Развитие нейронных связей мозга ребенка

Развитие нейронных связей мозга ребенка thumbnail

Все время говорю о важности формирования у ребёнка новых нейронных связей, но сейчас хочу поговорить про то, как все образуется и переводится у человека в знания, умения и навыки????

Конечно нужно прочитать несколько десятков книг по данной теме, чтобы до конца понять, а что именно я здесь пишу, но постараюсь объяснить максимально просто.

Самой интересно получится ли. Так что дайте пожалуйста обратную связь

нейронные связи

Человек рождается с огромным количеством активных нейронов, но они не имеют особого смысла если между ними не формируются нейронные цепочки.

Нейроны, которые не используются мозгом, начинают постепенно ослабевать уже у двухлетнего ребенка (важно формировать как можно больше связей между ними)

Малыш рождается и не может даже долго взгляд сфокусировать на одном предмете длительное время. И потихоньку тренируется, переводя взгляд с одного предмета на другой (когда родители на что- то указывают и называют, потом ещё раз показывают, то этим формируют новую нейронную связь), каждый раз задерживаясь чуть дольше. И в этом случае сокращение числа активных нейронов позволяет малышу не скользить рассеянным взглядом по всему вокруг, а опираться на нейронные пути, которые у него уже сформировались. Именно благодаря опоре на сформировавшиеся нейронные связи, формируется интеллект.

Постепенно ребёнок накапливает знания и опыт (где то просто наблюдая, а где- то самостоятельно его приобретает, например, если обожжется)

И в возрасте от 1,5-2х лет, малыш способен уже самостоятельно концентрироваться на том, что доставляло ему в прошлом приятные ощущения, типа знакомого лица или игрушки. Он может остерегаться того, что в прошлом вызвало у него отрицательные эмоции, например, если ребёнка до этого ударил другой ребёнок

нейронные связи

????Примерно до семи лет процесс оптимизации мозга у ребенка продолжается (поэтому важно до этого времени дать ребёнку как можно больше различного опыта и взаимодействия с окружающим миром и людьми) От этого зависит его интеллектуальная деятельность в дальнейшем????

Отмирание активных нейронов заставляет человека соотносить новый опыт со старым, вместо того чтобы накапливать новые переживания каким-то отдельным блоком. ( т. е в какой то момент перестаёт просто копить знания, а учится их соотносить и анализировать)

По проведённым опытам и наблюдениям за развитием мозга у людей, обнаружили, что отмирание незадействованных активных нейронов к семи годам помогает сделать мыслительный процесс человека более эффективным и целена правленным( при условии, что человек создал много нейронных путей, на которые может опереться в мыслительном процессе)

После семи лет человек создает нейронные связи разветвляя старые нейронные «стволы», вместо того чтобы создавать новые. (И получается как у дерева, вырастают от одного ствола много-много разных веточек, которые цепляются за веточки других деревьев и таким образом информация передаётся.)

Конечно, с возрастом мы получаем новые знания. Однако эта новая информация концентрируется в тех областях мозга, в которых уже существуют (активные нейронные связи)

И если обобщить информацию, то получается, чтобы мозг развивался ему важно не огромное количество несоединенных между собой нейронов, а именно до семи лет на соединять как можно больше нейронных дорожек, ведь тесно переплетенные между собой нейронные связи и нервные пути составляют основу нашего интеллекта

Рекомендую к прочтению Некачественное время проведённое с ребёнком

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ

Источник

Нервную систему человека по праву можно назвать одним из сложнейших устройств, большая часть механизмов которого до сих остаётся загадкой для учёных. Если под микроскопом рассматривать мельчайшие частицы этой системы – нейроны, – мы увидим такие замысловатые переплетения, что не сможем даже точно сказать, где заканчивается один и начинается второй. И переплетения эти всё более усложняются в процессе развития мозга.

Нервные клетки с необычайной скоростью (около четверти миллиона в минуту!) начинают формироваться уже в материнской утробе. К 11–12 неделе внутриутробного развития начинают своё формирование извилины и борозды мозга. К моменту рождения они выглядят всего лишь как схема будущего рисунка борозд. Общая же картина борозд и извилин сложится и будет достаточно устойчивой лишь через год после появления ребёнка на свет. Итак, на момент своего рождения ребёнок имеет почти все нейроны, предусмотренные для него природой. И тем не менее его нервная система ещё очень далека от совершенства: сеть нервных волокон только после рождения начинает своё бурное и неравномерное развитие.

Читайте также:  Все об особенностях муз развития ребенка

Почему мы не помним первые годы жизни? Почему ребёнку многие знания даются легче, чем взрослому?

Известный факт: как правило, самые первые наши воспоминания относятся к возрасту трёх и более лет. Это объясняется недостатком нейронных связей в раннем детстве. И хотя более ранние переживания «забываются», нельзя сказать, что они проходят бесследно. Ведь именно они помогают подготовить мозг к приобретению новых знаний.

Когда в результате созревания мозга образуется множество нейронных связей, опыт сохраняют только активно используемые связи. К моменту половой зрелости наблюдается массовое исчезновение неиспользуемых связей. Именно здесь, на стыке задатков и воспитания, в окружающей ребёнка среде активизируются и сохраняются нервные связи. Однако если эта среда однообразная и обеднённая, нервные связи не будут использоваться и исчезнут. Это – биологическая основа раннего детского образования. Именно поэтому в раннем детстве, когда ещё востребованы излишние нервные связи, дети могут легче всего овладеть грамматикой и произношением иностранного языка. Если у человека до юношеского возраста не было никаких языковых контактов (письменных или знаковых), то он никогда не выучит ни одного слова.

Развитие мозга ребёнка в первые годы жизни

Для оптимального развития мозга ранние годы являются критическим (сензитивным) периодом. На протяжении всей жизни наши нервные ткани изменяются. Генетическая программа диктует нам общее строение мозга, а жизненный опыт руководит деталями.

Все компоненты нейронных ансамблей новорождённого характеризуются структурной незрелостью. В первый год с максимальной скоростью происходит типизация и увеличение размеров нейронов, рост коры головного мозга. Однако в разных зонах мозга в зависимости от функциональной значимости и нагрузки можно наблюдать свой собственный темп развития клеток, клеточных ансамблей и волокнистых структур.

Первыми созревают и к трём годам замедляют свой рост проекционные области коры головного мозга: двигательные, чувствительные, зрительная, слуховая, обонятельная.

До двух лет наиболее активно (гораздо активней, чем у взрослого) происходит образование синапсов – мест соединения нейронов, и к семи годам их количество достигает уровня взрослого человека. Этот избыточный рост и образование синапсов имеет огромное функциональное значение, закреплённое эволюционно. Он является основой для накопления и усвоения опыта. Следовательно, мозг ребёнка функционально готов к большей нагрузке, чем это обеспечивает процесс воспитания.

Своевременность решает всё: биологические причины раннего развития

У трёхлетних детей клетки и поля уже значительно дифференцированы, а к семи годам не отличаются от клеток и полей взрослого. Ассоциативные зоны коры, связанные с мышлением, памятью и языком, развиваются в последнюю очередь. И вместе с их развитием происходит бурное развитие умственных способностей ребёнка.

Особую важность представляет собой вовсе не количество нейронов – ими природа одаривает ребёнка сполна ещё в самом начале его жизненного пути. Известно, что при рождении удельный вес нейронов значительно превышает вес волокнистых структур, которые формируются несколько позже. Определяющую роль играет показатель жизнеспособности нейронов – степень развития их дендритных деревьев (отростков, посредством которых передаётся информация). Такое развитие нейрона напрямую зависит от степени его вовлечённости в деятельность, включённости в обработку информации. Так, к 5–6 годам удельный вес волокон значительно превышает вес клеточных структур везде, кроме лобных долей, развитие которых достигнет того же результата лишь к 10–12 годам жизни.

Биологический отбор функционально задействованных клеток и самоуничтожение клеток, не включённых в процесс обработки информации, выдвигает одно из главнейших требований к педагогическому воздействию – своевременность решает всё. Здесь речь идёт как о времени включения ребёнка в ту или иную деятельность, так и об уровне нагрузки.

Источник

Многие родители, выбирая методики воспитания и развития малыша, стремятся опираться на научные знания. Особенно доверяют нейронауке: есть мнение, что способности ребенка зависят от развития нейронных связей в его мозге.

  • 13 неочевидных признаков рассеянного склероза

Многие видели картинки, которые наглядно показывают, что в детстве мозг человека активно наращивает нейронные связи. Проще говоря, клетки, которые проводят сигналы в мозгу, растут и ветвятся как огромный и очень труднопроходимый лес. Чем больше этих самых связей, тем больше самых разных операций способен производить мозг. А значит, способности человека растут. С началом полового созревания процесс роста нейронной сети замедляется — именно поэтому многие полагают, что ребенка нужно обучать как можно раньше (потом может стать поздно).

Читайте также:  Кенгуру центр развития ребенка челябинск

Что подтверждено наукой?

Действительно, наиболее активный рост нейронной сети и формирование связей происходит у маленьких детей. Они познают и усваивают новое в значительно больших объемах, чем взрослые.

Развитие нейронной сети, то есть обучение, идет максимально активно на положительных эмоциях. То есть радость полезна для развития мозга! А вот негативные эмоции или скука развитию не способствуют: что-то усвоится, но объем будет маленький, а процесс будет идти медленно. 

  • Самый сложный звук: как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Возможности для развития каждого малыша обусловлены массой причин: от заложенных природой особенностей организма до состояния здоровья в первые годы жизни. Несмотря на то, что ученым известно, какой участок мозга за какую функцию отвечает, система работает намного сложнее. Нейросеть может пропускать сигнал в обход пораженного участка и активировать «посольства» в других зонах головного мозга при необходимости. 

Интеллект (как способность оперировать абстрактными понятиями) — вовсе не приоритет первого года развития. Интеллект развивается, когда малыш осваивает мир при помощи органов чувств

Любые действия, которые кажутся нам простыми, на самом деле очень сложные и задействуют массу  разных отделов головного мозга. Ребенок протянул руку и взял игрушку? Это потом он будет делать это автоматически, а в процессе обучения его мозг проделал огромную работу: от получения зрительных сигналов и их анализа до включения волевого импульса, координации моторных движений, анализа тактильных ощущений и всплеска радости от успеха. 

Что на практике?

Родителям, которые хотят стимулировать развитие мозга своего ребенка важно помнить об эмоциях и разнообразии сигналов. 

1. В развитие малыша очень важны искренние позитивные эмоции! Самые сильные положительные стимулы дети получают от позитивного контакта с близкими людьми — именно поэтому радостный и спокойный кроха прекрасно развивается, если с ним ничем специально не заниматься. Общение, телесный контакт, разговоры, песенки — мощные развивающие инструменты!

2. Разнообразие сигналов — это телесные ощущения, привычные и необычные звуки, визуальные образы, вкусы. Ребенок, которого учат по какой-то определенной методике при помощи пособий просто автоматизирует узкие навыки. В то же время малыш, который ползает по всей квартире и экспериментирует с предметами, получает намного больше.

3. Детки очень любит добиваться успеха — это мощный развивающий толчок. Важно давать им возможность ставить собственные цели и достигать их. Взрослым нужно замечать эти цели, но будь внимательна — речь идет о простых манипуляциях с предметами и банальных движениях. Постарайся не пресекать инициативу малыша, если она не несет угрозы его жизни, и радоваться тому, чему искренне радуется он.

Когда не получается

Свобода выбора ребенка — залог выстраивания нейронных связей, идеальных для того мозга, которым кроху одарила природа. 

Методики раннего развития работают только в том случае, если вы их органично вплетаете в комфортную и радостную естественную жизнь. Однако иногда ребенок может сам не справляться. Как это понять?

  • 5 элементарных советов, как ускорить развитие речи малыша

Помни, что именно физическое развитие на первом году жизни показывает нам, как мозг малыша справляется со своими задачами — на него можно воздействовать через тело.

Врач индивидуально подберет массаж и специальную физкультуру по поведению малыша.  Задача специалиста — не научить ребенка сидеть или стоять вовремя, а активизировать его мозг, подтолкнуть его к самостоятельному развитию, к выстраиванию тех самых нейронных связей.

Источник

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком…

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

12 фактов о развитии головного мозга ребенка, которые каждой маме будет полезно узнать

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!),  но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Читайте также:  Что такое психо моторное развитие ребенка

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

12 фактов о развитии головного мозга ребенка, которые каждой маме будет полезно узнать

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими. Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца — в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

12 фактов о развитии головного мозга ребенка, которые каждой маме будет полезно узнать

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи. Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, — через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один  — это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан!опубликовано econet.ru 

Автор: Natasha Alyokhina 

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник