Развитие лучших чувств в ребенке

Развитие лучших чувств в ребенке thumbnail

На чтение 9 мин.

Эмоции ребенка – это одно из самых важных направлений его развития, которому, к сожалению, уделяется мало времени. Бывает, что малыш неплохо читает и пишет, владеет навыками в области рисования или лепки, удивляет своей артистичностью, рассказывая стихотворения или танцуя, однако рассказать о своих чувствах не может. Он не умеет подобрать те слова, которые полностью отразят все его внутренние переживания и чувства, не знает, как правильно рассказать об этом.

Эмоции новорожденного видны на лице

Первые эмоции ребенка

Ребенок с рождения испытывает эмоции, вначале – это самые элементарные переживания, затем, по мере развития, их внутренний мир обогащается, а эмоциональное развитие становится разнообразнее.

Переступая порог школы, ребенок ощущает множество различных вариаций чувств, однако не всегда может понять, что именно с ним происходит. В этом и состоит миссия родителей – рассказать и показать, что означает та или иная эмоция у детей любого возраста, как она проявляется в мимике и жестах, как ее распознать у себя, каким становится голос или позиция тела. Искренний диалог с ребенком поможет установить доверительные отношения, и он никогда не будет скрывать своих истинных чувств.

Что такое эмоции – определение

Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста потребует огромного внимания, однако все попытки объяснить и показать должны быть ненавязчивыми. Все должно происходить естественно и непринужденно.

И, конечно, все сказанное должно подтверждаться наглядными примерами. При совместном просмотре мультфильмов, следует комментировать эмоции героев такими словами: «вот собачка плачет, она скучает», «девочка смеется, ей весело, она рада, что играет со своими лучшими друзьями». Гуляя по улице или находясь дома, также лучше отыскивать любое эмоциональное проявление: «мальчик улыбается, он рад, что увидел маму и бежит к ней», «папа устал, он не разговаривает, лег отдохнуть». Очень важно показывать сравнения: веселый гномик или грустный гномик, злой волшебник или добрый волшебник, признаки, по которым можно определить данные эмоции, выражение лица, жесты, голос. Со временем ребенок сам научится определять и классифицировать эмоции, а родители будут лучше понимать свое чадо.

Развитие малыша в 1 год

Отличными помощниками в развитии внутреннего мира малыша дошкольного возраста являются игрушки.

Они учат ребенка познавать себя. Разговаривая с ними, он может поругать или наказать, пожалеть или утешить, пожаловаться или поделиться новостью о каком-либо радостном событии. Очень важно обеспечить ребенка различными видами игрушек, которые помогут осуществить эмоциональное развитие в различных направлениях.

Музыкальные игрушки для творческого развития

Каким же игрушкам лучше отдать предпочтение?

  • Игрушки, отражающие специфику реальной жизни. К этой категории относятся куклы или всевозможные семейства зверушек, все бытовые кукольные принадлежности – посуда, мебель, кукольный домик, медицинские игрушечные приборы, все виды транспортных средств – машинки, паровозики, лодки.
  • Игрушки, позволяющие выплеснуть негативные эмоции или накопленную агрессию. Это, в первую очередь, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, боксерские груши и другие приспособления, дикие животные или другие негативные персонажи из мультфильмов.
  • Не нужно забывать и о творческой составляющей развития эмоций и чувств у детей младшего возраста, поэтому лучше позаботиться о наличии в арсенале красок, пластилина, карандашей и цветной бумаги. Фантазию, изобретательские наклонности и стратегическое мышление помогут развить конструкторы, настольные игры, пирамидки или кубики. Ну, а азбука подогреет интерес к изучению и познанию мира букв и звуков.

Азбука эмоций – отличная книга для детей

Нужно отметить, что те игрушки, которые очень нравятся взрослым – это автоматические средства передвижения или какие-либо роботы, не представляют особой ценности для развития малыша. Они не способствуют развитию эмоций у детей дошкольного возраста, необходимых навыков, не удовлетворяют его потребности развиваться творчески. Игрушка – это отражение внутреннего мира ребенка и по любимым игрушкам можно судить о его наклонностях, основных качествах характера и способностях.

Игрушки для совсем маленьких детишек дошкольного возраста направлены на развитие органов слуха, зрения и осязания. Естественно, они должны быть приятными на ощупь, теплыми и красочными, с сопутствующей приятной мелодией, если это уместно.

Самодельные игрушки приносят много радости

Немало восторга вызывают у ребенка игрушки, выполненные своими руками. Особую радость чувствуют дети дошкольного возраста, когда они дарят изготовленные поделки дорогим и близким людям. Осознание творения добра всегда поощряется взрослыми, поэтому реакция на такой подарок должна быть радостной, без критичных замечаний или безразличного отношения. Большое разочарование у детей может вызвать вид любимой сломанной игрушки в мусорном ведре. Игрушка для малыша – это символ его развития, каждая из них впитывает какие-либо определенные эмоции, заставляет вспомнить о счастливых моментах, вызывает чувства надежности, любви, сострадания.

Выкидывать игрушки – означает расстаться с верными друзьями, перечеркнуть все важное, что живет в детской душе.

Старые игрушки можно отремонтировать и подарить кому-то

Наилучший выход из создавшейся ситуации может быть найден. В таком случае, лучше отремонтировать ее и подарить нуждающимся детям или отнести в детский сад. Психологическое состояние ребенка улучшится от осознания того, что игрушке подарена вторая жизнь и именно он преподнес ее другим деткам.

Чтобы разнообразить игрушечное окружение ребенка, нет необходимости слишком часто посещать дорогие магазины. Соблазн получить понравившуюся вещицу довольно велик, а если приобрести ее нет возможности, то тогда не избежать горьких слез и тяжелых страданий. Целесообразнее изготавливать игрушки из подручных средств, так довольно часто можно пополнять детскую коллекцию новыми интересными поделками. Сейчас можно отыскать множество оригинальных идей и сделать игрушку своими руками. Такая игрушка будет невероятно цениться малышом, так как она имеет немаловажное эмоциональное значение для него.

Не нужно много игрушек – важнее сама игра с ребенком

Многие родители не оказывают должного внимания своим чадам, предпочитая откупиться очередной дорогостоящей игрушкой. Да, отвлечь на некоторое время внимание соблазнительным и ярким предметом можно, но ребенок – существо живое и нуждается в общении и совместном времяпрепровождении.

Другие методы развития эмоциональности

Обговаривать детские психологические проблемы можно, играя или рисуя. Дети дошкольного возраста в непринужденной обстановке легко «раскрываются» и повествуют обо всех внутренних переживаниях. Совместное сочинение сказки – также отличный способ понять, о чем думает ребенок, что его тревожит. Если ребенок агрессивный, капризный или замкнутый – это свидетельство того, что существует некая психологическая проблема, требующая разрешения.

Читайте также:  Что должен уметь ребенок в 6 лет развитие речи

Положительные и отрицательные эмоции – как развиваются

Сказочные герои, их подвиги помогут малышу поверить в себя и победить страх, смятение или неуверенность.

Придумывая персонаж сказки, можно его наделить качествами, присущими ребенку, также можно подчеркнуть и внешнее сходство, цвет глаз или волос. Характер героя сказки выражается такими определениями, как смелый, робкий, задира, драчун и другие. Перед ребенком раскрывается масса возможностей решения проблемы, и он обязательно выберет правильный выход из пугающей его ситуации. Сказку обязательно следует закончить положительно, чтобы ребенок почувствовал радость и облегчение.

Рисование – отличный способ эмоционального развития

Еще одним способом проникнуть во внутренний мир ребенка является рисование. Для начала лучше предложить ему произвольную тему, затем можно попросить его нарисовать сюжет рассказа или повести. Обсуждая рисунок с малышом, можно поинтересоваться, что он чувствовал, изображая тот или иной предмет.

Дети дошкольного возраста не умеют сознательно скрывать свои чувства, поэтому слушая его рассказ, нужно уделить внимание изменениям в его мимике, лице и поведении.

Театральные постановки очень нравятся детям

Эмоции ребенка нестабильны. Он может плакать, а через минуту заливаться смехом. Такие проявления являются нормой для малыша и это не повод для беспокойства. Во многом реакция ребенка на внешние раздражители зависит от модели поведения родителей. Если мама по любому поводу паникует и плачет, несомненно, малыш будет беспокойным и плаксивым. Дети дошкольного возраста копируют реакции взрослых, ведь они еще не осознают, что правильно, а что нет. Средством выражения эмоций у детей дошкольного возраста может быть плач или крик, спокойная просьба или принудительные действия. Домашняя атмосфера и взаимоотношения оказывают огромное влияние на психологическое состояние ребенка. Родители своим поведением способствуют эмоциональному развитию детей и эмоциям, становлению их как личностей.

Игры вызывают положительные эмоции у детей

Роль окружения в формировании эмоций

Формирование чувств и эмоций у дошкольников во многом зависит и от общения со сверстниками. Острое соперничество и сравнение достижений малыша с успехами других детей способствует возрастанию количества негативных экспрессий. Неудачи и препятствия, в этом случае, расцениваются детьми остро и могут спровоцировать конфликт с ровесником. Коллективные соревнования сглаживают негативное эмоциональное проявление, так как удача или поражение делятся на всех участников группы, сила и интенсивность эмоций снижается.

Очень важно грамотно подойти к первым неудачам малыша, поддержать его и успокоить, настроить на дальнейший труд и самоусовершенствование.

Занятие в садике – игра об эмоциях

Коллективная трудовая деятельность, полезная для окружающих и направленная на общее благосостояние, разнообразит эмоциональное состояние малыша. Он получает радость от достижения цели или огорчается, если что-нибудь не получается, учится сочувствовать чужим неудачам и получает истинное удовлетворение, осознавая свой вклад в общее дело.

Развитие эмоций и чувств у детей происходит совместно с другими психическими процессами, одним из которых является речь. Также чувства малышей сопровождаются яркими и выразительными мимическими реакциями и голосовыми интонациями, которые представляют собой средство выражения эмоций и чувств.

Физическая активность – источник положительных эмоций

Коммуникабельность дошкольника во многом предопределяет его эмоциональное развитие. Дети – оптимистичные создания, они, в целом, бодры и жизнерадостны.

События, затрагивающие окружающих, направленные на эмоциональное состояние другого человека, находящие отклик в душе ребенка, называется эмпатией. Это один из компонентов развития чувств и эмоций детей. Учась сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний субъективный мир собеседника, дети дошкольного возраста развиваются нравственно, что крайне необходимо в современном социальном обществе. Гуманные чувства – показатель наивысшего развития человечества. Причины поведения ребенка кроются в скрытых переживаниях, изучение его эмоций крайне важно, так как позволяет понять его состояние и определить истинное отношение к внешнему миру, определить дальнейший путь развития ребенка как личности.

Источник

Эмоциональное воспитание это прежде всего развитие эмоциональной отзывчивости, или эмпатии, которая помогает нам строить здоровые отношения, поддерживать дружеские связи, и в целом быть добрыми, заботливыми людьми. Все мы рождаемся с внутренней теплотой к другим, но развить и отточить этот важный социальный навык — умение понимать других — нам могут помочь только родители. Вот несколько советов родителям, как воспитать в ребенке эмоциональную отзывчивость, и, соответственно, помочь развить эмоциональный интеллект.

1|| Чаще смотрите на мир глазами детей

Эмпатия — это способность понимать чувства и эмоции других людей, в этом и есть суть эмоционального интеллекта. Чтобы научить ребенка эмпатии, родителям нужно начать с себя: показывать, что они сами способны видеть мир глазами другого человека, и прежде всего — глазами своих детей.

Предвидя ситуацию или события, которые могут расстроить ребенка, родителям нужно вести себя соответствующим образом — проявить понимание, сочувствие, поставить себя на его место, принять его переживания со всей серьезностью, даже если на наш взгляд причина пустяковая. И только тогда вы сможете найти нужные слова, которые его успокоят и убедят, что папа-мама его понимают. «Нам пора уходить из парка, это грустно, конечно, но дома нас ждут дела и твои игрушки, которые уже заскучали», «Какой замечательный красный грузовик ты присмотрел! Мне жаль тебя расстраивать, но сегодня я не смогу его купить, хоть мне он тоже очень нравится»…

Читайте также:  Особенности психического развития леворукого ребенка

2|| Проявляйте эмпатию по отношению к другим людям

Гена эмпатии, конечно, не существует, но дети наследуют способность к сопереживанию от своих родителей просто потому, что копируют их поведение. Об этом важно помнить всегда — дети подражают тому поведению, которое мы демонстрируем, а не тому, которое мы проповедуем, сотрясая воздух разглагольствованиями. Можно сколько угодно говорить ребенку, что нужно быть добрыми и помогать другим, но если на деле ребенок не видит, как вы проявляете эту доброту к окружающему миру, не ожидайте, что ваши слова упадут глубоко в душу ребенку. Моделирование является мощным инструментом в эмоциональном воспитании.

Попробуйте демонстрировать чуткое поведение в вашей собственной повседневной жизни: пусть ваши дети видят вас заботящимися о пожилых, о животных, о других детях, как вы принимаете участие в благотворительных акциях, помогаете соседской бабушке донести покупки до дома… Глядя на своих родителей, дети понимают, что проявлять сочувствие и сопереживать другим это правильная норма поведения людей, а также они понимают как это делать, в каких случаях.

Советуем почитать: «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей»

3|| Рассказывайте детям о том, какие чувства испытывают люди

Эмоциональное воспитание это в том числе и объяснение детям, как другие люди чувствуют себя в разных ситуациях. Каждый раз, когда видите удивленное лицо ребенка, встретившего грустного или, наоборот, веселого человека — проговаривайте с ним, что может вызвать в людях те или иные эмоции. Смотрите фильмы — акцентируйте внимание на чувствах героев: «Ее друг уезжает, и она грустит, ей не хочется с ним расставаться, ведь ей будет одиноко», «Мальчик расстроен, потому что он так ждал папу, а папа не смог приехать»…

Учите детей не просто сопереживать, а с желанием помочь. «Бабушка Вера только что потеряла своего мужа, ей очень плохо и грустно. Мне бы хотелось сделать для нее что-нибудь, чтобы показать ей, что нам очень жаль. Как ты думаешь, что мы можем для нее сделать?» Приглашая ребенка к такому разговору и активному участию в жизни окружающих людей, мы даем ему понять, что проявление чувств и сопереживания очень важно в человеческом общении.

4|| Говорите с ребенком о гипотетических ситуациях

Представьте, что вы с ребенком гуляете в парке, и видите, как другие дети спорят из-за игрушки. Ваш ребенок пристально наблюдает за их напряженным спором, и вы можете чувствовать в этот момент, что он внутренне сопереживает какому-то ребенку, и скорее всего, тому, который цепляется к игрушке, не отдает. Это идеальный момент, чтобы говорить об эмоциях всех детей, а не только того, кто вызывает симпатии. «Все мальчики хотят играть в эту машинку, не так ли? Как ты думаешь, что чувствует мальчик, который держит сейчас машинку? А что чувствуют другие мальчики, которые понимают, что их друг не хочет с ними делиться?»

Мы начинаем учить детей эмпатии, когда они еще совсем маленькие: мы это делаем своим поведением, показывая, как мы относимся к ним, когда они злятся, капризничают, плачут, напуганы и пр. Когда они становятся старше, наши действия становятся для них более важными, чем слова. Например, малыш на прогулке может воскликнуть: «Смотрите, какой большой нос у этого человека!» И если вы публично отругаете ребенка за это, то сработаете против себя. В такой ситуации ребенку нужно спокойно и мягко объяснить, что разные физические особенности могут заставлять людей чувствовать себя неуверенно, а когда кто-то указывает на них (большой нос, большие уши, большой вес), то и вовсе чувствовать себя плохо.

В возрасте примерно 5-6 лет дети уже могут понимать гипотетические ситуации и ставить себя на место других людей: мальчиков, ссорящихся из-за игрушки, или человека с большим носом. С детьми постарше уже можно проговаривать ситуации с более сложными эмоциональными реакциями, например, почему на одну и ту же фразу люди могут реагировать по-разному, и от чего это может зависеть.

Советуем почитать: «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»

5|| Признавайте эмоции без осуждения

Когда дети чувствуют себя в безопасности, они легко выражают свои эмоции, даже если эти эмоции негативные. Безопасность — то состояние, когда дети чувствуют, что будут поняты, приняты и безоговорочно любимы, что бы ни случилось. Но родители часто склонны хвалить за положительные эмоции и жестко реагировать на отрицательные. Дети усваивают, что проявление некоторых эмоций недопустимо. Например, мальчикам транслируется, что им нельзя плакать (тыжемальчик!), что злиться или жадничать это плохо и т.п. Но ребенок имеет право на проявление всей палитры своих чувств. И кому как не родителю он может показать свои переживания, какими бы они не были. Если мы не готовы понять его чувства сами, как мы можем учить его пониманию чувств других людей?

Каждая мысль и чувство вполне приемлемы и целесообразны в конкретной ситуации, их вызвавшей, и вместо того, чтобы накладывать табу на проявление слов или агрессии, спокойно и с сочувствием поговорите с ребенком, давая ему понять, что вы знаете, что он испытывает. А заодно и объясните, как с этими чувствами справиться. «Я вижу, что ты сильно расстроена, что не получила игрушку в магазине. Мне бы тоже было обидно! Это всегда обидно и больно, когда мы не получаем того, что хотим. Но не все наши желания могут быть исполнены сию секунду. Извини, что тебе приходится расстраиваться, но мы не купим эту игрушку, мы не можем ее себе позволить. Мне жаль, солнышко». Зачастую ребенку важна уже не игрушка, а понимание взрослого. Чувство защищенности, когда ты услышан и понят.

Читайте также:  Влияние личностных особенностей на развитие личности ребенка

6|| Называйте эмоции и чувства своими именами

Один из ключевых способов стимулирования эмоционального интеллекта — правильный разговор о чувствах с ребенком. Ребенок не может описать вам свое состояние в силу ограниченности словарного запаса и отсутствия опыта, а вы — можете. Когда сын или дочь переживают эмоциональный всплеск, не просто успокаивайте и обещайте, что все будет хорошо, а проговаривайте то, что случилось и что в связи с ситуацией ребенок чувствует. Конечно, нужно использовать язык, доступный возрасту вашего ребенка, чтобы описать разные чувства, что он испытывает: гнев, ревность, зависть, разочарование, печаль, смущение, дискомфорт. Научившись осознавать свои эмоции и отслеживать причины, их вызывающие, ребенку легче будет с ними справиться, даже когда рядом не будет вас, чтобы помочь с этой тонкой настройкой.

Советуем почитать: «Как воспитать эмоционально здоровых детей»

7|| Говорите с ребенком о собственной уязвимости, признавайте свои ошибки

Вы даже не представляете, какая сила заключается всего в двух словах: «я тоже»! Для детей признание общего чувства или опыта очень важно. Когда взрослый человек делится своим собственным опытом и пережитыми эмоциями из своей жизни, а особенно из своего детства, он дает ребенку чувство уверенности в себе, в устойчивости мира, в том, что ситуация, в которой оказался ребенок, нормальна и решаема. Когда взрослый открывает перед ребенком свой собственный мир неловких, печальных или неприятных переживаний, которые он испытывал в детстве, он часто вызывает сочувствие со стороны ребенка, а сам ребенок перестает чувствовать себя одиноким в своих переживаниях.

Дети, особенно маленькие, всегда думают, что их родители совершенны. Однако специально культивируемая в детях такая мысль способна породить в них только комплексы, а не чувство уважения к вам. Не бойтесь спуститься с божественного пьедестала, и показать ребенку, что вы тоже можете ошибаться, что вам тоже бывает стыдно, что вас тоже не раз обижали, что вы тоже завидовали… Важно, чтобы дети видели своих родителей не как людей, которые всегда правы и никогда не ошибаются, а как людей, которые когда ошибаются, умеют признавать и стремятся исправлять свои ошибки. То, как они это делают, как раз и составляет первый опыт в решении своих проблем у детей.

8|| Дайте детям возможность самим проявлять эмпатию

Дети любят помогать, это врожденное желание человека, еще не задвинутое социальными предрассудками, бытовыми сложностями и прочими проблемами из взрослого мира. Дети любят чувствовать, как их участие меняет ситуацию в лучшую сторону, им нравится получать похвалу и добрые улыбки за их помощь. Их самооценка и уверенность в себе растет, они чувствуют себя важными и нужными, и, наконец, учатся понимать потребности людей и делать приятные вещи.

Предоставьте детям возможность пожертвовать некоторые свои игрушки или еду тем, кому они сейчас нужны, это станет хорошим поводом поговорить о нуждах и чувствах других людей и вашем участии. Как общество мы часто акцентируем внимание на тех, кто добивается чего-то сам, а не на тех, кто помогает другим. А ведь мысль о том, что нужно осознанно вносить позитивный вклад в социум, очень важна для того, чтобы воспитывать детей эмоционально гармоничными личностями.

9|| Не прерывайте и не принижайте выражение эмоций

«Не плачь. Хватит кричать. Ты в порядке. Это не больно! Это не важно!» Звучит знакомо, не правда ли? Родители часто принижают либо вовсе подавляют эмоции своих детей, что является, в общем-то, естественной реакцией, так как родители не хотят видеть своих детей страдающими от боли или переживаний. Это может быть в каких-то случаях продуктивной тактикой, однако, в большинстве случаев только усиливает негативную реакцию детей. Если мы, пытаясь успокоить ребенка, заверяем его, что нет причины быть так сильно расстроенным или обеспокоенным чем-то, то он со временем научится не выражать свои чувства, скрывать их, по крайней мере, от вас. Если наша цель эмоциональное здоровье ребенка и готовность к открытой коммуникации, то лучшая политика — признание его эмоций, их силы и глубины. «Папа ушел на работу, и ты грустишь, иди я обниму тебя», — так малыш чувствует себя понятым и чувствует сопереживание с нашей стороны, и он быстрее успокоится, он будет знать, что мы с ним, всегда в своем углу поддержки, и в любой момент нам можно довериться. А эта мысль — на долгие годы, она определяет ваши взаимоотношения на все годы ребенка, подростка, и потом уже взрослого человека. Если у вас получится установить такую связь на долгие годы, можно сказать, что с эмоциональным воспитанием своего ребенка вы справились на отлично.

Советуем почитать: «Теория привязанности и воспитание счастливых людей»

10|| Поощряйте благодарность

Благодарность является общим знаменателем счастливых людей с развитым эмоциональным интеллектом. Благодарность повышает уровень счастья примерно на 25 процентов, это научно подтвержденное исследование. Родители могут воспитывать в детях благодарность каждый день, на примере банальных жизненных ситуаций. «Разве это не замечательно, что пошел снег? Мы налепим снеговиков!», «Здорово, что у тебя в школе есть библиотека, ты можешь взять из нее любую книгу почитать!»… Это могут быть простые послания к детскому подсознанию, что к вещам, которые окружают нас и которые с нами случаются, можно относиться разными способами, но лучше выбирать позитивное мышление, которое делает нас открытыми и добрыми к миру.

Настя Морозова,
по материалам Reader’s Digest

Источник