Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в доу
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ковалёва Е. С., воспитатель
МДОУ д/с № 29, г. Черемхово
«Умение ребенка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Умение общаться — это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с речевыми нарушениями. Особенно это заметно, когда ребенок впервые приходит в детский сад. Некоторые из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. У одних наблюдаются тормозные процессы, они застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы, часто не могут задать и ответить на вопросы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот, эмоционально неустойчивы: суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой. Чем труднее проходит адаптация ребенка к условиям детского сада, тем заметнее у него нарушение коммуникативной функции речи: неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера.
Что такое социальное развитие?
Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с людьми.
«А знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества. Именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться. Позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».
Этапы социального развития ребёнка:
Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.
Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.
От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.
От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.
Социальные факторы:
Что влияет на социализацию малыша?
— семья
— детский сад
— окружение ребёнка
— детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии др.)
— деятельность ребёнка
— телевидение, детская пресса
— литература, музыка
— природа
Всё это составляет социальную среду ребёнка.
Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.
Социальное воспитание и его средства
— важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст – это самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств. В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.
Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:
Игра.
Общение с детьми.
Беседа.
Обсуждение поступков ребёнка.
Упражнения для развития кругозора.
Чтение.
Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать. Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых. Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, парикмахеров, строителей, водителей и т. д.
Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.
«Совет: Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».
Социальное развитие в детском саду
Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?
В детском саду:
создана специальная социально-формирующая среда
организовано общение с детьми и взрослыми (постоянно активизируется потребность к общению, отношения между детьми и взрослыми строятся по принципу субъект-субъект)
организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность (социализация проходит красной нитью через все виды деятельности детей, в ходе интегрированных НОД, режимных моментах, совместной деятельности)
реализуется гражданско-патриотическая направленность (Через детско — родительские проекты, мини выставки, проектную деятельность в детском саду)
организовано взаимодействие с семьёй (различные формы взаимодействия с семьями воспитанников, заседания родительского клуба, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, консультации, рекомендации, памятки, индивидуальные беседы, анкетирование практикумы и др.)
внедрены принципы социального партнерства (ведется планомерная и целенаправленная работа с социальными партнерам, библиотекой, музыкальной и художественной школами, педагогическим колледжем, домом творчества, домом ветеранов, оздоровительным диспансером, со средними школами).
Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.
Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, который ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:
— зонирование (групповое пространство развито на зоны, игровую, двигательную, зону средней активности)
— игровое и учебное оборудование (постоянно пополняется предметная среда, в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями детей, пособия и атрибуты для игр изготавливаются педагогами совместно с родителями)
— игры (создается картотека сюжетно-ролевых игр)
— дидактические и учебные пособия (к разработке пособий привлекаются преподаватели и студенты Черемховского педагогического колледжа)
— наличие детского коллектива
— общение с взрослыми.
Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.
Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.
Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни. Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков. Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:
Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам тем же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.
Социальная адаптация детей — обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.
Происходит она в трёх сферах: деятельность, сознание, общение.
Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.
Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и социума.
Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация, индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Электронный доступ»- Режим доступа: https://www/firo/ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf — Загл. с экрана
2. Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб.: Специальная литература, 1997.
3. Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000.
4. Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей // Мат-лы Междун. конф. «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 30 октября-1 ноября 2003 г.). – Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 2003. – С.333.-335.
5. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для работников детского сада. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 106 с.
6. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в группах детского сада / Дыбина О. В.- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 г.
Источник
Надежда Жотина
Статья «Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности»
«Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности«
Модернизация дошкольного образования предъявляет высокие требования к по-строению воспитательно-образовательного процесса и совершенствованию системы взаи-модействия детей и взрослых. Ребёнок с момента рождения общается с другими людьми, но очень часто дети оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому ребёнок должен научиться работать в группе сверстников, подгруппе, в парах. Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми — важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.
Самостоятельно постичь суть окружающего мира — задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.
Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Н. (российский психолог, специалист в области социальной психологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.
Я поставила цель: Создание условий для развития общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи: развивать навыков самостоятельной познавательной деятельности; формировать навыки успешного общения; совершенствование межличностных
отношений.
Для решения поставленных задач образовательную деятельность осуществляю через утренний и вечерний сборы и работу в центрах активности. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В общем виде эту деятельность,как технологию можно представить в виде последовательных этапов:
Первый этап «Выбор темы». Выбираем тему для более глубокого изучения. Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов».
Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем?
• Что мы хотим узнать?
• Как узнаем об этом?
Тема: «Мой детский сад» (средняя группа)
Выход проекта: Сюжетно-ролевая игра «День рождения детского сада»
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
В садике много игрушек. (Соня) Как появились новые игрушки? (Егор) У нашей воспитательницы. (Эдик)
Там работают воспитатели. (Владик) Кто привёз песок? (Динара) Спросить у мамы. (Карина)
В садике помогаем раскладывать ложки к обеду. Кто еще работает в садике? (Юля) Я спрошу у папы. (Игорь)
В садике мы играем в разные игры. (Алина) Кто стирает простыни? (Кира) Всё узнают в садике. (Артём)
Второй этап «Сбор сведений». Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности детей через:
• оснащение центров активности соответствующими материалами;
• организацию встреч с родителями или специалистами для вовлечение в образовательный процесс;
Третий этап «Реализация проектов». Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, конструирование, изобразительную деятельность, музыкальную, двигательную
Реализация проектов по видам деятельности
Виды деятельности Формы работы
Игровая С/р игра «День рождения куклы», с/р игра «Музыкальное занятие», с/р игра «Физкультурное занятие», пальчиковая игра «Игрушки», игровая ситуация «Как мы собирались в детский сад»
Коммуникативная Составление и отгадывание загадок по теме проекта, ситуативный разговор «Вы проспали в детский сад», драматизация сказки «Теремок», домино «Игрушки» — соблюдение правил
Познавательно-исследовательская Беседа о сотрудниках детского сада. Экскурсии по детскому саду (в прачечную, на кухню, в медицинский кабинет. Целевые прогулки по территории детского сада. Составление рассказов по игрушкам (на выбор, д / игры «Один — много» — повторение, «Расскажи, где стоят игрушки» — ориентировка в пространстве,
Восприятие литературы Чтение рассказов и стихотворений З. Александровой «Катя в яслях», А. С. Клименко «Происшествие с игрушками», сказка «Дюймовочка», заучивание русской народной песенки «Ножки, ножки, где выбыли?»
Элементарный труд и самообслуживание Дежурство по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы.
Конструирование «Наш участок» — конструирование из крупного и мелкого строительного материала
Изобразительная Рисование «Цветочная клумба в нашем детском саду». Аппликация «Нарядный детский сад». Лепка «Игрушки для малышей»
Музыкальная Слушание «Новая кукла»
Этюды «Весёлая прогулка», «Катилось яблоко»
Двигательная Комплекс утренней гимнастики с кубиками. Физкультминутка «Скакалка». Подвижные игры на прогулке «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике», «Цветные автомобили», «Самолёты». Игра «Футбол».
Четвёртый этап «Презентация». Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результаты деятельности.Задаю вопросы: что удалось (не удалось? Какие были трудности? И. т. д.
Утренний сбор.
В ежедневном распорядке дня утренний сбор занимает важное место. Прежде всего, это возможность всем детям собраться вместе, рассказать, о чем ты думаешь, что чувствуешь, высказать свое мнение, задать вопросы. Как это важно, когда тебя слышат…
В кругу сидят понимающие тебя люди, маленькие и большие, желающие тебе добра и радости. Круг – это гарантия твоей защищенности. Тональность утреннего сбора определяет атмосферу первой половины дня всей группы, а для взрослых – утренний сбор своего рода индикатор понимания детей, их состояния и настроения. Утренний сбор может начинаться с небольшой медитации под мягкую спокойную музыку или с веселой песенки, небольшого стихотворения про всех и про каждого. Затем следует обмен впечатлениями, новостями. Через несколько минут можно начинать информационную часть – беседу, рассуждение, общий разговор, в ходе которого выявляются актуальные интересы и потребности детей. В ходе этой части педагог может увидеть, что из предложенного материала заинтересовало детей, а что нет; появились ли у детей вопросы и желание искать на них ответы. Организация и стиль проведения утреннего сбора не должны походить на традиционное занятие. Это, скорее, разговор на «вольную» тему, где каждый имеет право на суждение, на свой выбор, но где взрослый удерживает главную ценность – развитие у детей способности к самостоятельности мышления, самоорганизации.
В организации утреннего сбора мы стараемся использовать разные методы и приемы, которые дают возможность активизировать творческий потенциал детей и развивать их познавательный интерес. Сама форма организации утреннего сбора позволяет педагогу проявлять и реализовывать свои творческие идеи, не ограничиваться традиционными формами проведения занятия. Как правило,утренний сбор состоит из следующих этапов:
• Приветствие. «Ладошки» (дети касаются друг друга ладошками и говорят ласковые слова – комплименты).
• Работа с календарем. Какое время года? Назовите приметы осени. Игра «Найди «осеннюю картинку» — дети выбирают картинку из предложенных.
• Новости «Новости об игрушках».Приемы работы с новостями:
– рассказывают только 1 — 2(3) человека;
– можно определить принцип, по которому выбираются говорящие (жребий, считалка).Дети учатся задавать вопросы
• Пальчиковая игра ««Игрушки»
• Тема. Подводим к теме – загадка, короткое стихотворение и др.
Игра «Собери картинку» — дети работают в мини-группах.
Игра «Назови ласково». Игрушка – игрушечка; кукла — … и. т.
•Проблемная ситуация «Из группы исчезли все игрушки»
Игра-танец в парах «Кукла с мишкой бойко топают»
• Выбор деятельности. В конце утреннего сбора педагог рассказывает о той конкретной деятельности, которая запланирована на сегодняшний день. Он может показать новые игры, которые появились в центре, новые схемы или образцы для работы в центрах искусства, науки и природы или рукоделия, заготовки для создания книг или макетов и т. д.
Свой выбор дети закрепляют карточкой на Доске выбора. Работают в центрах активности. По окончании собираются на заключительный сбор,и делятся: что удалось? Какие были трудности? Кто тебе помог преодолеть их?
Вечерний сбор.
Важнейшим моментом в распорядке дня является вечерний сбор. Вечерний сбор позволяет детям и воспитателям проанализировать итоги своей деятельности в течение дня. Собравшись в круг,дети делятся впечатлениями о прожитом дне: вспоминают тему утреннего сбора, информацию, полученную на нем, высказываются, выслушивают друг друга, рассматривают сделанные работы.
Вечерний сбор, как и утренний,состоит из нескольких частей:
1. Веселая разминка (гимнастика для глаз, упражнение на дыхание и др.)
2. Игра по теме.
3. Подведение итогов.
Например:
1) Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
2) Игра «Найди две одинаковых игрушки»
3)Подведение итогов: Основной частью вечернего сбора является обмен впечатлениями от прожитого дня, подведение итогов (что получилось, что не удалось, презентация работ.
Чтобы инициировать высказывания детей,мы предлагаем вопросы:
• Что тебе сегодня понравилось?
• Что сегодня узнал нового?
• Во что ты сегодня играл и с кем?
• Всё ли у тебя получилось? Если нет, то в чём причина?
• Какую поделку сделал? Представь её ребятам.
Таким образом, целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира, что позволит, устанавливать вербальные и невербальные контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.
Список литературы
1. Оберемок С. М. –Новосибирск: Фонд «Ребенок в обществе»;
2. Свирская Л. Программа «Сообщество«;
3. Федосова Н. Е. Переходим вместе на ФГОС дошкольного образования;
4. Журнал РОСТ № 3 (21, 2013. – С. 16-18;
5. Журнал Современное Дошкольное образование№4 (56,2015. – С. 32-36;
6. Персональный сайт [Электронный ресурс] URL:
https://nsportal.ru/nadezhda- georgievna-zhotimna
Источник