Развитие мотивации у ребенка с зпр

Развитие мотивации у ребенка с зпр thumbnail

Рабочая программа

Коррекционно-развивающая программа

формирования и развития учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.

на 2016 – 2017 учебный год

                                            Педагог-психолог Антонова О.М.

Москва, 2016

Пояснительная записка

Младший школьный возраст один из важных этапов детства, в этот период формируются навыки учебной деятельности. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть … мотивы приобретения обобщенных способов действий, или проще говоря мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности».

Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенная в деятельность обучения. Она определяется организацией образовательного процесса и субъектными особенностями обучающегося, здесь учитываются такие факторы как: возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками.

На протяжении многих десятилетий проблема учебной деятельности и школьной неуспеваемости являлась предметом исследования специалистов разного профиля: психологов (З.И. Калмыкова, И.А. Коробейников, Н.А.Менчинская, Н.И. Мурачковский, Н.П. Слободяник и др.); педагогов (Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, Л.В. Занков и др.); дефектологов и физиологов совместно с психологами и клиницистами (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, У.В. Ульенкова и др.). В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Многие авторы отмечают, что в сложной структуре формирующейся личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья мотивационно — потребностная сфера занимает существенное место (Л.В. Занков, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.Ю. Кулагина и др.). Поступление ребенка в школу — важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. К числу основных компонентов личностной готовности ребенка к школьному обучению, без которых нельзя рассчитывать на успехи, является мотивационная готовность. Изучение мотивов учебной деятельности у детей с ЗПР представляет интерес для понимания причин трудностей включения детей с ЗПР в учебный процесс.

Создание условий для развития и формирования мотивов в период обучения в начальной школе, придающих дальнейшей учебной деятельности ребенка значимый для него смысл, является крайне необходимым. Отсутствие школьной мотивации является показателем непричастности ребенка к учебному процессу. Для организации конструктивной работы по формированию и развитию школьной мотивации у младшего школьника с ЗПР педагогу важно знать:

— индивидуальные особенности учащегося;

— мотивационную готовность к школьному обучению;

— мотивацию, складывающуюся у ученика к концу начальной школы и готовящую учащегося к решению задач следующей ступени обучения.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

— познавательные;

— коммуникативные;

— эмоциональные;

— саморазвития;

— позиция школьника;

— достижения;

— внешние (поощрения, наказания).

Для формирования положительного отношения к учебе можно выделить следующие направления:

— Забота о создании общей положительной атмосферы;

— Постоянное снижение тревожности детей, избегая упреков, насмешки, угроз и т.д.

— Стремление исключить страх школьников перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

— Создание ситуаций успеха в учебной деятельности, формирующих чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

— Опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время.

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Задачи:

— сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию;

— сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и саморефлексии;

— дать учащимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий;

— предоставить детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их развития или приспособления к ним (компенсация другими возможностями).

Такие условия создаются за счет целенаправленной групповой работы в форме психологических уроков, тренингов и развивающих занятий.

Временные характеристики: программа рассчитана на 8 занятий по 40 минут 1 раз в неделю.

Прогнозируемые результаты.

Дети должны научиться:

• не бояться, быть уверенным в себе; передавать свое настроение (разными способами); взаимодействовать друг с другом, со взрослыми в условиях коллектива (класса);

• мыслить образами, составлять целое из частей, выделять из целого части, рисовать, штриховать, различать цвета, соотносить цветовую гамму с образом;

• выделять объект на картине, устанавливать закономерности на зрительно воспринимаемом материале, составлять простейший рассказ по серии картинок; запоминать, хранить, воспроизводить материал, «оречевлять» свои действия.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Занятие 1.

40 мин.

2

Занятие 2.

40 мин.

3

Занятие 3.

40 мин.

4

Занятие 4.

40 мин.

5

Занятие 5.

40 мин.

6

Занятие 6.

40 мин.

7

Занятие 7.

40 мин.

8

Занятие 8.

40 мин.

Занятие 1.

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности младших школьников, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, повышение самооценки, формирование гордости за свой продукт труда.

Задание 1. Упражнение на знакомство с группой.

Каждому участнику предлагается представить своего соседа с право и слева. «Здравствуйте, меня зовут ……., с права от меня Маша, а с лева от меня Петя….».

Задание 2. Упражнение на развитие восприятия. «Круг»

Инструкция для детей: «Сейчас мы с вами поиграем в такую игру: я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь быстро на них ответить. Все поняли задание? Начали.»

  1. Какую форму имеют окна в самолете?
  2. Как называются окна в самолете?
  3. Назовите предметы, имеющие форму круга.
  4. Какие предметы или фигуры можно получить, если сложить несколько кругов разной или одинаковой величины?

Детям нарисовать как можно больше предметов, используя в качестве основной фигуры круг.

Задание 3. Изготовление веселых человечков из геометрических фигур.
Каждый ребенок получает для работы прямоугольник и круг, вырезанные из бумаги. Из прямоугольника нужно склеить трубочку так, чтобы можно было надеть ее на палец. На круге нарисовать лицо веселого человечка и наклеить его на трубочку.
Ведущий. Дети, сейчас произойдет что-то удивительное. Если вы наденете человечка на палец, он оживет… Он расскажет нам, как его зовут, что он любит делать и что не любит, какое у него любимое блюдо, любимое время года, любимый мультфильм и многое другое.
Дети говорят по кругу: дают имя веселому человечку и рассказывают о нем.

Рефлексия

Дети прощаются с человечками и встают в круг. По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 2.

Цель: развитие внимания, развитие навыков коллективной работы, установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений, формирование гордости за свой продукт труда.

Оборудование: плотная бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Задание 1. Упражнение «Какая рука у соседа»

Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, добрая, нежная).

Задание 2. Упражнение «Летела корова»

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Читайте также:  Японский развитие ребенка до 3 лет

Задание 3. Изготовление дома для веселых человечков.
Каждый ребенок получает квадрат из плотной бумаги (размером 10х10 см), цветные карандаши, фломастеры.

Ведущий. Дети, сегодня мы сделаем дом для наших веселых человечков. У каждого из них будет свое окно. Сейчас вы это окно нарисуете, раскрасите. Постарайтесь, чтобы у вашего человечка было окно самое необычное, не похожее на все остальные окна, они могут быть разноцветными.
Затем готовые домики составляются один над другим, получается многоэтажный дом.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 3.

Цели занятия: Занятия по развитию доверительных отношений, мелкой моторики рук, произвольной памяти и внимания.

 Оборудование: предметные картинки одинаковых размеров, глина или пластилин.

Задание 1. Упражнение «Ласковое имя»

Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится на его место.

Задание 2. Упражнение «Зрительная память».

— Перед вами 10 картинок. Запомните все предметы на этих картинках.

 (1 минута).  Кто сможет повторить?  (Дети называют те предметы, которые они запомнили.  Подводится итог.)

Задание 3. Упражнение «Угощение на день рождения веселым человечкам» 
Дети лепят из глины или пластилина угощение для дня рождения веселых человечков (конфеты, торты, фрукты). Затем выставляют все это на общий стол. Надевают своего человечка на палец (сделанного на первом занятии) и рассматривают угощение. Рассуждения, что любят человечки, какие подарки любят получать.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 4.

Цели занятия: формирование желания общаться, быть активными, развитие творчества, внимания и навыков ориентировки в пространстве (схема тела).

Оборудование: заготовки из плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Задание 1. Упражнение «Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.

Задание 2. Упражнение «Будь внимательным»

Ребенок выполняет движения в соответствии с командами взрослого: подними правую руку, попрыгай на левой ноге, дотронься до левого уха, закрой правый глаз и т.д. В случае правильного выполнения задания ребенок получает фишку.

Задание 3. Упражнение «Изготовление мебели для веселых человечков» 

Дети получают заготовки из плотной бумаги для изготовления стула, стола и дивана, цветную бумагу для украшения поделок, ножницы и клей. После изготовления мебели каждый украшает ее по своему желанию: можно разрисовать, можно использовать аппликацию из цветной бумаги. Затем дети рассказывают о своих поделках от имени веселых человечков.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 5.

Цели занятия: формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления.

Задание 1. Упражнение «Необычное приветствие».

Предложить детям поприветствовать друг друга, но не совсем обычным способом:

— попросить детей помахать рукой своему соседу по парте;

— пожать друг другу руки;

— поприветствовать друг друга плечами;

— поприветствовать носочками ног;

Задание 2. Игра с палочками

1. Составьте 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек.

2. Составьте 3 равных квадрата из 10 одинаковых палочек.

3. Составьте из 10 одинаковых палочек 2 квадрата: большой и маленький.

4. Составьте 3 равных треугольника из 7 одинаковых палочек.

5. Составьте 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек.

6. Составьте квадрат и два равных треугольника из 5 одинаковых палочек.

7. Составьте квадрат и 4 равных треугольника из 9 одинаковых палочек.

8. Составьте из 9 одинаковых палочек 5 треугольников.

Задание 3. Упражнение «Минутка отдыха».

Посмотрите на этих человечков, запомните их движения, повторите по памяти.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 6.

Цели занятия: формирование желания учиться, быть активными, развитие внимания, мышления.

Оборудование: бумага, цветные карандаши

Задание 1. Эта игра — на знание друг друга и быстроту реакции. Правила игры такие. На счет «1, 2, 3» нужно как можно быстрее построиться в один ряд. Я говорю вам, каким образом это нужно сделать (например, «постройтесь по росту»), а вы становитесь в ряд — впереди самый высокий ученик, в конце — самый маленький. Понятно? Итак, постройтесь в ряд. //Психолог предлагает разные варианты, например, по цвету волос, по цвету платья, кофточки, пиджака, по цвету глаз — от самого темного до самого светлого//. Получилось? Почему не получилось?

Задание 2. «Каждой руке – свое дело»

 Ребенок левой рукой медленно перелистывает в течении 1 минуты книгу с картинками (запоминая их), а правой чертит геометрические фигуры.

Задание 3. Представьте веселых человечков в классе, как они сидят на уроке, слушают учителя, выходят к доске отвечать. Что им говорит учитель? Нарисуйте, то что вы представили, про веселых человечков.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 7.

Цели занятия: обучение детей гибкости в общении друг с другом, формирование доверия между ними, развитию внимания, речи и мышления.

Задание 1. Игра «Сиамские близнецы»

Участники делятся на пары. Пары играющих становятся друг к другу боком и обнимаются одной рукой за плечи. Получается так, что у того, кто справа, свободна только правая рука, а у того, кто слева — только левая. Вместе они и есть “сиамский близнец”. Одному из них «сиамскому близнецу» надо сделать что-нибудь (например, завязать шнурки на ботинках, вырезать кружок из бумаги, расчесаться).

Задание 2. Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд, увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу ведущего один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Задание 3. «Искусство выдумывать истории»

Процедура игры.

1) Ребенку или группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, например, веселые человечки, поезд, школа, лето, интересные уроки.

2) Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета, например, придумать историю про страну, где все из стекла или из мыла и т. п.

3) Ребенку или группе детей предлагается придумать историю, где все, наоборот, по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле, например, дети выше ростом, чем взрослые.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Занятие 8.

Цели занятия: обучение детей общению друг с другом, развитию внимания, речи, фонематического слуха и точности слухового восприятия.

Задание 1. Игра «Эхо»

Перед игрой ведущий обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Задание 2. Игра «Заметь все»

 Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Читайте также:  Основные критерии развития ребенка дошкольного возраста

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Задание 3.  «На что это похоже».

Нужно придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

Рефлексия

По очереди говорят, что понравилось на занятии, что не понравилось и почему.

Список литературы

1. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога 2-е издание – Издательство «Наука и техника» 2017.

2. Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова Психологическая азбука, программа развивающих занятий в 1 классе – Генезис, Москва 2012.

3. О. Алесенко, Тренинг развития коммуникативных навыков
для учащихся первых классов, Журнал «Школьный психолог», Издательский дом «Первое сентября», Москва 2013.

4. Шипицына Л.М. и др. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми. – Спб.: Образование, 1995.

5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И. В. Дубровиной. — М’.: Издательский центр «Академия», 1998.

Источник

Формирование мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития

Аннотация: Непременным требованием к любой личности является получение образования. Именно поэтому учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и психологии. Этой проблеме посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Проблема школьной неуспеваемости на протяжении многих десятилетий является предметом исследования специалистов разных областей. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с постоянно увеличивающимся количеством детей с пониженной обучаемостью, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Ключевые слова: задержка психического развития (ЗПР), младшие школьники, мотивация учения, формы учебной мотивации, формирование мотивации учения.

В настоящее время в любой школе вопрос о мотивации учения без сомнений можно назвать одним из центральным. Во все времена вопрос о неуспеваемости школьников вызывал особую тревогу у учителей. Одним из важных компонентов успешности обучения является мотивация учения.

В. М. Галкина в своей работе указывает на то, что с мотивацией учения непосредственно связано само качество образования, которому в современной школе уделяется большое внимание во всех основных документах государственного значения. Следовательно можно сделать вывод, что актуальной является научно-практическая проблема поиска результативных средств повышения мотивации учения младших школьников как фактора обеспечения качества образования [2, С. 97].

В своей статье С. А. Домрачева, Д.С. Кононова говорят о том, что поступая в школу, ребенок переход на новый этап развития. В младшем школьном возрасте складываются психологические новообразования (формируется адекватная самооценка, внутренний план действий, произвольность, самостоятельность, рефлексивность поведения). Отечественные ученые Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие отмечают, что этот возрастной период имеет большое значение для развития личности младших школьников и формирования у них мотивации учебной деятельности [3, С. 86].

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, к различным видам деятельности, интересам. Деятельность без мотива или со слабым мотивом не осуществляется вообще или становится неустойчивым. И именно от того, как чувствует себя обучающийся в определенной ситуации и будет зависеть его объем усилий, который он применяет в обучении.

По мнению авторов научной статьи Е. В. Царевой, Н. П. Гордеевой мотивация учения – общее название процессов, методов, средств побуждения обучающихся к познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования [9, С. 260].

Мотивационная сфера, как считает А. Н. Леонтьев, — ядро личности. Что же движет ребенком, какие желания у него возникают? Если обратится к теории деятельности, то можно сделать вывод, что мотивация возникает в том случае, если предполагаемая норма деятельности соответствует имеющейся потребности [5, С. 260-261].

О. А. Суркова в своей работе отмечает, что мотивация учения является важным условием успешного развития личности. Создание необходимых условий для возникновения положительной мотивации учения и в дальнейшем её развития у обучающихся начальных классов – одна из главных педагогических задач [7, С. 157].

В своем сборнике А.И. Трецина, М.А. Митина указывают на то, что мотивационная основа учебной деятельности обучающегося состоит из следующих компонентов:

• сосредоточеннность внимания на учебной ситуации;

• осознание смысла предстоящей деятельности;

• осознанный выбор мотива;

• целеполагание;

• стремление к цели (осуществление учебных действий);

• стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий);

• самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности) [8, С. 311].

Следует отметить, что мотивация учения в целом исследуются достаточно широко. Но при этом до настоящего времени, несмотря на большое количество исследований и данных, стоит отметить, что исследования не только разнообразны, но бывают и противоречивы. Это касается не только теоретических вопросов, но и конкретных вопросов динамики мотивов учения обучающихся младшего школьного возраста. Проблема мотивов учебной деятельности у младших школьников требует дальнейшей разработки также в силу большого практического значения для педагогической деятельности как в начальной школе, так и средней [1, С. 51].

Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное предназначение дальнейшей жизни и обучении ребенка:

— на данном этапе закрепляется, преобразуется начальная мотивация;

— осуществляется самосознание и самооценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности – учения, своего статуса «Я-ученик», а также формируются качества психики личности, которые и определяют его общий характер и поведение;

— формируется учебно-познавательная деятельность как база всего последующего обучения в школе, происходит развитие и обогащение речевой деятельности и речевой практики;

— складываются умения сотрудничества и коллективизма в учебной деятельности, опыт общения с обучающимися и с учителем [6, С. 392].

Таким образом, мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается динамично. Познавательные мотивы проявляются в виде интереса к способам приобретения знаний, к дополнительной знаниям по тем или иным вопросам. Представлены в структуре мотивации детей младшего школьного возраста и социальные мотивы. Обучающиеся вполне осознают причины необходимости учиться, добиваются похвалы учителя и родителей своих действий. При правильной организации учебной деятельности у обучающихся закладывается умение самостоятельно ставить свои цели. Начинает складывается умение соотнесения цели со своими возможностями. У обучающихся с ЗПР гораздо дольше сохраняется ведущей игровая мотивация, в связи с этим с трудом формируются учебные интересы и понятия должного, нужного. У большинства обучающихся нет интересов, связанных со школой, ответственности к выполнению учебных заданий. Ученик с ЗПР, достигая школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. У него как бы сохраняются мотивы деятельности, присущие детям дошкольного возраста – в первую очередь игровой мотив. Успешно выполняются задания, которые связаны непосредственно с игрой. Для детей с ЗПР в целом характерность бедность учебной мотивации. Учебные интересы, поддерживающие положительное отношение к учению, менее содержательны, чем у нормально развивающихся детей. Зачастую у этих детей значимым мотивом становится мотив избегания неудачи [10, С. 180].

При диагностики мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития, ученики показывают довольно низкие показатели уже начиная с первого класса. При проективных диагностиках, где нужно наривать все, что связанно со школой, обучающиеся с ЗПР уклоняются от рисования на заданную тему. Как показывают наблюдения да данными школьниками их мотивационная деятельность также во много зависит от настроения, с которым пришел на занятие ученик. Будь это основные уроки или коррекционно-развивающие.

Читайте также:  Рост и развитие ребенка калькулятор

Особенности мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития изучались Н.Л. Белопольской, Л.В. Кузнецовой, У.В. Ульенковой.

И.В. Крупенникова в своей статье «Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития» говорит о том, что для обучающихся с ЗПР характерно снижение интереса к обучению, у них наблюдается низкий уровень саморегуляции, произвольной сферы, ученики испытывают трудности при планировании своей деятельности, а также у них значительно снижен самоконтроль. Данная группа обучающихся в большинстве случаев не может справится с трудностями, которые появляются у них на пути при обучении, чаще реагирует неадекватными эмоциональными реакциями: злостью, обидой и соответственно снижение мотивацииучения. По утверждению Л.С. Выгодского, имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социальной средой, культурой как источником развития личности и непрерывно связан с нарушением адаптационных возможностей детей. Это существенно затрудняет не только изучение новой темы, но и препятствует усвоению в ходе учебной деятельности[4, С. 82].

Е.А. Черенёва в своей работе выявила, что мотивация учебной деятельности младших школьников с ЗПР часто оказывается ситуационной и формируется медленно. Например, эмоционально окрашенные мотивы учебной деятельности расширяют сферу мотивации, способствуют выработки положительного отношения к обучению в целом. Обучающиеся с ЗПР в этом возрасте при выборе деятельности более привлекательной предпочитают получить «Эмоционально комфортный результат». Так, при мотивации учебной деятельности по средствам сказки, игры и получением в дальнейшем материального вознаграждения (конфета, наклейка, фломастеры и др.), в этом случае они намного старательней подходят к выполнению того или иного учебного задания.

Автор утверждает, что практически всех обучающихся с ЗПР интересует непосредственный результат каждого ответа. Они не охватывают ситуацию соревнования в целом, а расчленяют ее на отдельные этапы и стремятся их выполнить. Данные ученики быстро утомляются и следствие чего у них теряется интерес к обучению. У них наблюдаются частые переходы от активного к пассивному состоянию и смена рабочих и нерабочих настроений [11, С. 128].

В ходе наблюдений, Е. А. Чернёва выявила, что мотивация младших школьников с ЗПР во внеклассной работе активна. Обучающиеся активны и их интересы разнообразны. Обучающиеся активно ходят на различные занятия внеурочной деятельности, факультативы, секции, участвуют в жизни класса[11, С. 131].

Обучающиеся с ЗПР всегда проявляют ответственность, исполнительность и аккуратность при выполнении различных трудовых поручений.

В совей статье И. В. Крупенникова констатирует тот факт, что у обучающихся с ЗПР, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, до 4 класса трансформация внешних факторов (требования общества) во внутренние (собственно учебная мотивация – мотивация содержания или процесса) не происходит. У них отсутствует внутренний контроль, а постоянный контроль извне осознается лишь при оценивании, вне связи между собственными силами и полученным результатом, а собственное эмоциональное состояние ученики воспринимают как последствия воздействия педагога. В результате исследований автор пришел к следующим практическим выводам: у младших школьников с ЗПР мотивационная структура уже сложилась, изменить ее чрезвычайно сложно. Можно сделать вывод, что период обучения в 1 и 2 классах является наиболее чувствительным к педагогическому воздействию для формирования адекватной учебной мотивации обучающихся с ЗПР [4, С. 85].

В своем исследовании Н. В. Чаркина делает вывод, что обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР внешние мотивы учения присутствуют на всех годах обучения. Автор говорит о том, что дети с ЗПР неоднородны в мотивации к учебной деятельности. Они имеют достаточно высокие показатели внешней мотивации и низкого уровня внутренней мотивации, что связано, прежде всего, с особенностями познавательной сферы, спецификой проявления эмоций, с социальным окружением, Она отмечает в своем исследовании положительную динамику увеличения числа детей с ЗПР, находящихся на высоком уровне внутренней мотивации. Это дает возможность говорить о необходимости работы по формированию стойких внутренних мотивов и проведению работы по формированию мотивации учения в целом [10, С. 137].

Е. А. Черенёва и Д. В. Черенёв в своей статье говорят о том, что при формировании мотивации учения младших школьников с задержкой психического развития необходимо принимать во внимание психологические принципы формирования мотивации учебной деятельности школьников, разработанные А. К. Марковой:

1. Принцип перспективы, резервов и задач развития мотивации учения в младшем школьном возрасте. Необходимо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Следовательно, формирование мотивации учения должно опираться на реальный уровень, который сложился в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития.

2. Принцип активности видов деятельности (учебная, общественно-полезная) и других видов общественных взаимодействий (с учителем, сверстниками).

3. Принцип развития психических новообразований. Эти новообразования состоят в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции: a) К изучаемому объекту (лингвистическому); b) К другому человеку; c) К себе и своей деятельности.

4. Принцип качественного изменения мотивационной сферы, усложнение отношений новообразования и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольных, т. е. регулируемая волей, ее организация.

5. Общие принципиальные пути формирования мотивации [12, С. 281-282].

При формировании мотивации младших школьников с задержкой психического развития прежде всего нужно учитывать возрастные и психические особенности в развитии данной категории детей. Проводить коррекционно-развивающую работу, разрабатывать рекомендации как родителям, так и учителям по работе с обучающимися с ЗПР. А также максимально вовлекать детей в различные виды деятельности.

Список литературы:

  1. Братчикова Ю.В. Психолого-педагогические приемы развития мотивации учебной деятельности у младших школьников // В сборнике: Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. 2014. С. 49-57.

  2. Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 5 (35). С. 96-99.

  3. Домрачева С.А., Кононова Д.С. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 86-90.

  4. Крупенникова И.В. Проблема формирования учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 2. С. 79-86.

  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2005. – 352 с.

  6. Макеева Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников // В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 391-397.

  7. Суркова О.А. формирование учебной мотивации у младших школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 1 (2). С. 157-158.

  8. Трецина А.И., Митина М.А. Влияние мотивации на формирование познавательной деятельности младшего школьника // В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 311-315.

  9. Царева Е.В., Гордеева Н.П. Особенности развития учебной мотивации младших школьников // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2015. № 1. С. 258-263.

  10. Чаркина Н.В. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 8-5. С. 136-138.

  11. Черенёва Е.А., Черенёв Д.В. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Учебное пособие / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015.

  12. Черенёва Е.А., Черенёв Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с зпр // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 277-285.

Источник