия и взаимоотношений, способствующих всестороннему развитию психических функций дошкольника.

В психологической науке проблема развития отношений сотрудничества педагогов выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Эта проблема была рассмотрена в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Сл. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. Сотрудничество детей с взрослыми раскрыты в исследованиях Р. С. Буре, Е. Е. Кравцовой, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, А. Г. Рузской, Е. О. Смирновой, М. И. Лисиной и др.

Таким образом, на современном этапе изучение проблемы общения детей раннего возраста со значимым взрослым имеет не только теоретическое, но и острое практическое значение. Особую остроту эта проблема приобрела в связи с недооценкой роли общения значимого взрослого с ребенком раннего возраста, а так же роли педагога в организации сотрудничества взрослого с ребенком.

Источник

В раннем возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей
со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет
особенности самосознания ребенка, его отношение к миру и другим людям. Общение
со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является
источником ярких положительных эмоций, создает условия для проявления
творческого, самобытного начала, облегчает вхождение ребенка в детский
коллектив, служит основой развития качественно новых форм общения между
детьми..

Взаимодействие малышей друг с другом существенно отличается от
общения более старших детей и от общения ребенка со взрослыми. Контакты детей
раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга,
которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом,
смехом, веселыми гримасами и др. Такое взаимодействие детей получило название
эмоционально-практического общения. Оно позволяет ребенку ощутить сходство с
равным ему сверстником, создает оптимальные условия для самовыражения,
осознания и познания самого себя.

Развитие общения ребенка раннего возрастаНа первых порах (на втором году жизни) ребенок воспринимает
сверстника как интересный объект для исследования: дети рассматривают друг
друга, ощупывают одежду, трогают волосы, лицо, руки. Постепенно ребенок
начинает открывать в сверстнике его субъектные качества, что выражается в
появлении совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у малышей еще
отсутствует совместная игра с предметами.

Читайте также:  Тесты на умственное развитие ребенка 10 лет

Даже играя с одной игрушкой, дети не
вступают во взаимодействие, каждый играет сам по себе. Игра с предметом для
малыша гораздо важнее, чем контакты с ровесниками. Игрушка заслоняет
человеческие качества другого ребенка. Открыть их малышу помогает взрослый.
Именно он помогает ребенку увидеть в сверстнике партнера не только по
эмоционально-практическому взаимодействию, но и по совместной предметной
деятельности.

Для поддержания интереса детей друг к другу можно использовать
различные игровые приемы, чтение потешек, пение песенок, упоминание в них имя
каждого малыша.

Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, для
возникновения чувства общности со сверстниками, 
важно обращать внимание ребенка на других малышей, объясняя, что у них
тоже ест глазки, ручки, что они также умеют говорить, бегать, играть.

Наиболее эффективным средством развития общения детей со
сверстниками является организация субъектного взаимодействия между ними.
Сначала взрослый организует взаимодействие малышей при отсутствии каких-либо
предметов, привлекая их внимание к субъектным качествам друг друга, побуждая
вступать в эмоциональные контакты. После того как у детей появится потребность
в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно включать их в
новый вид взаимодействия – совместную предметную деятельность.

Постепенно контакты между малышами становятся все более устойчивыми,
длительными, разнообразными по содержанию. Возрастает инициативность детей и
чувствительность к воздействиям друг друга. К концу раннего возраста дети уже
способны к совместным играм с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры
являются важной предпосылкой к переходу ребенка на следующий этап развития, на
котором ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра.

Для сближения детей, организации им совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры. При этом воспитатель должен учитывать возраст ребенка, его умение и желание
общаться со сверстниками. Можно выделить 4 этапа в развитии общения детей, в
соответствии с которыми воспитатель организует те или иные виды совместных игр.

— на первом этапе происходит становление субъектного отношения
ребенка к сверстнику. Ключевая роль здесь принадлежит взрослому, который должен
выделить и показать субъективность другого ребенка, его привлекательность,
сходство между детьми, их общие возможности.

— на втором этапе развивается эмоционально-практическое
взаимодействие, наиболее типичное для детей раннего возраста. Такое
взаимодействие, помогает малышу пережить чувство общности и сходства с равным
ему сверстником.

-Третий этап подготавливает ребенка к принятию роли и ролевому
общению со сверстниками. Дети раннего возраста еще не умеют самостоятельно
брать на себя ту или иную роль, придумывать воображаемые ситуации,
предполагающие ролевое взаимодействие друг с другом.

— На четвертом этапе начинает развиваться совместная предметная и
продуктивная деятельность детей, в ходе которой они изготавливают различные
поделки.

Хорошим приемом, сближения детей, является совместный просмотр
детских работ: рисунков, фигурок из пластилина, построек из кубиков и пр. При
этом воспитатель должен обязательно похвалить каждого ребенка, побуждая других
малышей похвалить сверстника.

Первые контакты между детьми часто осложняются тем, что малыши не
умеют учитывать интересы и состояния друг друга, порой воспринимают сверстника
как неодушевленный объект, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе
взрослого. Воспитатель должен стараться мягко разрешать конфликты между детьми,
без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия,
переключения внимания малышей на другие виды деятельности или предметы.

С самого раннего возраста необходимо воспитывать у малышей
уважительное отношение к другим детям, независимо от национальности,
особенностей личности и поведения. Этому способствует чтение сказок разных
народов и рассматривание иллюстраций к ним.

Если в группе есть дети разных национальностей, нужно следить, что
бы дети не дразнили их, терпимо относились к недостаткам их речи. Следует
воспитывать тактическое отношение к детям с недостатками развития, поощрять
проявление сочувствия, стремления помочь.

Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со
сверстниками, предполагает решение следующих задач:

• создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса
к сверстникам;

• стимулирование эмоциональных контактов между детьми;

• организация разных форм взаимодействия малышей.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать
самые разные ситуации их жизнедеятельности: режимные моменты, свободную игру,
групповые занятия, специально организованные игры.

Для сближения детей, организации их совместной деятельности,
поддержки положительных взаимоотношений следует использовать разнообразные
игры.

Основываясь на выделенных закономерностях, игры и занятия,
направленные на развитие общения между детьми, можно разделить на шесть групп.
Каждая из них вносит специфический вклад в становление положительных
взаимоотношений между детьми.

Игры в парах способствуют становлению субъектного
эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в
общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и тех малышей,
которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками.
Целью игр в парах являются привлечение внимания ребенка к сверстнику,
формирование чувства общности. 

Читайте также:  Характеристика основных трудностей развития ребенка дошкольного возраста

Все это чрезвычайно важно для возникновения субъектных отношений
между детьми. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без
использования предметов. Они содержат ярко выраженный эмоциональный компонент,
побуждают ребенка подражать действиям партнера. В центре их находится взрослый,
который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки,
поочередно обмениваться ими или воспроизводить их синхронно. Находясь между детьми,
взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и
одновременно является ее участником.

Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и
располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта
взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Эти игры могут начинаться с
рассматривания детьми друг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковых
поглаживаний.

В такие игры любят играть не только те дети, у которых нет опыта
взаимодействия со сверстниками, но и те малыши, у которых уже сформирована
потребность в общении со сверстниками.

Совместные игры нескольких детей требуют от них большей
собранности и самостоятельности. Они помогают малышам пережить чувство
общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально-практическое
взаимодействие с группой сверстников.

Совместные игры должны строиться на простых, хорошо знакомых детям
движениях. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями
других детей, повторять их, прислушиваться к сверстникам и взрослому,
согласовывать свои действия с действиями ровесника.

В ходе игры взрослый предлагает малышам вместе выполнить
какое-нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладоши,
покружиться и др.), побуждает их подражать действиям друг друга. В дальнейшем
игру можно усложнить, предлагая малышам по очереди выходить в центр круга и
самостоятельно придумывать новые движения, которые будут повторять другие дети.
Можно попросить малышей передать по цепочке какое-нибудь действие (погладить,
обнять, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника и т. п.).

Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается
затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых
играх. Но очень часто дети настолько увлекаются беготней, что перестают видеть
друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягко
предложить им более спокойное занятие.

Таким образом, следует соблюдать баланс между подвижными,
эмоционально насыщенными и более спокойными играми, в которые удобно играть
сидя на ковре или за столиком. К таким играм относятся пальчиковые
игры , в которых дети также могут подражать друг другу. Их можно
организовывать в любое время дня, чередовать с подвижными играми. Пальчиковые
игры помогут воспитателю занять всю группу детей, сидящих за столом в ожидании
обеда или полдника. Эти игры нравятся детям и очень хорошо успокаивают их.

Развитию совместной деятельности способствуют и хороводные
игры , созданные по образцу народных игр и построенные на основе сочетания
простых повторяющихся движений со словом. Они предполагают синхронность
движений и физический контакт участников.. В хороводных играх создаются
оптимальные условия для развития у ребенка умения согласовывать свои действия с
действиями партнера. Хороводные игры исключают конкуренцию между детьми. По
своему характеру они близки к играм-забавам. Хороводные игры приобщают малышей
к образцам народного поэтического творчества. В хороводные игры можно включать
мелодичные стихи и песни детских поэтов и композиторов.

 Подобные игры обогащают коммуникативный опыт детей. Общаясь
друг с другом в такой форме, они учатся выражать свои эмоции, сопрягать
действия, «договариваться» на языке действий, чувствовать состояние сверстника.

Потребность детей в общении друг с
другом складывается постепенно, на протяжения раннего возраста. Ее
окончательное оформление происходит на третьей году жизни. Первоначальные формы
интереса и эмоционального отношения детей друг к другу не следует рассматривать
как общение. Они являются линь предпосылками, на основе которых в дальнейшем
строится субъектное, собственно коммуникативное взаимодействия детей.
Основанием для утверждения о сформированности деятельности общения может
служить лишь устойчивое наличие в их поведении всех четырех компонентов
потребности в общении. Вместе с тем уже самые маленькие дети
эпизодически адресуют сверстнику действия, которые сложились в практике их
общения со взрослым и которые можно характеризовать как субъектные.

Таким образом, на первоначальном этапе становления общения между
детьми их отношение к сверстнику двойственно; последней воспринимается и как
объект, и как субъект, причем преобладает объектное отношение. Инициативные
действия и чувствительность к отношению ровесника, характеризующие субъектное
взаимодействие детей, возникает последним среди компонентов коммуникативной
потребности, и именно они становятся основными и везущими в общении
сверстников.

Развитие общения ребенка раннего возраста

Рисунок 2 – подвижные игры.

Развитие общения ребенка раннего возраста

Рисунок 3 – игры с помощью предметов.
(кукла)

1)    Е.О. Смирнова. В. М. Холмогорова — «Развитие общения детей  со сверстниками»

2)    Л. Н. ГАЛИГУЗОВА- «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

3)   Павелко Р.О. Особенности общения в раннем возрасте. 

Источник