Развитие мышления у ребенка в раннего и дошкольного возраста

Развитие мышления у ребенка в раннего и дошкольного возраста thumbnail

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так,
предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни.
Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими
малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и
предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти
действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет
трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.     

Читайте также наши статьи:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
  • Развитие восприятия у детей в ДОУ

Типы мышления: этапы
развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный,
    который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей
    от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный,
    который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для
    детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический,
    поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели
    ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное
мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип
мышления

Когда малышу
исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми
активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление,
наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое
мышление

В пятилетнем
возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию,
дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни,
дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом
мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от
несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен
другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление
(креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.  

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »

Упражнения и игры на
развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление
активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям
и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия,
экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми. 

Развитие образного
мышления у дошкольника

Для развития
образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К
примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой
изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это
могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели,
транспорт.

Другой хороший
вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно
представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на
иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно
предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно
разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным
признакам. 

Развитие логического
мышления у детей дошкольного возраста

Для развития
логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных
материалов.

Хороши такие
устные игры как:

  • «Сочиняем
    сказку»

В этой игре
взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да
    и нет»

Игра с
наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет».
Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом
упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба…
(зима);

белка – дупло,
медведь… (берлога) и т.д.

С
использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.  

Читайте также: «Игры на развитие мелкой моторики у детей»

Развитие творческого
мышления

Творческое
мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами.
Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти
    в кляксе знакомые образы,
  • из
    нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на
    разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать,
    что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать
    с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие
пространственного мышления

Для того,
чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать
пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со
    спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с
    чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти
    клад, следуя плану,
  • упражнение
    «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и
    дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя, 
  • с
    закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе
    бумаги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Развитие критического
мышления

Умение мыслить
критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому
развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок
должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя
личностное отношение.

Нужно научить
детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те,
которые требуют полного ответа.

В детском саду
часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой –
свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за
конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет.
Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять
действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной
теме.

Хорошим
упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К
примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на
сравнения, их признаки.   

Развитие инженерного
мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное
мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание
нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать
возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор,
упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия
по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи
педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея
развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме.
Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях.
Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по
замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму,
предложенному педагогом.

НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Упражнения и игры на
развитие мыслительных операций

Большое
значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно
благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая
игры и упражнения для дошкольников.  

Сравнение

Уметь
сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать,
развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в
предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и
прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.

Можно поиграть
с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них
одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной
из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет
другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время
игры меняются ролями.

Обобщение

Если сравнение
доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только
старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по
категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний
прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.

Хорошей игрой
для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно
предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка,
тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать,
стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться
анализировать. 

Анализ

Для детей
важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое
существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок
ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к
продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру,
растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей
анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих
частей.

Для развития
анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают
несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди
карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом.
Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая
картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть
с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок
выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких
мыслительных операций как синтез и классификация.    

НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «

Синтез

Очень сложно
объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не
может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз
операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в
одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать,
складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения. 

Упражнение
«Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать
предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит.
Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание
должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок
может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить
правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ. 

Классификация

Свойства
предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду
ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.

Для развития
умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить
сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо
помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке,
по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в
младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на
четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры
почти час.    

СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:

  • Развивающие игры Монтессори
  • Развитие по Никитиным
  • Развивающие методики для детей

Отзывы

Евгения,
Челябинск:

Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.

Николай, Екатеринбург:

– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.   

Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления. 

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник