Развитие мышления ребенка в раннем детстве

Развитие мышления ребенка в раннем детстве thumbnail

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию. Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

Этапы развития мышления у детей

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • Игры и упражнения для развития образного и логического мышления
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.
Читайте также:  Гармоничное развитие ребенка доман читать онлайн бесплатно

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Выводы

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В современных условиях информационного и технологизированного общества, перехода к рыночным отношениям и самостоятельной экономической деятельности людей особенно возрастает значение мышления в жизнедеятельности каждого человека, целью которого является анализ связей и отношений между предметами и явлениями, в результате чего у человека пополняются знания, складывается схема ситуации, вырабатывается план действия с ней [4, с.81].

Ведущую роль мышления в познавательной деятельности ребенка выделяют отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л.Новоселова, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова и др.).

Так, С.Л. Новоселова рассмотрела развитие наглядно-действенного мышления детей раннего возраста с позиции теории деятельности. Проведенный ею сравнительно-генетический анализ становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показал, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно «длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением» [2, с.45].

Л.Ф. Обухова отмечает, что в раннем возрасте на развитие мышления значительное влияние оказывает предметная деятельность, которая в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка и направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Эта деятельность является ведущей в раннем детстве, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления [3, с. 81].

О важности предметной деятельности в развитии мышления ребенка раннего возраста пишет В.С. Мухина: «В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребёнком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешёл от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление» [1, с.61].

Читайте также:  Центр развития ребенка 10 ворошиловского

В возрасте 1-3 лет начинают развиваться мыслительные операции, которые, как подчёркивал Д.Б. Эльконин, «складываются при овладении соотносящими и орудийными действиями [6, с.269]. Развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. «К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребёнок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого» [5, с.107].

Таким образом, на пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления, — использование связи между предметами для достижения цели. В процессе усвоения соотносящих и орудийных действий ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его предметов в процессе их восприятия и действия с ними. В предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления. Первоначальная стадия развития мышления – его наглядно-действенная форма – проявляется в том, что ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними.

Целью исследования явилось изучение особенностей мышления детей раннего возраста.

Для изучения уровня развития мышления детей раннего возраста использовалась методика С.Н. Новосёловой «Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте» [22, с. 124].

Оборудование: 1) кукла, палочка с кольцом на конце, тележка, на которой имеется вертикально закрепленный стержень; 2) таз, пластмассовые рыбки, сачок; 3) прозрачная банка, шарики, черпачок.

Проведение исследования. Детям предлагают три практические задачи, в ходе решения которых нужно выполнить задания, воспользовавшись специализированными орудиями и игрушками – орудиями, имитирующими орудия труда.

Исследование проводилось с детьми раннего возраста (2,5 – 3 года). Количество детей принимавших участие в исследовании – 20.

В результате проведенного исследования уровня развития наглядно-действенного мышления все испытуемые были поделены на три группы в зависимости от уровня развития у них наглядно-действенного мышления: с высоким, средним и низким уровнем.

Результаты, характеризующие исходный уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень развития мышления у детей раннего возраста по каждому из трех заданий методики С.Н. Новоселовой, в %

Согласно полученным данным, результаты эксперимента следующие.

При выполнении задания № 1 (Поехала кукла в гости)

— высокий уровень наглядно-действенного мышления показал характерен для 5,0% испытуемых. Так, Оля использовала палочку для передвижения тележки и при этом самостоятельно выполнила задание (передвигать тележку с куклой, не трогая ее руками). Эта девочка продемонстрировала способность достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета.

— средний уровень мышления имеют 35,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после подсказки взрослого.

— низкий уровень мышления проявили 60,0% детей, которые не смогли выполнить задание даже после подсказок взрослого, они не обращали внимание на палочку, а передвигали тележку руками. То есть они не способны учитывать особенности орудия, форму и положение предмета.

При выполнении задания № 2 (Ловись рыбка)

— высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

— средний уровень мышления продемонстрировали 40,0% детей, которые лишь частично справились с заданием, после помощи взрослого.

Читайте также:  Мониторинг динамики развития ребенка в доу по фгос

— низкий уровень мышления проявили 50,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно не смогли выловить рыбку, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

При выполнении задания № 3 (Достань шарики)

— высокий уровень мышления показали 10,0% детей раннего возраста, которые смогли самостоятельно достать все шарики из банки с водой, т.е. они обладают способностью установить взаимосвязь между предметом и орудием, учитывают ли форму, пространственное положение предметов.

— средний уровень мышления характерен для 35,0% детей, они лишь частично справились с заданием (выловили не все шарики), им помогал взрослый.

— низкий уровень мышления свойственен для 55,0% детей, которые не смогли выполнить задание, они отказались от помощи взрослого, а самостоятельно смогли выловить только 1 шарик, т.е. эти дети не могут установить взаимосвязь между предметами, они не умеют учитывать форму предмета и его расположение в пространстве.

Общий уровень мышления испытуемых детей раннего возраста представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень развития мышления у детей раннего возраста (методика С.Н. Новоселовой), в %

Согласно полученным данным,

— высокий уровень развития наглядно-действенного мышления имеют 10,0% детей. Эти дети при решении всех трех практических задач самостоятельно достигли результата, учитывали особенности орудия, форму, положение предметов и взаимосвязь между предметами;

— средний уровень развития наглядно-действенного мышления характерен для 35,0% детей. При решении трех практических задач самостоятельно достигали результата только в тех случаях, когда им помогал взрослый, при этом они не всегда учитывают особенности орудия, форму, положение предметов и не совсем понимают взаимосвязь между предметами;

— низкий уровень развития наглядно-действенного мышления обнаружен у 55,0% детей исследуемой группы. Дети данной группы при решении трех практических задач не достигли результата, они отказались от помощи взрослого. Эти дети совсем не умеют самостоятельно учесть особенности орудия, форму, положение предметов и не понимают взаимосвязь между предметами

Таким образом, у детей раннего возраста уровень развития наглядно-действенного мышления преимущественно находится на низком и среднем уровнях. Особенностями наглядно-действенного мышления детей исследуемой группы являются неспособность:

— учитывать особенности орудия, его форму;

— учитывать положение предмета в пространстве;

— установить взаимосвязь между предметом и орудием.

Для развития наглядно-действенного мышления и создания предпосылок для развития наглядно-образного мышления детей раннего возраста необходимо проводить работу по следующим направлениям:

1) совершенствование восприятия;

2) развитие соотносящих и орудийных действий;

3) развитие наглядно-действенного мышления;

4) развитие познавательной активности;

5) создания предпосылок сюжетно-ролевой игры;

6) формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает наличие в предметно-развивающей среде детского сада специальных игровых материалов и особые характеристики игрушек. Эти материалы и игрушки постоянно используются воспитателем в процессе развития мышления детей и организации их предметно-орудийной деятельности.

Своевременное включение ребенка в активные виды предметно-орудийной деятельности – это одно из условий развития его мышления.

Литература:

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 364с.

  2. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. — М.: Детство-Пресс, 2008. – 185 с.

  3. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]: Учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Владос, 2009. – 374 с.

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск 5637 от 21 ноября 2011 г. – Режим доступа: https://www.rg.ru/2011/11/21/programma-doshk-dok.html

  5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних пед. учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 339 с.

  6. Эльконин, Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве Д.Б. Эльконин // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1999. – С. 265-278.

Источник