Развитие мышления у ребенка в младшем возрасте

Развитие мышления у ребенка в младшем возрасте thumbnail

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. Каким человек вырастет, какими качествами характера будет обладать, насколько активным будет его мыслительный процесс – закладывается в детстве. Дошкольный период особенно важен. В это время идет интенсивное развитие организма, физическое и психическое, закладывается основа индивидуума.

Особенности развития мышления у ребенка дошкольного возраста

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. В дошкольный период зарождаются разные типы мышления, причем одно становится основой для появления другого. Зависят же особенности мышления от появившегося опыта и знаний, которые постигает ребенок на пути своего взросления.

Так,
предпосылки мыслить, понимать закладываются с самых первых месяцев жизни.
Первая погремушка в жизни ребенка, первые действия с предметами, окружающими
малыша – все имеет значение в устанавливании связей между человеком и
предметом. Случайные действия могут порождать интерес и попытки повторить эти
действия снова. К примеру, услышав, что погремушка издает звуки, малыш будет
трясти ее снова, чтобы повторить процесс.

У маленького ребенка мышление не может быть осознанным, оно просто идет как следствие восприятия действительности. И только когда ребенок начинает ходить, получает двигательную активность, мышление тоже активно развивается. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется два года. Причем изначально мышление становится следствием практического действия. Без осознанной работы мозга. Интеллект начинает развиваться, когда ребенок получает возможность что-то творить, создавать в ходе игр и развивающих, познавательных занятий. Получая все новые знания, ребенок учится совершать мыслительные операции, и уже к пяти годам умеет анализировать, сравнивать, обобщать.     

Читайте также наши статьи:

  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Развитие воображения у детей дошкольного возраста
  • Развитие восприятия у детей в ДОУ

Типы мышления: этапы
развития ребенка

Развитие мышления у детей дошкольного возраста. У дошкольника доминируют следующие типы мышления:

  • предметно-действенный,
    который развивается подстегиваемый воображением ребенка; характерен для малышей
    от 1 до 2 лет.
  • наглядно-образный,
    который развивается на основе уже имеющихся у ребенка знаний; характерен для
    детей от 3 до 4 лет.
  • словесно-логический,
    поскольку речь начинает играть важную роль в достижении какой-либо цели
    ребенка; характерен для детей старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Предметно-действенное
мышление

Самые младшие дошкольники любят ломать игрушки. Они – не агрессоры, выпускающие на волю отрицательную энергию, они – исследователи. Предметы, которые окружают ребенка, ему интересны, их хочется трогать, разбирать. Одно действие следует за другим. Речь здесь не важна, да и у крох еще нет умения говорить и объяснять свои поступки. Ребенок мыслит руками, исследуя свойства каждого предмета.

Наглядно-образный тип
мышления

Когда малышу
исполняется года три или четыре, он уже владеет некими образами, которыми
активно пользуется в игре. Одновременно идет и предметно-действенное мышление,
наглядно-образное просто становится его продолжением.

Словесно-логическое
мышление

В пятилетнем
возрасте дошкольники уже активно болтают, могут подвергнуть анализу информацию,
дать развернутый ответ. Речь используется ими в игре, в повседневной жизни,
дети поминают, что с помощью речи проще добиться желаемого результата.

Абстрактно-символическое

При этом
мышлении ребенок может отделять существенные свойства, признаки предмета от
несущественных. Малыш понимает, что конкретный предмет может быть замещен
другим, если тот обладает такими же характерными признаками.

Творческое мышление
(креативность)

Творчество не знает границ и возрастных отличий. Что в два года, что в шесть ребенок может с упоением строить замки з кубиков, мять пластилин или водить кисточкой с краской по листу бумаги. При этом ребенок мастерит или рисует то, что ему хочется, проявляя фантазию. Также с душой ребенок поет, музицирует, танцует.  

Читайте также: « Как сделать дорожку здоровья для детского сада своими руками »

Упражнения и игры на
развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление
активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям
и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия,
экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми. 

Развитие образного
мышления у дошкольника

Для развития
образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К
примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой
изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это
могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели,
транспорт.

Другой хороший
вариант – пазлы. Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно
представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на
иллюстрации, чтобы получить целостность изображения.

Можно
предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно
разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным
признакам. 

Развитие логического
мышления у детей дошкольного возраста

Для развития
логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных
материалов.

Хороши такие
устные игры как:

  • «Сочиняем
    сказку»

В этой игре
взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

  • «Да
    и нет»

Игра с
наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет».
Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

  • «Ассоциация»

В этом
упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба…
(зима);

белка – дупло,
медведь… (берлога) и т.д.

С
использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.  

Читайте также: «Игры на развитие мелкой моторики у детей»

Развитие творческого
мышления

Творческое
мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами.
Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти
    в кляксе знакомые образы,
  • из
    нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на
    разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать,
    что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать
    с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие
пространственного мышления

Для того,
чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать
пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со
    спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с
    чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти
    клад, следуя плану,
  • упражнение
    «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и
    дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя, 
  • с
    закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе
    бумаги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Что приготовить ребенку» В этой статье Вы найдете рецепты здоровых завтраков, обедов, приятных ужинов для всей семьи. 

Развитие критического
мышления

Умение мыслить
критично позволит ребенку легче адаптироваться в начальной школе, поэтому
развитию этого мышления нужно уделять внимание в дошкольный период. Ребенок
должен научиться анализировать ситуацию, осмыслять ее, размышлять, используя
личностное отношение.

Нужно научить
детей отвечать не только на вопросы, требующие кратного ответа, но и на те,
которые требуют полного ответа.

В детском саду
часто используют «шляпы размышления». У каждой шляпы – свой цвет, у каждой –
свое мышление. К примеру, красный цвет отвечает за эмоциональность, белый – за
конкретику, лимонный оттенок настраивает на позитив, а черный – критичный цвет.
Зеленая шляпа направляет к творчеству, а синяя – заставляет управлять
действием. Дети охотно надевают такие шляпы и участвуют в беседе по заданной
теме.

Хорошим
упражнением для развития критического мышления будет игра по классификации. К
примеру, детям предлагают поговорить на конкретную тему, обращая внимание на
сравнения, их признаки.   

Развитие инженерного
мышления у детей старшего дошкольного возраста

Инженерное
мышление – это познавательное мышление, направленное на созидание, узнавание
нового, исследование, конструирование. В дошкольном возрасте нужно дать
возможность детям моделировать. Для этого подходят игры в кубики, конструктор,
упражнения с цветами и формами. В дошкольном возрасте пригодятся первые занятия
по электронике и технике, ведь тот же процесс создания мини-робота при помощи
педагога будет увлекательным для ребенка, заставит его мыслить. Удачная идея
развивать инженерное мышление у детей – конструирование по предложенной схеме.
Может быть также исследовательская деятельность в различных научных областях.
Так, изучая времена года, ребенок может участвовать в эксперименте по
замораживанию воды в бутылке, причем все действия он производит по алгоритму,
предложенному педагогом.

НОВАЯ СТАТЬЯ: «ЗОЖ для детей дошкольного возраста»

Упражнения и игры на
развитие мыслительных операций

Большое
значение на деятельность мозга оказывают мыслительные операции. Именно
благодаря им ребенок познает мир вокруг себя. Это нужно учитывать, подбирая
игры и упражнения для дошкольников.  

Сравнение

Уметь
сравнивать – тоже искусство. Это одна из возможностей заставить мозг работать,
развиваться. Поэтому важно детей научить сравнивать, искать различия в
предметах: в форме, величине, цвете, вкусе, особенностях строения, применения и
прочее. При сравнении важен анализ, который учится делать ребенок.

Можно поиграть
с дошкольников в игру «Близнецы». В этой игре два участника. У каждого из них
одинаковый набора карточек. Один ребенок рассказывает, что изображено на одной
из его карточек. Насколько точно он опишет предмет, настолько проще будет
другому игроку отыскать близнеца – точно такую же карточку. Игроки во время
игры меняются ролями.

Обобщение

Если сравнение
доступно дошкольникам из средних групп детского сада, то обобщать могут только
старшие дошкольники. Младшие еще не умеют мыслить, разделяя предметы по
категориям. Зато старшие, у которых и словарный запас побольше, и знаний
прибавилось за несколько лет, смогут проводить обобщение.

Хорошей игрой
для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. К примеру, нужно
предложить ребенку назвать одним словом несколько предметов: кружка, чашка,
тарелка (посуда); галка, воробей, сова, лебедь (птицы); стул, диван, кровать,
стол (мебель). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает учиться
анализировать. 

Анализ

Для детей
важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь, что составляет живое
существо. При этом важно направить анализ от разрушительной силы (ребенок
ломает игрушки на детали, но ему уже не интересен процесс сборки) к
продуктивной, познавательной (знания, полученные детьми о строении, к примеру,
растений становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей
анализировать, чтобы они могли видеть не только части, но и признаки этих
частей.

Для развития
анализа можно поиграть с ребенком в игру «Найди лишнее». Ребенку предлагают
несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди
карточек с продуктами питания может оказаться картинка с несъедобным предметом.
Ребенок, рассматривая картинки, должен определить, на основе анализа, какая
картинка лишняя. Или же на карточках будут животные, а одна карточка может быть
с изображением, к примеру, неживого предмета. Снова, проанализировав, ребенок
выберет лишнюю картинку. Данная игра подходит, кстати, для тренировки таких
мыслительных операций как синтез и классификация.    

НОВАЯ СТАТЬЯ » Детские стихи для развития речи «

Синтез

Очень сложно
объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация не
может принести пользу, поскольку она неполная. Синтез интересен как раз
операция, соединяющая познания ребенка о сложном процессе объединения частей в
одно общее. Благодаря синтезу, кстати, ребенок постигает умение читать,
складывая из букв слоги, из слогов – слова, а из слов – предложения. 

Упражнение
«Угадай что» поможет развивать синтез. Дошкольнику предлагается угадать
предмет, который изображен на картинке, но саму картинку ребенок не видит.
Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание
должно быть полным, чтобы ребенок смог сказать, что на картинке. Потом ребенок
может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник сумел ответить
правильно. Помимо синтеза это упражнение тренирует анализ. 

Классификация

Свойства
предметов, их сходство или различие относится к классификации. В детском саду
ребенок может научиться классифицировать предметы, к примеру, по составу.

Для развития
умения классифицировать детям можно предложить сыграть в «театр», предложить
сюжетно-ролевые игры. К примеру, в семью, так называемые «дочки-матери». Хорошо
помогает получить навыки по классификации игра по конкретной теме: по сказке,
по профессиональным признакам. Однако нужно учитывать возраст ребенка. Так, в
младшей группе детского сада такое погружение в игру возможно только на
четверть часа. В старших группах дети с удовольствием играют в ролевые игры
почти час.    

СТАТЬИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДО ШКОЛЫ:

  • Развивающие игры Монтессори
  • Развитие по Никитиным
  • Развивающие методики для детей

Отзывы

Евгения,
Челябинск:

Все дети развиваются по-разному, невозможно их взять и поставить в одни рамки. Мне как-то сказала воспитатель, что у меня сын отличается от детей из группы, мол, у него не такое мышление. Оказалось, что на занятии, когда детям предложили картинки животных и попросили убрать лишнюю, все дети убрали картинку с птицей, потому что она не животное, а мой сын разложил картинки на три кучки: в одной – птица, в другой – хищные звери, в третьей кучке – травоядные. Воспитатель сказала, что ребенок неправильно выполнил задание. А мне кажется, мой сын молодец. Просто для него такое задание было слишком простым, и он усложнил его самостоятельно.

Николай, Екатеринбург:

– К сожалению, наши дети стали мыслить бедно. Мы раньше с простой палкой могли массу игр придумать, а нынешние уткнуться в телефон и ничего их не интересует. Хорошо, что в детском саду проводят много занятий по развитию мышления, различных исследовательских игр, творческих. У нас в садике дети увлечены робототехникой, есть даже специальный класс и занятия ведет специальный преподаватель.   

Развитие мышления в дошкольном возрасте – один из важных этапов в развитии человека. Поскольку именно в детстве формируются особенности восприятия мира человеком и самого себя в нем, развивается психика, то нельзя пускать этот процесс «на волю». Опытный педагог поможет направить желания ребенка в нужное русло и развивать все виды мышления. 

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста занимает особое место в психологии, поскольку этот период является для детского разума переломным. Переход от наглядно-образного мышления детей к словесному, логическому, понятийному не всегда легкий. Этот переход означает, что младшие школьники уже понимают окружающие явления, но еще не строят логических рассуждений.

Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях. Его развитие у младших школьников осуществляется с помощью специальных игр и упражнений.

Особенности развития мышления младших школьников

Когда школьники делают упражнения по развитию мышления, они постепенно вникают в систему научных понятий, вследствие чего умственная деятельность перестает опираться исключительно на практическую деятельность. Особенности детского мыслительного процесса состоят в том, что ребята анализируют рассуждения и действия, а также составляют план действий на будущее.

Важность развития мышления у школьников в том, что недостаточное его развитие приводит к тому, что информация об окружающем мире у него сформируется неправильно, из-за чего дальнейший процесс обучения становится неэффективным.

Особенности интеллекта настраиваются таким образом, что дети не умеют обобщать пройденный материал, не запоминают текст, не умеют выделять главный смысл из прочитанного. Такое случается, если переход от одного вида мышления к другому не контролируется взрослыми и не сопровождается упражнениями на развитие.

Стоит отметить, что формирование мыслительных процессов детей связано с восприятием информации, поэтому работайте еще и над этим аспектом.

Особенности детского восприятия состоят в том, что младшие школьники быстро теряют суть процесса. Они отвлекаются на посторонние факторы. Задача учителей и родителей – направить внимание детей на нужный процесс, то есть заинтересовать их.

Жан Пиаже: концепция развития речи и мышления детей

На сегодняшний день популярной считается концепция развития эгоцентрической речи и мышления детей до 11 лет, которую разработал Жан Пиаже.

  • Пиажистская концепция предполагает, что эгоцентрическая речь является выражением эгоцентризма детей. Это значит, что речь ничего не меняет в детском сознании, которое просто не приспосабливается к речи взрослого человека. Речь не оказывает никакого влияния на поведение детей и на их мировосприятие, поэтому с развитием детей она отмирает.
  • Жан Пиаже называет мышление дошкольников синкретическим. Синкретизм, как отмечает пиажистская концепция, представляет собой универсальную структуру, которая полностью покрывает детские мыслительные процессы.
  • Жан Пиаже считает так: детский эгоцентризм предполагает, что дошкольник не способен анализировать, вместо этого он рядополагает. Концепция Пиаже определяет эгоцентризм как полноценную мысленную структуру, от которой и зависит мировосприятие и интеллект детей.
  • Жан Пиаже не считает новорожденного социальным существом, он предполагает, что социализация происходит в процессе развития и воспитания, тогда же малыш приспосабливается к социальной структуре общества, учась мыслить по его правилам.
  • Концепция, которую разработал Жан Пиаже, противопоставляет детское мышление и взрослого человека, из-за чего выделяется подобное противопоставление индивидуального, что содержится в детском разуме, и социального, что уже развито у взрослых людей. Из-за этого концепция, которую разработал Жан Пиаже, предполагает, что речь и мышление состоят из актов индивида, который находится в изолированном состоянии.
  • Пиажистская концепция утверждает, что только социализация индивида, его мышления приводит к логической, последовательной мысли и речи. Этого можно достичь путем преодоления эгоцентризма, заложенного в детской природе.

Таким образом, Жан Пиаже считает, что истинное развитие мышления и речи происходит только от смены эгоцентрической точки зрения на социальную, а ход обучения не влияет на эти перемены.

Жан Пиаже выдвинул теорию, которая является популярной, но неосновной. Известно много точек зрения, которые утверждают, что Жан не учел некоторых факторов. Сегодня разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления ребят младшего школьного возраста.

Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста

Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:

  • Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
  • Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
  • Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.

Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.

Упражнения на развитие мышления

Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:

  • Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
  • Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
  • Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
  • Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
  • Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
  • Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
  • Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.

Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

  • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
  • Неспособность анализировать информацию.
  • Неравномерное развитие видов мышления.

Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

  • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
  • Создание условий для активной деятельности детей.
  • Учет возраста.
  • Обязательные беседы с психологом.

Регулярная работа с детьми с ЗПР гарантирует пробуждение детского интереса к окружающему миру, что выражается в том, что малыш активно выполняет упражнения и играет в игры, которые предложены педагогом.

С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.

Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.

Игры на развитие мышления детей с ЗПР:

  • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
  • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
  • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

Елена Стребелева: формирование мышления у детей с отклонениями

Профессиональные педагоги рекомендуют прочитать книгу Елены Стребелевой, в которой описаны особенности формирования мышления у детей с отклонениями. Стребелева составила более 200 игр, упражнений и дидактических методик, чтобы раскрепостить и заинтересовать ребят с осложнениями.

В конце книги вы найдете приложения для педагогов, которые помогут понять особенности проведения занятий для детей с отклонениями в развитии. Кроме игр, вы найдете в книге рассказы и сказки, которые рекомендуется читать ребятам с отклонениями.

Развитие творческого мышления у детей

Современная программа обучения нацелена на формирование начального уровня логического мышления детей в младшем школьном возрасте. Поэтому часто встречаются случаи неразвитого творческого мышления.

Основное, что нужно знать о развитии творческого мышления, состоит в том, что оно обучает детей младшего школьного возраста открывать новое.

Задания на развитие творческого мышления:

  • Покажите ребенку несколько картинок, на которых изображены люди с разными эмоциями. Попросите описать, что случилось у этих людей.
  • Озвучьте ситуацию. Например: Катя проснулась раньше, чем обычно. Попросите детей рассказать, почему так произошло.
  • Попросите детей рассказать, что случится, если произойдут некоторые события: если пойдет дождь, если приедет мама, если наступит ночь и т. д.

Задания на развитие творческого мышления предполагают не один, а несколько возможных правильных ответов.

Задания на развитие критического мышления

Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.

Задания на развитие критического мышления:

  • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
  • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
  • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.

Развитие пространственного мышления у детей

Технология развития пространственного мышления разработана специалистами давно. Этот вид мышления развивается у детей на уроках геометрии в школе. Пространственное мышление – это способность при помощи пространственных образов, созданных самостоятельно, решать теоретические задания.

Для развития пространственного мышления подойдут такие упражнения:

  • Попросите детей показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой.
  • Попросите малыша подойти к столу и положить, например, ручку слева от книги.
  • Попросите малыша дотронуться до вашей правой, левой руки.
  • Предложите детям по отпечаткам рук и ног определить правые и левые части тела.

Технология развития пространственного мыслительного процесса проста, но она помогает улучшить логическое восприятие.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.

Как развивать наглядно-действенное мышление:

  • Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
  • Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
  • Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.

Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – рассказ сказок или историй с помощью пальцев. Пальчиковые игры направлены на развитие речи и моторики рук.

Пальчиковые игры на развитие речи бывают такими:

  • Попросите малыша положить правую ладонь на вашу левую ладонь. Медленно проведите пальцами по большому пальцу малыша, произнеся слово «ласточка». Дальше произносите это же слова, но проводите по другому пальцу. Повторите это же действие еще несколько раз. Дальше, не меняя интонацию, произнесите одновременно с поглаживанием детского пальца слово «перепелочка». Суть игры состоит в том, что ребенок на слове «перепелочка» быстро одергивает руку, чтобы взрослый ее не поймал. Предложите школьнику самому побыть в роли охотника на перепелку.
  • Попросите детей зажать руки в кулак. Одновременно они вытягивают мизинец на левой руке вниз, а большой палец правой руки вверх. Потом большой палец убирается в кулак, а мизинец этой же руки одновременно вытягивается. Левая рука поднимает большой палец вверх.

Пальчиковые игры вызывают у детей большой интерес, поэтому технология их выполнения должна быть известна каждому взрослому.

Таким образом, технология развития мышления у детей состоит из множества игр, упражнений и методик. Развивать мышление нужно обязательно, чтобы избежать несбалансированного развития будущего члена общества. Не полагайтесь на школьную программу и учителей, выделите время для регулярных домашних занятий.

Источник