Развитие мышления ребенка в три года

Развитие мышления ребенка в три года thumbnail

Развитие мышления ребенка в три годаМышлением называют процесс формирования представлений об окружающем мире на основании накопления и анализа личного опыта, а также способность на основании этого опыта делать прогнозы. Мышление дает возможность получать такую информацию о явлениях и объектах окружающего мира, которая не может быть непосредственно воспринята органами чувств (к примеру, информация о свойствах материи, о закономерностях исторического процесса и т.д.). Мышление тесно связано с таким свойством сознания, как память.

Давайте рассмотрим основные этапы развития мышления у ребенка до 3 лет.

С рождения до 6 месяцев мир воспринимается малышом в категориях  “здесь” и “сейчас”. У ребенка еще «не запустилась» память, поэтому нет ощущения времени и повторяемости событий и явлений; каждый объект и ситуация воспринимается как нечто уникальное.

Тем не менее познавательные потребности ребенка очень сильны уже на этом этапе, и малыш быстро и успешно учится воспринимать и обрабатывать информацию. К 4-5 месяцам возникают предпосылки для развития наглядно-действенного мышления, “отвечающего” за восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно появляется в процессе практической деятельности и становится основой для формирования более сложных видов мышления. Постепенно ребенок начинает узнавать людей и знакомые предметы, что знаменует развитие памяти.

Несмотря на то что малыш в этом возрасте не способен к вербальному общению, у него достаточно богатые и постоянно совершенствующиеся коммуникативные навыки (он использует плач, интонацию, мимику, жесты). Это так называемая долингвистическая стадия языкового общения, очень значимая для успешного интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

С 6-9 месяцев благодаря манипуляциям с объектами предметной среды (например, игрушками) малыш начинает понимать, что определенное действие может привести к определенному результату (например, если стукнуть погремушку, она загремит). Это первый этап в развитии логического мышления. Кроме того, карапуз постепенно понимает, что мир не ограничен тем, что он воспринимает в тот или иной момент с помощью органов чувств. Еще одно достижение в развитии мышления ребенка – он начинает пытаться соотносить слова с объектами окружающей действительности. Это важный этап в его речевом развитии.

С 9 месяцев ребенок начинает категоризировать предметы, что знаменует начало абстрактного мышления. Конечно, пока это еще самая примитивная чувственная абстракция — выделение одних свойства или качеств предмета за счет отвлечения от других (например, малыш считает “кисами” всех животных с пушистыми хвостами). Тем не менее для ребенка это значительный прогресс! И, конечно, продолжается развитие языка: к году ребенок может осознанно произнести в среднем 5-10 слов.

С 12 месяцев продолжается развитие логики; ребенок начинает понимать причинно-следственные связи не только между какими-то простыми действиями, но и между некоторыми событиями. Он уже может мыслить перспективно и ретроспективно (понимает, что недавно покушал, а скоро пойдет гулять). Некоторые дети уже демонстрируют склонность к определенному виду активности и даже способности в какой-либо сфере (у одних хорошо получается собирать головоломки, у других рисовать, третьи интересуются стихами и сказками, и т.д.)

С 18 месяцев ребенок начинает осознанно выделять и запоминать характеристики предметов (размер, цвет, форма). Параллельно с памятью и абстрактным мышлением развивается и воображение — способность моделировать в уме ситуаций на основе реального опыта. Скорее всего, в полтора года ребенок начал проявлять интерес к самым простым сюжетно-ролевым играм (например, собирает сумку и представляет, что идет в магазин). Новый скачок в развитии языка — малыш уже не просто называет отдельные предметы или действия, а пытается описать ситуацию комплексно (например, предмет+действие, предмет+его место расположения и т.д.). Для достижения этой цели он пытается формулировать целые предложения.

С 2-х лет у малыша началось формирование цельной и связной картины мира – готовьтесь, скоро начнется эпоха «тысячи почему». Правда, пока ваш кроха не столько задает вопросы, сколько комментирует все, что происходит вокруг него и вызывает вас на диалог, но ведь это только начало! Поощряйте любознательность крохи и, рассказывая ему о чем-то, старайтесь, чтобы ваша информация была понятной и внутренне непротиворечивой. Читайте ему познавательные книги, ходите в музеи и зоопарк; обратите внимание на обучающие детские настольные игры (такие можно заказать на сайте www.umnitsa.ru) – с их помощью малыш тоже может узнать много нового. Призывайте чадо самому высказывать точку зрения на те или иные явления: это не только поможет развивать речь ребенка – так вы будете способствовать “тренировке” у него логического мышления. Продолжается развитие памяти: сейчас карапуз уже достаточно четко фиксирует свои воспоминания и может о них рассказать.

С 2,5-3 лет у ребенка развивается полноценное наглядно-образное мышление: действия, ранее осуществляемые с реальными объектами, дети могут теперь уже воспроизводить на уровне представлений. Развитое воображение в совокупности с отработанными навыками (рисования, лепки и т.д.) позволяет малышу начать творческую деятельность. Еще один значимый этап в развитии мышления ребенка – начало формирования самосознания, то есть восприятия себя как личности с определенными свойствами и качествами (здесь читайте статью о формировании личности ребенка).

Читайте также:  Развития внимания ребенка детей 4 лет

Как стимулировать развитие мышления у ребенка?

В своем бестселлере “После трех уже поздно” этому вопросу уделяет много внимания Масару Ибука, японский инженер, один из основателей компании Sony и специалист в области раннего развития детей. Вот несколько оригинальных рекомендаций от господина Ибука.

  1. В первые годы жизни ребенок обладает гигантским потенциалом к обучению. Не не замыкайте его в пространстве манежа или кроватки. Чем больше малыш получит новых впечатлений на начальном этапе, тем более развитым он вырастет. Любите его и принимайте таким, какой он есть, – ощущение безопасности даст ему дополнительный стимул к изучению окружающей среды.
  2. Не решайте за ребенка, что для него “слишком сложно”, дайте ему самому возможность выбирать между Микки Маусом и музыкой Баха. Если малыша что-то заинтересовало, это значит, что он в состоянии это “освоить”.
  3. Старайтесь поощрять ребенка “работать” обеими руками (а не только “основной”). Тренировка мелкой моторики обеих рук способствует развитию обоих полушарий мозга.
  4. Не ограничивайте развитие воображения ребенка своими представлениями о “правильном” и “неправильном”. Дайте ему возможность импровизировать, рисовать зеленые треугольные яблоки и превращать старый ботинок в сказочную карету.
  5. Расширяйте круг общения малыша. Бабушки, дедушки, ровесники – все они будут способствовать расширению кругозора ребенка, получению нового опыта и навыков
Также читайте:

Источник

Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.

Развитие мышления ребенка в три года

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком. Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

До 3-4-х летмышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними. 

То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»). 

Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. Мячик закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от конструктора никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке. А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления. 

Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги. 

Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление. Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении. Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом. В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).

И наконец, ближе к школе, развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 – 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.

Развитие мышления ребенка в три года

Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка. Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте. (Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.

Развивать мышление ребенка раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности. 

Общие рекомендации для развития мышления детей 2-3 лет

• Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.

• Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. 

Читайте также:  Влияние стиля родительского воспитания на развитие личности ребенка

• Игры должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре! 

• Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого —  к сложному, от хорошо знакомого — к новому. 

• Малыш познает мир через деятельность – предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый – плохо.

• Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом. 

• Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!

• Для развития мышления предлагайте ребенку делать аппликации, складывать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора, рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.

• Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.

• Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.

• Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе. 

• Для кровоснабжения мозга важны физические упражнения. Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия. 

Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года – 2 года 6 месяцев

• Группирует предметы по цвету, форме или размеру. 

• Происходит переломный период в развитии речи: 

— появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;

— словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.

• Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.

2 года 6 месяцев – 3 года

• Собирает картинку из двух – четырех частей.

• Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”

• Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.

• Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек. 

• Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».

• Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

• Ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели.

• При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую.

• Собирает пирамидку с учетом размера колец.

Автор: Дарья Колдина

 

Источник

Сейчас будет немного науки и теории, но это очень знать каждому ответственному родителю.

Материал подготовлен экспертами Umnazia.ru

Познавательные навыки – теория когнитивного развития, которая была развита швейцарским ученым Жаном Пиаже. Став доктором философии Жан Пиаже начал работать в парижской школе, директором которой был Альфред Бине, изобретатель теста IQ.

Пиаже в какой-то момент своей карьеры задумался: «Почему дети в определенный период времени совершают одни и те же ошибки? Что происходит?».

Рассказываем:

От рождения до 2 лет – сенсорно-моторное развитие.

Исключительно действия с вещами, но абстрактное, символьное мышление неразвито. Если из поля зрения ребенка убрать предмет, то он о нем быстро забывает. Ребенок не может догадаться, что если игрушку прикрыть тряпочкой, игрушка под этот тряпочкой осталась.

Результат – к 2-3 годам ребенок способен экспериментировать: «если я сделаю так, то результат будет вот такой. Попробую сделать вот эдак». В этот момент ребенок готов начать оперировать символами.

От 2 до 7 –период дооперационных представлений.

Ребенок начинает понимать, что собака – это и собака на улице, и собака на картинке, и собака игрушка – это разные собаки, но все они собаки. Возникает способность к обобщению. Ребенку становятся доступны абстрактные понятия.

В этом возрасте очень важно играть, представлять себе, что крышка от кастрюли – это рыцарский щит, а кукла может оживать.

Но в этом возрасте ребенок еще не способен понять, что его мнение, его видение – это одно из видений в ряду других. Дети пока не умеют выделять главное, планировать, осознанно выбирать.

Именно поэтому дети уверены, что если к одному яблоку добавить еще одно, то получится два яблока, но не могут сделать вывод, что 1+1 =2.

В этой стадии ребенок способен воспринимать только наглядную информацию – объяснять ему умозрительные теории не имеет смысла. Именно поэтому многие родители, интуитивно чувствуя это, так много времени уделяют разглядыванию листочков и камней, ходят в музеи и так далее. Это очень важный и самый благоприятный для этого период жизни.

Постепенно ребенок учится думать над своими мыслями и оценивать свои эмоции – это уже абстракция и систематизация абстрактных понятий. Мне страшно (определение эмоции), потому что (причинно-следственные связи).

От 7 до 11 – период конкретных операций.

У ребенка появляется способность совершать операции – это некая последовательность действий, объединенная в одну группу. Возникает способность объединять объекты и представления не только в группы, но и составлять сложные иерархии внутри группы групп.

Читайте также:  Рекомендации для развития ребенка 5 месяцев

В этом возрасте ребенок способен наконец понять, что если разделить пластилин на много маленьких кусочков, то пластилина будет столько же.

С 11 до 15 – период формальных операций.

У ребенка развивается возможность гипотетического мышления. Стоящую перед ним задачу ребенок воспринимает не как конкретную задачу, а как тип задач, которые нужно решать определенным способом. Он способен выдвинуть гипотезу (идею, вопрос, решение), а затем оценить и выделить лучшую из них.

В этом возрасте формируется возможность нахождения и апробации всех возможных комбинаций решений, а не останавливаться после нескольких неудач.

На фото — Жан Пиаже

Кстати, в Умназии вы можете найти курсы и задания для детей от 6 до 13 лет, для разных стадий развития мышления.

Что будет, если попытаться бежать впереди паровоза?

Понятно, что все возрастные границы здесь очень условны. Есть дети, которые интеллектуально развиваются немного или намного быстрее других. Можно приводить в пример Моцарта, который в 4 года уже виртуозно играл на клавесине и мог в течение долгого времени концентрировать внимание на создании музыки или упражнениях.

Но давайте говорить не о таких маргиналах, которых, вы несомненно заметите.

В 7-8 лет считается нормой, что ребенок, на вопрос «Чего на свете больше – цыплят или птиц?» не может сообразить и отвечает неверно. В этом возрасте детям также абсолютно несвойственно последовательно перебирать все возможные варианты решений. То есть можно, конечно, просить ребенка найти еще одно решение задачи, но попросить ребенка найти ВСЕ решения задач – это преждевременно и подавляющее большинство детей с этим не справится. Комбинаторика в этом возрасте плохо поддается изучению. Зато уже в 13-14 лет комбинаторика может быть объяснена и понята.

На Umnazia.ru дети проходят курсы, адаптированные под их особенности восприятия информации в разном возрасте

Именно поэтому меня, честно говоря, просто пугают объявления типа «Приглашаем детей 7 – 11 лет на курсы по программированию. Конечно, компаниям нужно зарабатывать деньги. И родители охотно готовы платить за будущее своих детей. Но! Это не только выброшенные деньги (ребенок просто не поймет или поймет не так), это также может просто исказить представление ребенка о своих способностях или об интересности программирования.

Вы замечали, что в начальной школе отличников и «хорошистов» намного больше, чем в средней?

Замечали, что ребенок, который хорошо учился в начальной школе далеко не всегда продолжает также легко успевать по всем предметам в средней? А иногда случается и наоборот – дети с посредственными отметками в начальной школе вдруг начинают показывать очень хорошие результаты в средней (особенно часто это бывает по отдельным предметам). А происходит это не потому, что ребенок вдруг резко поглупел или поумнел. Скорее, это произошло от того, что в начальной школе фокус системы образования смещен. И ребенка учат алгоритмам и правилам, но не учат думать.

И если в учебнике по окружающему миру параграфы не очень длинные, то человек эти параграфы успевает прочитать и запомнить. А потом, в 6 классе параграф по географии становится в 3 раза длиннее, но так как ребенок не умеет выделять главное, то он так же как и в началке пытается запомнить все. В результате у него либо тратится на это неимоверное количество времени, либо он часть важной информации не усваивает.

Познавательные навыки – это навыки, которые учат ребенка думать и рассуждать. Сегодня можно найти огромное количество самых разных книг и ресурсов, которые либо тренируют, либо тестируют уровень развития внимания, логики, памяти и так далее у ребенка.

И даже, что бы нам не говорили по поводу ВПРов (Всероссийская Проверочная Работа, которую пишут в конце каждого года в школах), многие задания оценивают именно развитие познавательных навыков.

Фото с ВПР для 3 класса

То есть, если ребенок сдал ВПР хорошо, то познавательные навыки у него развиты. Беда только в том, что цель ВПР – это оценить средний уровень развития ребенка. То есть школа и учитель выполнили свой минимум. И это важно понимать. Нет задачи выявить лучших, задача, чтобы не было худших.

Именно поэтому мы в Умназии (Umnazia.ru) фокусируемся на развитии познавательных навыков. Мы хотим, чтобы дети не только отлично сдавали ВПР и экзамены, но и получали все необходимые умения и фундамент для учебы в школе, ВУЗе, и для построения успешной карьеры.

Попробуйте наш тренажер навыков мышления уже сегодня!

А про сами навыки – какие важнее всего для ребенка 6-13 лет и как их развивать рассказываем в следующей статье.

Источник