Развитие недоношенного что должен уметь ребенок

При появлении крохи на свет раньше времени важно знать, как происходит развитие недоношенного ребенка четко по месяцам и до года. Недоношенный малютка сильно отличается от деток, появившихся в срок. Он меньше весит, иногда имеет недостаточно развитые врожденные навыки. Но современная медицина владеет методиками выхаживания таких крошек. В стационаре им оказывается врачебная помощь. После стабилизации состояния малюток выписывают домой. Мамочка должна регулярно показывать малютку педиатру. Врач контролирует его состояние. При необходимости направляет на дополнительное обследование. Но основной уход осуществляется дома. И от его правильности зависят темпы роста и развития недоношенного крохотули.

Особенности развития недоношенного ребенка

Малютки, появившиеся на свет при сроке беременности 21-37 недель, считаются недоношенными. Их развитие значительно отличается от развития крошек, родившихся в срок.

Родителям важно учитывать:

  1. Кроха первое время неизбежно будет отставать в развитии. Если он родился после 32-й недели беременности, то задержка составит 1-2 месяца. При появлении на свет до этого срока — 3-4 месяца.
  2. Малютке с массой тела меньше 1,5 кг необходимо создать условия, похожие на внутриутробные. Поэтому его доращивают в кувезе до 1,7 кг. Затем малыш перемещается в кроватку с подогревом. Там он живет до 2 кг. Затем необходимость в специальных условиях проходит.
  3. Нервная система малыша недостаточно зрелая. С первых дней выписки ему требуются особые условия. Он должен чувствовать себя любимым и защищенным. Грубость, резкий тон в отношении его запрещены.

Для успешного выхаживания малютки следует создать комфорт и уют. Температуру в комнате рекомендуется поддерживать на уровне 21-22 градуса Цельсия. Влажность воздуха должна находиться в пределах 50-70%. Контролировать климат помогут специальные приборы.

Как выглядит грудничок, родившийся раньше срока

Появившийся на свет раньше срока младенец внешне отличается от доношенных малюток. Для недоношенных деток характерны:

  • большая голова (до 1/3 длины тельца);
  • лобная часть больше лицевой и составляет 2/3 от общего размера головки;
  • крохотные короткие ручки и ножки;
  • пупочек расположен ниже, чем у доношенных деток;
  • неразвитые половые органы (огромная половая щель у девочек, не опустившиеся в мошонку яички у мальчиков);
  • отсутствие подкожного жира (сквозь кожицу видны кровеносные сосуды);
  • мягкие хрящи ушек (ушная раковина скручивается и слипается);
  • маленькие неразвитые ноготки;
  • кожица морщинистая, красного цвета;
  • животик выпуклый, распластанный:
  • шейка короткая;
  • сместившийся большой родничок;
  • возможные участки без кожицы на малом родничке;
  • слабость, вялость.

Через неделю-другую у глубоко недоношенных малюток возникает пучеглазость. Пугаться этих признаков не стоит: при правильном уходе они постепенно исчезнут, когда кроха станет догонять сверстников.

Питание после рождения

При неразвитом рефлексе сосания кроху выкармливают через зонд или вводят питательные растворы внутривенно. Эти процедуры проводят в больнице.

Если кроха может сосать самостоятельно, рекомендуется наладить грудное вскармливание: именно материнское молочко снабдит малыша необходимыми питательными элементами, витаминами и минералами.

Но сосать малышу тяжело: он быстро устает и засыпает. Поэтому кормить недоношенного карапуза следует от 10 до 20 раз в сутки. При удовлетворительном наборе веса можно сократить количество кормлений до 8. Но это произойдет не раньше второго месяца жизни. При отсутствии у мамочки грудного молочка следует проводить кормление искусственной смесью из бутылочки. Но если крохе сложно сосать, рекомендуется давать ему питание из ложечки. Для подбора искусственного питания рекомендуется обратиться к педиатру.

Прикорм разрешается вводить только после 7 месяцев и только после согласования с врачом. Крохам дают овощные пюре и соки, затем безмолочные каши. Сладкие фрукты и соки давать пока запрещено из-за повышенного содержания глюкозы. После дополнительной еды малютку докармливают смесью или грудным молочком.

Требования к одежде

Для недоношенных деток одежду следует выбирать особенно тщательно. Она должна:

  • быть из гипоаллергенных материалов;
  • малый размер (до 50);
  • удобные застежки (кнопки);
  • возможность подключения оборудования.

Такая одежда продается в специальных отделах для недоношенных и маловесных детей. Существует возможность заказа через интернет.

Требования к купанию и прогулкам

Важно помнить: крохе противопоказаны резкие перепады температуры. При купании рекомендуется:

  • обеспечить температуру в помещении 24-25 градусов Цельсия;
  • налить в ванночку воды температурой 36-37 градусов Цельсия;
  • положить в воду ребенка, обернутого в тонкую пеленку;
  • в воде пеленку развернуть и выкупать кроху;
  • вынуть малютку из ванночки и укутать в подогретое до 36 градусов мягкое полотенце.

Процедура должна занимать 7-10 минут.

При прогулках рекомендуется учитывать климатические условия и вес малютки:

  • температура +25 градусов, нет ветра и дождя, вес крохи 2 кг и больше — гулять разрешается 15 минут;
  • весной и осенью при тихой, безветренной погоде можно вывести на улицу малютку старше 1,5 месяца, имеющего вес 2,5 кг и выше;
  • зимой допустимо гулять при температуре выше -10 градусов, отсутствии ветра и снега с крохой весом более 3 кг.

Продолжительность пребывания на свежем воздухе следует постепенно увеличивать.

Эффективные вспомогательные средства: массаж и гимнастика

Недоношенный кроха особенно нуждается в укрепляющих процедурах. Ему помогут массаж и гимнастика. Но проводить их вначале должен специалист. После того как состояние крохи стабилизируется и он наберет вес, делать массаж и гимнастику может мамочка.

Прививки у недоношенных детей

Родившихся раньше срока малышей рекомендуется прививать по обычной схеме вакцинации. Но для каждого крохи требуется составить индивидуальную схему. Она зависит от:

  • массы малыша;
  • состояния его сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем.

Направление на прививку педиатр дает только после консультации с неонатологом, иммунологом, неврологом. При необходимости корректируется доза.

Точная таблица для мальчиков и девочек по месяцам

Что умеет/возраст, месяцыВес при рождении до 1,5кгВес при рождении до 2кгВес при рождении до
2,5кг
Начинает фокусировать взгляд, ищет источники звуков32-2,51-1,5
В положении лежа на животике уверенно держит головку543,5-4
Переворачивается со спины на живот7-86-75,5-6
Начинает ползать11-1210-119-10
Садится10-119-108-9
Стоит12-1411-1210-11
Начинает ходить14-1612-1512-13

В этой таблице приведена общая статистика. Каждый ребенок индивидуален. И выполнение нормативов тоже происходит индивидуально. Не стоит огорчаться, если кроха «отложит» какой-нибудь элемент: при заботе и любви родителей у него все получится.

 1 месяц

Очень сложный период в жизни малютки и всей семьи. Для нормального набора веса требуется наладить вскармливание (грудное или искусственное). Малютка легко уязвим: его требуется защищать от сквозняков, инфекций. Для сохранения здоровья крохотули требуется избегать приглашать посетителей.

2 месяца

Крошка подрос и окреп. Но во время еды быстро устает. Набор веса происходит быстрыми темпами. Для развития мускулатуры и борьбы с газами рекомендуется выкладывать малыша на животик.

3 месяца

Кроха отвечает на прикосновение. Кушает и прибавляет в весе. Останавливает взгляд на мамочкином лице. Пытается ухватить предметы. Важно следить за положением головки малыша, чтобы предотвратить образование кривошеи.

4 месяца

Повышается тонус мышц. Малютка может ухватить и удержать погремушку. Уже держит головку и гулит. Для закрепления результата требуется выполнять гимнастику и делать массаж.

5 месяцев

Совершенствуются звуковые и зрительные умения. Кроха ищет глазками источники звуков, следит за передвижением предметов, развивает речевой аппарат. Уверенно держит игрушку в ручке.

6 месяцев

Вес увеличился в 3 раза. Малютка демонстрирует оживление при появлении близких людей: шевелит ручками и ножками. Отталкивается ножками от горизонтальной поверхности при поддержке под мышки. Крохе требуется уход, как за обычным (доношенным) ребенком.

7 месяцев

Кроха учится переворачиваться со спинки на живот, перемещается на животике (ползет). У некоторых недоношенных деток прорезаются зубки.

8 месяцев

Пытается сам садиться. Качается, стоя на четвереньках. Начинает стремиться к общению. В этот период очень полезны развивающие игры: песенки, потешки, «Сорока-ворона».

9 месяцев

Подолгу сидит, начинает ползать. Охотно общается с членами семьи. Начинает произносить первые слоги.

10 месяцев

Узнает свое имя. Ходит, держась за опору. Любит ползать. С интересом наблюдает за перемещением предметов.

11 месяцев

Любит общаться с окружающими. Активно играет с кубиками, пирамидками, мячиками, музыкальными инструментами. Сам встает, садится, ходит, опираясь на поручни кроватки.

12 месяцев

Некоторые малютки делают самостоятельные первые шаги. Это говорит о том, что они физически догнали доношенных сверстников. Но нервно-психические процессы придут в норму только к 2-3 годам. Это нормальные показатели.

Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

При появлении на свет раньше срока органы и системы младенца не успевают полностью сформироваться. Поэтому у таких деток часто возникают проблемы со здоровьем.

Дыхательные расстройства

В легких отсутствует сурфактант, поэтому кроха не может сделать первый вдох. При весе меньше 1 кг ребенок не дышит самостоятельно. Его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Часто у недоношенных детей возникает врожденная пневмония. Дыхание у них надолго останавливается (апноэ).

Изменения крови

Распад гемоглобина, происходящий после родов, приводит к желтухе у недоношенных крошек, она длится дольше. При раннем появлении на свет у крошки возникает анемия.

Желудочно-кишечные патологии

Самая опасная патология — некротический энтероколит. Происходит воспаление и последующее отмирание части кишечника.

Проблемы нервной системы

Иногда у недоношенных новорожденных происходит кровоизлияние в мозг. Последствия заболевания различны. Из-за кислородного голодания случается ДЦП, слабоумие, задержка в развитии.

Нарушения сердечно-сосудистой системы

Основная патология — нестабильное артериальное давление.

Другие проблемы

Недоношенные малыши страдают отеками, низкой температурой тела. Они легко поражаются инфекциями.

Источник

Очень часто родители недоношенных малышей спрашивают меня – что с ним будет дальше? Масла в огонь подливают родные и знакомые, рассказывая страшные истории о глубокой умственной отсталости и тяжелой инвалидности таких малышей. Но это не верно – глубокая недоношенность совершенно не значит, что ребенок станет инвалидом или будет неправильно развиваться. Конечно, они другие, к ним предъявляются другие требования – но это не значит – что такие дети ущербны. Чтоб развеять сомнения – поговорим об особенностях развития навыков недоношенных, об их нервно-психическом развитии и особенностях, которые надо знать вам, родителям.

В чем их отличие?

Основные навыки и возрастные умения (удержание головы, ползание, сидение, стояние и другие) у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно­шенных ребят. Недоношенные позже начинают сосредоточиваться на зрительные и слуховые раздражители, позже удерживают голову, позже начинают гулить, улыбаться, узнавать окружающие лица, смеяться, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, целенаправленно двигать руками, говорить. Отставание в психомоторном развитии зависит от того, насколько недоношен кроха. При сроке после 32 недель, навыки малыша будут формироваться позже примерно на 1-1,5 месяца, при рождении ранее 30-31 недели все они будут замедляться примерно на 3-4 месяца. К концу первого года жизни большинство детей с небольшими сроками недоношенности догоняют своих сверстников, а к 2-3 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные малыши, рожденные с массой 500 и даже менее грамм. У длительно болеющих детей, детей с пороками развития или при отсутствии необходимого ухода, отставание в нервно-психическом развитии более выражено.

Для контроля за нервно-психическим развитием недоношенного ребенка, особенно с массой тела до 2500 г, используют специальные показатели нервно-психического развития недоношенных детей первого года жизни. Обычно все значения указываются в сравнении с возрастом для доношенных малышей и указываются границы колебаний, когда может проявиться новый признак у недоношенного крохи в зависимости от массы тела при рождении.

что мы можем?

Остановлюсь подробнее на точных сроках появления навыков, чтобы вам было легче ориентироваться в том, есть ли проблема или все у вас хорошо. Ненормальным будет считаться отставание от установленных сроков более чем на месяц.

Кроха с массой тела меньше 1500 грамм фиксирует взгляд, впервые улыбается, делает попытки удержать голову, лежа на животе в возрасте 2-4 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 2-3 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 1-2.5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 1-2 месяца жизни.

Малыш пытается следить и прислушиваться к вам, быстро отвечает вам улыбкой — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 3.5-4.5 месяца, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 3-5 месяца, а малыши 2000-2500 грамм – в 2-3 месяца жизни.

Ваш кроха сосредотачивается зрительно, прислушивается, оживляется при вашем появлении, случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью, хорошо удерживает голову и сосредотачивает взгляд на взрослом, находясь на руках в вертикальном положении, упирается ножками, начинает гулить. Эти навыки формируются при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 4-6,5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 4-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 4-5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 3-4 месяца жизни.

Ребенок находит невидимый источник звука, громко смеется, захватывает подвешенную игрушку, гулит — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 5-6 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 5-6 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 4,5 месяца жизни.

Ваш малыш может различать тон обращенной к нему речи, отличить чужих от близких, четко брать игрушку из рук взрослых, может поворачиваться на живот, устойчиво стоять при поддержке, подолгу гулить. Такое приобретается при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 6,5-7.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 6-7 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6-6.5 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 5.5-6 месяца жизни.

Кроха умеет свободно брать игрушки из разных положений, может переворачиваться с живота на спину, подползать, начинает лепетать, может кушать с ложки и снимать пищу губами — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 7.5-8.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 7-8 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 6.5-7 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 6-7 месяца жизни.

Малыш научился хорошо ползать, подолгу лепечет, на вопрос «Где?», находит предмет, расположенный в одном и том же месте — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9-11 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 8.5-10 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 8-9 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 7.5-8.5 месяцев жизни.

Ребенок долго занимается игрушками, сам садится и встает, держась за барьер, переступает, громко и повторно произносит слоги, выполняет «ладушки», «дай ручку», «до свидания», сам ест хлеб, льет из чашки, которую держит взрослый — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 9,5-12 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 9.5-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 9-10 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Действует с предметами по-разному: катает, вынимает, ходит, слегка придерживаясь, повторяет различные слоги за взрослыми, знает свое имя, на вопрос «где?», находит предмет в разных местах, проявляет навык опрятности — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 11.5-13 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11-12 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 10.5-11 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 8.5-10 месяцев жизни.

Малыш открывает, вкладывает игрушку, влезает на высокую поверхность и слезает с нее, по просьбе «дай» подает знакомые предметы — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 12.5-14 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-13 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11.5-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 10-11 месяцев жизни.

Кроха накладывает кубики, снимает кольцо с пирамидки большим отверстием, самостоятельно стоит, употребляет первые с лова-обозначения: ав-ав, кис-кис — при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 13.5-14.5 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 11.5-12.5 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 11-12 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 11-12 месяцев жизни.

Начинает самостоятельно ходить, имеет запас слов около 10 простых, по просьбе выполняет действие: покачай лялю, где глазки и прочее – эти навыки малыш приобретает при массе тела менее 1500 грамм в возрасте 14-16 месяцев, эти же навыки дети с массой 1500-1700 грамм осваивают 12-15 месяцев, с массой в 1701-2000 грамм – в возрасте 12-13 месяцев, а малыши 2000-2500 грамм – в 13-13 месяцев жизни.

как же узнать, когда есть проблемы?

При оценке развития недоношенного ребенка сравнивается фактический уровень развития, что он уверенно умеет из предложенных навыков на сегодня и это сравнивается с норматив­ными показателями в данном возрасте. Так определяется индивидуальный темп созревания ребенка (замедленный, нормальный, ускоренный, мозаичный). Проблемами считается замедление освоения навыков на 1-2 месяца, и более чем по 2-3 линиям навыков.

Конечно, совершенно не правильно ровнять малыша. который родился в срок с малышом, который родился с весом менее килограмма – они очень сильно будут отличаться в развитии. Но, чтобы знать основные закономерности и уметь вовремя понять, что что-то идет не так, медики разрабатывают много схем оценки развития умений малыша.

Оценивают его способности, обязательно делая поправку на степень недоношенности. То есть, на сколько недель он поторопится на свет, это обычно 40 недель минус срок родов. С возрастом уровень психического развития недоношенного ребенка меняется и приближается к нормальному показателю, в результате чего сохранение начальной поправки утрачивает смысл, и для оценки уровня развития в возрасте 12-14 месяцев оптимальной становится ориентация на нормативы для обычных здоровых доношенных малышей. Если возникают проблемы в развитии – или вас волнует отсутствие того или иного навыка, не медлите – обратитесь к педиатру или неврологу. Врач оценит малыша по специальной углубленной шкале и скажет точно – есть или нет проблем у крохи. Тогда и лечение в случае надобности будет правильным и своевременным.

какие могут быть трудности?

Психологическую реабилитацию недоношенного младенца принято основывать, в первую очередь, на теплых эмоциональных контактах и благоприятном режиме получения слухового и двигательного опыта, создающих ощущение психологического комфорта и помогающих ребенку справляться с воздействием внешних и внутренних стрессов. С ними нужно говорить, носить их на руках, прижимая к животу, заниматься гимнастикой, развивающими методиками, много гулять. Это особенно важно глубоко недоношенным крошкам, ведь в первые годы жизни такие дети заметно отстают от нормы.

К сожалению – бывает, что недоношенность сопровождается повреждением нервной ткани, что может вызывать некоторые последствия. Чем меньше вес при рождении, тем значительнее нарушения. Большая часть нарушений интеллекта сохраняется на всю жизнь. Во всех случаях начальные проявления психических расстройств касаются вегетативно-инстинктивной сферы, сенсорного развития (органов чувств), моторики, эмоциональной сферы, сферы общения, познавательного развития, социального поведения и фор­мирования прообразов самосознания.

В структуре психических нарушений в раннем возрасте у недоношенных детей наиболее часто встречаются поведенческие и эмоциональные расстройства, нарушения психологичес­кого развития и органические психические расстройства. Среди поведенческих и эмоциональных отклонений у детей преобладают патологические привычные действия в виде кусания ногтей, сосания пальцев и пустышки. Органические психические расстройства (эпилепсия, судороги) у таких детей встречаются гораздо реже. Дефекты поведения и характера у преждевременно родившихся детей в дошкольном возрасте — наиболее частая причина обращения родителей к психиатру. У дошкольников это расстройства аппетита, сна, снохождение, патологические привычки, эмоциональная лабильность, страхи, нарушение адаптации в коллективе.

Однако, это совсем не значит, что ваш ребенок будет таким – вовремя начатая работа приводит к полноценному развитию и малыш вырастет здоровым. Просто вам потребуется больше сил, настойчивости и терпения в занятиях и развитии способностей, потребуется более тщательный уход за ребенком.

У детей, родившихся глубоко недоношенными, довольно низкий уровень развития в детстве. Особенно страдает речевое, сенсорное развитие, в старшем возрасте — мышление, внимание, память. Лишь 35% детей, у которых есть недоношенность, готовы к поступлению в школу, 9% не готовы, остальные условно готовы. Основными психологическими признаками у этих детей являются тревожность, незащищенность, трудности в общении, конфликтность, враждебность.

Что понадобится таким малышам? Первое – это ваша любовь, ласка, забота и внимание – это 90% успеха в лечении, выхаживании и полноценном развитии. Остальное – помощь врачей – педиатра, невролога, психолога, других специалистов, если понадобится. Медицина шагнула далеко вперед – мы умеем оказать помощь крохам весом в полкило, но!!!! Только любовь матери творит чудеса, она поднимает с постели безнадежно больных, она внушает веру и надежду в то, что все будет хорошо. Любите своего крошку, говорите ему о своей любви, плачьте и смейтесь вместе, всегда будьте месте и ваш кроха вырастет крепким и здоровым мальчиком или девочкой!

Источник