Развитие музыкального слуха у ребенка 5 лет

Развитие музыкального слуха у ребенка 5 лет thumbnail

Каждый заботливый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был хорошо развит во многих направлениях, и имел раскрытые таланты. В этот список может входить: умение рисовать, лидерские качества, музыкальный слух и многое другое. Некоторых везунчиков природа с рождения награждает музыкальными качествами и талантами. Этим деткам без труда удается спеть песенку с непростым мотивом, легко и ритмично пританцовывать, свободно взять (или узнать по звучанию) любую ноту. Но как быть тем родителям, у которых дети не имеют прекрасного чувства ритма, и не обладают мелодичным слухом? К счастью, все поправимо и эти навыки вполне реально развить самостоятельно. Ну а узнать, как сделать это максимально правильно, и как вообще развивать у ребенка музыкальный слух, можно по материалам этой статьи.

Особенности развития музыкального слуха

Достаточно важную роль в жизни человека занимает музыка. Этот вид искусства зародился очень давно, и по сей день он продолжает усовершенствоваться. Ну а музыкальные способности — это хороший вариант самовыражения человека, среди серой массы.

Согласитесь, даже в школьные годы на перемене перед уроком музыки, одноклассница-пианистка всегда привлекала всеобщее внимание сверстников, если музицировала на инструменте. А мальчишка, который лучше остальных своих одноклассников танцевал на школьной дискотеке, имел большую популярность среди девчонок, чем те, кто предпочитал постоять у стенки.Музыкальные способности детей

Отличное чувство ритма будет дополнять внутренний мир ребенка, тем самым развивая его память и мышление. А для того, чтобы научить свое чадо правильному восприятию музыки, и развить данное качество в полной мере, следует запастись терпением, и действовать советам, изложенным ниже.

Ну а первым делом нужно позволять ребенку слушать как можно больше песен разных жанров. Ведь ни для кого не секрет, что пока малыш находится в утробе матери, он слышит голоса и звуки. А потому, во время беременности, многие женщины стараются слушать преимущественно классическую музыку, полагая, что это положительно скажется на умственном развитии малыша. Но так ли это на самом деле?

В каком возрасте можно начинать развитие слуха

С появлением ребенка родители стараются создать максимально комфортные условия для него. Для начала, чтобы чадо положительно реагировало на музыку, следует петь ему песни. Малыш с рождения знает голос своих родителей и хорошо его воспринимает. И чтобы привить ему любовь к музыке, достаточно показать на своем примере: как это здорово (рекомендуется напевать не только колыбельные перед сном, а еще и веселые мелодии во время игр с малюткой, и в любое другое время).

Наиболее активное восприятие музыки у ребенка начинается с полутора до трех лет. Это подтверждено тем, что в раннем возрасте малыш опирается на свои органы чувств: обоняние, слух, зрение, и т.д. Поэтому в данный период рекомендуется максимально плотно взяться за развитие музыкального слуха у малыша.

А вот к четырем годам у ребенка формируется собственный взгляд на окружающий мир. И в это время очень важно успеть задействовать его руки. К примеру, можно приобрести детское пианино, гитару, либо другой, развивающий моторику рук, инструмент. Он будет не только формировать музыкальные навыки, но и положительно влиять на левое, и правое полушария мозга одновременно.Как развивать у ребенка музыкальный слух

При прослушивании спокойной музыки у годовалых детей задействуется центральная нервная система, и малютка без проблем запоминает мелодии по их частоте. Да и вообще, чем раньше начать заниматься с ребенком, тем скорее у него раскроются таланты. Ведь привить неистовую любовь к песням можно лишь в раннем возрасте.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Для того, чтобы развить у ребенка музыкальные способности, с ним необходимо играть. Это обязательно нужно делать без надоедливости, и выставления каких-либо требований к малышу. В противном случае у малютки полностью пропадет интерес к вышесказанному делу, и ничем хорошим это точно не закончиться.

Ну а чтобы сделать все грамотно, рекомендуется придерживаться следующих советов и правил:

  1. Необходимо разузнать, что именно в музыке малыша больше всего радует и забавляет: танцевать, подпевать, или делать определенные движения в такт с песней. К чему больше склонен ребенок, от того и следует отталкиваться при поиске его талантов.
  2. Дети в раннем возрасте имеют отличную память. Исходя из этого нужно периодически включать детские песни с текстом, который легко запомниться ребенку. А впоследствии малыш будет самостоятельно подпевать слова, развивая свои голосовые связки.
  3. Начиная с трех месяцев можно брать погремушки, и бить ними с разной силой перед малышом. Это поспособствует тому, что он научиться отличать громкие звуки, от тихих.
  4. Если у ребенка, по вашему мнению, нет никакой тяги к музыке, то ни в коем случае не следует навязывать ему прослушивание мелодий, и т. д. А лучшим вариантом станет приобретение для него детского музыкального инструмента, с красочным и ярким оформлением. Это завлечет малыша, и даст свои положительные результаты в развитии таланта.
  5. Детям, в возрасте от 3 лет, можно пройти специально разработанный тест в домашних условиях. Чтобы проверить: различает ли ребенок звуки, предложено сделать следующее: на музыкальном инструменте нажать одну клавишу, после чего спросить малютку: какое количество звуков он услышал. Если ему сложно дать ответ, повторите игру еще раз.
  6. Очень хорошо развитию слуха способствует просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением.

Существует масса способов для правильного развития музыкального восприятия ребенка. Ну а для того, чтобы зажечь интерес в глазах младенца, родителям достаточно принимать активное участие в усвоении им новых мелодий, и изучать окружающий мир вместе с чадом.

Музыкальные задания для малыша

Чтобы дети дошкольного возраста активно проявляли интерес к музыке, психологами были придуманы специальные, развивающие слух игры. Для того, чтобы ребенок научился различать мелодии, ему следует включать веселые песни, когда он радостный, жаждет играть и резвиться. А вот когда малютка хандрит, то запускать нужно наоборот, грустные мотивы.

Ну, а перечень других игр, связанных с музыкальным развитием, изложен ниже:

  1. «Не путай». Детская игра, которая подойдет для малышей, знающих несколько песен наизусть. Суть игры такова: ребенка нужно навести на неверный след, взять мелодию из определенной песни, и переложить ее на слова другой. А вот чадо должно разузнать, в чем подвох, и исправить ошибку.
  2. «Отгадай певца». Игра подойдет для ребят, в возрасте от 5 лет. Как играть: родитель уходит от малютки в соседнюю комнату, берет карандаш, и начинает постукивать им по какому-либо предмету. Ну а задача ребенка заключается в том, чтобы он смог отгадать предмет, по которому стучал родитель. После можно поменяться ролями, для большего интереса.
  3. «Ассоциации». Для этой игры потребуется музыка. Родитель включает песню, и начинает показывать жестами то, что описано в определенной мелодии. Малыш внимательно смотрит на родного человека, и пытается повторить за ним, но самостоятельно, используя только мелодию.
  4. «Часики». Игра, которая развивает чувство ритма. Ее смысл заключается в следующем: необходимо поставить перед собой громкий будильник, где четко слышен бой стрелок. Ну а задача родителей с ребенком воссоздать топаньем ног, или же хлопками рук звук часиков «тик-так».
  5. «Хлоп-хлоп». Используя обычные хлопки в ладоши тоже можно развить слух ребенка. Для начала нужно выбрать мелодию. К примеру «та-та-та». На каждом слоге необходимо делать хлопок в ладоши, и предложить малышу повторить за вами. Вот и вся суть игры.
  6. «Музыкальные загадки». Подойдут для детей младшей школы. В их ответах должны фигурировать ноты, или музыкальные инструменты. А список подобных загадок можно найти в интернете.

Рекомендации для родителей

Исходя из вышеописанного можно сделать вывод, что все детки с самого рождения склонны к музыкальным талантам. А вот родителям остается лишь принять это, и усердно развивать ребенка в данном направлении. Никто не обещает, что малыш сразу начнет понимать все азы музыки, и делать все так, как того желают родные. Но достигнуть результата удастся даже, если придерживаться самых простых рекомендаций.

Читайте также:  Развития памяти у ребенка до одного года

А именно:

  1. Малышам годовалого возраста нельзя слушать много песен подряд. Лучше включить одну мелодию, длительностью в три минуты, проиграть ее один раз, и только спустя некоторого времени поставить другую композицию.
  2. Начиная с трехлетнего возраста малышу рекомендуется прослушивать аудио-сказки с музыкальным сопровождением.
  3. Слушать музыку вместе с ребенком желательно в полной тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали малыша, и не воспитывали в нем невнимательность.
  4. Если в малютке видно потенциал, то лучшим вариантом станет записать его в музыкальную школу, или кружок этого же направления.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Вместо заключения

Подводя итоги, следует добавить, что музыка является неотъемлемой частью в жизни каждого человека. А дети, у которых есть соответствующие таланты, обладают еще и прекрасным мышлением, они более общительны, так как имеют опыт общения не только в учебном классе, но и в музыкальных кружках, школах и секциях. Такие дети более уверены в себе, не испытывают страха перед аудиторией, можно сказать, что они более гармонично развиты. Поэтому развивать слух у ребенка нужно обязательно, и с самого рождения.

Источник

развитие музыкального слухаМузыкальное развитие ребенка самое понятное и легко реализуемое направление гармоничного развития малышей. Ведь все детки любят петь, танцевать и слушать музыку. С помощью музыки можно корректировать эмоциональное состояние ребенка, успокоить, развеселить, направить неуёмную энергию в мирное русло.

При этом, в рамках музыкального развития родителей часто интересует вопрос развития музыкального слуха у детей. Как проверить есть ли этот слух, как его развивать и что нужно делать, чтобы музыкальный слух у ребенка не ухудшался? Давайте разбираться.

Скажем сразу, что музыкальный слух есть у всех. Другой вопрос на сколько он развит. При этом абсолютный музыкальный слух может быть врожденным или приобретенным в результате длительных занятий в музыкальных образовательных учреждениях. Единственное, в чем сходятся все музыкальные педагоги – это чем раньше вы начнете развивать музыкальный слух, тем больших результатов можете достичь, поскольку при неправильном обращении последний может ухудшаться.

Сензитивный период для развития слуха является возраст от 1,5 до 3 лет. В это время ребенок особо чувствителен к внешним сенсорным воздействиям и главная задача родителей привить любовь к музыкальным занятиям и играм. Развитие музыкального слуха связано со способностью различать тембр, высоту, длительность и громкость звука.

Какие же виды музыкальной деятельности способствую развитию слуха? Это:

  • прослушивание музыкальных произведений;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • танец под музыку;
  • пение;
  • сочинение собственных мелодий.

Рассмотрим как реализовать эти виды в формате игры.

Выбор музыкальных произведений для прослушивания

Конечно же, классика вне конкуренции. Начните с произведений Моцарта, Чайковского, Вивальди, Шопена постепенно расширяя репертуар. Важно чтобы музыка нравилась и вам и ребенку. Обсуждайте, какое настроение передает музыка (грусть, радость, веселье), что хочется под нее делать (плакать, танцевать, маршировать).

Попробуйте с малышом изобразить ассоциации, которые вызывает музыка на бумаге. Малыши хорошо улавливают суть такого задания, предлагая изобразить позднюю унылую осень или скачущего кузнечика в поле. Некоторые произведения, также, будут хороши для развития чувства ритма (И. Штраус «Радецкий марш»). Если произведение имеет выраженный ритмический рисунок, то предварительно прослушав – прохлопайте его в ладоши или простучите барабанными палочками.

Включите в ваш список прослушивания звуки природы, детские песенки, легкий джаз.

Отводите для прослушивания определенное время, не допуская постоянного звучания музыки фоном. При наличии постоянного шумового воздействия (включенная музыка, телевизор, радио) слух притупляется, поэтому давайте ребенку возможность побыть в тишине.

Хорошей идеей будет посещение детских концертов, музыкальных представлений и театра. Все это обогатит мир ребенка и будет способствовать его музыкальному развитию.

 Игры с инструментами для развития музыкального слуха

Шумовые коробочки

Делаются они очень просто путем засыпания различных сыпучих материалов в яйца от киндеров. Чтобы контейнер не открылся его можно обвязать или надеть термопленку для пасхальных яиц. Теперь шумим полученными коробочками и находим самую громкую, тихую, с нежным и грубым звуком. Если в коробочки засыпать парные наполнители, то можно играть в игру «Найди пару на слух». Важно чтобы контейнеры были одного цвета и ребенок определял пары и громкость именно на слух, а не запоминал нужные коробочки.

Ищем зверюшек

Если у вас дома есть настоящий музыкальный инструмент, покажите, как сыграть шаги разных животных (высота звука будет изменяться в зависимости от животного с высоких нот до низких):

  • мышка бежит;
  • зайчик скачет;
  • волк ищет поживу;
  • медведь идет сучья ломает.

Научились? Теперь загадывайте друг другу загадки – закрывайте глаза, малыш исполняет, а вы угадываете, кого он сыграл. Потом меняйтесь ролями.

Узнай по звуку

Собираем все музыкальные инструменты, которые есть у нас дома, играем. Потом ребенок закрывает глаза (можно надеть повязку) – вы играете, а малыш угадывает, какой инструмент издает звук.

Где звук

Игра похожа на предыдущую. Малыш с закрытыми глазами сидит в центре, а вы перемещаетесь по комнате и звените в колокольчик (инструмент может быть любой). Задача малыша угадать ваше местоположение и указывать пальчиком откуда доносится звук.

Тихо-громко

Подвижная игра для которой понадобится барабан или бубен. Под тихие удары малыш ходит, под удары средней интенсивности прыгает, под громкие удары бегает. Игра также развивает внимание и физическую сферу.

Подобная игра с погремушкой. Тихо шумим – хорошая погода и ребенок резвится на солнышке, сильно тарахтим – пошел ливень, скорее прячемся в домик/на диване/под зонтом.

Играем на инструментах

Кроме того, что вы позволите ребенку играть на детских и настоящих инструментах руками и другими частями тела – научите его исполнять детские песенки в рамках одной октавы. Для этого замените ноты числами или разными цветами (при игре на цветном ксилофоне). В случае с числами договоритесь с ребенком какие цифры какой клавише соответствуют. Пример такой песенки:

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

4      3  2  1  5   5

Жи-ли у ба-бу-си

4      3   2    1    5  5

Два ве-се-лых гу-ся

4    6    6    4      3     5   5     3

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

2     3    4   2    1   1

Два ве-се-лых гу-ся!

4    6    6    4      3     5   5     3

О-дин се-рый, дру-гой бе-лый,

2     3    4   2    1   1

Два ве-се-лых гу-ся!

Источник

 Поем песенки

Все начинается с потешек и попевок, которыми мама или бабушка сопровождают игры и уход, а также с колыбельных песен. Поскольку развитие малыша строится на подражании, то чем с большим энтузиазмом поет мама, тем быстрее запоет малыш. Если вы испытываете неловкость в процессе исполнения – пойте наедине с ребенком и включайте аудиозаписи детских песен. Вначале, ребенок будет допевать припевы, а позже и всю песню. Выбирать можно из любых песен, которые нравятся малышу.

Поощряйте ребенка в собственном сочинении песен. Вначале это будет «что вижу, то и пою», позже появятся рифмованные куплеты. Если вас ограничивает наличие соседей – устраивайте концерты на улице (в теплое время года).

Разное звучание

Ребенок еще до года интуитивно экспериментирует с высотой и тембром голоса. Предложите ему сделать это осознанно в более старшем возрасте. Пойте вместе а-а-а на разный лад:

  • доктор просит показать горлышко;
  • больно ударился;
  • колыбельная для куклы.

Потом о-о-о как:

  • удивление;
  • тяжело нести сумку;
  • веселая песенка.
Читайте также:  Роль взрослого в психическом развитии ребенка раннего возраста

Получилось? Переходим к слогам пропетым по трезвучию: ла-ла-ла, бим-бом-бум.

Во что еще поиграть?

  • Угадывайте домашних по их голосу или звуку шагов;
  • На улице прислушивайтесь к звукам, которые обычно являются для нас фоном: голоса прохожих, шелест листвы, скрип снега;
  • После прослушивания песенки. Постарайтесь ее воспроизвести максимально похоже на оригинал;
  • Запоминайте тембр и голос ваших знакомых и пробуйте их воспроизвести, устраивая небольшие пародии. Следите, чтобы они были не обидными, мы же стремимся развивать все прекрасное в ребенке.

О том, как научить ребенка танцевать, мы рассказывали в этой статье.

А здесь увлеченная мама делится технологией изготовления музыкальных инструментов своими руками.

Понравились игры для развития музыкального слуха? Сохраните на стеночку, чтобы поиграть с малышами.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Развитие музыкального слуха у ребенка 5 лет

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Тематическое занятие по сказке «Ну и барабан!»
  • Новогодние спектакли в Филармонии
  • Колыбельные для всей семьи: рецензия на книги
  • Музыкальные инструменты своими руками
  • Обзор музыкальной литературы для детей

Вам будет интересно:

Источник

Первые шаги в музыке, эмоции и первые впечатления… Каков будет путь приобщения к музыке – полным приключений, игр и сказок или утомительным и скучным? Именно эти первые впечатления от мира музыки повлияют на дальнейшее развитие ребенка. Для успешного музыкального воспитания детей следует учитывать их индивидуальные и возрастные особенности. Когда же стоит начать это воспитание и в чем оно должно заключаться?

Основы музыкального развития детей

Прежде всего музыкальное воспитание ребенка направлено на развитие чувствительности к языку музыки и потребности ее слушать, формирование эмоционального отклика, активизацию слуховых способностей. Начало обучения должно быть увлекательным, наполненным разнообразными впечатлениями.

Особенно важно увлечь малыша музыкой, развить его образное мировосприятие вне зависимости от того, захочет он стать профессиональным музыкантом или нет.

Влияние музыки на развитие ребенка бесспорно – музыкальное воспитание способствует целостному созиданию личности малыша. Гармоничное звучание стимулирует развитие центральной нервной системы, помогает в становлении художественного мышления.

Основными задачами музыкального воспитания являются:

  1. развитие творческих способностей;
  2. воспитание гармоничной личности;
  3. определение и развитие музыкальных способностей;
  4. развитие координации и мелкой моторики;
  5. знакомство крохи с разнообразием стилей в искусстве;
  6. обучение переживанию эмоций, вызываемых музыкой и музицированием.

Кроме этого, прослушивание спокойных композиций способствует формированию устойчивой психики малыша, помогает адекватно реагировать на окружающую обстановку. При этом совсем необязательно заставлять ребенка с утра до вечера слушать наследие классиков. Современные музыкальные инновации для развития ребенка и разработанные музыкальные методики призваны усовершенствовать определенные наклонности и способности малыша

Как определить склонность ребенка к музыке

Музыка – это искусство, влияющее на ребенка уже с первых месяцев жизни. Ее непосредственное воздействие на эмоциональную сферу способствует тому, что возникают первоначальные ответные действия, в которых определяются предпосылки к формированию основных музыкальных способностей. Склонность малыша к музыке проявляется достаточно рано, и ее нетрудно определить, наблюдая за реакцией вашего чада на те или иные звучания.

Ранний возраст

Не так давно учеными было проведено исследование с детьми младше одного года, в результате которого выяснили, что у большинства малышей с рождения абсолютный музыкальный слух. Это доказывает, что у всех людей приблизительно одинаковые способности (и музыкальные в том числе), однако уровень их развития у всех разный. Получается, что сами по себе способности не влияют на успешность в той или иной области деятельности человека. Можно от рождения обладать красивым голосом и абсолютным слухом, но при этом не любить музыку. А вот если иметь интерес и склонность к музицированию или пению, постараться развить возможности, данные природой, положительные результаты обязательно проявятся.

О наличии у малыша раннего возраста склонности к музыке и музыкальных способностей свидетельствует следующее:

  1. явное проявление заинтересованности к звучанию музыки и повышенное внимание к любому звучащему фону;
  2. яркое эмоциональное выражение радости во время звучания любимой музыки крохи (некоторые малыши, еще не умеющие ходить, пытаются пританцовывать сидя в кроватке или коляске);
  3. круг интересующей ребенка музыки не ограничивается колыбельными и детскими песенками в мамином исполнении.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте склонность к музыке можно выяснить двумя способами:

  1. беседа с малышом;
  2. определение общей музыкальности крохи.

Беседа – первый способ выяснения способностей и влечения малыша к музыке – кажется элементарным делом. Но на практике получается совсем не так: если ребенка напрямую расспрашивать о его наклонностях, он вряд ли будет отвечать вразумительно и четко. К этому разговору необходимо подготовиться, подстроив все так, чтобы беседа прошла естественно. С ребенком лучше поговорить в процессе игры либо после совместного прослушивания музыки. А можно и не устраивать целенаправленную беседу, а просто время от времени вскользь возвращаться к нужной теме.

В любом случае разговор с ребенком должен преследовать две цели. Первая цель – это определение уровня эмоциональности и артистизма малыша. Другими словами, насколько глубоко кроха способен переживать художественные образы, как эмоционально и ярко он может их передать. Такие качества очень важны как для поэзии, так и для музыки. Так что если ваш малыш любит стихи и легко их запоминает, декламирует их с выражением, стараясь передать настроение, – он обладает эмоциональностью и артистизмом. Все это является доказательством того, что у крохи есть творческие наклонности, и в музыке он может добиться немалых успехов.

Но если малыш стеснительный, и читает стихи невыразительно и сухо, делать критические выводы все равно не стоит.

Возможно, кроха – интроверт, то есть человек, который открыто не демонстрирует свои глубокие чувства. А может быть, он еще не научился осознанно выражать свои эмоции. Однако если вы уверены, что малышу скучно: ему не нравится рассказывать стихотворения и слушать музыку, тогда лучше заняться спортом, и не пытаться сделать из него музыканта.

Вторая цель, которую необходимо достичь в результате беседы, – определение интереса малыша к музыке. Что кроха знает о музыке, хочет ли он ею заниматься? Он бы предпочел петь или играть на музыкальном инструменте? Каков характер музыки, которая ему больше нравится? Есть ли у малыша любимая песня? Может ли он ее напеть? Получив ответы на эти вопросы можно понять, есть ли у дошкольника склонность к музыке, стоит ли ему заниматься более серьезно.

Помните, чтобы определить интерес дошкольника к музыке, не так важно, что он ответит, а как он ответит на ваши вопросы. Если ребенок равнодушен к музыке и она не вызывает у него особого восторга, стоит задуматься о необходимости музыкального образования для самого малыша. Ведь занятия могут раскрыть его способности и увлечь ребенка, но могут и оттолкнуть, вызвать отвращение к музыке. Тут многое будет зависеть от умения преподавателя.

Что считается показателями музыкальности дошкольника и наличием у него творческих способностей?

  1. Сохранение влечения к музыке, которое проявилось в раннем возрасте. Если малыш прерывает свою игру и прислушивается к вдруг зазвучавшей мелодии, если ему нравится хорошая эстрадная музыка или классика, если он подпевает или начинает пританцовывать – без сомнения, ваш ребенок музыкален.
  2. Малыш легко запоминает понравившиеся песни, более-менее «чисто» поет, сочиняет свои собственные стихи и песенки.
  3. Ребенку нравится выступать на публике, он с удовольствием принимает участие на праздниках и утренниках, занимается различными видами творчества (рисует, поет, танцует, лепит из глины или пластилина). У малыша развито воображение, он любит фантазировать.
Читайте также:  Ребенок отстает в психомоторном развитии

Не стоит забывать, что воспитание играет немаловажную (но не главную) роль в этом вопросе. Если малышу музыкальность дана природой – он проявит это независимо от того, занимались с ним специально или нет. Однако если родители не обратили внимание на интерес малыша, проявленный в раннем детстве, тяга ребенка может угаснуть.

Когда особой склонности к искусству у малыша не наблюдается, можно «расшибить себе лоб», пытаясь привить ему любовь к музыке. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем слишком навязчивых действий родителей может зайти в тупик. Лучше помочь крохе открыть в себе музыкальность, не принуждая и не заставляя его заниматься.

Как проверить музыкальный слух у ребенка в домашних условиях

Чтобы малыш научился слушать и воспринимать музыку, важным моментом является музыкально-сенсорное воспитание, которое предполагает распознавание звуков по высоте, силе звучания, тембру, длительности.

Чтобы определить, насколько хорошо ребенок различает звуки, чувствует ритм и обладает музыкальной памятью, существуют несколько традиционных тестов. Подобные испытания предлагаются малышу на собеседовании при приеме в музыкальную школу. Эти тесты просты, однако для их выполнения необходимы минимальные музыкальные знания родителей и, желательно, наличие фортепиано дома.

Тест 1. Предложите малышу подойти к пианино и отвернуться. По очереди сыграйте два звука в верхнем и нижнем регистрах, затем спросите ребенка, какой звук был выше, а какой ниже.

Тест 2. Нажмите одну клавишу фортепиано и спросите малыша, сколько звуков прозвучало. После нажмите одновременно две клавиши (лучше те, которые расположены далеко друг от друга), спросите, сколько теперь прозвучало звуков. В случае, если кроха затрудняется с ответом, по очереди нажмите те же клавиши. В широком расположении сыграйте аккорд двумя руками и спросите, сколько прозвучало звуков – один или много.

Эти тесты направлены на проверку активности слуха, ориентацию в звуковом пространстве, выделение отдельных элементов из общего музыкального звучания на простейшем уровне. Таким образом определяется, понимает ли малыш разницу в высоте звуков и отличия отдельного звука и нескольких, прозвучавших одновременно. В случае, если ребенку эти испытания даются нелегко – не отчаивайтесь. Разобраться в подобных вещах не так-то и просто, и в подготовительном классе музыкальной школы этому научат.

Тест 3. Попробуйте пропеть с ребенком разные ноты, чтобы установить диапазон голоса малыша. Пойте сами, без помощи пианино. Дело в том, что звуки инструмента сбивают детей, к ним сложнее подстроиться, чем к более привычному человеческому голосу. И тем более не используйте для этой цели детские музыкальные инструменты (ксилофоны, дудочки, детские синтезаторы). Чтобы не ошибиться со звуками, воспользуйтесь камертоном.

Тест 4. Спойте короткую простую мелодичную фразу, после чего попросите кроху повторить ее.

Тест 5. Предложите малышу спеть любимую песенку.

Эти три теста позволяют проверить:

  • музыкальную память ребенка;
  • музыкальный слух;
  • диапазон голоса малыша;
  • способность ребенка интонировать («чисто» петь).

Если малыш показал средние результаты (улавливает направление мелодии, но не попадает в ноты), музыкальный слух у него есть, хоть и недостаточно развитый. Конечно, встречаются и исключения – «гудошники» – дети, которые могут петь только в узком диапазоне, не способны интонировать, не понимают общее направление мелодии. Однако с такими детьми умеют работать в музыкальных школах, развивая их способности до определенного уровня. К тому же неумение петь – совсем не препятствие тому, чтобы в будущем стать даровитым трубачом или пианистом.

Для определения чувства ритма ребенка так же существует ряд тестов.

Тест 1. Не очень быстро простучите простую ритмическую последовательность, попросите малыша повторить. Если у него все получается, усложните последовательность.

Тест 2. Попросите малыша похлопать в ладошки под музыку. Пусть покажет, как это делают зрители на концерте, когда им нравится песня.

Тест 3. Предложите крохе промаршировать под музыку (например, «Вместе весело шагать»).

Если у ребенка недостаточное чувство ритма, его вполне можно развить. Ну а если эти тесты малыш выполнил успешно, это значит, что учиться музыке ему будет намного легче.

Как развить музыкальные способности ребенка

Приступать к развитию музыкальных способностей малыша можно сразу же после его рождения. Разумеется, первой учительницей для него в этом деле (и не только в этом) будет мама. Когда кроха видит, как поет и играет его мама, он будет стремиться ей подражать. Именно таким образом создаются предпосылки к обучению, однако главное в любых начинаниях – это желание ребенка. Поэтому любые занятия нужно проводить только в случае хорошего расположения духа крохи.

Способ 1 — Прослушивание музыки

Прослушивание музыки можно начинать еще тогда, когда малыш находится в утробе у мамы. Будучи в животике, он способен слышать звуки извне. И очень хорошо, если эти звуки приятны и гармоничны.

После рождения крохи слушайте с ним детские песенки и классику. Чуть позже, когда малыш начнет говорить, его можно научить словам. Для этого выберите простую песенку и напевайте ее по пять-семь раз подряд. Между повторениями следует делать музыкальные паузы – проигрывание той же мелодии на инструменте-самоделке или настоящем инструменте (фортепиано, скрипке, клавишном синтезаторе). Не спешите обучить малыша сразу всему – достаточно выучить одну песню за занятие.

Единство музыкального и литературного текстов оказывает на детей большее влияние, так как малыши связывают звучание с конкретным образом. Текст песни расширяет представление ребенка об окружающем мире. Впечатляющая сила музыкального звучания углубляет поэтическое содержание песни.

Способ 2 — Работа над ритмикой

Ритмикой можно заниматься уже с трех месяцев малыша. Возьмите его под мышки и поставьте на большой мяч. Под веселую песенку шагайте по мячу. Может быть, сначала вам понадобится помощь бабушки или папы, но со временем вы самостоятельно будете справляться с подобным упражнением.

Малыши постарше не откажутся попрыгать на мягком диване под размеренную музыку. Главное, чтобы прыжки совпадали с ритмом песни или мелодии.

Продолжительность подобных музыкальных занятий для маленьких детей не должна превышать пяти минут, а настроение (как малыша, так и ваше собственное) должно быть отличным. Чередуйте прыжки с ритмичной ходьбой и переменки для отдыха, во время которых ребенок сидит (или лежит), а мама продолжает напевать эту же песенку, сжимая и разжимая его кулачки в такт мелодии.

Способ 3 — Развитие слуха

Развитие слуха – это формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук. Эта своеобразная тренировка занимает немного времени, но упражняться следует ежедневно. Но как развить музыкальный слух у маленького ребенка?

Работу над развитием слуха можно начинать с двух месяцев малыша, используя погремушки. Знакомство с разнообразными звуками, издаваемыми погремушками, впоследствии побудит кроху к самостоятельному музицированию. Коллекцию звучащих предметов можно пополнить разнообразными колокольчиками, маленькими пищащими или звенящими игрушками, которые легко подвесить над кроваткой, чтобы малыш мог сам дотягиваться до них и извлекать из них звуки.

Когда кроха подрастет, можно использовать простой и эффективный метод: пойте ему песни, рассказывайте сказки, играйте с ним, меняя характер своего голоса (тихо и громко, протяжно и отрывисто, сумбурно и ритмично).

Способ 4 — Музицирование

Элементарное музицирование с детьми подразумевает, что взрослый наигрывает мелодию на каком-то музыкальном инструменте (можно и на самодельном), а ребенок подыгрывает на барабане, бубне, маракасах или какой-либо иной стучалке-звенелке. Играя, старайтесь подобрать темп, удобный для малыша.

Цель подобных занятий – общение родителей с ребенком посредством музыки. В элементарном музицировании малыш выступает не только слушателем и исполнителем, но и творцом, создателем музыки.

Таким образом музицирование может стать очень важной ступенькой, которая поможет малышу открыть мир музыки, освоить игру на простых инструментах, стимулировать потребность в углубленном изучении выбранного ребенком музыкального инструмента.

В заключение

К сожалению, современное общество о