Развитие мозга ребенка во время беременности

Развитие мозга ребенка во время беременности thumbnail

Развитие головного мозга

Развитие мозга ребенка во время беременностиРазвитие головного мозга ребенка происходит отнюдь не пропорционально развитию скелета. С самых ранних недель в плоде уже присутствует мозговое вещество. В три с половиной недели уже можно различить три составные части мозга, а в периоде от трех до пяти месяцев развиваются основные церебральные функции. За месяц до рождения головной мозг ребенка уже вполне развит.

Именно наш мозг отличает нас от других животных и возвышает нас над ними. Самым важным для любой беременной женщины является предотвращение травм головы ребенка и обеспечение адекватного развития его мозга.

Принцип естественности родов является одним из основных факторов снижения родового травматизма мозга. Непрерывное развитие мозга охватывает период от момента зачатия до первых девяти месяцев после рождения. Размер мозговой ткани через четыре месяца после зачатия составляет примерно 60 кубических сантиметров, в момент рождения — 360, а в возрасте девяти месяцев — уже 850. К девятимесячному возрасту головной мозг сформирован примерно на девяносто процентов.

Нейроанатомы — специалисты по нервной системе — считают, что развившаяся мозговая ткань дается человеку на всю оставшуюся жизнь. Клетки головного мозга, а также способность продуцировать нейротрансмиттеры, т.e. весь потенциал развития мозга, формируется к девяти месяцам. Если рост и развитие мозга соответствуют генетическим и инстинктивным программам, то закладывается хорошая основа для дальнейшего развития. Если основа либо изначально не очень хороша (интеллектуальный уровень ниже оптимального), либо повреждена (например, в результате травмы), либо недостаточно развивается в процессе роста, то в будущем мы не можем ожидать хороших результатов. Это не значит, что невозможно помочь ребенку, у которого к девяти месяцам не полностью сформировалась мозговая ткань. Но тем не менее, чем качественнее заложена основа, тем большим потенциалом обладает ребенок.

Если головной мозг травмирован, то, скорее всего, последствия этой травмы будут сказываться всю жизнь. Поэтому знание о развитии мозга с момента зачатия до первых девяти месяцев жизни особенно важно для беременных женщин и их мужей. Этому следует учить всех беременных, а не только тех, кто посещает занятия по дородовой подготовке. С социальной точки зрения эта информация даже существеннее, чем сведения о давлении составе крови и мочи. Комфортность пребывания плода в утробе матери несомненно важна, но забота о головном мозге еще важнее. Хотя уместно заметить, что повышенное и пониженное артериальное давление может косвенно пагубно воздействовать на развитие мозга.

И хотя на рост и развитие мозга влияют различные факторы, наиболее важно уберечь от травм голову ребенка во время беременности и во время родов. Естественных роды — самый верный способ обеспечить простое, самостоятельное, без медицинского вмешательства, рождение ребенка.

Это вовсе не означает, что роды без медицинского вмешательства должны происходить любой ценой. Бывают ситуации, когда анестезия, щипцы или кесарево сечение является необходимым условием предотвращения травмы головы. Но какая трагедия происходит, когда развитие головного мозга оказывается нарушенным из-за невежества или безразличия — в результате неумения применить известные ныне методы!

Какие же факторы влияют на развитие и рост головного мозга? Вот некоторые из них.

Генетическое программирование. После зачатия оно уже находится вне контроля. Необходимо учитывать эти факторы до зачатия, особенно если имеются свидетельства о наследственных нарушениях.

Инфекции. К примеру, на ранних сроках беременности развитие мозга подвергается большой опасности со стороны такой инфекции, как краснуха, вирусы которой поражают мозговую ткань.

Наркотики. Известно, что многие наркотики, в том числе алкоголь и табак, могут стать причиной мозговых нарушений. Употребление этих веществ, даже до зачатия, может нанести непоправимый ущерб — к примеру, табак повреждает сперму. Если один из родителей употребляет наркотики, то могут возникнуть дефектные гены. Элемент риска также присутствует тогда, когда женщина во время беременности принимает какие-либо лекарства. Беременным лучше избегать любых готовых лекарств, включая аспирин, средства от простуды, успокоительные, снотворные и т.д. Врачи должны прописывать лекарства с особой осторожностью и только в том случае, когда польза от лекарства заметно превышает риск. Это же касается и широко применяемого бенедиктина — распространенного средства от тошноты, которое часто рекомендуют принимать на ранних сроках беременности. Продукция бенедиктина была запрещена 9 июня 1983 года после предъявления многочисленных исков по поводу того, что его употребление нанесло ущерб развитию ребенка.

Питание. Низкобелковая диета, так же как и иное неполноценное питание, оказывает пагубное воздействие на развитие головного мозга. Оба родителя должны получать с пищей все необходимые компоненты, по крайней мере, за месяц до зачатия, а еще лучше — всю жизнь. Для будущей матери и плода правильное питание даже не желательно, а обязательно (вопросы питания более подробно рассматриваются в главе 3).

Беспокойство и страх. Отрицательные эмоции сильнейшим образом воздействуют на организм беременной женщины. Беспокойства и страхи вызывают биохимические) изменения в организме, готовя его к ответной реакции противостояния или бегства. Если же борьба и бегство невозможны, то эти изменения негативно воздействуют на организм и становятся причиной болезненных эффектов в развитии головного мозга плода.

Читайте также:  Динамика развития ребенка на пмпк

Одно из таких биохимических изменений заключает в выработке катехоламинов, которые вызывают сужение артерий и снижают приток крови к внутренним органам. Думаю, всем известно, что кислород жизненно необходим для развития мозга. Хотя плод вполне способен перенести кратковременное кислородное голодание, вызванное ответной реакцией на страх, но месяцы тревожной и беспокойной жизни могут сказаться весьма и весьма отрицательно. Кроме того, катехоламины могут затормозить развитие гормонов мозга — эндорфинов.

Оксигенация при родах. Чем более естественно и физиологично протекают роды, тем лучше условия для оксигенации. Длительное воспрепятствие доступа кислорода к головному мозгу плода может стать причиной повреждения мозговой ткани. Задержку поступления кислорода к плоду вызывает, например, дисфункция плаценты или пережатие пуповины. Естественные роды, при которых нормализуется физиология всего процесса, гарантирует стабильное снабжение плода кислородом.

С другой стороны, и сама излишне встревоженная роженица невольно ограничивает поступление кислорода к своему ребенку. Чем больше тревог, тем более женщине требуется медикаментозное вмешательство, что еще более затрудняет поступление кислорода. Чрезмерные тревоги могут привести к тому, что при родах придется воспользоваться потенциально опасными обезболивающими средствами и инструментами, применение которых грозит травмированием мозга, если они используются врачами ненадлежащей квалификации. Очень часто травмы возникают при тяжелых родах с применением щипцов, при неправильном положении плода. В таких случаях принимать роды могут только специалисты с очень хорошей подготовкой.

Естественные роды — не игра. Это не забава для того, чтобы родители испытали эмоциональное удовольствие. Это очень важная мера предотвращения повреждения головного мозга ребенка.

Нерасторжимая связь. Непосредственно после рождения ребенка между ним и родителями устанавливается особая взаимосвязь. Эти отношения формируются на основе пяти чувств: слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния. И хотя этот период, когда ребенок особенно нуждается в особой близости с родителями, фактически растягивается на девять месяцев, особенно важен он непосредственно после рождения ребенка.

Подробнее данный вопрос будет рассмотрен позднее, но здесь имеет смысл остановиться на нем в контексте развития мозга ребенка. Эшли Монтегю в течение многих лет говорил и писал о том, что чем меньше животное трогают, тем хуже развивается его мозг, особенно если недостаток физического контакта приходится на период импринтинга — непосредственно после рождения. Наблюдения за животными показали, что недостаток физического контакта приводит к различным нарушениям в их поведении. Если молодые обезьяны не имеют достаточного общения в течение первых двух недель, то они остаются неполноценными на всю жизнь. Гарри Хорлоу доказал, что молодая самка резус, подвергшаяся полной изоляции в течение первых двух недель жизни, во взрослом состоянии имеет затруднения с зачатием. Если в будущем, ей все-таки удастся забеременеть, то у нее, скорее всего, произойдет выкидыш. Причиной этого является неполноценное развитие головного мозга.

У людей период импринтинга растягивается на девять месяцев, но все же наиболее важен послеродовой контакт. Отсутствие контактов с близкими людьми может вызвать не только нежелательные эмоции, но и нарушения нормального развития мозга.

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Читайте также:  Специфика социальной ситуации развития ребенка

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка на первом году жизни и его оценка

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник