Развитие моторной сферы у ребенка

Развитие моторной сферы у ребенка thumbnail

В системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у
дошкольников большое значение имеют занятия, направленные на развитие моторной
сферы ребёнка. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики.

Детям, имеющим системное недоразвитие речи, присуще некоторое отставание в
развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и
ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений
по словесной инструкции.

Моторная сфера при разной степени системного недоразвития речи страдает
по-разному. В несложных случаях – это в основном недостаточная координация
пальцев кисти руки, несформированность кинестетического и динамического праксиса.
При более тяжёлых случаях поражений центральной нервной системы двигательные
расстройства характеризуются изменениями мышечного тонуса, лёгкими геми- и
монопарезами, нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью
дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального
праксиса. Часто у этих детей выявляются нарушения артикуляционной моторики в
виде парезов, тремора и насильственных движений отдельных мышц языка.

У детей с ОНР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: снижение
мотивации, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, трудности в
общении с окружающими, неуверенность в себе и, как следствие, негативизм,
агрессивность, обидчивость, раздражительность.

Развитие моторной сферы ребёнка необходимо начинать с первых дней пребывания
в логопедической группе. Работа ведётся сразу в нескольких направлениях:

1 – Развитие навыков самообслуживания. Ребёнка нужно постоянно тренировать в
застёгивании пуговиц, молний, завязывании бантов, шнурков на обуви, узелков на
платке, складывании своей одежды в шкафчик и пр.

2 – Проведение специальных логопедических занятий по развитию артикуляционных
умений и навыков.

3 – Проведение специальных упражнений, занятий и дидактических игр,
направленных на развитие мелкой моторики.

К специальным упражнениям относятся: массаж и самомассаж рук специальными
мячами, самомассаж ладоней и пальцев рук природным материалом (шишками,
каштанами, желудями, орешками и пр.), самомассаж карандашами, пальчиковая
гимнастика, запускание волчков, прикрепление прищепок, нанизывание бус,
плетение, вязание, обводки по трафаретам и лекалам.

К занятиям относятся – рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные
виды ручного труда.

К дидактическим играм следует отнести мозаику, складывание кубиков, разрезных
картинок, пазлов, головоломок.

4 – Проведение физкультурных и музыкальных занятий, подвижных игр и
динамических пауз, в результате которых у детей развиваются равновесие,
ловкость, координация движений, умения произвольно менять положение тела,
сенсомоторные функции.

Работая по развитию моторной сферы ребёнка в дошкольном возрасте, можно с
успехом применять совместные занятия-тренинги детей и их родителей. В ходе этих
тренингов родители знакомятся с развитием моторики и сенсомоторики собственных
детей, узнают специальные упражнения, которые они могут самостоятельно применять
дома. Родители, занимаясь с ребёнком, дают ему нужную мотивацию, оказывают
необходимую помощь, тесно общаются с ним во время выполнения упражнений,
стимулируют его к дальнейшей деятельности. Взрослый партнер постоянно оказывает
внимание ребёнку, который видит в нем опору и, рассчитывая на его помощь, не
боится трудностей, связанных с выполнением упражнений различной сложности.

В предлагаемом опыте работы представлен игровой тренинг для детей старшей
логопедической группы первого года обучения и их родителей.

Тема игрового тренинга «Моторику развиваем – говорить
начинаем»

Цели:

  • Познакомить родителей с приёмами работы по развитию моторной сферы
    детей, имеющих системное недоразвитие речи. Вызвать у них интерес к
    совместным занятиям с детьми.
  • Развивать моторную сферу ребёнка (артикуляционную, мелкую, общую).
  • Задачи:

    • Коррекционные

    : Учить выполнять артикуляционные упражнения,
    конролируя качество их выполнения при помощи зеркала. Научить самомассажу
    кистей и пальцев рук при помощи плодов каштана и резиновых игрушек «Ёжик».
    Учить узнавать на ощупь геометрические фигуры. Упражнять в выполнении
    упражнений, направленных на развитие мелкой моторики (запускание волчков
    правой и левой рукой, шнуровки, прищипывания, складывания деревянных пазлов).
    Формировать конструктивный праксис.

  • Развивающие
  • : Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание,
    воображение, тренировать память. Развивать чувство цвета и вкус к
    гармоничным цветовым сочетаниям.

  • Воспитательные
  • : Воспитывать наблюдательность, сообразительность,
    контактность, активность, усидчивость, доброжелательность по отношению к
    своим сверстникам, формировать работоспособность и критичность к качеству
    выполнения своей работы.

    Оборудование: «Чудесный мешочек» (с геометрическими фигурами); зеркала
    (по количеству детей); массажные игрушки «Ёжик» и каштаны (по количеству детей);
    волчки, планшеты с пазлами и шнуровкой (по количеству детей); пирамидки
    геометрические; прищепки различной формы и цвета (в неограниченном количестве);
    конструктор настольный (2 упаковки); флажок; магнитофон, диски с классической и
    эстрадной музыкой.

    Ход занятия

    Организационный этап

    1 – Учитель-логопед сообщает присутствующим родителям и гостям тему
    мероприятия и приглашает ребят зайти в группу.

    2 – Под звуки классической музыки входят дети и, называя свои имена, садятся
    за столы.

    Основной этап

    1 – Перед каждым ребёнком на столе стоит зеркало. Учитель-логопед предлагает
    детям выполнить артикуляционные упражнения, самостоятельно контролируя их
    качество при помощи зеркала. Задания подаются в стихотворной форме:

    Читайте также:  Развитие ребенка с нервными отклонениями

    А) Упражнение «Лягушки»:

    – Мы весёлые лягушки, тянем губы прямо к ушкам.
    (Губы находятся в улыбке, зубки сближены и слегка видны)

    Б) Упражнение «Слоник»:

    – Подражаю я слону, губы хоботом тяну.
    (Губы вытягиваются в «трубочку»)

    В) Упражнение «Змейка»:

    – Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне,
    Высунем язык и спрячем, только так, а не иначе.
    (Быстрое высовывание узкого языка изо рта)

    Г) Упражнение «Лошадка»:

    – Язычком пощёлкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
    (Губы в улыбке, рот открыт, спинка языка прижимается к верхнему нёбу и
    сильно натягивает уздечку, затем резко отпускается, язык как бы щёлкает)

    Д) Упражнение « Окошко»:

    – А весёлый бегемотик, широко разинул ротик.
    (Спокойное открывание и закрывание рта)

    Е) Упражнение «Блинчики»:

    – Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
    (Широкий язык спокойно лежит на нижней губе)

    Ж) Упражнение «Вкусное варенье»:

    – Блин мы ели с наслажденьем – перепачкались вареньем.
    Чтоб варенье с губ убрать, губы нужно облизать.
    (Широким языком облизываем верхнюю губу сверху вниз)

    З) Упражнение «Шарик»:

    – Я надул воздушный шарик, укусил его комарик.
    Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я.
    (Сильное раздувание обеих щёк)

    И) Упражнение «Часики»:

    – Тик-так, тик-так, ходит маятник вот так!
    (Губы в улыбке, рот открыт, узкий кончик языка поочерёдно касается
    уголков губ.)

    К) Упражнение «Чистим зубки»:

    – Зубки нужно чистить дважды: каждое утро и вечер каждый.
    (Губы в улыбке, вначале кончиком языка чистим нижние зубки, делая движения
    изнутри наружу, затем также чистим верхние зубки)

    2 – Логопед достаёт резиновые массажные игрушки «Ёжики» и каштаны. Он
    предлагает детям выполнить самомассаж и упражнения, направленные на развитие
    пальцев рук:

    А) Упражнение «Погладим ёжика»: самомассаж кистей и пальцев рук.
    Выполняется вначале правой, затем – левой рукой.

    Б) Упражнение «Колобок»: на одну ладошку положить каштан, накрыть
    сверху ладонью другой руки и делать круговые движения. Поменять руки.

    В) Упражнение «Колбаски»: на одну ладошку положить каштан и пальцами
    другой руки делать продольные движения так, чтобы каштан прокатывался по каждому
    пальчику обеих рук. Поменять руки.

    Г) Упражнение «Нарисуем кружок»: положить каштан на тыльную сторону
    одной руки и ладошкой другой нужно выполнять круговые движения. Поменять руки.

    Д) Упражнение «Дорожка»: положить каштан на тыльную сторону одной руки
    и ладошкой другой выполнять движения вперёд – назад. Поменять руки.

    Е) Упражнение «Вареники»: кончиками пальцев обеих рук сжимать каштан,
    имитируя лепку теста.

    Ж) Упражнение «Спиральки»: большим и указательным пальцем правой руки
    передать каштан большому и указательному пальцу левой руки. При выполнении
    упражнения кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    З) Упражнение «Спиральки-2»: большим и средним пальцем правой руки
    передать каштан большому и среднему пальцу левой руки. При выполнении упражнения
    кисти рук поворачиваются как бы делая «спиральки».

    И) Упражнение «Надень колечко»: самомассаж пальцев рук каштанами.
    Держа каштан пальцами одной руки, массажировать между пальцами другой. Поменять
    руки.

    К) Упражнение «Ловкие пальчики»: взять в каждую руку по каштану и
    перебирать их пальцами обеих рук одновременно.

    3 – Логопед просит детей встать. Детям раздаются волчки, и предлагается
    попробовать их раскрутить в направлении от себя. Задание выполняется сначала
    правой рукой, затем левой. К выполнению упражнения привлекаются родители,
    которые тренируются вместе с детьми и следят за качеством выполнения задания.

    4 – Упражнение «Осенние ветки».

    Учитель-логопед вносит корзину с ветками без листьев. Он спрашивает у детей:
    – Какое сейчас время года? (Осень). А какого цвета осенью на ветках листья?
    (Красные, жёлтые, оранжевые, бурые). Логопед предлагает детям подойти к
    контейнеру, где лежат цветные прищепки и выбрать те, которые могут
    соответствовать осенней листве. Дети прикрепляют прищепки к веткам.

    Динамическая пауза:

    Логопед просит детей и их родителей встать в круг и выполнить упражнения,
    сопровождая их словами:

    1.

    Ветер дует нам в лицо,Движения кистями рук к себе
    Закачалось деревцо.Наклоны с поднятыми руками в разные стороны
    Ветерок всё выше, выше,Приподняться на пальцах ног и потянуться
    Деревцо всё ниже, ниже.Наклониться к полу
    Солнце поднимается,Выпрямиться, поднять руки вверх
    Ветки распускаются.Развести руки в стороны

    2.

    Руки подняли и помахали,
    Это деревья в лесу.
    Поднять руки вверх и помахать, наклоняясь из
    стороны в сторону
    Локти согнули, кисти встряхнули,
    Ветер сбивает росу.
    Согнуть локти перед собой, встряхнуть кистями
    рук
    Плавно руками помашем –
    Это к нам птицы летят.
    Плавные взмахи вытянутыми руками из стороны в
    сторону
    Как они сядут, покажем,
    Крылья сложили назад.
    Присесть и, заведя руки за спину, их вытянуть.

    Игровой этап

    Читайте также:  Показатели развития ребенка третьего года жизни

    1 – Дети садятся на свои места. Логопед проводит игру «Чудесный мешочек».
    Дети на ощупь определяют геометрическую форму, находящуюся в «Чудесном мешочке».

    2 – Логопед раздаёт детям различные дидактические игры на выбор: «Шнуровка»,
    «Пазлы», «Классификация», «Геометрические пирамидки».

    Четверо детей получают планшеты, в которые они самостоятельно должны вложить
    пазлы. Ещё четверо – планшеты со шнуровкой. Двое детей получают шнурки и мешочек
    с геометрическими фигурками и фигурками животных: один ребёнок должен нанизывать
    на шнурок только геометрические фигуры, другой – только фигурки животных. Двое
    детей нанизывают на геометрические пирамидки фигурки, подбирая нужные прорези.

    Родителям предлагается помочь своим детям.

    3 – Подвижная игра «Найди пару».

    Логопед одной половине детей прикрепляет прищепки к правому рукаву одежды,
    другой половине детей – к левому (если количество детей нечётное, кто-то из
    родителей становится участником игры). Дети под звуки весёлой эстрадной музыки
    бегают по кругу до тех пор, пока музыка не закончится. Как только музыка
    кончилась, дети должны встать в пары по принципу: у кого прищепка на правом
    рукаве, тот берёт за руки того, у кого прищепка тоже на правом рукаве, и,
    имеющие прищепку на левом рукаве, берут за руки того, у кого прищепка тоже на
    левом рукаве.

    Этап соревновательный, завершающий

    В конце игрового тренинга двум смелым мамам предлагается со своими детьми
    выйти к столу и построить башни из настольного конструктора. Кто первый построит
    башню, тот должен поднять вверх флажок. Во время выполнения задания звучит
    весёлая музыка.

    Подведение итога

    Логопед благодарит детей и всех присутствующих родителей. Всем детям
    раздаются призы.

    Источник

    Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности моторной сферы детей с дизартрией, которая характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Подчеркивается, что детям с дизартрией необходима специальная система работы по преодолению этих нарушений и реализация комплексного подхода в коррекционно-воспитательном процессе.

    моторикаРечь является одним из наиболее значительных факторов и средств развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Правильная речь является одной из важных предпосылок полноценного развития личности.

    В настоящее время наблюдается постоянный рост числа детей, имеющих речевые нарушения. Одним из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста является дизартрия.

    Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи.

    Дизартрии возникают в результате поражения нервного исполнительного аппарата речи с той или иной локализацией поражения в центральной нервной системе.

    В настоящее время данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах и представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.

    Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад (А.Оппенгейм, Х.Гутцман и др.). Изучением локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств занимались Е.Н.Винарская (1973) и Л.Б.Литвак (1959). Впервые Е.Н.Винарской было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных. В настоящее время наиболее подробно дизартрия описана у детей с церебральным параличом (М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская, 1959; К.А. Семёнова, 1968; Е.М.Мастюкова, 1969, 1971, 1979, 1983; И.И. Панченко, 1979; и др.).

    Теоретические и практические аспекты данной проблемы широко освещаются в современной отечественной литературе (Л.Н.Белякова, Н.Н.Волоскова, Е.Н.Винарская, Л.В.Лопатина, И.Ю.Левченко, Е.М.Мастюкова, И.И.Мамайчук, О.Г.Приходько, И.А.Смирнова, Л.Б.Халилова и др.).

    Изучение дизартрии как речевого нарушения охватывает неврологические, логопедические, психологические и психолингвистические аспекты исследования. Интерес к данной проблеме связан с разработкой новых подходов в диагностике и определении новых, более эффективных технологий коррекционного процесса. Несмотря на длительную историю изучения дизартрии, многое в этой проблеме остается дискуссионным.

    Важнейшую роль в обеспечении познавательной и речевой деятельности ребенка выполняет моторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Высокая значимость моторики определяет необходимость специальной работы по её формированию у детей дошкольного возраста.

    Развитие моторики ребенка представляет собой сложный диалектический процесс, при котором интенсивное созревание моторных зон коры определяет развитие психики ребенка в целом. Так, процесс формирования произвольных движений у ребенка происходит путем автоматизации моторных и ориентировочно-исследовательских действий на основе восприятия образов и слов (Н.А.Бернштейн, 1966), а тесная связь тонкой моторики и развития речи определяет речевую регуляцию движений в сложной развернутой произвольной деятельности (А.Р.Лурия, 1957). Психофизиологическая система, обеспечивающая развитие моторики, способствует адекватному реагированию ребенка на окружающую среду и формированию в соответствии с этим целенаправленной деятельности.

    Читайте также:  Интеллектуального развития ребенка по брунеру

    Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, симптомы которой проявляются в виде расстройства двигательной сферы и отражаются на состоянии общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также мимической мускулатуры. Двигательная недостаточность выражается у дизартриков в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность.

    В зависимости от того, какие отделы головного мозга поражены речевые и моторные нарушения могут проявляться как в слабо, так и в сильно выраженной форме. У детей с дизартрией отмечаются особенности моторных функций, выраженные в разной степени: от недостаточной координации и подвижности органов речевой артикуляции до нарушения статической и динамической координации рук и ног.

    Характерны следующие патологические особенности двигательной сферы: синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.

    Структура речевого нарушения при дизартрии требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедическую работу необходимо проводить на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

    Важной задачей при организации коррекционной работы с детьми с дизартрией является развитие моторной сферы. Данное направление логопедической работы необходимо реализовывать систематически совместными усилиями всех участников образовательного процесса: логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ, родителей ребёнка. Учитель-логопед выступает организатором данного процесса и рекомендует каждому педагогу наиболее оптимальные варианты использования коррекционных технологий, развивающих двигательную сферу ребёнка.

    Осуществляя взаимосвязь со специалистами возможно формировать общие двигательные навыки, которые устраняют нарушения общей моторики, некоординированные, скованные движения, развивают быстроту и общую выносливость, а также способствуют выработке плавности и регуляции дыхания.

    Так, в ходе музыкальных занятий, необходимо включать разнообразные виды деятельности, способствующие развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, а также развитию у детей чувства ритма, темпа. Для развития динамической координации и общей моторики, главным средством является ходьба, естественный вид движения, но достаточно сложный по координации.

    Одним из направлений развития общей моторики и двигательной координации можно рассматривать логоритмику. Работая с детьми с дизартрией, необходимо включать в музыкальные занятия элементы логоритмики, такие как речедвигательные упражнения, ходьба с заданием, отбивание ритма песен и стихов, пантомима, задания на драматизацию стихотворных и прозаических отрывков и др.

    На занятиях по физической культуре также придаётся большое значение технике выполнения различных видов ходьбы, бега, прыжков. Также важное место отводится играм с мячом, развивающим ловкость, координацию, скорость и переключаемость движений.

    Работа по развитию речевой моторики выполняется преимущественно на логопедических занятиях и включает в себя:

    — проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры, в зависимости от состояния мышечного тонуса (основными приёмами массажа являются поглаживания, пощипывания, разминания, вибрация);

    — работу по развитию мимических мышц лица (ребёнка учат открывать и закрывать глаза, хмурить брови, нос и т.д.);

    — работу по развитию подвижности губ и языка, которая начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям.

    С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учётом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учётом возраста ребёнка и характера, степени органического поражения. Работа по формированию артикуляционной моторики будет эффективной, когда она будет сочетаться с развитием общей и ручной моторики.

    Следующим не менее важным направлением работы является развитие мелкой моторики рук, включающее такие технологии, как:

    — массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;

    — игры с мелкими предметами: нанизывание бус, мозаика, мелкий конструктор;

    — комплексы пальчиковой гимнастики;

    — формирование навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, пользоваться вилкой и ножом;

    — занятия с пластилином и ножницами;

    — подготовка руки к письму: раскрашивать и штриховать картинки, обводить трафареты, графические диктанты, работа с прописями;

    Вышеперечисленная работа проводится на всех видах логопедических занятий, музыкальных и физкультурных, включается в занятия воспитателей, прогулки. Также, по нашему мнению, необходимо включать игры и игровые упражнения в свободную деятельность детей, как во время пребывания в детском саду, так и дома.

    Важно осуществлять работу в тесном и продуктивном контакте с родителями дошкольников: организовывать консультации, открытые занятия, проводить беседы, оформлять наглядную агитацию.

    Все перечисленные виды работы по развитию моторной сферы могут быть использованы в своей деятельности логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, а также родителями для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным звукопроизношением.

    Большакова А.Е.,
    учитель-логопед

     Loading …

    Источник