Развитие моторики руки ребенка формирование ручной умелости
Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, лепки, аппликации. Однако часто приходится слышать утверждение, что ребенка не надо учить способам изображения, что он, испытав интерес к творческой деятельности, сам найдет нужные приемы, а обучение технической стороне засушивает созидательный процесс. Вероятно, кто-то из детей и может найти нужный способ, но, во-первых, далеко не всегда, тем более что многие только в дошкольных учреждениях начинают овладевать художественной деятельностью, а во-вторых, нельзя развить способности у всех, полагаясь лишь на возможности некоторых и не учитывая развитие остальных. В этой связи интересно вспомнить исследование немецкого психолога конца XIX – начала XX вв. Э. Меймана.
В. И. Киреенко считал, что картина талантливости к изобразительной деятельности не будет ясна до тех пор, пока мы не изучим отдельные компоненты сложного сочетания способностей и других черт личности, а также знаний, навыков и умений. «Вырывая» для рассматривания отдельные способности, нам легче дать им характеристику, проследить их происхождение и формирование. Изолированное рассмотрение отдельных способностей, несмотря на некоторую искусственность, совершенно необходимо для правильного и глубокого понимания природы и характера изобразительной деятельности. Знание отдельных компонентов помогает лучше понять явление в целом.
Какие же компоненты способностей к рисованию выделяют педагоги, психологи и искусствоведы?
Одним из исследователей, обративших серьезное внимание на проблему способностей, был немецкий психолог Э. Мейман (кон. XIXв.). Отмечая, что отсутствие или низкая одаренность к рисованию по большой части сводятся к двум причинам: отсутствие правильного видения и недостаточная искусность руки. Мейман считал названные причины далеко не полными. Проведенные им опыты подтверждают его положение. Свое экспериментальное исследование он посвятил выявлению причин неспособности к рисованию. Для этого психолог проводил опытные занятия с детьми и взрослыми, выясняя те трудности, которые возникают у них в процессе рисования. Он отмечал, что у одних лиц вспоминаемые образы исчезают при первом же прикосновении карандаша к бумаге, и здесь как начало собственно движений рисования, так и первые штрихи, нанесенные на бумагу, мешают фиксированию внутренних образов. При этом больше всего мешает живо ощущаемое им несоответствие между возникающим рисунком и вспоминаемым образом. Рисующий тотчас видит, что рисунок абсолютно не соответствует его намерению изобразить именно определенный предмет, и это его смущает. Как одну из причин исследователь отмечает непослушность руки, отсутствие умений подчинить ее движения решению изобразительной задачи, неумение действовать
в соответствии со сложившимся образом – представлением о предмете.
И далее, анализируя и уточняя названную причину неспособности к рисованию, он указывает на недостаточную координацию вспоминаемых образов с движениями, выполняемыми при рисовании или с представлениями о движениях. Объясняя эту причину, Мейман писал о том, что внутреннее видение неспособно управлять рукой. Эта недостаточная координация зрительного образа с движениями, выполняемыми при рисовании, казалась ученому особенно важным пунктом, от которого зависит неспособность к рисованию.
Предлагая разные задания по рисованию, он выявил и другие причины неспособности к рисованию.
Обобщая результаты своего исследования, автор объяснил неспособность к рисованию следующими причинами:
1) не пробуждена воля к анализирующему видению и «замечанию» красок вещей;
2) даже при наличии такой воли, анализирующее видение трудно дается человеку;
3) неудовлетворительностью (в особенности неполнотою и неясностью) зрительных вспоминаемых образов, неудовлетворительностью памяти на формы и краски; отсутствием памяти на пространственные положения;
4) неспособностью сосредотачивать внимание на зрительных вспоминаемых образах, особенно в течение самого акта рисования;
5) неудовлетворительностью координацией зрительных вспоминаемых образов (и воспринимаемых образов) с движениями, выполняемыми при рисовании:
6) тем, что вспоминаемые образы нарушаются видом возникающего рисунка и несоответствием последнего намерениям рисующего;
7) полным отсутствием усвоенных схем для рисунка. Здесь имеется в виду закрепившийся опыт рисования тех или иных предметов, что впоследствии Н. П. Сакулиной было названо графическими образами.
8) тем, что человек не понимает проецирования пространства трех измерений на плоскости;
9) недостатком искусности руки.
В заключение Э. Мейман отмечал, что указанные причины могут различным образом комбинироваться у человека. Согласно его концепции из каждого ребенка можно сделать удовлетворительного рисовальщика, если выяснить его индивидуальные недостатки и преодолеть их путем определенных формальных упражнений.
Эта позиция автора является гуманной и, с нашей точки зрения, заслуживает одобрения.
Надо заботиться о том, чтобы все малыши смогли овладеть рисованием, лепкой, аппликацией и испытать радость творчества. В этом и есть гуманизм разработанной нами методической системы.
Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения.
Освоение необходимых умений очень важно для ребенка, обучение должно вызывать интерес, не быть сухим и формальным.
В овладении малышом способами изображения мы видим одно из наиболее важных условий развития детского творчества. Известно, что любой деятельностью, в которой закреплен общественно-исторический опыт, в том числе и деятельностью художественной, ребенок может овладеть, только усваивая от взрослых соответствующие способы работы.
Исследователь В. И. Киреенко подчеркивал: «Если воспитатели только восхищаются, не вмешиваясь в дела ребенка, то детская непосредственность в рисунках скоро превратится в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь»30.
Далеко не каждый ребенок может самостоятельно выделить способы деятельности. Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными приемами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изобразить и не найдя нужных способов, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, неуверенность в себе, дискомфорт. Покажем на примере рисования, как дети овладевают обобщенными способами изображения.
Данные приемы мы связываем с общностью формы предметов и их частей. Это основано на том, что сходство изображаемого с изображением прежде всего определяется передачей формы. Многочисленные наблюдения за рисованием детей показывают, что ребенок стремится к передаче сходства изображения с предметами и явлениями окружающей жизни и, если ему это удается, испытывает удовлетворение и радость.
Однако дошкольнику, особенно младшему дошкольнику, далеко не всегда удается добиться сходства из-за отсутствия соответствующих умений. Наша работа с младшими школьниками убеждает, что дети этого возраста испытывают трудности в рисовании и теряют интерес к нему, если не владеют формообразующими движениями руки. Очень важно, чтобы ребенок овладел такими изобразительными формообразующими движениями, которые позволили бы ему передавать форму разнообразных предметов в рисунке (движениями руки, в результате которых передается форма предмета).
Какими же формообразующими движениями должны овладеть малыши в детском саду, чтобы свободно отражать в рисунках предметы и явления окружающего мира? Если сопоставить предметы по форме с геометрическими эталонами, их условно можно разделить на три блока: 1) предметы, состоящие из разнообразных линий и их сочетаний: дорожки, забор, лесенка, кусты, деревья и др.; 2) предметы круглой и овальной формы; в особую группу следует выделить предметы, состоящие из сочетания названных форм (дом, тележка, автомашина, цветок),
но для их изображения не нужны особые формообразующие движения, дети используют те движения, которыми владеют; 3) предметы прямолинейной формы (квадратная, прямоугольная, треугольная); предметы, которые можно изобразить с помощью отдельных линий (лесенка, забор).
В рисунке ребенка-дошкольника, носящем плоскостной линейный характер, форма предметов передается линией контура. Она воспроизводится при помощи движения руки определенной направленности, зависящей от формы изображаемого предмета. Это движение сходно с действием, которое осуществляется при ознакомлении с формой (движение руки, когда ребенок обводит предмет по контуру), и для каждой вышеназванной группы будет специфичным. Это и определяет те формообразующие движения, с помощью которых ребенок может передавать предметы в рисунке.
Возникает вопрос: как же обучать детей формообразующим движениям, чтобы, осваивая их, ребенок овладевал обобщенными способами и мог свободно воспроизводить любые предметы и явления окружающей жизни?
В массовой практике обучения рисованию в детских садах и школах все еще используется такой путь, когда педагог, предлагая детям изобразить тот или иной предмет или встречаясь с затруднениями при рисовании предмета, выбранного им самим, показывает соответствующие способы изображения: «Посмотрите, как надо рисовать яблоко», «Бараночку надо рисовать так» – и на доске или на отдельном листе бумаги за столом, где сидит ребенок, демонстрирует нужный прием, каждый раз, когда перед детьми возникает задача нарисовать предмет, который они ранее не изображали (даже если раньше они изображали предметы такой же формы).
Подобный путь, даже если он начинается с рассматривания, обследования предмета, не может быть признан рациональным и соответствующим современному уровню требований к организации процесса воспитания и обучения детей. Он ведет не к развитию ребенка, а к механическому повторению показанного педагогом способа деятельности. В результате ребенок на каждом занятии приобретает умение изображать один конкретный предмет: яблоко или шар, флажок или дом, мишку или зайчика. Такое обучение не имеет развивающего характера; оно приучает ребенка действовать только по показу, по подсказке, лишает самостоятельности, сковывает творческие возможности.
Для успешного развития личности ребенка, а именно такую задачу мы ставим, обучая детей графическим умениям и навыкам, необходимо, чтобы он овладел не просто способами деятельности, а обобщенными способами изображения.
Итак: обобщенные способы изображения связываем с общностью формы предметов и их частей. Усвоение обобщенных способов возможно при условии овладения формообразующими движениями, когда ребенок одновременно с приемом изображения одного предмета будет понимать, что так можно изобразить любой предмет, сходный по форме.
Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же движение карандашом, ручкой, кисточкой при изображении разных предметов, ребенок постепенно приобретает соответствующий
опыт и понимает его обобщенное значение. Начинать формирование этого способа (в рисунке, лепке, аппликации) нужно с момента организации восприятия предмета, включающего движение руки по форме предмета. При этом для ребенка очень важно, чтобы движение по контуру предмета совершалось последовательно, чередуясь двумя руками; обведение предмета не только одной рукой, которой рисует малыш, но и другой, закрепляет образ движения в коре головного мозга и способствует более быстрому усвоению изобразительного движения. Движение, которым педагог (а затем дети) обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления с ним, и движение, воспроизводящее контур изображаемого объекта в рисунке, схожи по своей направленности. Эти сходство и специфичность действий позволяют ставить вопрос о возможности формирования обобщенных способов рисования, необходимых для изображения предметов, которые относятся к определенной группе.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»31.
Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Именно владение общими приемами обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу. Поэтому уже со второй младшей группы занятие, на котором дети должны рисовать предмет, требующий нового формообразующего движения, следует начинать с обследования объекта изображения, включающего поочередные движения обеих рук и определения его формы.
Вот, например, как можно учить ребенка рисовать предметы круглой формы. На одном из первых занятий детям предлагается изобразить колечки. До этого никаких предметов круглой формы они на занятиях не рисовали (разумеется, опыт изображения предметов круглой формы у некоторых ребят уже есть). Воспитатель должен рассмотреть с детьми колечки, предложить определить их форму, если дети будут затрудняться – обвести кольцо пальцем по контуру. Очень важно, чтобы каждый ребенок «прошелся» по контуру колечка (или любого другого предмета круглой формы, который ему предстоит рисовать). Тогда он не только видит движение, но и производит его рукой, воспринимает кинестезически. Однако на занятии организовать такую индивидуальную работу часто не представляется возможным, ведь детей много, и процесс может затянуться.
Поэтому проведите обследование раньше, в процессе игр, дайте каждому ребенку возможность обвести колечко. Делать это надо не формально-дидактично, а в виде игры («Найди, у кого колечко», «Надень колечко на пальчик» и др.).
Глядя на то, как осуществляют движение по контуру педагог и другие дети, ребенок мысленно делает то же самое, при этом его восприятие активно. На занятии предложите всем детям показать круговое движение пальцем в воздухе (рукой с карандашом, кистью), а затем продемонстрируйте на доске способ изображения или пригласите к доске (мольберту) кого-то из малышей. Сопровождайте все действия словами, подчеркивающими связь способа изображения и с формой предмета, и с движениями рук по его контуру при обследовании: «Кругленькое колечко, рисовать его надо так же, как обводили пальчиком». После основной работы рекомендуется вызвать к доске двух-трех ребят и попросить их показать, как они будут рисовать. Можно разрешить всем выйти к доске и порисовать на ней мелом. Детям это нравится, и они быстрее усваивают нужный способ изображения. Затем, сев за столы и взяв в руки карандаши (кисти), маленькие художники могут еще раз показать в воздухе, как они будут создавать круглые колечки, и начинают рисовать на листе бумаги (рисовать можно, даже стоя у столов или мольбертов).
Источник
Татьяна Скрягина
Художественное творчество как одно из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Художественное творчество — «это волшебница, сведущая в целебных чарах», она «избавляет от ужаса существования» и «нелепости бытия».
Ф. Ницше (1844—1900)
Художественное творчество (др. -русск. худогъ — «сведущий, опытный»; заимств. из готск. handags — «ловкий» от handus — «рука»; handugs — «мудрый») — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов «очеловеченного мира», в которых отражается высшая, духовная реальность.
Блестящая формулировка этого понятия приведена В. И. Далем:
«Изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе».
Художественное творчество — выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме. Художественное творчество — составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности. В творческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т. д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одаренных детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному, тем более, что общие закономерности художественного творчества, лучше прослеживаются на «обыкновенных детях», а не на «вундеркиндах» (Л. С. Выготский). Продукты Художественное творчество целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения. Художественное творчество — незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребенка, представляющий большую исследовательскую ценность. Истоки художественного творчества прослеживаются уже на 2-м году жизни ребенка. Художественное творчество — сложное образование, оно восходит к формированию у ребенка высших, собственно человеческих функций и тесно связано с общим развитием личности. В наибольшей мере изучено и документировано изобразительное творчество детей: рисование, лепка, декоративно-прикладные изделия и художественное конструирование (дизайн). По признанию специалистов, в этом виде художественной деятельности наглядно раскрывается проблематика всего художественного творчества детей в целом.
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, оригами) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.
Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.
Больше всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4 – 5 лет, а из целого куска (в лепке, одной линией контура (в рисовании, аппликации). В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» — по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина, лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска). В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают на глаз.
Роль рисования в развитии мелкой моторики
Рисование играет особую роль в развитии мелкой моторики. Рисование различными инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами) с разным нажимом на инструмент для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета, способствует развитию ручной, развивает зрительный контроль движений руки, мышление, восприятие, воображение.
По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
Работа с красками, особенно включая пальчиковые манипуляции хорошо развивает мелкую моторику и память, что способствует развитию речи.
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Работая кончиками пальцев (рисование пальчиками, скатывание шариков из бумаги и пластилина, выкладывание мозаики из яичной скорлупы, гальки, круп) дети получают хороший рефлекторный массаж.
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами — щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Учёными доказано, что для всестороннего развития ребёнка- дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи — исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».
В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др., которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.
Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии и другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.
Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительных задач: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.
Вырезывание ножницами. Необходимо уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.
Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие.
Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
По мере того, как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко остановить движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).
Работа с бумагой.
Плетение из бумажных полос. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Роль оригами в развитии мелкой моторики рук
Оригами – древнее искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками.
Оригами –искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.
Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук и ручной умелости оказывают различные приемы, применяемые в работе с бумагой: сгибание, складывание бумаги, «гармошка», скатывание, смятие, торцевание, растягивание. Работа с разными видами бумаги (писчая, акварельная, газетная, оберточная, салфетки, гофрированная, наждачная) способствуют развитию тактильных ощущений.
Большим коррекционно — развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, пластилинография — когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.
Роль аппликация в развитии мелкой моторики рук
Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, развивать навыки ручной умелости.
Роль лепки в развитии мелкой моторики рук
Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки ребёнок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.
Роль оригами в развитии мелкой моторики рук
Оригами – искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками.
Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка позволило С. М. Вайнерману и С. М. Большову обозначить приоритетные линии их оптимизации в художественно-изобразительной деятельности.
Занятия разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.
Источник