Развитие морального сознания ребенка по кольбергу
Периодизация Э. Эриксона охватывает весь жизненный путь личности и разные стороны ее развития. Другие периодизации развития личности — более частные, в них отражены отдельные
стороны детского развития. Рассмотрим представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.
Л. Колберг продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев
рассказа и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно раз-
бившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают
эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком.
Л. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Приведем в качестве примера один из рассказов и типичные ответы. «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего врача дать
ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить ее просьбу?»
Ребенок: «Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить ее от боли. Но это могло бы быть неприятно ее мужу — ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене».
Подросток: «Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и он не должен ее уничтожать».
Взрослый: «Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам ее факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже
не человека, она имеет право выбрать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет».
Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа — ценности жизни. Позиция взрослого многогранна. Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный материал, он выделяет 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.
Первый — доморальный уровень. Нормы морали для ребенка — нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия).
Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).
Второй уровень — конвенциональная мораль. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в
одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет —
для IV. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.
Третий уровень — автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.
Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия,
демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом — на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).
Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей II позже — у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет. Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня
морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление. Однако становления формально-логических операций недостаточно; даже интеллектуально развитые взрослые люди могут не иметь автономной морали. Что же касается подростков, то только 10% из них поднимаются до высшего уровня морального сознания.
Таблица 1.3
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ
Возраст | Что значит вести себя правильно | Почему надо вести себя правильно |
4 года | Вести себя как: хочется. Справедливо то, что делаю. | Чтобы получить награду и избежать наказания |
5-6 лет | Делать то, что велят взрослые | Чтобы избежать неприятностей |
6-8 лет | Вести себя с другими так, как они ко мне относятся | Чтобы не упустить своего |
8-12 лет | Отвечать ожиданиям других, доставлять им радость | Чтобы все хорошо обо мне думали — другие и я сам |
С 12 лет | Удовлетворять общественным требованиям | Чтобы способствовать стабильности общества, быть настоящим гражданином |
‘ Конвенция — договоренность, соглашение.
Как организуют свое поведение дети разного возраста в соответствии со своими этическими представлениями, показано в табл. 1.3. Следует отметить, что индивидуальные различия здесь
велики, II возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений — того, что дети говорят, а не их реального
поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.
Дата добавления: 2018-03-09; просмотров: 109; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11197 — | 7534 — или читать все…
Источник
Тема 7: Когнитивное направление в психологии развития
1. Предпосылки развития когнитивного направления.
2. Теория морального развития Л. Колберга.
3. Теория развития умений К. Фишера.
4. Развитие как решение задач (Р. Кейз).
5. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
6. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова
Предпосылки развития когнитивного направления
Когнитивные теории развития ведут начало из философской теории познания. Пересекаясь с биологией, теория познания смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей социальной и предметной среде. Основная цель этого направления — выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию.
Немецкий ученый Э. Мейман предложил периодизацию психического развития, критерием в которой являются этапы интеллектуального развития:
1. Стадия фантастического синтеза (от рождения до 7 лет). Дети обобщают отдельные ощущения без системы и логики, поэтому получаемые ими понятия далеки от реальности.
2. Стадия анализа (7 – 12 лет). Ведущей становится не интеграция, а дифференциация, т.е. разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, расчленив понятие на части и формируя адекватное представление об этих частях. На этой стадии возможно начало систематического обучения детей.
3. Стадия рассудочного синтеза (12 – 16 лет). Формируется операциональное мышление, появляется возможность интегрировать отельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе, и получать научные представления об этих частях.
Э. Клапаред выделил следующие этапы в психическом развитии:
1. От рождения до 2 лет – у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано, главным образом, с развитием восприятия.
2. От 2 до 3 лет – у детей развивается речь, поэтому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
3. От 3 до 7 лет – начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
4. От 7 до 12 лет – начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, т.к. их интеллектуальное развитие связано с формирование специальных интересов.
Теория морального развития Л. Колберга
Л. Колберг критиковал Ж. Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются как бы в стороне. Он поставил вопрос — какие познавательные схемы, структуры, правила описывают такие явления, как ложь (которая появляется у детей в определенном возрасте и имеет свои этапы развития), страх (также являющийся возрастным явлением), воровство (присуще каждому в детском возрасте). Пытаясь ответить на эти вопросы, Л. Колберг обнаружил ряд интересных фактов в детском развитии, которые позволили ему построить теорию морального развития ребенка.
В качестве критериев деления развития на этапы Л. Колберг берет 3 вида ориентации, образующих иерархию: 1) ориентацию на авторитеты, 2) ориентацию на обычаи, и 3) ориентацию на принципы.
Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию,Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания (табл. 7-2).
1. Доморальному (предконвенциональному) уровню соответствуют: стадия 1 — ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и стадия 2 — ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды — послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения.
2. Конвенциональной морали соответствуют: стадии 3 — модель «хорошего ребенка», движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и стадия 4 — установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
3. Автономная мораль переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5А — человек осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логического обоснования, усматривая таковое в идее полезности. Затем идет стадия 5В — релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, соответствующего интересам большинства. Лишь после этого — стадия 6 — формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
В последних работах Л. Колберг ставит вопрос о существовании еще 7-й, высшей стадии, когда моральные ценности выводятся из более общих философских постулатов; однако этой стадии достигают, по его словам, лишь немногие.
Таблица 7-3. Стадии морального развития по Л. Колбергу
Логическая стадия | Моральная стадия |
Символическая, интуитивная мысль | Стадия 0 — хорошо то, чего я хочу и что мне нравится |
Конкретные операции, этап 1 | Стадия 1 — послушание из страха наказания |
Конкретные операции, этап 2 | Стадия 2 — наивный инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами |
Формальные операции, этап 1 | Стадия 3 — ориентация на менее значимых других, конформность (межличностная или групповая перспектива) |
Формальные операции, этап 2 | Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка (общественная перспектива) |
Формальные операции, этап 3 | Стадия 5А — утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт) Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть Стадия 6 — ориентация на универсальный этический принцип |
Эмпирическая проверка теории Л. Колберга в США, Англии, Канаде, Мексике, Турции, Гондурасе, Индии, Кении, Новой Зеландии, на Тайване подтвердила ее кросскультурную валидность относительно универсальности первых трех стадий морального развития и инвариантности их последовательности. С высшими стадиями дело обстоит гораздо сложнее. Они зависят не столько от уровня индивидуального развития человека, сколько от степени социальной сложности общества, в котором он живет.
Усложнение и дифференциация общественных отношений является предпосылкой автономизации моральных суждений. Кроме того, стиль моральных суждений индивида неизбежно зависит от того, в чем данное общество видит источникнравственных предписаний — будет ли то Божья воля, общинное установление или просто логическое правило. Центр тяжести проблемы переносится, таким образом, с умственного развития индивидана социально-структурные характеристики общества, макро- и микросоциальной среды, от которой непосредственно зависит степень его личной автономии.
Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Он считает, что развитие морали как у ребенка, так и у взрослого носит спонтанный характер, а потому никакая метрика здесь невозможна.
Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 11684; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9891 — | 7681 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, ам.психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования и умственного развития. Л.Колберг продолжил эксперименты Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым, и более « испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения.
Периодизация Лоуренса Колберга, основана на изучении уровня развития морального сознания человека.
Выявленные в исследованиях Колберга три уровня и 6 стадий нравственного развития.
1.Доморальный уровень Страх наказания (4 — 7 лет): Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).
2.Уровень Конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение): Стыд перед окружающими людьми (10 -13 лет).
Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.
На 3 стадии ребенок в своем поведении ориентируется на одобрение других и оправдание ожидания, на 4 стадии в своем поведении и суждении ребенок ориентируется на авторитет.
3.Уровень Постконвенциональный (автономная мораль): Совесть (после 13 лет). Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними.
Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью. На пятой стадии возникает желание соответствовать принципам общественного благополучия: «Я должен исполнять эти законы, т.к. их установило общество». На шестой — желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».
Следует отметить, что индивидуальные различия здесь велики, и возрастные границы весьма приблизительны. Кроме того, этапы в развитии морального сознания установлены на основе моральных суждений – того, что дети говорят, а не их реального поведения. Ребенок может знать, как правильно себя вести, но по какой-то причине поступать иначе. Впрочем, в ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением. Предполагается, что дети в большей степени, чем взрослые, подчиняют свое поведение усвоенным этическим принципам.
Несмотря на ряд имеющихся недостатков, тем не менее, теория вносит существенный вклад в наше понимание нравственного развития.
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе;
особая форма общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.
г) Периодизация личностного развития (Э.Эриксон)Эпигенетическая теория личности
Э.Эриксон – последователь З.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию. Он смог выйти за ее рамки благодаря тому, что начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Центральное понятие учения Э.Эриксона — идентичность. Идентичность — психологическая тождественность, это ядро личности, это условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным». Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций – отождествления себя с родителями, мальчиками или девочками (половая идент) и т.д. Этот процесс определяется воспитанием ребенка, поскольку с самого его рождения родители, а затем и более широкое социальное окружение приобщают его к своей социальной общности, группе, передают ребенку свойственное ей мировосприятие.
Психосоциальная концепция Эриксона показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Каждой стадии развития человека соответствуют свои, присущие данному обществу ожидания, которые человек может оправдать или не оправдать. Все развитие человека от рождения до юности, рассматривается им как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство принадлежности к своей социальной группе, понимание неповторимости и своей индивидуальности.
Эриксон ввел понятие групповая идентичность, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать как мир как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, который включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, которые выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
Еще один важный для развития личности момент – кризисность. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое проявляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение человека к миру и к самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. По мнению Э.Эриксона каждый человек проходит 8 стадий, на каждой из которых человеку выдвигаются социальные требования. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Из кризиса индивид может выходить успешно или нет. Неуспешное разрешение кризиса приводит к формированию соответствующего качества личности, приводящего к жизненным проблемам. Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Периодизация личностного развитияЭ.Эриксона
Стадия развития | Нормальная линия | Аномальная линия |
0-1 год — раннее младенчество социальное качество — доверие | — доверие к людям,к миру, — взаимная любовь, связь ребенок — родитель, — удовлетворение потребности в общении с родителями | — недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннего отлучения от груди |
1—3 года — позднее младенчество (ранний возраст) социальное качество — воля | — самостоятельность, — уверенность в себе | — стыд, сомнения в себе, — гипертрофированное чувство стыда |
3-5 лет — возраст игры социальное качество — — целеустремленность | — инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения | — чувство вины, — пассивность, отсутствие инициативы, — отсутствие признаков полоролевого поведения |
5-11 лет среднее детство школьный возраст — социальное качество ~ компетентность | — компетентность, — стремление к достижению, — трудолюбие, — развитие познавательных и коммуникативных навыков | — чувство собственной неполноценности, — избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, — слаборазвитость познавательных и трудовых навыков, — конформность |
11-20 летполовая зрелость, подростничество, юность — социальное качество — верность | — эгоидентичность -17 лет (собственная уникальность), — жизненное самоопределение, — поиск себя, — формирование мировоззрения, — половая поляризация в формах поведения | — диффузия идентичности (не может найти себя, не знает, чего хочет), — путаница ролей, — смещение временных перспектив, — смешение форм полоролевого поведения |
20-25 лет — молодость социальное качество — любовь | — интимность, — стремление к контактам с людьми, — желание и способность посвятить себя другим людям, — рождение и воспитание детей | — изоляция, — избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека трудный характер, непредсказуемое поведение) |
26-64 лет -взрослость социальное качество — забота | — продуктивность, — творчество (особенно в труде), — продуктивная и творческая работа над собой | — инертность, — застой (особенно в труде), — эгоизм, эгоцентризм, — непродуктивность в работе, — ранняя инвалидность |
От 65 лет до смерти — старость социальное качество — мудрость | — целостность Эго, универсальность | — отчаяние, отвращение, презрение |
д). Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину. Закон периодичности детского развития.
Даниил Борисович Эльконин развил представления Л.В.Выготского о возрастном развитии. Он рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир — мир предметов и мир человеческих отношений через две системы отношений:
— «ребенок — общественный взрослый» (человек-человек)
— «ребенок — общественный предмет» (человек — вещь).
В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка, Д.Б.Эльконин выделяет две группы.
В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело главным образом с системой отношений «ребенок — общественный взрослый» или, шире, «человек-человек».
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника. Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста – математикой или грамматикой, их деятельность мало похожа внешне, но по существу, и то и другое – освоение элементов человеческой культуры. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок — общественный предмет» или «человек – вещь».
В деятельности первого типа главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера, в деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребёнка, т.е. интеллектуально-познавательная сфера. Эти две линии образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них.
Д.Б.Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке развития ребенок подходит с расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «человек-человек», и тем, что он усвоил из системы отношений «человек-предмет». Момент, когда это расхождение принимает наибольшую величину, называют кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой».
Таким образом, каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка, которые указывают на возникшую у него потребность перемен в отношениях со взрослым.
Д.Б.Эльконин выделяет три эпохи и шесть периодов развития.
— 1 эпоха: раннее детство (периоды: младенчество (0-1), раннее детство (1-3));
— 2 эпоха: детство (дошкольное детство (3-7), младшее школьное детство (7-10));
— 3 эпоха: подростничество (младшее подростничество (11-15), старшее подростничество (15-17)).
Развивая идеи Выготского, Эльконин предложил рассматривать каждый возраст на основе следующих 3–х критериев: ССР, ВД, центральное возрастное новообразование.
Источник