Развитие навыка ориентирования в пространстве у ребенка
Развитие навыков ориентировки в пространстве
у детей дошкольного возраста.
На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность.
Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги, овладевает умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше — ниже, ближе — дальше, около, из-за, вдоль).
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.
Формируя представления о пространственных признаках, большое внимание необходимо уделять активизации речи дошкольников: их нужно постоянно привлекать к самостоятельному точному словесному обозначению характеристик объектов и их частей по форме и величине, а также величинных соотношений в ходе анализа образцов, планирования и сопровождения деятельности, в разнообразных играх и упражнениях.
Детям младшей группы ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.
Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.
Эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.
Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.
Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.
Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?»
Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.
В средней группе ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).
Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а дерево растет далеко).
Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.
Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.
Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.
В старшей группе совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).
Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Машей и Вовой, за Мишей, позади Коли, перед Настей, около Вики»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.
Игра «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию.
Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.
Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».
Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.
В подготовительной группе ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
Закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.
Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».
Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.).
Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении.
Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.
При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве и пространственных взаимоотношений большое значение имеют физические упражнения.
В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.
При выполнении упражнений, педагог использует разнообразные предметы и пособия (гимнастические палки и скамейки; обручи, мячи, кубики, кольца), воздействуя на различные рецепторы и анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и т.д.). Пособия создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорных способностей, двигательных качеств.
Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.
Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.
Большое значение при формировании пространственных ориентировок имеют строевые упражнения: различные построения и способы перестроений. В дошкольном возрасте используют следующие построения: врассыпную, в круг, колонну, шеренгу и т.п.; перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т.п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) — используются при выполнении различных физических упражнений (на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных и хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).
При различных передвижениях и комбинациях расширяется знакомое пространство. В связи с этим, на протяжении одного занятия необходимо использовать разнообразные, уже знакомые, способы построения и перестроения и постепенно вводить новые варианты и комбинации, в том числе, за счет изменения «точки отсчета», т.е. изменения направления движения тела и его частей относительно самого себя и разных зрительных ориентиров (например, относительно сторон зала)
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Такая двигательная деятельность содействует способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.
Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.
В игре восприятие пространства выступает в своих основных формах: непосредственной, познавательно-сенсорной (чувственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие).
В подвижной игре происходит взаимодействие двух компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действиями водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной — мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки. Такая реакция определяется уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к данной окружающей среде.
Умению ориентироваться в окружающих условиях содействует преднамеренное создание препятствий на пути к выполнению игровой задачи (использование предметов и пособий, заранее разложенных в игровом пространстве). В этих целях необходимо использовать разнообразные вариант игры.
Очень важной является ориентировка ребенка среди быстро движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложная ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации.
В подвижной игре ребенок упражняется в определенной близости или удаленности предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а так же пространственно-слуховая ориентация (далеко — близко и т.д.).
Источник
Екатерина Сорокина
Формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: Одной из основных задач математического развития детей дошкольного возраста является формирование у них навыков пространственного ориентирования. В статье большое внимание уделяется развитию ориентировки детей на листе бумаги, рассмотрены методические приемы и упражнения, которые дают детям возможность усвоить пространственные отношения, и способствуют формированию переносить знания в естественную жизнь.
Ключевые слова: пространственное ориентирование, упражнения, дошкольник, методический прием, математическое развитие.
Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умений ориентироваться в пространстве, ознакомление их с пространственным ориентированием – одна из основных задач математического развития детей дошкольного возраста.
Организуя занятия по данной теме можно употреблять разного рода приемы обучения ориентировке в пространстве: наблюдения; пояснения; рассказ; беседа; расположение предметов относительно друг друга; графическое и словесное обозначение направлений; ориентировка в пространстве; дидактические игры; упражнения; подвижные игры; рассмотрение дидактических картинок и описание расположения предметов на них; сочинение по сюжетной картинке рассказа; сравнение парных картинок с одинаковыми предметами, находящихся в различных пространственных положениях, описание местонахождения игрушек в комнате; прятки и поиск игрушек по инструкции; ориентировка на плоскости; вопросы детям; показ образца.
Следует отметить необходимость формирования навыков пространственного ориентирования для готовности дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть на листе бумаги расположение знаков – специфические требования, которые предъявляются первокласснику в процессе учебной деятельности. Без таких умений как, ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных отношений, расстояний и направлений детям невозможно усвоить программу детского сада. Недостаточный уровень развития этих умений проявляется на уроках чтения, письма, математики, физкультуры, труда и рисования.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это дается ребенку не сразу. Большинство детейоказываются плохо подготовленными к школе: они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому необходимо упражнять детей на занятиях. Сначала нужно объяснить значение выражений посередине, в центре, слева, справа, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне слева, по боковой стороне справа, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., далее для закрепления этих знаний, предложить детям ряд заданий.
К одним из более эффективных приемов относится «зрительный диктант». На первом этапе дети рассматривают заготовленную композицию орнамента, далее проанализировав его, воспроизводят по памяти, пользуясь заготовленными за ранее геометрическими фигурами.Возможен другой вариант: дети под диктовку воспитателя создают орнамент. Педагог указывает, какие именно фигуры и где их следует разместить, но не показывает. К примеру, разместить круг, в центре листа бумаги, вокруг положить шесть треугольников (острым углом к кругу, между треугольниками разместить маленькие квадратики, а над треугольниками – круги; в правом верхнем и нижнем углу разложить квадраты, соединив их прямой линией между собой.
На таких занятиях дети самостоятельно могут создать орнаменты из заготовленных геометрических фигур, а после рассказать, сколько и какие фигуры они брали и как разместили их.
Дети, под диктовку воспитателя, на листе бумаги проводят прямые линии, насчитывая нужное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок все сделал без ошибок, то у него должен получится рисунок или узор.
На листе бумаги размещаем цифры. К примеру, в центре листа ложем цифру 5, справа от нее – 6, а слева – 4; над цифрой 5 (сверху) положить – 2, справа от нее – 3, а слева – 1; под цифрой 5 (внизу) надо положить – 8, справа от нее – 9, слева от цифры 8 – 7. Цифры получились по порядку в три строки. Педагог, начиная с первой строки, предлагает назвать их «читая» слева направо.
Подобно таким упражнениям, проводятся игровые упражнения по выкладыванию лучинок, которые требуют не менее сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок передвигает квадратик (космический корабль) по указанному направлению (маршруту космического корабля): из середины (центра) в правый верхний угол, затем в левый нижний и т. д.
Пользуясь специально подобранным иллюстративным материалом и приемом «вхождения в картину», детям необходимо предлагать не только перечислить предметы, изображенные на ней, но и постепенно меняя точку зрения наблюдателя, определить их пространственное расположение.
Наиболее трудные задания связанны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такого рода упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в форме игры.К примеру: обставить зайчику комнату как на картинке, разведчикам, воспользовавшись картой, найти спрятанную игрушку, путешествие на игрушечном поезде по строго указанному маршруту и т. д. Дети усваивают, для обозначения предметов (геометрических фигур, условные знаки пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. После использования готовых схем можно постепенно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение сопоставляется с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, пользуясь предметными и пространственными ориентирами, вместе с детьми можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т. д. Фактически проделывая путь, в план-схему внося уточнения, дополнения и т. д.
Приведем примеры упражнений по ориентировке на листе бумаги.
1. Найди маленький квадратик, изображенный в левой части листа, раскрась его красным карандашом. Найди самый большой квадрат, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Разукрась его синим карандашом. Соедини квадраты желтой линией.
2. В верхней части листа нарисуй круг, а в нижней квадрат.
3. Положи на лист красный треугольник, сверху положи зеленый.
Рассмотрим моделирование сказочных историй в процессе формирования навыков пространственного ориентирования у дошкольников. Каждому ребенку дается домик, вырезанный из картона, и листок бумаги.
Педагог говорит: «Ребята, смотрите у нас есть домик, но он не простой, а сказочный. В нем будут учиться лесные зверята. Такой домик есть у каждого из вас. Слушайте внимательно, сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача поставить домик именно в то место, о котором вы услышите в сказке.
В густом, дремучем лесу живут зверята. У них есть маленькие детки. И решили, как то зверята, построить для своих деток лесную школу. Собрались они все вместе на опушке леса и стали раздумывать, в каком же им месте ее построить.
Лев сказал, что ее нужно построить в левом нижнем углу. Волк предложил, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса утверждала всем, чтобы построить школу в верхнем левом углу, около своей норки. Но тут в разговор вмешалась белочка,сказав: «Школу нужно построить на поляне»Звери прислушались к совету белочки и решили построить школу посередине леса на «лесной поляне».
Приведем примеры заданий на осуществление графического воспроизведения направлений:
1. Нам даны четыре точки, нужно поставить знак «+» от первой точки сверху, от второй – снизу, от третьей – справа, от четвертой – слева.
2. Нам даны четыре точки.От каждой точки провести стрелку в направлении: 1 – вверх, 2 – влево, 3 – вниз, 4 – вправо.
3. Нам даны четыре точки, из которых можно составить квадрат
а) Мысленно составить из данных нам точек квадрат, обозначить карандашом правую верхнюю точку, далее правую нижнюю точку, затем соединить их стрелкой в направлении сверху вниз.
Далее надо выделить левую верхнюю точку и соединить ее с левой верхней точкой, стрелкой, в направлении снизу вверх.
б) У квадрата выделить правую верхнюю точку, после левую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо.
Точно также соединить нижние точки в направлении справа налево.
Для усвоения предлогов, имеющих пространственноезначение можно предложить упражнение: «Выполнить различные действия по инструкции и ответить на вопросы».
— Положите ручку на тетрадку. Где лежит ручка?
— Возьмите ручку. Откуда вы взяли ручку?
— Положите ручку в тетрадь. Где она сейчас?
— Возьмите ее. Откуда теперь вы взяли ручку?
— Спрячьте ручку под тетрадь. Где она?
— Выньте ручку. Откуда вы ее вынули?»
К упражнениям на формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста, также относятся упражнения,связанные с рисованием и конструированием:
1. Используя нарисованные или готовые геометрические фигуры, заданным образом нужно разместить их на листе бумаги.
2. Нарисовать фигуры по точкам, при этом имея образец рисунка, выполненный по точкам.
4. Обвести шаблон, трафарет, обвести контуры по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрасить и заштриховать рисунок по различным линиям.
Таким образом, выбранные педагогом упражнения, приёмы и методы, дают детям возможность усвоить пространственные отношения и формируют способность переносить знания в естественную жизнь. Следовательно, умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений делает речь ребенка более точной, конкретной, грамматически правильной. Именно благодаря тому, что ребенок овладевает навыками пространственных отношений, перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, наследственные. От простейшего познания и словесного обозначения пространственных отношений дети постепенно переходят к самостоятельному отображению этих отношений в реальных ситуациях.
Источник