Развитие мышления у ребенка презентация

Слайд 1
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Слайд 2
Мышление непрерывно связано с речью. В речи оформляется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение .
Слайд 3
Развитие мышления в младенчестве 1 этап развития мышления — » преддействие » (1-4 месяца ). Проявляется сенсорная активность ребенка, который ощупывает и осматривает случайно задетые предметы . • На этом этапе важно располагать предметы таким образом, чтобы ребенок мог достать их из разных положений (лежа на спине и на боку). Следить за разнообразием предлагаемых предметов , нужно стараться подбирать такие игрушки, которые при прикосновении издают звуки.
Слайд 4
К 3-4 мес. Особым в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания . Ребенок может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Малыш манипулирует с предметом и в дальнейшем усваивает предметное действие.
Слайд 5
2 этап развития мышления — «простых» и «результативных» действий (4-7 месяцев ). Проявляется в активном обследовании предметов для раскрытия их свойств. Ребенок, применяя по отношению к предмету случайное действие, устанавливает связь с теми свойствами, которые проявляются при бросании, качании или похлопывании. Когда опыт действий уже накоплен (после 6 мес.) ребенок совершает действие, чтобы получить результат (он бросает, чтобы услышать звук). На этой стадии ребенок все предметы обследует одинаковыми способами: трясет, стучит, бросает, берет в рот.
Слайд 6
Малыш начинает наблюдать, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой, он фиксирует в сознании результат своих действий и стремиться его повторить . Эта стадия развития мышления выглядит следующим образом:
Слайд 7
3 этап развития мышления — «соотносящих» действий ( 7-9 месяцев ). Проявляется в том, что ребенок соотносит предмет с определенным местом в пространстве и части с целым предметом. Ребенок открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные отношения: под, над, в, за. На этом этапе ребенок уже по внешнему виду предмета понимает, какие действия с ним можно совершать.
Слайд 8
4 этап развития мышления — функционального действия (10-15 месяцев ). Теперь ребенок не только действует с предметом, он ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия, он использует знакомые способы для действия с другими предметами, он изменяет предмет, чтобы открыть новые свойства, приводит два предмета во взаимное соответствие . Примите во внимание, что развитие мышления в младенчестве — это основа будущей любознательности ребенка!
Слайд 9
Особенности развития мышления в младенческом возрасте: к концу 1 года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны; мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами; возникают предпосылки развития любознательности.
Слайд 10
Развитие мышление в раннем детстве После первого года жизни появляются принципиально новые двигательные возможности в освоении ребенком предметно-пространственной среды: ребенок научился самостоятельно ходить, доставать и переставлять предметы . Эти особенности являются физической основой для развития предметной деятельности, психологической основой — становится развитие простейшего анализа и сравнения по определенному признаку. К примеру , если ребенок до года хаотично надевает кольца пирамидки на штырь и соотносит только отверстие и палочку, то ребенок от 1-1,5 лет собирает пирамидку от большого кольца к маленькому, примеривая каждое к последующему по размеру.
Слайд 11
Умение примеривать один предмет к другому по определенному признаку является показателем развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез. » Примериванию «, как способу решения практической задачи обучает ребенка взрослый в различных дидактических играх: пирамидки, матрешки, шнуровки, мозаики .
Слайд 12
По мере накопления опыта соотносящих действий формируется наглядно-действенное мышление ребенка, которое характеризуется способностью воздействовать на один предмет с помощью другого предмета-орудия. При этом ребенок анализирует не только признаки и свойства предметов, но и пространственные условия . То есть, если предмет находится далеко или высоко от ребенка, он способен найти в своем окружении такое орудие, с помощью которого он мог бы достать интересующий его объект.
Слайд 13
Если Вы будете внимательно и длительно наблюдать за ребенком, то заметите, что вначале использование орудия носит случайный характер ( малыш случайно замечает, что какой-то из предметов помог ему достичь цели ). Теперь произойдет переключение — ребенок будет озадачен тем, чтобы найти средство или орудие для реализации своей цели. Здесь закладываются зачатки причинно-следственных связей, состоящих в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к изменению другого предмета.
Слайд 14
Наглядно-действенное мышление ребенка характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Это значит, что в предмете, который ребенок выбирает как орудие, он ориентируется только на один значимый для выполнения цели признак , отвлекаясь от всех других . Если ребенок понял, что палкой удобно доставать предметы, то он будет использовать все похожие предметы с этой целью. Кроме того, ребенок будет использовать одно и то же орудие для реализации разных задач. Здесь ребенку помогает его опыт, образная память и представление о результате и последовательности действий.
Слайд 15
Особое место в развитии наглядно-действенного мышления играет речь взрослого, который комментирует все действия малыша, координирует и направляет их. С помощью речи взрослый фиксирует в сознании малыша результат действий и ставит новые проблемы . В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции ( м.о .) Элементарные м.о . выступают в различении и сравнении признаков: — цвета, формы, величины. -сравнение и обобщение.
Слайд 16
Особенности развития мышления в раннем детстве: Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности; Освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами; Ребенок решает практические задачи с помощью наглядо -действенного мышления; Включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность; У ребенка появляются первые м.о .: сравнение и обобщение, формируется при освоении предметных , орудийных, действий. Представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления к дошкольника.
Слайд 17
Развитие мышления в дошкольном возрасте Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная .
Слайд 18
Как происходит смена форм мышления? Наглядно-действенная Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи. Например , бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия.
Слайд 19
Наглядно-образная Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.
Слайд 20
Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом оригинальны.
Слайд 21
Это связано со следующими причинами : недостаток опыта, а, значит, нечеткость и ограниченность знаний; несформированность способов умственной деятельности; недостаточная критичность мышления. Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.
Слайд 22
Понятийная К 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо -видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира.
Слайд 23
И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению. К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.
Слайд 24
Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным ; Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения м.з ., возникает понимание причинности явлений; Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; Появляется иное соотношение умственной и практической дея-ти , когда практические действия возникают на основе предвари-тельного рассуждения, возрастает планомерность мышления; Ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; Возникают попытки объяснить явления и процессы; Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Слайд 25
«Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. — под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги». В.А. Сухомлинский
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация на тему Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
“Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста” Воспитателя МДОУ№48 “Пчелка” пос. Старомихайловка Донецкой области Коваленко Елены Васильевны Презентация на тему :
2 слайд
Описание слайда:
Цель – развитие познавательных и логических способностей. Задачи: Формировать способность детей к анализу и синтезу. Развивать образное логическое мышление, произвольное внимание. Развивать у детей: речь(умение рассуждать, доказывать),познавательные интересы, творческое воображение. Воспитывать: коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.
3 слайд
Описание слайда:
Актуальность Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Логическое мышление и дидактическая игра Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов. Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
6 слайд
Описание слайда:
Мыслительные операции Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности. Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Конкретизация Классификация
7 слайд
Описание слайда:
Выделяют три вида мышления Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
8 слайд
Описание слайда:
Средства развивающие логическое мышление Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки. Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки.
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
Развивающая среда В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
11 слайд
Описание слайда:
Игры с счетными палочками Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.
12 слайд
Описание слайда:
Конструкторы, пазлы Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.
13 слайд
Описание слайда:
Лото «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.
14 слайд
Описание слайда:
Дидактическая игра «Где чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.
15 слайд
Описание слайда:
Дидактическая игра «веселая логика» Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
16 слайд
Описание слайда:
развивающая игра «логика и счет» Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.
17 слайд
Описание слайда:
Игра-головоломка «танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
18 слайд
Описание слайда:
Результаты работы с детьми по формированию логического мышления Начало учебного года Конец учебного года Средний Норма Высокий Средний Норма
19 слайд
Описание слайда:
Работа с родителями Знакомство родителей с содержанием работы по программе. Разработка консультаций для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). Рекомендации для родителей по использованию литературы.
20 слайд
Описание слайда:
заключение Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
21 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-031636
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник