Развитие личности ребенка в условиях интерната

Развитие личности ребенка в условиях интерната thumbnail

Индивидуальное развитие личности ребенка

в условиях школы-интерната

«…подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста  успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».

В.А. Сухомлинский

Под индивидуальностью понимается свойство человека, отражающее его способность стать и быть самим собой, обуславливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.

Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни.

Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь в решении возникающих проблем воспитанников, организация разнообразных видов деятельности школьников.

   Мы считаем, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Поэтому, одна из задач классного руководителя направлена на самораскрытие ребенка как личности.

Начинаем работу с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. Совместно с психологом и социальным педагогом составляем характеристику воспитанника и план воспитательной работы с этим ребенком.

Особую роль в формировании личности в режиме повседневной жизни воспитанника мы отводим семье. Большинство наших учеников воспитываются в малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семьях – но для этих детей, особенно учащихся младшего школьного возраста, имеет большое значение заинтересованность родителей их успехами в школе. Таким образом, задача классного руководителя – привлечь, и умело использовать потенциал семьи воспитанников  при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Для этого в нашей школе-интернате проходят интересные родительские собрания (с приглашением педагога-психолога, логопеда, социального педагога), праздники («Мы за чаем не скучаем…», «Праздник мам», «Спортивный праздник»), конкурсные программы. Также привлекаем родителей при подготовке праздников, классных часов, при организации городских выступлений, изготовлении костюмов и пр.

Так же, на уровне Волоколамской школы-интерната ежегодно проходят  Дни Открытых дверей, на которые традиционно со всеми желающими гостями, приглашаем родителей учеников.

Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка в школе-интернате происходит при следующих  педагогических условиях:

 – восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.

– наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности. (Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.)

– предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. (Классный руководитель заботится о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка.)

Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Поэтому мы стремимся создавать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.

Мы считаем, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой.  Поэтому, в группах ребята реализуют свои таланты через рисование, лепку, ручной труд – изготовление поделок (многие работы принимают участие на выставках в школе), турниры, конкурсы, игры.

 – оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.

Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений. Наши ребята посещают по выбору и интересам разнообразные секции и кружки: кукольный театр, футбольную секцию, хореографическую студию и многие другие.

Невозможно не отметить участие в школьных и районных мероприятиях, где ребята раскрывают перед зрителями все свои таланты.

Также в Волоколамской школе-интернате классные руководители ведут индивидуально-профилактическую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. На базе этой работы прошел зональный семинар «День профилактики несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»».

Таким образом, каждый классный руководитель в воспитательной работе уделяет особое внимание  индивидуальному развитию личности каждого ребенка в детском коллективе.

Источник

В настоящее время
приходится констатировать, что ко всему
психическому развитию дети, воспитывающиеся
без попечения родителей, отличаются
от ровесников, растущих в семье. Темп
развития первых замедлен. Их развитие
и здоровье имеют род качественных
негативных особенностей, которые
отличаются на всех ступенях детства –
от младенчества до подросткового
возраста и дальше. Особенности по-разному
и в неодинаковой степени обнаруживают
себя на каждом возрастном этапе. Но все
они оказывают серьезное воздействие
на формирование личности подрастающего
человека.

Читайте также:  Роль туризма в развитии ребенка

Исследования
показывают, что лишение детей материнской
заботы с последующей психической
депривацией в сиротских учреждениях,
очень серьезно сказываются на их
социальном, психическом и физическом
здоровье.

Подростковый
возраст — последний период пребывания
большинства детей в учреждении
интернатного типа. В дальнейшем они
вступают в самостоятельную жизнь.
Воспитанники часто не готовы к лишению
привычных опеки и образа жизни. Вот
почему вопросы личностной и социальной
зрелости 14-15 — летнего выпускника
интерната (детского дома) имеют
первостепенное значение [8].

Подростковый
возраст, трудный, критический, для
любого человека, является особенно
опасным для воспитанников детских
домов. Области развития самосознания,
временной перспективы и профессионального
самоопределения, становления
психосексуальной идентичности являются
ключевыми для формирования личности
в этот сложный период, а с другой – в
наибольшей степени уязвимы в условиях
воспитания вне положительного семейного
влияния. Именно на них должна
сосредотачиваться основная работа по
преодолению отрицательных последствий
пребывания в учреждениях интернатного
типа и по подготовке подростков к
взрослой жизни за его стенами.

У воспитанников
домов ребенка, детских домов развитие
всех аспектов представление о себе,
отношение к себе, образа Я, самооценка
существенно отличается от развития
этих аспектов у детей из семьи. Одно
из серьезных следствий в депривации
потребности родительской любви, в
отсутствии чувства уверенности в себе
у воспитанников детских учреждений.
Возникая на ранних стадиях онтогенеза,
неуверенность в себе становится
устойчивым образованием, характеристикой
воспитанника детского дома [13].

Только одна
категория отношения с окружающими
людьми значима и для учащихся массовой
школы, и для воспитанников интерната.
В остальных случаях у детей, живущих и
воспитывающихся в разных условиях, в
качестве значимых выделяются разные
категории: в интернате – поведение,
внешность, отношение к сверстникам
противоположного пола, в обычной школе
– умения, интересы, способности и
самооценка, качество личности.

Две
группы высказываний – описание себя
как друга, и своего умения понимать
других людей – значительно выражены
у школьников и почти не представлены
у воспитанников интерната, то есть
значимость именно этих сторон общения
в наибольшей степени зависит от того,
находится ли подросток в семье или в
интернате [13].

Дети из интерната
очень мало пишут о себе как о друге:
поскольку они живут в ситуации
эмоционального дефицита. Это говорит
о недостаточном внимании подростков
из интерната к интимно-личностной
стороне общения со сверстниками, хотя
повышенное внимание к стороне общения
– одна из важнейших характеристик
подросткового возраста. В группе
воспитанников интерната обсуждаемая
сторона общения оказывается неразвитой,
что может быть связано с особыми
условиями общения этих детей со
сверстниками. В школе отношения со
сверстниками носят избирательный
характер.

В интернате дети
постоянно находятся в ситуации
обязательного общения с достаточно
узкой группой сверстников, поэтому
избирательность для них отходит на
второй план, уступая место восприятию
контактов со сверстниками, как стабильных
неизбежных, таких, которые сам подросток
по собственной воле изменить не может.

Таким образом,
характеристики подростков, растущих
в семье и вне семьи, различающихся по
ряду существенных параметров, главные
из которых:

1)
ориентации на собственные личностные
особенности (массовая школа) – ориентация
на внешнее окружение, на приспособление
(интернат);

2)
интенсивное становление подростка в
направлении взрослости, связанной с
ней системой собственных ценностей от
7 к 9 классу (массовая школа) – стабильность
этих сторон в указанный период (интернат);

3)
яркая выраженность собственно
подростковых характеристик (массовая
школа) – несоответствие некоторых
сторон развития подростка возрастным
характеристикам (интернат).

Дело не в том, что
подросток развивается в этих условиях
более медленно, важно, что он развивается
несколько иначе, по другому пути, чем
у подростков растущих в семье.

Другое важнейшее
психологическое новообразование
подросткового возраста – обращенность
в будущее. Его изучение дает представление,
с одной стороны на более широкую проблему
становления временной перспективы
личности как существеннейшей ее
характеристики, а с другой – на процесс
профессионального самоопределения –
сравнительно более узкий, но чрезвычайно
практически значимый в этом возрасте
момент личностного развития [13].

Психологический
самоанализ профессионального
самоопределения свидетельствует, что
процесс по-разному осуществляется в
интернате и массовой школе. Суть различия
состоит в том, что в обычной школе в
начале формируются некоторые идеальные
представления о своей будущей профессии,
которые в последствии (в 7 – 8 классе)
сменяются вполне реально, причем в ряде
случаев возникают достаточно сложные,
противоречивые отношения между теми
и другими. У воспитанников школы-
интерната, рано складываются реалистические
представления о своей будущей
специальности, поэтому отношение к её
выбору у них, как правило, непротиворечивое.

В данном случае
отсутствие противоречивости в
профессиональном определении не может
быть оценено положительно. Подросток
из массовой школы, выбирая «земную»,
более соответствующую своим способностям
и объективным обстоятельствам жизни
профессию, отказывается от своих детских
надежд и мечтаний совершает акт
сознательного самоограничения,
необходимого профессиональном
самоопределении. За воспитанника
детского дома это акт совершают другие:
профессиональная самоопределение
обусловлено системой общественного
воспитания (детские дома и интернаты
бывают жестко связаны только с несколькими
средними специальными учебными
заведениями, обучаясь в которых
воспитанники могут находиться на полном
государственном обеспечении). По
существу акт профессионального
самоопределения превращается для
воспитанников интерната в профессиональное
определение. Но поскольку профессиональное
самоопределение в данном возрасте
важнейшая составляющая личностного
самоопределения, то очевидно, как
неблагоприятно это может сказаться на
всем ходе становления личности [13].

Читайте также:  Математическое развитие ребенка в семье

Профессиональная
перспектива может быть полностью
сформулирована лишь как часть целостной
временной перспективы будущего. Сюда
входят и мотивы общения с другими людьми
(стремление иметь друзей, вступить в
брак), и мотивы, связанные с развитием
собственной личности. Эти группы мотивов
временной перспективы также значительно
менее выражены у воспитанников детского
дома. Они представлены незначительно
и относятся лишь к периоду актуальной
жизнедеятельности и самого ближайшего
будущего.

Другая область
психического развития личности –
становление психосексуальной
идентичности. В подростковом возрасте,
в периоде созревания человека эта
область занимает особое место. Именно
в это время проблемы, связанные с полом,
психосексуальным поведением и развитием,
формированием системы определенных
потребностей, мотивов, ценностных
ориентаций, характеризующих представлений
человека о себе как о мужчине или
женщине, то есть все то, что составляет
основное содержание понятия
«психосексуальная идентичность»,
выходят на первый план в формировании
личности детей данного возраста [5].

Осознание и
переживание человеком своей половой
идентичности предполагает наличие у
него сформированных образцов, эталонов
мужского и женского образов, моделей
мускулинности и феминности.

Повышенная ценность
семьи и недостаточный опыт жизни в ней
способствуют идеализации воспитанниками
интерната взаимоотношений в семье,
образа семьянина. Их положительная
модель в значительной мере расплывчато,
не наполнена конкретными бытовыми
деталями, хотя и не очень эмоционально
насыщена. Одновременно существует и
другой эталон — отрицательный, конкретный
образ того, какими эти взаимоотношения
не должны быть, какими качествами не
должны обладать муж, отец, мать, жена.
Столкновение двух образов порождает
конфликтную систему требований:
идеализированных и неопределенных с
одной стороны, и чрезвычайно низких
ограниченных выполнением элементарных
норм поведения – с другой. Конфликтная
система требований, отнесенная к тому
же только к одной стороне взаимоотношений
– семейной может отрицательно повлиять
на формирование адекватных представлений
о феминности — маскулиности и, в конечном
счете, исказить нормальный процесс
становления психосексуальной
идентичности.

Школьники из семьи
оценивают мужчин и женщин более
разносторонне, их представления о
семье, о взаимоотношениях в ней вполне
реальны и наполнены конкретным
содержанием.

Итак, дети,
воспитывающиеся в учреждениях
интернатного типа, отличаются по своему
развитию от ровесников, растущих в
семье. Здоровье их и развитие имеют ряд
негативных особенностей, которые
отличаются на всех ступенях детства.
Часто при выходе из данных учреждений
такие дети не готовы к лишению привычных
для них опеки и образа жизни, что
затрудняет их социализацию в новых
условиях жизни, и является для них
фактором стресса.

Соседние файлы в папке Архив1

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Доклад

«Социализация воспитанников

в условиях школы-интерната»

Воспитатель: I категории

Калин-оол Долаана Калиновна

ГБОУ РТ «Школа-интернат для

детей с нарушениями ОДА»

г. Ак-Довурак

Кызыл 2018г.

Доклад на тему

«Социализация воспитанников в условиях школы-интерната».

Слайд 1. (Тема)

Актуальность. Для любого общества проблема воспитания и социализация подрастающего поколения является одной из важнейших задач образования. Концепция модернизации российского образования определяет в качестве одной из приоритетных задач общеобразовательных школ и школ-интернатов обеспечение успешной социализации учащихся. Дети и подростки, с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в школе-интернате, обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Воспитанники коррекционной школы – интерната отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному влиянию.

Я считаю, что главная задача воспитателей заключается в том, чтобы воспитать детей до возможной степени умственного и нравственного развития, социально интегрировать детей в общество. В процессе воспитательной работы надо пробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявление самостоятельности, корректировать недостатки психического и физического развития, формировать развитие волевых процессов и самоконтроля. Перед нашими воспитанниками выпускниками встаёт сложнейшая задача: начать самостоятельную жизнь, адаптироваться в обществе, научиться отвечать за свои поступки и принятые решения. И за успешное социализация наших воспитанников ответственность несем мы – воспитатели. Именно на воспитателе, на данном этапе лежит задача стать одним из главных людей в жизни воспитанника, его опорой и поддержкой. Поэтому социализация воспитанников является важной задачей обучения и воспитания ребенка.

Проблемы и противоречия социализации.

Создаются внешние трудности для успешной социализации, т.к. у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связанные с особенностями их психического и физического развития. Наиболее серьезным следствием является утрата «базового доверия к миру», без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность. Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую жизнь. Эти утраты проявляются в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического механизма – с другой. В более поздних возрастах действие этого механизма может провоцировать формирование алкогольной, наркотической и токсикологической зависимости.

Трудности социализации порождает гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. полное непринятие норм отношений складывающихся в социуме. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самые различные.

Читайте также:  Педагогическая диагностика развития личности ребенка

Как воспитатель в работе по социализации воспитанников перед собой я поставила цель и задачи. Слайд 2. (Цель)

Цель – формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации выпускников школы – интерната, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.

Слайд 3. (Задачи)

Задачи:

  1. Нравственное воспитание и развитие личности ребенка.

  2. Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение.

  3. Выявление интересов, склонностей и способностей.

  4. Приобретение знаний и умений, необходимых при выборе профессии продвижение в процессе принятия объективного решения о выборе профессионального самоопределения.

  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, организация безопасности жизнедеятельности.

  6. Выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей.

  7. Продолжать работу по социализации воспитанников, на основе личностно – ориентированного подхода.

  8. Развивать у воспитанников способность соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общение, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной.

  9. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Слайд 4.

Существуют пути реализации данных задач через основные направления воспитательной работы:

  • Личностное развитие;

  • Охрана здоровья. Физическое воспитание;

  • Основы гражданского воспитания;

  • Трудовое воспитание;

  • Профориентационное направление;

  • Основы социализации и общения.

Основная часть.

Вся воспитательная работа по социализации воспитанников планируются с использованием педагогических технологий, приемами и методами работы. Которые позволяют каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные возможности и творческие способности.

Технологии (обучающиеся, информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие).

Методы (словесные, зрительная, наглядные, социально-педагогические, методы стимулирования, рефлексивные методы и т.д.).

Основным приёмом формирования и закрепления знаний являются планомерно организованные и регулярно проводимые практические занятии и работы по:

  • Уходу за одеждой и обувью.

  • Уходу за жилищем.

  • Уходу за посудой.

  • Приготовлению пищи.

Кроме основных задач, на воспитательских занятиях развивается у детей речь, корригируются мыслительные процессы, воспитывается целенаправленность деятельности, формируются эмоционально – волевые качества.

Слайд 5; 6.

По воспитанию нравственных качеств воспитанников, сплочению детского коллектива способствуют коллективные творческие дела: участие воспитанников в фестивалях, конкурсах, выставках, в праздниках школы-интерната. Воспитывается у детей чувство ответственности за себя и своих товарищей. Творческие способности ребят раскрываются в индивидуальных и коллективных работах, проявляются качества взаимной поддержки, дисциплинированности.

Участие детей в выездных мероприятиях помогает успешной адаптации воспитанников с особыми образовательными потребностями в обществе, благоприятствует развитию личностных качеств детей, оказывает активное воздействие на их интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу. Наши воспитанники принимали участие во Всероссийском фестивале творчества «Жизнь безграничных возможностей» в г. Москве, где заняли призовые места.

Слайд 7. «О курении»

Слайд 8. «Об алкоголе»

Коррекционные занятия формируют основные понятия и навыки, связанные с сохранением здоровья, заботой о своей внешности, с бытовыми проблемами в доме (уют, кулинария, стирка, уборка). Проводятся практические – занятия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, а также, чтоб умели противостоять вредным привычкам.

Слайд 9. «Сувениры и подделки»

Решение задач трудового воспитания осуществляется через: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, творческие работы, экскурсии, участие в общественно-полезном труде, подготовке массовых мероприятий, учебной и самостоятельной деятельности, изготовление сувениров и поделок к праздникам. Работы по изготовлению поделок развивает у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата мелкую моторику рук, развивает речь, координирует движение, развивает мышление, внимание, память. Научившись делать панно и подделки, ребята в будущем могут принимать заказы, где у воспитанников формируется трудовая деятельность, ну и доход.

Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – это игра. В игровой ситуации дети охотно делятся своими внутренними ощущениями.

Слайд 10. «Мы выбираем профессию»

Основы будущей профессии дети получают на уроках, воспитательских занятиях, экскурсиях в музей, горный техникум, почтовое отделение и т.д. Регулярно с воспитанниками проводятся различные беседы и практические занятия по социальной адаптации и профориентации.

На занятиях по правовой социализации главная цель – это приобщение воспитанников к социальной жизни, на усвоение знаний и ценностей, а также норм, установок и образцов поведения, которые присущи данному обществу.

Практика последних лет показала, что только грамотно организованное коррекционно-развивающее обучение и воспитание является гарантом становления совокупности качеств личности, его социальной адаптации, подготовки к профессиональному образованию и труду.

Заключение.

Для достижения наиболее высших результатов по воспитанию и социализации воспитанников ежегодно проводится мониторинг воспитанности и социализации воспитанников. Вся работа отслеживается в диаграмме, где выводятся сравнительные результаты из мониторинга уровня воспитанности и социализации воспитанников. За последние 3 года видны результаты работы по социализации.

Слайд 11. Мониторинг состоит из 5 критериев:

Слайд 12. Диаграмм уровня воспитанности и социализации воспитанников.

Вывод. Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

При любых организационных формах обучения для детей с ОВЗ должны быть созданы специализированные условия получения общего образования, трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям, направленным на успешную адаптацию в современном социуме.

Я считаю, что систематически проводимая работа в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Источник