Дифференцированный подход в физическое развитие ребенка

Дифференцированный подход в физическое развитие ребенка thumbnail

Ангелина Аввина
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в этот период необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности дошкольников. Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Как известно, физическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие [2].

Однако, стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желания учителей начальной школы получить подготовленного ученика, с другой, приводят к тому, что воспитатели детских садов и родители необоснованно забывают ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника, закономерности психического и физического развития ребенка [1]. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.

Исследования последних лет показали необходимость разработки дифференцированного физического воспитания, начиная с дошкольного возраста. Дифференцированный подход, являясь промежуточным звеном между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком, призван целенаправленно воздействовать на группы детей, которые выделяются по сходным индивидуальным и личностным качествам [3].

Поэтому целью моей работы стало осуществление дифференцированного подхода в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Вначале я провела мониторинг физического состояния и уровня физической подготовленности детей. Диагностика состояния здоровья, их индивидуальных особенностей – одно из необходимых условий сохранения и укрепления здоровья детей. По результатам диагностики были выявлены дети с низким уровнем развития физических качеств. Было проведено анкетирование родителей. Я хотела узнать, какие вопросы в области здоровья детей их интересуют, какие проблемы существуют в семье, какую помощь они хотят получить, какая форма работы их больше привлекает. В ходе анкетирования выяснилось, что наши родители не в полной мере понимают значения движения для здоровья ребенка и самих родителей. Так, например, только 7% отметили, что занимаются с детьми физическими упражнениями. Большинство не владеют информацией о том, как укреплять и сохранять здоровье ребенка. Родители осознали, что необходимо их активное участие в оздоровлении детей.

Я разработала картотеку специальных упражнений и игр по развитию физических качеств. Эти упражнения включаются в разные режимные моменты, и рекомендованы родителям для занятий дома. Мною составлены комплексы дыхательных упражнений, игр и игровых упражнений на тренажерах. Проводятся беседы с родителями о пользе движений, о значении утренней гимнастики, проведен семинар-практикум «Тренажер – мой друг», серия практических занятий по разучиванию комплексов парной гимнастики. Ежемесячно выпускается газета «Здоровый дошкольник».

По результатам я для себя определила наиболее эффективные методы и приемы дифференцированного подхода в разных формах работы по физическому воспитанию дошкольников.

Реализовывая индивидуально-дифференцированный подход в работе с младшими дошкольниками по развитию двигательной активности,я учитываю:

состояние здоровья, т. к. одна и та же нагрузка для одних детей может быть оптимальной, а для других недостаточной или чрезмерной. Мы индивидуализируем нагрузку в зависимости от физиологического состояния организма каждого ребенка. Очень важно при определении необходимой физической нагрузки для детей дошкольного возраста исходить из особенностей здоровья детей (подробные рекомендации содержатся в таблице).

Таблица №1.

«Индивидуализация физической нагрузки с учетом особенностей здоровья детей».

Особенности здоровья Особенности физической нагрузки

Ребенок пришел после болезни или часто болеет Ребенок освобождается на 50% от физической нагрузки (сокращается количество упражнений). В течение 2 недель физическая нагрузка доводится до 100%.

Ребенок отсутствовал по болезни месяц или более Отдых 1-2 занятия, затем нагрузка распределяется как в пункте №1.

Сердечно-сосудистые заболевания Ребенку нельзя выполнять: бег в быстром темпе, интенсивные прыжки, упражнения с задержкой дыхания.

Заболевания мочевыделительной системы Ребенку нельзя выполнять: все виды прыжков. Нельзя допускать переохлаждения ребенка.

Заболевания брюшной полости Ребенку нельзя переносить тяжести.Ребенку нельзя выполнять: упражнения на резкое напряжение брюшного пресса. Ребенок освобождается от бега.

Заболевания,связанные со зрением Ребенку нельзя выполнять: упражнения, связанные с переворотом туловища.

Заболевания опорно-двигательного аппарата Ребенку нельзя выполнять: прыжки; упражнения, связанные со скручиванием тела.

уровень физической подготовленности; учитывая уровень физической подготовленности детей, я не забываю о половых отличиях, проявляющихся в реакции организма детей на физическую нагрузку (подбирая упражнения, обращаю внимание на развитие у мальчиков таких качеств, как сила, мужественность, а у девочек — гибкость, женственность и др.);

характер двигательной активности каждого ребенка.

Материально — технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В спортивном зале изготовлен разнообразный нестандартный физкультурный инвентарь и игровое оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности, спортивных праздников и развлечений.

На территории ДОУ имеется спортивная площадка с прыжковой ямой, беговыми дорожками, металлическими конструкциями для игровой и двигательной деятельности детей. Во всех возрастных группах имеются уголки здоровья.

Двигательную активность малышей я распределяю на ежедневную (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки и др.) и периодическую (непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, праздники, развлечения, недели здоровья и др.).

Поскольку, эта деятельность рационально распределена в режиме дня, и просчитаны оптимальные нагрузки на ребенка, процесс утомления у детей не возникает, дети сохраняют бодрость и жизнерадостность. Их активность характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. Дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Младшие дошкольникиспособны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, бросание мяча и бег за ним, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перелезание через предметы, лазанье по гимнастической стенке. У ребенка, осознанно следящего за показом взрослого, слушающего его объяснения, формируются элементарные навыки совместной игровой деятельности, тем самым ребенок удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.

Читайте также:  Основные цели и задачи развития личности современного ребенка

В процессе непосредственно образовательной деятельности нагрузку также можно дифференцировать следующим образом:

— изменять темп упражнений;

— изменять интервалы отдыха;

— варьировать количество повторений при выполнении физических упражнений;

— вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;

— варьировать способы и условия выполнения упражнений.

Наряду с непосредственно образовательной деятельностью по физической культуре в воспитательно-образовательном процессе я широко использую различные формы работы по увеличению двигательной активности детей, которые позволяют не только развивать различные качества детей,но и способствуют сохранению и укреплению здоровья детей: физкультурные минутки, закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, физиопроцедуры по назначению врача, точечный массаж и др.

Система физического воспитания дошкольного образовательного учреждения предполагает взаимосвязь всех специалистов детского сада. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиций сохранности здоровья каждого ребенка. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений (“чувство мышечной радости”, победы над своим неумением, понимание того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.

Таким образом, двигательная активность является важнейшим показателем физической культуры дошкольников и зависит от организации детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма ребенка.

Используемая мною система индивидуально-дифференцированного подхода во время физкультурной непосредственно образовательной деятельности в зале и на улице, физкультминуток, спортивных игр; физкультурных досугов и праздников; утренней гимнастики; дыхательной гимнастики; самомассажа позитивно сказывается на улучшении здоровья детей, повышении сопротивляемости организма воспитанников детского сада, улучшении показателей физического развития в конце учебного года.

Здоровый, сильный, жизнерадостный ребенок! Что может быть прекраснее? А улыбки, не сходящие с лиц наших воспитанников, говорят о правильности выбранного нами пути в решении этой цели!

Использованная литература:

1. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М. АРКТИ, 2005. – 108 с.

2. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М. Владос-Пресс, 2004. – 160 с.

3. Рунова А. М. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М. Просвещение, 2007. – 80 с.

Источник

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Это закреплено в ФГОС п. 1.3 — непосредственная образовательная деятельность должна учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей. Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

  1. Понятие дифференцированного подхода к физическому развитию детей, основные направления реализации.

Дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей — учет в его содержании, организации и ресурсном обеспечении личностных психологических и морфофункциональных особенностей каждого ребенка, его потребностей, возможностей и способностей, генетически обусловленных и социально закрепленных.

Сегодня уже неоднократно говорилось о том, что дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.

Читайте также:  Что такое актуальное развитие ребенка

Изменения физкультурно-оздоровительной работы на основе дифференцированного подхода к детям означает обеспечение разнолинейности, разноуровневости ее содержания и организации по разным направлениям. В качестве основных направлений реализации индивидуально — дифференцированного подхода можно выделить:

1.  Достигнутый ребенком уровень физического развития, его гармоничность.

2.  Уровень иммунитета — под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; высокая трудоспособность;

3.  Проблемы со здоровьем (наличие или отсутствие приобретенной или наследственной патологии)

4.  Половые различия

5.  Уровень двигательной активности, под котором понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

6.  Степень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств.

  1. Дифференцированный подход к детям с разной степенью физической подготовленности.

Учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;

  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;

  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка, что согласно п. 3.2.3 ФГОС ДО необходимо для коррекции работы самого педагога.

В условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно для практики, поэтому наиболее рационально распределять детей на физкультурных занятиях на две группы.

В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети частоболеющие, с третьей группой здоровья, ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности (ниже среднего и низкий уровень).

Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.

Рассмотрим на примере:

В плане физкультурно-игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста предусматривается в водной части занятия проведение игры малой подвижности («Будь внимательным»), для того чтобы подготовить организм дошкольников для оптимальных нагрузок. В основной части занятия дети делятся на подгруппы именно по уровню физической подготовленности. Для достижения наиболее оздоровительного эффекта в основную часть занятия рекомендуется включать игры разной подвижности. Например: в игре средней подвижности «День и ночь» 1 подгруппа выполняет по условию игры знакомые движения (броски и ловля мяча; отбивание о стену; забрасывание в кольцо; набивание мяча об стену и др.) выполняют с баскетбольным мячом. А более слабая 2 подгруппа с обычным резиновым мячом среднего размера. При этом необходимо наблюдать за состоянием детей и качеством выполнения упражнения. Отмечать детей, у которых хорошо получается и наоборот, показываю детям технику владения мячом, у которых что-то не получается.

После игры средней подвижности целесообразно организовать игру высокой подвижности. Так в игре «Чьё звено быстрее соберется?» дети первой подгруппы выполняют ползание на высоких четвереньках «Медвежата» или прыжки из глубокого приседа «Лягушата», а дети 2 подгруппы выполняют прямой галоп со сменой ног по сигналу или прыжки с продвижением вперед. В эту игру можно добавлять разнообразные задания, главное наблюдать за детьми, чтоб они не переутомились.

В третьей части занятия необходимо включить подвижную игру малой или средней подвижности («Мыльные пузыри»), которая направлена не только на сохранение и укрепление осанки, но и приводит организм детей после основной части занятия к более уравновешенному состоянию. В данной игре дети, которые стоят друг к другу спиной парами, начинают медленно «летать» по залу, соприкасаясь друг с другом, соединяются в один большой круг – пузырь. При чем навык правильной осанки будет закрепляться лучше, если дети положат руки на плечи друг другу.

Работу с детьми выделенных групп необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития. Так, в группе детей, отличающихся высокими показателями физической подготовленности, полезны задания, направленные на совершенствование их двигательных умений и навыков. Этому способствует выполнение новых движений в новых сочетаниях (упражнения в парах), из необычных исходных положений (прыжки в длину с места из низкого приседа, бег из исходного положения лёжа и т.п.), в необычных условиях (на спортивных снарядах, тренажерах).

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание уделять развитию основных видов движений, для чего создаются условия для игр с движениями (место для движений, оборудования, игрушки – двигатели). С этой целью на занятиях часто проводяться игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение: подскоки, бег на носках, галоп, прыжки с продвижением вперед, ходьба с опорой на руки и ступни и т.п.

Индивидуализация работы в процессе освоения детьми основных видов движений осуществляется по следующим направлениям:

Во-первых, некоторым детям, пропустившим занятия по какой-либо причине, необходимо дополнительно объяснить, показать полностью или частично технику выполнения того или иного упражнения. Во-вторых, следует отметить, что в индивидуальной работе нуждаются все группы без исключения.

В-третьих, знание индивидуальных особенностей детей позволяют руководить и двигательной активностью детей. По своей активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются при обычном наблюдении дети средней большой и малой подвижности.

Читайте также:  Центр развития ребенка в кировском районе спб

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях в группе они самостоятельно активны. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. При руководстве двигательной активностью этих детей достаточно создать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», которая проявляется у этих детей достаточно ярко.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Низкая двигательная активность – плохой признак. Её причинами могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, слабые двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. Поэтому малоподвижность у дошкольников недопустима.

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игру с активными движениями.

Лучший метод руководства – увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой. Для этого необходимо создавать условия для игры с движениями, стараться вызвать у детей желание играть двигаясь. Иногда достаточно показать простое движение, предложить ребенку повторить одно и тоже действие с разными предметами, в другом месте. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуется точность.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно 1/4 часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они, как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.

Бытует мнение, что дети чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышенная потребность в движении и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью таких детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью! Использовать следующие задания:

  • — все виды метания;

  • — точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке в воротца и т.п.);

  • — ходьба и бег по ограниченной площади;

  • — действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняются по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.).

Многие приемы руководства двигательной деятельностью детей одинаковы для детей разной подвижности. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одно пособие на двоих: мяч, обруч, скакалку; прокатывать, бросать мяч друг другу по очереди пролезать в обруч (один держит его, другой пролезает), вдвоем вращать скакалку и др.

Полезно обратить внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще предметом можно выполнить данные движения, как по-разному можно расставить предметы для движений.

Как показывает практика, когда регулярно создаются ситуации разных видов движений, дети меньше устают и с удовольствием двигаются, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых. Дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх.

Заключение

Дифференцированный подход к воспитанию, целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, т. к. позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребёнка в отдельности (что практически нереально в условиях большой наполняемостя групп и загруженности воспитателя), а для определённой «категории» детей. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения учащихся в общую деятельность и отношения. При этом дошкольник в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом воспитания, так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на него одного.

Реализации дифференцированного подхода способствует организация групповых игр, конкурсов и соревнований, создание временных творческих свободных групп; делегирование группе права представлять коллектив за его пределами, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся, которые плохо знают в коллективе.

Необходимое условие дифференцированного подхода — изучение межличностных отношений, которые во многом определяют как характер проявления каждого ученика, так и особенности групп. Дифференцированный подход в свою очередь даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, между группами, отдельными личностями в группе и коллективе, детьми и взрослыми, между коллективом и окружающей средой. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в детском объединении, доброжелательности, демократичном. управления им, ориентации обществ, мнения на гуманистические ценности.

Дифференцированный подход облегчая работу воспитателя, делает более реальным индивидуальный подход и личностный подход к воспитанию дошкольников.

12

Источник