Развитие личности ребенка в условиях удо
Елена Кузнецова
Становление личности ребенка в образовательной среде
Аннотация: В статье отражены основные аспекты, связанные с вхождением в образовательную среду детей дошкольного возраста. Образовательная среда выступает одним из основных факторов становления и развития личности.
Ключевые слова: образовательная среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, личность, становление личности.
На современном этапе становление личности ребенка в образовательной среде становится приоритетным направлением воспитательного и образовательного процесса. Образование сегодня признано основным ресурсом социальноэкономического и политического развития государства и гражданского общества. Целью образования является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого и компетентного гражданина.
Согласно ФГОС дошкольного образованияперед педагогами в данном контексте стоят следующие задачи:
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
— формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Процесс становления и развития личности подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим их подробнее.
В старшем дошкольном возрасте дети приобретают устойчивые психологические характеристики, влияющие на их действия и поступки, произвольность поведения.
Целостная структура личности, по Л. С. Выготскому, определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека. Развитие личности дошкольника состоит из постепенного осознания своего места в мире и развития чувств и воли, обеспечивающих соподчинение мотивов, устойчивость поведения.
В процессе становления личности дошкольника происходит формирование самосознания (представлений ребёнка о себе, своём месте в мире, оценивании собственных поступков по сравнению с окружающими). В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. Именно в дошкольном возрасте происходит активное личностное развитие ребенка: среди мотивов начинают преобладать познавательные и социальные мотивы, формируются навыки саморегуляции и произвольности, самостоятельность в практической и познавательной деятельности, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Развитие ребенка и его личности, по Л. С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л. С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Личность — это конкретный человек со своими мыслями, точкой зрения, нормами поведения и нравственностью. В дошкольном возрасте дети уже способны управлять собственным поведением, нести ответственность за свои поступки.
Образовательная среда рассматривается в контексте понимания образования как сферы социальной жизни, а среды, как фактора образования. Среда — это окружение, совокупность условий вокруг человека. Проблемой развития образовательной среды занимались Г. А. Ковалев, В. И. Панов, А. В. Петровский, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин, а также зарубежные ученые А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс.
Образовательную среду определяют как совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций. Она представляет собой совокупность специально организованных педагогических условий для развития личности обучающегося. В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение.
Проблема образовательной среды становится все более актуальной в настоящее время. По мнению В. А. Ясвина, образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственнопредметном окружении. В понимании В. В. Рубцова «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; историкокультурным компонентом. Как пишет С. Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В. И. Слободчиков говорит о том, что, среда, понимаемая как совокупность условий и обстоятельств для образования, не существует как нечто однозначное и данное заранее. В. В. Степанова и Н. Н. Толстых придают большое значение организации образовательной среды, под которой они понимают единство компонентов реальности, имеющих как культурное, так и природное происхождение. Предполагается, что взаимодействие культурной и природной среды дает возможность развивать и изменять способности личности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что образовательная среда является совокупностью различных факторов образовательного процесса и специально организованных психологических и педагогических условий для становления и развития личности.
Образовательная среда ДОУ относится к особому типу среды. Дети находятся в детском саду по 810 часов каждый день. В это время они посещают логопедические, физкультурные, музыкальные, психологические, общеразвивающие занятия. Образовательная среда ДОУ информационно насыщенна и многообразна в коммуникационном плане.
Именно в дошкольном возрасте закладываются общественные основы направленности личности, развиваются навыки поведения в обществе. Это определяет именно детский сад как основную организационную форму воспитания ребенка.
Приходя в детский сад, ребенок становится членом группы сверстников во главе с воспитателем. Наряду с родителями и членами семьи, воспитатель становится значимым взрослым в жизни ребенка.
Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать и развивать социальные контакты, познавать себя и других, оказывает воздействие на особенности и развитие его коммуникативных навыков. Взрослый является для ребенка образцом для подражания, эталоном. И таким образом субъектсубъектные отношения выходят на первое место в дошкольном возрасте.
В связи с возрастными особенностями дошкольников воспитатель оказывает на ребенка педагогическое воздействие и своими интеллектуальными, и педагогическими способностями, и личностными качествами.
По мнению Л. С. Выготского, воспитание и образование в качестве единого целенаправленного формирования личности ребенка можно определить,как поле активного взаимодействия трех компонентов: дошкольника, педагога и среды между ними.
Образовательная среда в детском саду должна являться средством развития природных способностей, а для этого она должна быть разнообразной и вариативной, включая как различные проекты, конкурсы и изготовление поделок, продолжая компьютерными программами и интерактивными приложениями. В такой среде у дошкольника будет возможность испытать себя в различных учебных и игровых ситуациях, погружаясь в различные виды деятельности. В то же время, образовательное пространство должно быть максимально насыщено предметным и нравственно-эстетическим содержанием.
Задача же воспитателя заключается в том, чтобы в этом пространстве создавать для дошкольника ситуацию успеха в выбранном виде деятельности.
Образовательное пространство необходимо насыщать ситуациями, способствующими развитию творческого подхода. В творчестве дошкольник не только концентрируется на отдельной задаче, но и получает со стороны сверстников и значимых взрослых положительное эмоциональное подкрепление при выполнении определенной деятельности, необходимое для того, чтобы поддержать развитие способности на должном уровне.
Образовательная среда ДОУ – это многообразная система, элементы которой в своей совокупности обеспечивают развитие личности дошкольника.
Список литературы
1. Васильева К. Е. Управление в дошкольном образовании. — М., 2015.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2013.
3. Солодянкина О. В. Социальное развитие ребенкадошкольного возраста: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014.
4. Солодянкина О. В. Система планирования в ДОУ. – М., АРКТИ, 2013.
5. Сушкова И. В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования науки РФ от17 октября 2013г. №1155).
Источник
Лена Звягина
Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО
Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного образования и внедрения ФГОС наряду с разносторонним развитием личности ребенка приоритетным направлением становится социализация – одна из форм гражданско-патриотического воспитания. Наша страна нуждается в социально-активных, самостоятельных, творческих личностях, адаптированных к условиям современной жизни.
Главная потребность ребенка дошкольного возраста — быть полноценным членом общества, жить вместе с взрослыми и чувствовать себя как взрослый. В силу сложности жизненных ситуаций и своих ограниченных возможностей реально включиться во взрослую жизнь ребенок, конечно, не может. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве его стремления быть как взрослый и невозможностью непосредственной реализации этой задачи.
Поэтому дошкольное детство называют стартовым периодом формирования ощущения собственных возможностей и потребностей, основных представлений об окружающем мире, добре, зле, семейном укладе и родной земле, «золотой порой» нравственного становления ребенка. Обратите внимание на содержание нравственного воспитания.
Основа и неотъемлемая часть становления личности, как известно всем, гражданско-патриотическое воспитание.
«Патриотизм» в переводе с греческого означает любовь и преданность своей Родине, Отечеству. Российская педагогическая энциклопедия трактует «патриотизм» как социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу об её интересах и готовность к защите от врагов. Любовь к родной земле впитывается с молоком матери и на протяжении дальнейшей жизни проявляется в уважении к историческому наследию своего народа, в бережном отношении к национально-культурным традициям, проявлении чувства гордости за достижения науки и техники. Формирование патриотизма происходит в процессе воспитания, обучения, развития
«Гражданственность» — понятие, характеризующее осознанную позицию человека, готового встать на защиту Родины, отвечать за ее судьбу и события, участвовать в этих событиях. Цель гражданского воспитания состоит в формировании у ребенка гражданского сознания, гражданских чувств и качеств, опыта и культуры гражданского поведения.
Гражданин имеет активную социальную позицию участника и созидателя общественной жизни, потребность в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, политического, правового, нравственного воспитания.
Рассмотрим методы воспитания, применяемые в педагогической практике:
— методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, убеждение, повествование, диалог, доказательство, призыв).
— методы упражнений (приручений, с помощью которых организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды индивидуальных и групповых заданий в виде поручений, требований, состязаний, показа образцов и примеров, создание ситуаций успеха).
— методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика и самокритика, поощрение и наказание, контроль и самоконтроль, замечания и ситуации доверия).
Гражданско-патриотическое воспитание – процесс долговременный, так как предполагает внутреннее изменение ребенка, которое может найти свое отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. Естественно, это затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не умаляет значимости работы педагога.
Растить патриота и гражданина – значит вырастить себе достойную смену. И кто же, если не мы, будет выполнять эту нелегкую, очень ответственную и благородную задачу. Кто преподаст ребенку первые уроки нравственности? Кто научит его быть великодушным, милосердным, толерантным, чутким, честным?
Понимая, любя, взаимодействуя с семьей, используя педагогический опыт, соответствующую материально-техническую базу и предметно-развивающую среду, можно добиться качественного результата.
Первой ступенью гражданско-патриотического воспитания является развитие чувства любви к Отечеству, родному краю и дому посредством вовлечения детей дошкольного возраста в социальные проекты, мероприятия и инициативы.
Поговорим конкретно о социальной инициативе и возможных формах работы по данному направлению с дошкольниками предшкольного возраста.
Начнем с терминологии. Что же все-таки означает термин «инициатива»? В латыни он означает «начало», заимствовали мы его у французов,но и в английском языке имеет схожие трактовки: первый шаг, почин, положить начало.
Тем самым подчеркивается инновационный характер инициативы. Ее отличительный признак – новизна вообще или новизна в данном конкретном месте в данное время. Значит, инициативное действие хоть и должно быть новым, не имеющим аналога, но может содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. И если заострять внимание на аспекте значения термина, то «взять инициативу на себя» означает повторить чьи-то действия, в отличие от других проявивших пассивность.
Например, в вашем городе никто никогда не проводил акцию памяти в День белых журавлей 22 октября, но узнав, что подобная акция с участием дошкольников успешно проводится в Центре «Гармония» в Тихорецке, вы первыми организовали и провели ее в своем учреждении в своем городе. Это и есть ваше инициативное инновационное действие.
Выбор и направленность инициативы определяют самосознание ребенка как гражданина общества, так как социальные инициативы формируют: организованность, ответственность, взаимовыручку, коллективизм, милосердие, взаимную требовательность, активность, доброту, доверие и развивают: гражданское сознание ребенка, патриотические чувства и понимание своего общественного долга, готовность приносить пользу людям.
Инициатива тесно связана и подразумевает под собой социальную активность ребенка. Чисто детские инициативы встречаются крайне редко даже в подростковом периоде. На самом деле детская социальная инициатива — это всегда инициатива взрослых, увлекшая ребят.
Суть участия детей в социальных инициативах хорошо отразил социолог Роджер Харт – автор понятия «Лестница участия». Он предложил 8 ступенчатую лестницу, которая демонстрирует, что значит быть гражданином и как им быть. Свои наблюдения Харт проводил на детях подростках, участниках детских общественных организаций и объединений. 3 первых ступени Роджер Харт рассматривает, как не очень продуктивные для развития инициативы ребенка-подростка, но они очень хороши для формирования опыта и культуры гражданского поведения, начальных умений, навыков организаторской деятельности и социальной активности детей — дошкольников.
Это стартовая площадка для детей предшкольного и начального школьного возраста. Обратите внимание, они на подхвате, выполняют конкретные поручения и даже симулируют участие в общем процессе (проявляют иногда бессмысленную активность). Это социальные пробы.Они заключаются в следующем:
— выбор и осуществление способов социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей;
— попытка формирования социальной позиции и ответственности, навыков конструктивного позитивного общения.
Но мы можем заметить, что дошкольники успешно, конечно не без участия и помощи педагога и родителей, могут овладевать 4 ступенью представленной лестницы (понимают задачу в целом и выполняют отведенную им часть работы).
А вот 5 ступень уже предполагает самостоятельную работу и об этом говорить в дошкольном периоде рано.
Чем же полезно участие дошкольников в социальной инициативе?
Участие в инициативе социально закаливает ребенка, готовит к преодолению трудностей, создает условия для самореализации воспитанников в этих отношениях.
Анализ и проектирование деятельности обучает навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют отклонениям в поведении, моделирует типы поведения, поощряющие законопослушание, здоровый образ жизни, проявление лидерского потенциала.
Для дошкольника это возможно при осуществлении образовательной деятельности, например, по предметам «Азбука общения», «Коммуникативный тренинг» и «Психогимнастика», где основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку примерить на себя определенную роль и прожить часто в непростых жизненных ситуациях даже в рамках 25 минутного занятия. Как классифицируются игры детей дошкольного возраста можно увидеть на схеме Зворыгиной Е. В. и Новоселовой С. Л.
Каков же алгоритм социальной инициативы?
Алгоритм реализации социальной инициативы следующий:
1. Диагностика детского коллектива.
2. Инициация детских идей.
3. Выбор и разработка конкретной идеи.
4. Планирование работы по реализации инициативы.
5. Формирование группы активистов.
6. Распределение поручений и обязанностей.
7. Поиск и привлечение социальных партнеров.
8. Реализация запланированных мероприятий.
9. Обратная связь от участников мероприятий.
10. Анализ реализованной инициативы.
Формы проведения социальных инициативи их примерные названия:
акции и марафоны различной направленности (Подари радость другу, Георгиевская лента, Подарок ветерану, Теплое сердце, Посылка солдату, Голубь мира, Журавлик, Час Земли и т. д.,
ярмарки — продажи, ярмарки — выставки,
выступления агитбригад (Мы и безопасность, Водитель, стой! Я хочу дойти домой,На Кубани Закон такой: 22 часа – иди домой, Не шути с огнем! и др.,
коллективные творческие дела,
десанты, конкурсы социальных проектов и тематические конкурсы с исследовательским уклоном (Золотые страницы истории моей семьи, Родословное древо моей семьи, Письмо прадеду, не пришедшему с войны и др.).
Участие дошкольников в социальной инициативе нужно и возможно, полезно и успешно.
Заканчивая выступление,хотелось бы вам пожелать:
— вдохновляйте и побуждайте детей к действию, инициативе, творчеству, уважая при этом достоинство и уникальность личности;
— умейте быть не формальными в работе, стройте взаимоотношения на основе диалога;
— будьте связующим звеном между ребенком и социальной средой;
— всегда исходите из позиций гуманизма и милосердия, исключайте любые уловки, нечестные действия, обман ребенка;
— ведите работу только в рамках своей компетентности, несите персональную ответственность за качество своей работы, не поддавайтесь влияниям и нажимам. Успеха вам и до новых встреч!
Литература:
1. Котова Е. В.В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. — 80с.
2.Журнал: Дополнительное образование и воспитание. №5 – М., 2009
3.Журнал: Дошкольное воспитание. №8 и №10 – М., 2009
4. Никандров Н. Д.Россия: социализация в воспитании на рубеже тысячелетий. — М.: Педагогическое общество России. 2000. — 304с.
5. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста/Под редакцией В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – с. 187.
6. Cборник нормативных и организационно-педагогических рекомендаций для реализации детских социальных инициатив, ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской», Санкт-Петербург, 2015 г., с. 41
7. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. — М., 2003. — 512с.
8. Тетерский С. В. Социальные инициативы детей и молодежи:поддержка общества и государства: Монография, М.: РЕГЛАНТ, 2003.
9. Шилова М. И. Социализацияи воспитание личности школьника в педагогическом процессе:Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное.- Красноярск: РИО КГПУ, 2002. — 218с.
10. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- СПб: «Детство – Пресс», 2010. – 380с.
Источник