Чем важно раннее детство в развитии личности ребенка

Чем важно раннее детство в развитии личности ребенка thumbnail

Развитие
личности ребенка начинается с раннего детства.

В раннем детском
возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от
принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает – сотрудничество,
доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик,
наказание. Это будет определяющим.

В результате
складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося
признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от
ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного,
капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для
формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И
в этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередко
мистифицировали.

В
действительности дело в том, что ребенок с первых месяцев сознательной жизни
находится в достаточно развитой группе и в меру присущей ему активности (здесь
большую роль играют особенности его высшей нервной деятельности, его
нервно-психической организации) усваивает тип отношений, которые в ней
сложились, претворяя их в черты своей формирующейся личности.

Воспитание
ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, уже с трех-четырех лет, как правило,
протекает одновременно и в детском саду, в группе сверстников, «под
руководством» воспитателя. Здесь возникает новая ситуация развития личности.
Если переход к новому периоду не подготовлен успешным завершением фазы
интеграции в предыдущем возрастном периоде, то здесь (как и на рубеже между
любыми другими возрастными периодами) складываются условия для кризиса развития
личности. В психологии давно был установлен факт «кризиса трехлетних»,
через который проходят многие малыши.

Дошкольный
возраст. Ребенок включается в группу ровесников в детском саду, управляемую
воспитательницей, которая, как правило, становится для него наравне с
родителями наиболее значимым лицом. Укажем фазы развития личности внутри этого
периода. Адаптация – усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и
воспитателями поведения. Индивидуализация – стремление каждого ребенка найти в
себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах
самодеятельности, либо в шалостях и проказах. При этом дети ориентируются не
столько на оценку сверстников, сколько на родителей и воспитательниц.
Интеграция – согласованность стремления обозначить свою неповторимость и
готовности взрослых принять в ребенке только то, что соответствует важнейшей
для них задаче – обеспечить ему безболезненный переход на новый этап
воспитания, – третий период развития личности.

Содержание
нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность
нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого
понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо
различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе
норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах
жизни и деятельности.            Нравственность
человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек,
связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки
весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной
воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований
в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение. Но
что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению
личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений,
предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных
сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими
людьми.

Мораль общества
охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно
четко представить содержание воспитательной работы по формированию
нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование
следующих моральных отношений:

А) отношение к
политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ;
правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание
моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и
свободе народов;

Б) отношение к
родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной
и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура
межнациональных отношений;

В) отношение к
труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины
труда;

Г) отношение к
общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и
умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к
людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота
о семье и воспитании детей;

Е) отношение к
себе: высокое сознание общественного долга; чувство   собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое
из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований,
которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и
поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание
нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую
многогранность.

Но для
нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его
содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно считать
нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность
нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд,
напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении
и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно
выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою
“нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других
преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не
что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных
условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и
начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях
обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы
общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной,
чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним
общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру,
справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это
имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать;
нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы
его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”.

Читайте также:  Ребенок и природа эмоционально познавательное развитие

Нравственным
нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали
выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и
привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении
нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым
только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в
обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний
категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого
выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания,
взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение
придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности
можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего
побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные
взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им
привычек поведения и   составляет
глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле
нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее
совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему
раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть
и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее
нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишет
Чингиз Айтматов, – одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни
дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира
современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния,
без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в
действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это
показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее
моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления
к моральному благородству.

Фактор – движущая
сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к
действию.

Факторы, влияющие
на развитие личности:

-наследственность;

-среда;

-воспитание;

-деятельность.

Развитие
человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора
наследственности.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
– это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые
передаются от родителей к детям, что заложено в генах (задатки, морфологические
признаки, темперамент, характер, способности).

Человек от
рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют
существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как
динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности.

СРЕДА – те
условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.

Среда бывает 3
видов:

— биологическая
(климат);

— социальная (общество);

-педагогическая
(учителя, семья, коллектив).

Среда как фактор
развития личности имеет существен­ное значение: она предоставляет ребенку возможность
видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние но­сит, как правило,
стихийный, мало поддающийся педаго­гическому руководству характер, что, конечно
же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать
ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от социальной
среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и
др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на
формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь
в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать
его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со
средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая
ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со
взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

ВОСПИТАНИЕ –
целенаправленный специально организованный процесс формирования личности.
Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени
развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве
основного, определяющего фактора ее развития.

Особенности
воспитания как фактора развития личности:

в отличие от первых двух факторов оно
всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего)
характер. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно
обоснованным программам.;

— оно всегда
соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором
происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда
имеются в виду положительные воздействия;

— воспитательный
процесс строится по определенной системе. Единичное воздействие не приносит
ощутимых результатов.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на
изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Наследственность,
среда, воспитаниеэти факторы при
всей их значимости и необходимости все же не обеспечива­ют полноценного
развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого
ребенка: он никак не влияет на то, что будет за­ложено в его генах, не может
изменить среду, не определя­ет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек
обладает удивительной особенностью –
активностью. Активность проявляется в познании мира. Именно активность
позволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Таким образом,
активность как свойство живого орга­низма выступает в качестве необходимого
условия и пред­посылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы разныевиды деятельности:
игру, труд, учение. Каж­дый из видов деятельности направлен на удовлетворение
каких-то потребностей: играна
удовлетворение потреб­ности проявить активность в той сфере, в которой
невоз­можно реальное действие; труд- на удовлетворение по­требности в получении
реального результата, в самоут­верждении, учениена удовлетворение потребности в познании и т.д.

Читайте также:  Коммуникативная сфера развития ребенка с овз

Рассмотренные факторыобеспечивают
развитие ребенка как человеческого существа.

Таким образом, развитие личностиэто процесс, подчиненный определенным, вполне объективным
закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не
видит в личности лишь точку приложения внешних сил. За личностью остается
выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на
поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не
возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений.
Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и
представляет, каким он хотел бы себя видеть. В самом общем виде развитие
личности есть становление особой формы целостности или, как говорил Флоренский,
«единомножия», включающего четыре формы субъектности: субъекта
витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и
субъекта самосознания.Иначе говоря,
становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу,
присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других,
проявляя себя перед самим собой. 

Источник

Что посеешь, то и пожнешь — старая пословица отражает истину, подтверждающуюся годами наблюдения за различными семьями. Воспитание и формирование личности ребенка берут на себя отец и мать, ближайшие родственники, а также воспитатели и учителя. Будущее маленького человека закладывается в детстве. Основными факторами данного процесса можно назвать обычаи семьи, уважение между родственниками, отношение к ребенку, учет его мнения и других — все это является важнейшими деталями.

Развитие личности ребёнка

Как же вести себя, чтобы не лишить дитя личностного роста? Ведь хорошо известно, что те дети, которые ощущают себя сильной личностью, уверены в себе, иначе ведут себя в обществе, быстрее достигают поставленных целей, отличаются коммуникативными способностями.

Что такое личность?

В психологии разграничивают понятие личности и индивидуальности — от многих родителей можно услышать «мой ребенок настоящая личность, он уже умеет выбирать музыку, одежду или еще что-то». На самом деле, это проявление темперамента или предпочтений. Характер, конечно, влияет на формирование и развитие личности, но не определяет ее на 100%.

Однозначно ребенок с рождения получает необходимые качества, происходит закладка трех основных групп личностных особенностей:

  • мотивационная;
  • стилевая;
  • инструментальная.

При этом последовательность их возникновения не определена, главное, чтобы они состоялись.

Организация процесса

Развитие личности в раннем детстве подразумевает два аспекта — своевременное осознание малышом того, что он является представителем реального мира, имеет свое место, а также развитие чувств, желаний, силы воли. Вторая группа определяет мотивы и устойчивость поведения.

Как понять, что ребенок уже осознает, кто он? Пронять это можно по следующим признакам:

  • В речи он в полной мере использует личные местоимения.
  • Имеет представление о том, что такое «хорошо» и «плохо», может объяснить, почему-то или иное действие относится к положительным или отрицательным, а также может принять решение, отказавшись от, например, любимого занятия, пожертвовав «хочу» в пользу благих целей и результатов. При этом его речь ясна и убедительна.
  • Кроха научился контролировать себя, поступки, желания.
  • На простом уровне может рассказать о себе, о внешности, чертах характера, переживаниях и целях — речь в этом случае также понятна.

Ребёнок два года

Таким образом, полноценная личность формируется не ранее, чем в два года, а к 5-ти годам соответствует всем показателям. Далее установление происходит путем прохождения ряда возрастных кризисных периодов.

Особенности

Развитие личности в раннем возрасте подразумевает возникновение и установление механизмов личности. Они являются важными условиями обеспечения всего процесса, но кроме них, есть некоторые особенности, которые следует учитывать. Если обращать на них внимание, можно избежать ряда ошибок, которые совершает практически каждый второй родитель:

  • Эгоцентризм. Как только ребенок начинает чувствовать себя осознанным, он замечает, что все относятся к нему с особым вниманием. Соответственно, он продолжает так думать, требуя от окружающих исключительного повиновения. Он часто употребляет «я», не замечает близких или чужие потребности. Отчаявшиеся родители начинают обвинять малыша в эгоизме, хотя его поведение совершенно естественно. После 7-ми лет эгоцентризм сменяется, а ребенок начинает понимать, что он не один, надо считаться с чужим мнением.
  • Игровая деятельность — все этапы развития личности ребенка сопровождаются игрой. Особенно часто детьми используется ролевая игра, в которой они отображают действительность. У них не хватает опыта, чтобы придумать свой сюжет, поэтому они могут говорить за персонажей словами родителей, сделать вид, что курят, ругаются. Все, что видят дети, может стать игрой. По этой причине каждый родитель должен внимательно следить за своим поведением.
  • Детство начинается с неосознанного поведения, поэтому дитя сначала делает, а потом думает. С 3-х лет начинает проявляется осознанная деятельность, благодаря которой меняется последовательность. Так зарождается творческий процесс, поэтому многие дети любят рисовать, лепить или конструировать.
  • Навыки самоконтроля у детей малого возраста отсутствуют, поэтому они так не любят ждать в очередях, мириться с отказом, не могут быстро успокоиться. Родителям нельзя допускать ситуаций, когда мама говорит такую фразу «поорет и успокоится». Важно помогать детям учиться контролировать себя — в этом влияние личности родителей велико.
  • Развитие личности ребенка характеризуется расширением видов деятельности и увлечений. На этом этапе малышу необходим наставник, так как он еще многого не умеет делать. Учителем может быть родитель, который покажет весь процесс выполнения, все объяснит, обязательно похвалит. Если не получилось, кроху нельзя ругать, следует еще раз все объяснить, показать, с уверенностью убедив его, что в следующий раз все получится. Таким образом будущая личность приучается к самообразованию, стремлению развиваться, учиться. Подобные навыки необходимо привить перед тем, как идти в школу.
Читайте также:  Бланк медицинский история развития ребенка brauberg

Развитие ребёнка

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, кроются не только в окружении взрослыми, но и сверстниками. Нахождение среди детей будет способствовать контактным навыкам, быстрому осознанию себя, а также превращению — эгоцентричная речь становится внутренней.

Что оказывает влияние?

Системно ролевая теория формирования личности ребенка по Н.М.Таланчуку включает в себя влияние окружающего мира и всего, что происходит в нем. Сначала кроха слышит, видит, потом трогает, осознает, размышляет. Разумеется, все эти мельчайшие моменты и детали являются важными пунктами, оказывающими влияние на формирование личности ребенка.

Психологические теории включают в себя:

Семейное влияние

Безусловно, семья является фундаментом процесса, имеет огромное значение для ребенка раннего возраста. Если отношения между мамой и папой положительные, ребенок видит, как все оказывают взаимную поддержку, он сам вырастет отзывчивой личностью, так как невольно будет повторять поведение родителей. Там, где постоянные скандалы, дети вырастают запуганными, они начинают врать, изворачиваться, зная, что последует за их поступками — ссора, крики, полное непонимание.

Да, бывают в хороших семьях пробелы с воспитанием — известны случаи, когда у благородных родителей вырастали воры и наркоманы. Многое в жизни зависит от врожденного темперамента и стремления ребенка. Но однозначно, что в семьях, где главенствующим инструментом воспитания является диктатура, дети вырастают с заниженной самооценкой. Там, где игнорируют детей, они рано становятся взрослыми. Гиперопека приводит к избалованности и множеству проблем. Влияние матери на формирование личности очень высоко — бесконечные страхи, будто сынок или дочка упадет, ударится, отравится и прочие безосновательные переживания приводят к созреванию человека, не способного ни трудиться, ни стараться, ни напрягаться. Таким детям удобнее ныть и ждать помощи от родителей.

Ребёнок плачет

Как же найти золотую середину? Существует тип правильных взаимоотношений в семье — своеобразное сотрудничество. Высокая нравственность, семейные ценности, оказание моральной поддержки, демократичный подход — вот разумные факторы развития личности ребенка, которые помогут ему стать человеком, а родители будут гордиться им. Роль семейных традиций в формировании личности неоценима.

Влияние социума

Субъекты, влияющие на развитие личности детей, встречаются с самого рождения. Сначала дети не знают, как себя вести, они искренни, а им говорят — «так нельзя», «так не делай» и т. д. Правила социума запрещают нам быть настоящими, но в этом есть плюс, иначе мир давно превратился бы в хаос, если бы каждый следовал своим желаниям, не пытался бы себя контролировать.

В детском саду ребенок сталкивается с воспитателями и другими детьми, учится мириться с правилами и порядками. Затем начинается школа, и родителям приходится делиться местом, считаясь с личностью учителя и его мнением. В подростковом периоде ребенок и вовсе ставит в приоритеты друзей, но со временем он начинает понимать, что был не прав. Все это естественно, важно, чтобы личность в огромном социуме не потерялась, а это значит, что родитель должен набраться терпения и помочь.

Влияние окружающего мира

Предпосылки формирования личности в раннем детстве начинаются с приезда из роддома домой. Внешняя среда как основа — обустраивается детская комната или уголок, заботливые родители приобретают самые красивые простыни, пеленки и одежду, не представляя, что уже формируются первые признаки личности.

Мамы поют колыбельные, а влияние музыки на развитие личности ребенка имеет существенное значение. Чтение сказок формирует основы культуры и моральные ценности. Причем существуют не просто ознакомительные сказки, а обучающие и психокоррекционные.

Ребёнок спит

Роли родителей в формировании личности ребенка на этом не ограничиваются — в последствии важно организовывать просмотр нормальных фильмов, прослушивание соответствующей музыки, посещение культурных заведений, воспитанных друзей. Каждое событие, произошедшее в течение дня на глазах ребенка, оказывает влияние на формирующуюся личность.

Трудовая деятельность

Всестороннее развитие личности ребенка обязательно в любом возрасте, во многом оно требует его включения в процесс, приложения определенных сил.

Двухлеткам важно развивать творческие навыки, играть, можно завести домашнего питомца, за которым надо будет ухаживать. Раньше практически в каждом доме заводили животных, а дети учились считаться с ними, заботиться о них, соблюдать определенные правила. Сейчас традиции несколько изменились, но это не повод отказывать детям. Сюжетно-ролевые игры позволяют заметить, какую позицию выбирает малыш, лидер он или ведомый, будет ли стремиться проявить себя.

Дошкольников необходимо больше нагружать — для них уже не проблема вставать рано, чтобы пойти в садик и выполнять там задания, следовать распорядку дня. Пора вводить первые обязанности — подмести пол, вымыть посуду, застелить кровать. Влияние матери на формирование личности более весомое, чем отца, так как именно она большую часть времени находится рядом с ребенком. Перекладывать ответственность на родителя, который реже общается с ним, бессмысленно. Труд в принципе облагораживает, заставляет ценить и беречь, поэтому играет огромную роль для сложного рассматриваемого процесса.

В школе на личность влияют уже сверстники и учителя — в функции педагога входит побуждение ребенка к получению хорошей оценки, росту мотивации. При этом важно, чтобы подхалимство и ябедничество как фактор достижения успеха не стали основополагающими.

Вывод

Современные психологические теории развития личности, рассматривающие особенности психического развития, указывают на верную последовательность действий родителей, организацию сохранности жизни и благополучия ребенка, которые являются главными факторами построения будущего индивидуума. Обеспечить исключительно положительными факторами ребенка сложно, но оказать поддержку и понимание может каждый родитель. Именно мама и папа должны стать верными советчиками и опорой, только тогда малыш вырастет полноценной личностью.

Похожие записи

Источник