Развитие логического мышление у ребенка младших классов

Развитие логического мышление у ребенка младших классов thumbnail

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

Мотивация и социальный аспект

Развитие логического мышление у ребенка младших классов

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

Развитие логического мышление у ребенка младших классов

В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.

Источник



Главная задача обучения, причём с самого начала, с первого класса, — учить рассуждать, учить мыслить.

Ведущий отечественный методист А. А. Столяр

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, находить и применять нестандартные решения. Именно поэтому наше общество нуждается в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем. Большинство профессий в современном мире требуют креативного подхода, активизации творческого начала.

Работая учителями начальных классов, нам часто приходится сталкиваться с тем, что в школу поступают дети с разным уровнем развития и подготовки. Как показывает педагогическое обследование детей на подготовительном этапе обучения развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения обучающихся находится на недостаточном уровне. Этот результат подтверждается и во время психологического исследования логического мышления. Большинство детей могут работать только по «шаблону», любое задание, требующее логического мышления, вызывает у них затруднение.

Занимаясь с разноуровневыми категориями обучающихся, перед нами встаёт задача организовать осознанное и прочное усвоение знаний всеми учащимися. Обучая школьников по программе «Школа ХХI век», которая направлена на развитие всесторонне-развитой личности, мы стараемся развивать у детей умение логически мыслить. Это умение помогает им в освоении школьного материала в урочной и внеурочной деятельности.

Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов.

Анкетирование родителей детей проходящих предшкольную подготовку показывает, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию логического мышления (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Эта картина как показывает практика, во многом повторяется из года в год, поэтому считаем тему «Развитие логического мышления младших школьников» достаточно важной и работаем над ней на протяжении последних трёх лет.

Начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с самых первых дней ребёнка в школе. Диапазон работы должен охватывать как уроки с элементами заданий на логическое мышление, так и занятия по внеурочной деятельности и внеклассные мероприятия, разработанные для развития познавательных способностей учащихся.

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение знаний происходит в результате мышления и представляет собой решение мыслительных задач. П. П. Блонский подчеркивал: «Мышление — та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей».

Мышление — это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью. Другими словами, мышление есть психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

  1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).
  2. Наглядно-образное.
  3. Абстрактное (словесно-логическое).

Предметно-действенное мышление — мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление — мышление, которое опирается на восприятие или представление (характерно для детей раннего возраста). Наглядно-образное мышление даёт возможность решать задачи в непосредственно данном, наглядном поле. Дальнейший путь развития мышления заключается в переходе к словесно-логическому мышлению — это мышление понятиями, лишёнными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные представления, имеющие наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления в младшем школьном возрасте задаётся содержанием ведущей деятельности учебной. Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний, школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой.

Читайте также:  Роль книги в формировании личности и речевом развитии ребенка

Для формирования словесно-логического мышления удобны, как уже было сказано, все урочные и внеурочные занятия, причём на любом этапе. С этой целью были подобраны задания.

Традиционно считается, что развивать логическое мышление лучше всего на уроках математики. Это в корне неверная точка зрения. Все уроки также дают учителю много возможностей для развития логического мышления и позволяют использовать учителю задания исследовательского характера.

В качестве факторов, помогающих предопределить вид предстоящих интеллектуальных операций, могут служить: специальный подбор и компоновка учебного материала, шифры, образцы. Ориентирами, направленными на предопределение лингвистических операций, служат пропущенные буквы; слова; словосочетания; буквы и слова, заключённые в скобках; изученные орфограммы.

Использование интеллектуально-лингвистических исследовательских заданий на уроках русского языка приводит к возрастающему интересу к предмету, проявление у школьников положительных эмоций при выполнении упражнений, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, формирование правильной, логичной, доказательной речи.

Развивать логическое мышление можно и на уроках чтения. Казалось бы, чтение и логика — понятия не совместимые. Литературный образ и сухая абстрактная мысль! Однако именно такое сочетание благоприятно для обучения, поскольку через литературный образ учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Желание помочь попавшему в беду любимому герою, стремление разобраться в ситуации — всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры на наглядность, сопоставлять суждения по определённым правилам — необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Главная цель работы над развитием логического мышления на уроках литературы состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных. Решение логических задач на уроках литературы не только повышает активность учащихся и развивает их мышление, но и в значительной степени повышает интерес к чтению.

На уроках окружающего мира логическое мышление развиваем на богатом учебном материале с помощью постановки проблемных вопросов, решения проблемных заданий и задач. Планируя урок, учитель должен выбрать наиболее эффективное место учебной проблемы в процессе обучения. Учебная проблема должна заинтересовывать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью. В течение урока учитель должен управлять ходом решения проблемы, вовремя выяснять причины затруднений в решении проблемы и оказывать своевременную помощь. Так же развитию логического мышления способствуют разнообразные тематические экскурсии и наблюдение за окружающим миром.

Учебный материал уроков математики особенно удобен для развития логического мышления. Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что технология обучения математике должна быть такой, чтобы она продуктивно развивала логическую сторону интеллектуальных способностей ученика и закладывала прочную основу для изучения предмета на следующих ступенях обучения.

Система развивающих заданий на уроках математики обеспечивается, прежде всего, вариативностью, которая раскрывается не только в содержании, но и форме подачи математического материала. Вариативность заданий выражается в рассмотрении одного и того же математического содержания с различных точек зрения, в установлении разнообразных связей изучаемого понятия с другими, а также в выполнении задания теми или иными способами. На каждом уроке обязательно присутствуют задания на развитие всех логических приёмов мышления.

Считаем, что большую роль в деле развития логического мышления учащихся на уроках математики могут сыграть систематически и целенаправленно проводимые устные упражнения. Но особое место нужно отвести задачам. Для организации продуктивной деятельности учащихся, направленной на формирование умения решать текстовые задачи, учитель может использовать различные нестандартные задания позволяющие развивать логическое мышление к задачам, представленным в учебниках математики. Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствует развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.

На уроках изобразительного искусства учащиеся получают не только радость от прикосновения к прекрасному, но и развивают свои когнитивные качества: внимание, воображение, память и мышление. Именно наш мозг руководит творчеством и созиданием прекрасного через руку, а движения, в свою очередь, развивают мыслительные функции. Невозможно выполнить рисунок не проанализировав детально. Активная творческая деятельность предполагает создание образа на основе следующих мыслительных операций: сравнение образа с ранее полученным опытом зрительного восприятия; сопоставление отдельных частей как самого образа, как и образа с окружающей обстановкой; анализ детальной прорисовки; обобщение и выявление закономерности рисования.

Трудовое обучение занимает особое место в этих системах. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста. Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Каждый акт мышления представляет собой единство знаний, умственных действий и отношений человека к совершаемой деятельности. Ручной труд является эффективным оредием для развития интеллекта и психики ребёнка. На уроках технологии совершенно особым образом соединяются рационально-логическое и художественное направления.

Как видим, логическое мышление должно развиваться на всех уроках в комплексе, регулярно, а не от случая к случаю. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.

Читайте также:  Диссинхрония развития одаренного ребенка проявляется в чем

Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеурочной работе. Формы организации такой работы различны. Высокая эффективность работы достигается, если она ведётся систематически, а не от случая к случаю. Внеклассная работа позволяет сформировать у детей не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе. Нельзя недооценивать и роль предварительной подготовки к участию в олимпиадах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях. Ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей.

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить, что дорог каждый день жизни детей и нельзя упустить время в первые годы его обучения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них, а без способности к самостоятельному мышлению, на наш взгляд, невозможно интеллектуальное развитие ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): логическое мышление, младший школьный возраст, урок математики, наглядно-образное мышление, учебный материал, мышление, задача, развитие, ребенок, урок.

Источник

Упражнения на развитие мышления младших школьников

Задания, упражнения, игры, способствующие развитию мышления

1. Составление предложений

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнооб­разные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Берутся наугад 3 слова, не связанные по смыслу, например, «озе­ро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти 3 сло­ва (можно менять их падеж и использовать другие слова).

2. Исключение лишнего

Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солн­це». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим об­щим признаком, исключить. Следует найти как можно больше ва­риантов исключения лишнего слова, а главное — больше призна­ков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сра­зу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солн­це» оставить, потому что они круглые), желательно поискать не­стандартные и в то же время очень меткие решения.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожи­данные связи между явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одно­временно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой.

Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возмож­ны совершенно разные способы объединения и расчленения неко­торой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

3. Поиск аналогов

Называется какой-либо предмет или явление, например вертолёт. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным при­знакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного пред­мета они подбирались. Например, в данном случае могут быть на­званы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспорт­ные средства);

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свой­ства и оперировать с каждым из них в отдельности, формирует спо­собность классифицировать явления по их признакам.

4. Способы применения предмета

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например книга. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кино­проектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на сто­ле и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, вар­варских способов применения предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возмож­ности.

5. Придумывание недостающих частей рассказа

Детям читается рассказ, в котором одна из частей пропущена (начало события, середина или конец). Задание состоит в том, что­бы домыслить недостающую часть. Наряду с развитием логическо­го мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное зна­чение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

6. Логические загадки и задачи

А. Многочисленные примеры заданий такого рода можно найти в разнообразных методических пособиях. Например, хорошо извест­ная загадка про волка, козу и капусту: «Крестьянину нужно пере­везти через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним или только волк, или толь­ко коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест ка­пусту. Как перевез свой груз крестьянин?»

Ответ: «Ясно, что приходится начать с козы. Крестьянин, пе­ревезя козу, возвращается и берет волка, которого перевозит на дру­гой берег, где его и оставляет, но зато берет и везет обратно на первый берег козу. Здесь он ее оставляет и перевозит к волку ка­пусту. Вслед за тем, возвратившись, он перевозит козу, и перепра­ва заканчивается благополучно».

Б. Задача «Дележ»: «Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?»

Ответ: «Один человек берет яблоко вместе с корзинкой».

Способы развития дивергентного мышления.

Беглость мышления

1. Придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»;

б) оканчивающиеся на букву «т»;

в) в которых третья от начала буква «с».

2. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) красного (белого, зеленого и т. д.) цвета;

б) круглой формы.

3.Перечислить все возможные виды использования кирпича за 8 минут.

Если ответы детей будут примерно такими: строительство дома, амбара, гаража, школы, камина — это будет свидетель­ствовать о хорошей беглости мышления, но недостаточной его гибкости, так как все перечисленные способы использования кирпича принадлежат к одному классу. Если же ребенок ска­жет, что с помощью кирпича можно придерживать дверь, сде­лать груз для бумаги, заколотить гвоздь или сделать красную пудру, то он получит, помимо высокого балла по беглости мыш­ления, еще и высокий балл по непосредственной гибкости мыш­ления: этот испытуемый быстро переходит от одного класса к другому.

Беглость ассоциаций — оперирование отношениями, пони­мание разнообразия объектов, относящихся определенным об­разом к данному объекту.

4.Перечислить слова со значением «хороший» и слова со
значением, противоположным слову «твердый».

5. Дается 4 небольших числа. Спрашивается, каким образом их можно соотнести друг с другом, чтобы в итоге получить 8: 3+5; 4+4; 2+3+4-1.

6. Первый участник называет любое слово. Второй участник добавляет любое свое слово. Третий участник придумывает предложение, включающее указанные два слова, т. е. ищет возможные соотношения между этими словами. Предложение должно иметь смысл. Затем он придумывает новое слово, а следующий участник пытается связать второе и третье слово в предложение и т. д. Задача заключается в постепенном увели­чении темпа выполнения упражнения.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 121

Например: дерево, свет. «Забравшись на дерево, я увидел невдалеке свет из окна сторожки лесничего».

Беглость выражения — быстрое образование фраз или предложении.

7.Даются начальные буквы (например, В—С—Е—П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложе­нии. Нужно образовать различные предложения, например «Всей семьей ели пирог».

Оригинальность мышления — изменение смысла таким об­разом, чтобы получился новый, необычный смысл.

8.Составить список как можно большего числа названий для короткой истории.

9.Предлагается создать простой символ для обозначения существительного или глагола в коротком предложении — ины­ми словами, необходимо изобрести нечто вроде изобразительных символов. Например, «человек пошел в лес».

Способность к созданию разнообразных предсказаний

10. Предлагается 1 или 2 линии, к которым надо добавить другие линии, чтобы получились объекты. Чем больше линий добавляет участник, тем больше очков он получает (заранее это условие не оговаривается).

11. Даются два простых равенства В — С = Д; К = А + Д.
Из полученной информации нужно составить как можно большее количество других равенств.

Способность к установлению причинно-следственных связей

12. Детям предлагается начало фразы. Нужно продолжить эту фразу словами «из-за того что…», «потому что…». Сегодня я очень замерз, потому что… на улице мороз

… долго гулял … забыл надеть свитер.

У мамы хорошее настроение, потому что… и т. д.

Способы развития конвергентного мышления.

Способность понимания элементов

1.Угадать предмет или животное по его признакам.
Дети задумывают предмет в отсутствие водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки: цвет, форму, возможное использование или место обитания (для животных) и т. д. По этим признакам водящий угадывает задуманный объект.

2.Установление отношений. Слева дано соотношение двух
понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно
образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

Школа больница

Обучение доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Песня вода жажда картина

Глухой хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Нож стол

Сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Рыба муха

Сеть решето, комар, комната, жужжать, паутина

Птица человек

Гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Хлеб дом

Пекарь вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пальто ботинок

Пуговица портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Коса бритва

Трава сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Нога рука

Сапог галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Вода пища

Жажда пить, голод, хлеб, рот, еда

3. Исключение 4-го лишнего. Выделение существенных признаков.

Предлагаются группы слов, три из которых объединены существенным признаком, а четвертое слово оказывается лиш­ним, не подходящим по смыслу.

Например, грузовик, электричка, автобус, трамвай. «Гру­зовик» — лишнее слово, так как электричка, автобус, трамвай — пассажирский транспорт; яблоко, черника, груша, слива лишнее слово — черника, так как яблоко, груша, слива —фрукты и т. д.

4. Последовательные картинки.

Предъявляется в беспорядке определенное количество изоб­ражений, которые имеют логическую последовательность. Изоб­ражения могут быть взяты из карикатур. Задача испытуемого — определить имеющуюся логическую последовательность

5. Переструктурирование слова.

Из букв данного слова составить как можно больше новых слов. В новом слове каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в исходном слове. Например, из слова «перелесок» получаются слова: перекос, песок, сок, село, кресло, склеп, плеск и т. д.

6. Дедукция. Предлагаются мыслительные задачи такого типа:

Иван моложе Сергея. Иван старше Олега. Кто старше: Сергей или Олег?

7. Обобщения.

а) назвать одним словом предметы: например, вилка, ложка, нож — это… дождь, снег, мороз — это… рука, нога, голова — это… и т. д;

б) конкретизировать обобщающее понятие: фрукты — это…; транспорт — это…

8. Продолжить ряд цифр.

Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его. Например, 1, 3, 5, 7… 1 ,4, 7… 20, 16,20… 1 , 3, 9…

9. Игра «Тень». Цель игры: развитие наблюдательности, па­мяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребе­нок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать дви­жения «путника».

Желательно стимулировать «путника» к выполнению раз­ных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться посмотреть из-под руки» и т. д. Модифицировать игру можно, разбив всех детей на пары — «путник» и его «тень».-

Упражнения на развитие логического мышления и смысловой памяти.

1. Упражнение на развитие логического мышления, осложнённое заданием на запоминание.

Расшифровать и запомнить, не записывая, зашифрованные двузначные числа.

МА ВК ЕИ ОТ СА ПО

Ключ к шифру:

Время запоминания 1 минута.

2. Упражнение на развитие логического мышления.

Детям предлагается таблица с пословицами, записанными в два столбца: в первом – начало, во втором – окончания, не соответствующие друг другу.

Задание: прочитать, сопоставить части пословиц и переставить по смыслу, запомнить исправление пословицы.

Время выполнения 1 минута.

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ, ГУЛЯЙ СМЕЛО.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ПОТЕХЕ ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО — ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ.

ДЕЛУ ВРЕМЯ, ЛЮБИ САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

3. Подобрать к каждой картинке слово-при­знак и запомнить его. Записать попарно слова-призна­ки и названия картинок.

МАК – АЛЫЙ КОНФЕТА — СЛАДКАЯ ПАЛЬТО – ТЁПЛОЕ

ПОМИДОР – СОЧНЫЙ ДИВАН – УДОБНЫЙ КИТ – ОГРОМНЫЙ

РУЧКА – ШАРИКОВАЯ ПАВЛИН – КРАСИВЫЙ

4. Подобрать слова-действия к каждой предметной кар­тинке. Записать попарно слова-действия и названия картинок.

Мак — цвести конфета — угостить пальто – надеть

Помидор- расти диван — сидеть

кит – плыть ручка — писать павлин — важничать

5.Запомнить попарно слова-признаки и слова-действия:

Цвести угостить надеть расти

Алый сладкая тёплое сочный

плыть писать важничать сидеть

огромный шариковая красивый удобная

Записать эти пары в тетради.

6. Детям предлагается таблица (на индивидуальных за­нятиях — карточки), являющаяся ключом к шифру:

— один отрежь 5 — цыплят по осени

— что посеешь 6 — пока горячо

— считают 7 — то и пожнёшь

— не все то золото 8 — что блестит

— куй железо 9 — семь раз отмерь.

Составить пословицы из данных частей.

Пользуясь ключом к шифру, зашифровать пословицы в виде двузначных чисел (90,17,52,38,46). Записать эти числа в блокноте.

7. Зачитываются 6 пар слов, связанных между собой по смыслу. Необходимо к каждой паре подобрать по смыс­лу третье слово и записать его.

яйцо –курица цыплёнок

лес -дерево доска

дом – город улица

река –озеро море

шуба -холод снег

птица — полёт гнездо

Источник