Развитие мышления ребенка 6 лет в детском саду

Развитие мышления ребенка 6 лет в детском саду thumbnail

Раиса Дербе
Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6–7 лет

УПРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 6 — 7 ЛЕТ.

Что такое логическое мышление? Что такое логика? Логика с древнегреческого, обозначает речь, рассуждение, т. е. это умение человека рассуждать, искусство рассуждения. Поэтому речь и логическое мышление взаимосвязаны.

Логическое мышление — это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

Если логическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь пользоваться логическим мышлением и воображением. Его нужно развивать. Ведь это пригодится в жизни!

Для эффективного развития логического мышления можно и нужно решать различные ситуационные задачи и загадки. Это развивает логику, интеллект, воображение, фантазию.

Логические игры созданы для того, чтобы поломать голову и найти правильное решение и они хорошо помогают развивать логику и мышление. Таким образом: логические игры – это веселое, а главное полезное времяпрепровождение.

Словесно — логическое мышление.

Cловесно — логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.

Упражнение №1

Дидактическое упражнение «Скажите, какие ягоды вы знаете»?

Упражнение направлено на развитие умения систематизировать слова по определенному признаку.

Инструкция: Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово, обозначающее ягоду, хлопните в ладоши.

Капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

Упражнение №2

«Раздели на группы».

Инструкция ребёнку: Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов?

голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак

Предложите свои игры по теме «Посуда».

Упражнение №3

«Найди общее слово».

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие такой функции, как обобщение, а также способность к абстракции.

Инструкция: Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь».

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

Упражнение №4

«Найди, что общего у следующих слов»:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)«

Упражнение №5

Толкование скрытого смысла пословиц.

Спросите у ребёнка, как он понимает смысл различных пословиц. Например, по теме «Продукты» можно предложить ребёнку пословицу «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Если он затрудняется, попробуйте объяснить ему скрытый смысл данного выражения на простых примерах, а затем помогите выучить пословицу наизусть.

Какие пословицы по данной теме вы можете предложить своему ребёнку? (Кто не работает, тот не ест).

Упражнение №6

Логические задачи.

Логические задачи — особый раздел по развитию словесно — логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

Задачи на сравнение.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

1. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех? (Алик).

2. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)

Упражнение №7

Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку поиграть в игру «Продолжи ряд».

Котлета, сардельки, …

Хлеб, печенье, …

Упражнение №8

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты: Рисовать, писать, использовать, как палочку, указку, градусник для куклы и т. д.

Упражнение №9 «Что хорошо, что плохо?».

Мороженое (Хорошо — вкусное, летом освежает, плохо – можно заболеть ангиной).

Телевизор (Хорошо – можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное, плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану можно испортить зрение).

Источник

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы

Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.

Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Развитие мышления ребенка 6 лет в детском саду

Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник — окно, аквариум, дом; круг — мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).

Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка — середина будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).

• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

• Если два больше одного, то один… (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая… (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).

Читайте также:  Специфика развития ребенка в раннем детстве

Игра «Орнамент».

Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».

Игра «Полезно — вредно».

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

— Это круг больше красного? (Да.)

— Он больше синего? (Да.)

— Больше желтого? (Нет.)

— Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Посади цветы».

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.

Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы.

Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?

Игра «Группируем по признакам».

Цель: закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания; апельсин, яблоко — фрукты; морковь, помидор — овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые; апельсин, морковь — оранжевые; солнце, цыпленок — желтые.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает…».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

— Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

— Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

— Что бывает низким (высоким)?

— Что бывает красным (белым, желтым)?

— Что бывает длинным (коротким)?

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Диагностика развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Источник

На чтение 6 мин.

Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6-7 лет). Его основу составляет образное мышление, навыки которого к этому периоду уже должны быть сформированы довольно неплохо.

Развитие логического мышления с помощью развивающих игр

Развитие операций логического мышления у детей 6 7 лет – сложный и многоэтапный процесс. Его достижение ставит перед ребенком немало задач, среди которых:

  1. Обогащение представлений об окружающем мире.
  2. Понимание закономерностей, объединяющих предметы и явления.
  3. Умение выделять наиболее общие и существенные признаки объектов.

Благодаря должному уровню развития логического мышления ребенок уже в 6 лет сможет более успешно осваивать школьную программу и приобретать значимые в дальнейшем знания, умения и навыки.

Что такое логика – определение

В частности, это будет способствовать интериоризации многих психических процессов (в том числе, развитию счета в уме, внутренней речи).

Этапы развития логического мышления дошкольника

Развитие основ логического мышления детей 6 7 лет осуществляется в несколько этапов.

  1. Ребенок усваивает базовые свойства, количественные и качественные характеристики предметов, а также учится использовать их в своей повседневной жизни.
  2. Осуществление операций мышления с заменой реальной манипуляции с предметом словесными рассуждениями.
  3. Замена вербальной активного сопровождения деятельности внутренними мыслительными операциями.

Пазлы-головоломка для 6-7 лет

Требования к логическому развитию ребенка

К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:

  • Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
  • Находить лишний предмет из 5 предложенных ему.
  • Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
  • Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.

Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему.

Основные логические операции

К числу операций логического мышления, который должен освоить ребенок к этому возрасту, относятся:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • классификация;
  • доказательство.

Задание на внимательность и логику

Освоение логических операций позволяет ребенку не только успешно осуществлять большинство видов деятельности, но также:

  • улучшить характеристики внимания;
  • ясно и конкретно мыслить, избегая наиболее распространенных на этом этапе ошибок;
  • развивать способность сосредотачиваться на решении проблемы;
  • осваивать искусство связной речи и убеждения.

    Лабиринт для детей 6-7 лет

Разновидности игр на развитие логического мышления у детей

Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:

  1. Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
  2. Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
  3. Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
  4. Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.
Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 13 галич

Тестовые задания на уровень логического мышления

Игры и упражнения на развитие логического мышления ребенка

Логическое развитие детей возраста 6 7 лет невозможно без специально организованной деятельности, направленной на достижение заданного результата. Немалую помощь в этом родителю способны оказать тематические игры и упражнения.

Логические игры из магазина

1. «Я загадал»

Родитель загадывает в уме какой-либо предмет. Задача ребенка – угадать его при помощи уточняющих вопросов. Желательно, чтобы ребенок учился правильно формулировать наводящие вопросы, позволяющие ему выделять ключевые признаки угадываемых предметов.

2. «Я беру с собой»

Для игры потребуются карточки с изображением самых разных предметов. Ребенку предлагается выбрать их них те, которые пригодятся в той или иной ситуации (например, на природе, в театре, в гостях, в школе и т.д.). Желательно чтобы среди нарисованных предметов были самые разные – в том числе те, которые могут пригодиться сразу в нескольких ситуациях или не пригодиться вообще.

Ребенок поочередно достает карточки и объясняет, понадобится ли ему тот или иной предмет, аргументируя свое решение.

Интересная игра на логическое мышление

3. «Рассели по комнатам»

Перед ребенком раскладываются карточки с изображением людей разного пола, возраста, цвета волос, глаз и т.д. А также лист бумаги, разделенный на четыре равных прямоугольника (символические «комнаты»). Его задача – «расселить» людей по комнатам в зависимости от того или иного качества. А затем ответить на предложенные родителем вопросы (например – кто из нарисованных людей может войти в две и более комнаты, кто не подходит ни для одной комнаты и почему).

Игра лишний предмет – усложненный вариант для 6-7 лет

4. Задачи на сравнение

Ребенку предлагается сравнить, сопоставив между собой несколько предметов или явлений. Например:

  1. Береза выше дуба, а дуб выше сосны. Какое дерево самое высокое и самое низкое?
  2. У Оли волосы темнее, чем у Маши, а у Кати – темнее, чем у Оли. У кого из девочек самые темные волосы? и т.д.

Учитывать нужно не только ответы детей, но и их аргументацию выбора.

Советы и рекомендации родителям по проведению развивающих занятий

Развитие логики у детей в возрасте 6-7 лет должно осуществляться в максимально непринужденной и комфортной обстановке. Чем активнее на занятиях будут использованы игровые методы обучения, тем эффективнее они будут.

К 6 годам ребенок должен уметь играть в шахматы

Учитывая быструю утомляемость детей, желательно рассчитывать продолжительность занятия таким образом, чтобы оно не превышало 20-30 минут.

Очень важно, чтобы ребенок не только давал ответы на предложенные вопросы и находил решения заданий, но максимально развернуто пояснял свои ответы. Это позволит убедиться в том, что ребенок действительно видит логические закономерности и понимает их.

Источник

Светлана Степаненко
Развитие мышления в дошкольном возрасте

Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление— психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и от-ношениях. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек проникает в глубь вещей, познаёт разнообразные зависимости между явлениями и их закономерностями. Развитие мышления у ребёнка начинается со второго года жизни. Оно связано с освоением ходьбы, совершенствованием движений, расширением кругозора и овладением речью. И. М. Сеченов показал, ранние формы мышления возникают на основе мускульно- суставного чувств. Это практическое (действенное мышление)— решение задачи путём практического действия на первом году жизни средством ознакомления с вещами. Ощупывая их и манипулируя игрушками, ребёнок узнаёт свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет всё более разумно и успешно. Действия полуторогодовалого ребёнка имеют ориентировочно-пробовательный характер. Если решаемая задача (посильная) поставлена перед детьми в речевой форме в форме вопроса, его практические пробовательные действия при-обретают исследовательский, нацеленный характер- дети накапливают опыт обращения с вещами и спешно применяют рациональные способы действия с ними. Овладение ходьбой и речью изменяет весь образ жизни ребёнка и всю его познавательную деятельность. В повседневной жизни ребёнок встречается с разными задачами, которые вынужден решать сам. Если привлекательный предмет находится высоко на полке, ребёнок ищет скамеечку, подставляет её к шкафу, и влезая, достаёт игрушку. Овладевая действием как практическим способом решения конкретных за-дач, ребёнок делает шаг вперёд по пути развития мышления. С овладением речью начинается интенсивное развитие словесного мышления ребёнка. Задолго до того, как он сумеет логически рассуждать и строить правильные умозаключения, преддошкольник обнаруживает способность к элементарным обобщениям чувственно воспринимаемых вещей. Уровень обобщений зависит от полноты и богатства опыта ребёнка. Он может относить слова «мяч», «машина», к любым мячам, машинам, поскольку встречается со многими аналогичными предметами. Но словом «папа» обозначает только своего отца, «шубка»— только мамино меховое пальто, поскольку других аналогичных объектов в его опыте ещё не было. Такое различие уровня обобщений встречается на втором и частично на третьем году жизни. Элементарные мыслительные операции выступают у преддошкольника в различении, а за-тем в сравнении цветов, величин, удаленности, формы предметов. Операция сравнение доступна только человеку. Сравнение требует целенаправленного анализа каждого из сравниваемых предметов, установления различия и сходства их признаков. Как всякий мыслительный процесс, операция сравнения приводит ребёнка к решению задачи — к новым знаниям. На основе сравнения однородных предметов разных видов, размеров, расцветок путём отвлечения и обобщения характерных для всех них черт, ребёнок к концу третьего года научается обобщать. Двухлетние дети могут объединять разные предметы лишь по общему признаку цвета или по мате-риалу, например к резиновой рыбке подбирать резинового попугая. Словесное мышление проявляется у детей старшего преддошкольного возраста не только в операции сравнения, но и в виде единичных, примитивных суждений и умозаключений. Они имеют ещё свёрнутую форму, поэтому в них не всегда легко увидеть мыслительную активность ребёнка.

Дошкольный возраст. Мышление и действие.

У детей в этом возрасте всё ещё играет значительную роль действенная форма мышления, однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения. Ребёнок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предметах и их свойствах. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к умственному. Пример: предлагая детям 3-6 лет составить из плоскостных фигурок на фоне «сад, полянка, комната» картинку, починить испортившуюся игрушку, исследователи сделали выводы: *младшие дошкольники (3-4лет) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Не видя в действительности пространственных связей и грубо нарушая их, дети составляют порой совершенно бессмысленные картины. Располагая фигурки на фоне поляны, дети младшего дошкольного возраста спокойно помещают фигурку лошади вверх ногами, а снизу, также головой вниз, располагают всадника. При этом ребёнок удовлетворённо заключает, что у него получилась хорошая картинка. Конкретную данную задачу дети этого возраста решают пробовательными действиями, а получаемый результат осмысливают после завершения действия.

Читайте также:  Гбдоу центр развития ребенка детский сад

*у детей среднего дошкольного возраста осмысливание задачи и способы её решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти, шестилетних детей обычно служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия. Расставляя фигурки на фоне, девочка говорит: «Этот дядя пришёл домой, а эта тётя его встречает…. Нет, она тут готовит обед, а он ещё не пришёл. Такая речь-аккомпанемент имеет прямое отношение к выполняемому действию. *у детей старшего дошкольного возраста (6-7л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на картинки, ребёнок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предложенную задачу. Не начиная действовать, он говорит: «Я сложу, как дяденька везёт тележку, а на тележке лежит чемодан» или: «Я сложу, как двое военных скачут друг за другом на лошадях». После та-кого решения, найденного в уме, ребёнок быстро располагает фигурки на определённом фоне. Психологи в ряде исследований доказали, что 4-летние дети пытаются найти причину явлений, которые ему понятны и доступны действенному решению. Получив игрушку, которая ломается, 3, 4-летние дети обычно не ищут причины поломки. Они пытаются восстановить действие игрушки прямым путём: трясут, стучат об стол и делают множество беспорядочных действий. 5,6-летние рассматривают игрушку, пробуют задвигать или вытягивать штифтики, поворачивать колёсики, пытаясь найти причину бездействия игрушки. Более нацеленными становятся действия старших дошкольников, которые не приступая к манипуляциям, осматривают игрушку и при-бегают к действию лишь после того, как уже найдено в уме решение. В дошкольном возрасте продолжается развитие наглядно-действенной формы мышления. Оно не исчезает, а совершенствуется, переходя на более высокий уровень.

Наглядно-образное мышление-вид мышления, характеризующийся опорой на пред-ставления и образы. С некоторыми предметами он встречается часто и многообразно действуя с ними, рано выделяет их разные качества. С другими предметами он встречается реже и более односторонне познаёт их. Образы этих вещей долго сохраняют слитность и конкретность. Оперирование такими образами придаёт мышлению маленького ребёнка конкретно-образный характер. Это подтверждают детские суждения: Нина(4г. 2м, увидев у девочки очки, спрашивает: «Почему эта девочка-бабушка? «Характерной чертой такой образности является синкретизм. По случайным признакам и чертам дошкольник узнаёт тот или другой предмет. Синкретизм, по мнению Ж. Пиаже, — качество мышления, оно характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребёнок мыслит слитными, нерасчленёнными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохраняется на основе восприятия, без его членения, без последовательного анализа. Путём соединения наиболее броских частей.

Мышление и речь. Конкретная образность детского мышления проявляется в процессе развития словесных форм мышления, прежде всего в процессе овладения понятиями. Понятие- это обобщённое отражение целой группы однородных предметов, имеющих общие существенные признаки. Дети рано заучивают слова, обозначающие предметы, явления, признаки, действия, однако понятия, обозначенные этими словами, они усваивают постепенно. Это сложный процесс отношений мышления и языка. Если двухлетнего ребёнка спросить, что такое вилка? Карандаш? Он укажет на конкретный предмет. Пятилетние дети способны выделить признак в предмете, который приобрёл для них наибольшее значение. Это назначение предмета, то как он используется человеком. Поэтому пятилетние дети отвечают: карандаш, чтобы писать, вилка, чтобы есть. Более старшие дети описывают предмет, называя внешние при-знаки без всякого порядка: «Кукла — это голова, руки, ноги, волосы», «Лошадь – это голова, спина, хвост и четыре ноги по углам». Лишь в старшем дошкольном возрасте дети научаются выделять в предмете существенные признаки, по которым единичный предмет может быть отнесён к группе: «Лошадь – это животное», «Кукла-это игрушка», «Вилка-это посуда». Однако, встречая малознакомые предметы, шести-, семилетний ребёнок вновь опускается на уровень беспорядочного перечисления. Правильно группировать предметы дети могут только в том случае, когда им известно соответствующее слово-термин: транспорт, посуда и т. д. Моральные понятия, названия которых дети слышат в раннем детстве («честность», «храбрость», они привязывают к конкретным поступкам определённых людей: «Честный-это который, если что взял без спросу, сам скажет».

Ребёнок 3-5 лет может делать правильные выводы путём индуктивных и дедуктивных умозаключений. В таз с водой опускались последовательно различные предметы: спичка, гвоздик, булавка,пробка, дощечка. Прежде чем опустить предмет в воду, у ребёнка спрашивали, поплывёт этот предмет или нет. Дети сначала лишь гадали и их предположения часто оказывались неправильными. Но постепенно дети начина-ли выделять признаки, которые, по их мнению, были либо существенны для плаву-чести предмета, либо вели к тому, что предмет тонул, многие выделили величину предмета, но проверка на практике показала,что гвоздик хоть и маленький, всё равно тонет, а большой коробок держится на воде. Постепенно дети пришли к выводу: всё деревянное плавает, а железное тонет. Это индуктивное заключение. Отсюда они легко сделали вывод дедуктивного порядка: деревянный ящичек, хотя и большой, всё равно поплывёт, а плоская металлическая коробочка утонет, но она держалась на воде. Так на практике выяснили соотношение площади, веса и объёма плавающего тела. После 3 лет резко возрастает количество и многообразие вопросов. У дошкольника возникает желание узнать неизвестное, он ищет и пытается понять это неизвестное. Вопросы- это форма активного общения со взрослыми. Трёхлетние дети, часто даже не выслушав ответа, убегают или получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Познавательный характер вопросы приобретают позже. Пятилетние дети стремятся открыть то, что не видят. Ребёнок пяти-, семилетнего возраста ждёт ответа, выражает сомнение, возражает. Старшие дошкольники уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, вступают в спор. Чтобы рассуждать, делать выводы, сравнивать и обобщать, необходимо владеть не только отдельной операцией, но и общим способом умственной деятельности. Мыслительный процесс включает три обязательных звена: синтез 1-первичный (восприятие задачи как целого,анализ (дробление задачи на части, выделение её условий, данных, синтез- 2 вторичный (решение, новое пони-мание всей задачи). Мыслительный процесс у маленького ребёнка движется от син-теза1 прямо к синтезу 2. Анализ сводится у дошкольников к вычленению какого-то одного. Часто совершенно случайного признака предмета или условия. Проведённые исследования и педагогическая практика раскрывают богатые возможности детей дошкольного возраста в освоении ими элементарных форм логического мышления. Наиболее отчётливо проявляется логическое мышление у дошкольников при установлении ими различных связей между предметами и явлениями. Раньше других ребёнок устанавливает связи функциональные (назначение, использование предметов). Наиболее трудным для детей оказывается раскрытие связей пространства и времени в логическом, их значение. Развитие мышления ребёнка- дошкольника обеспечивается обогащением и усложнением его практики и освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления ребёнка играет речь. Накопление словаря, освоение простых, а затем сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение- необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольников.

Источник