Развитие личности ребенка в условиях депривации м рипкро 1994

Развитие личности ребенка в условиях депривации м рипкро 1994 thumbnail

1. Баттерворт Дж., ХаррисМ. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.

2. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

4. Беседина М. В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. канд. дис. – М., 2004.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995.

6. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

7. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.

9. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. Т. 6.

10. Голик А. Н. Педагогическая психиатрия. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

11. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 1) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 2004. – № 1. – С. 70–87.

12. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 2) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология 2004. – № 2. – С. 66–82.

13. Депривация сна как метод лечения больных с депрессивными состояниями / Под ред. Р. Я. Бовина. – Л., 1980.

14. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии  – М.: ПЕР СЭ, 2005.

15. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005.

16. Короленко Ц. П. Психофизиология в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978.

17. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.

18. Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити, 2002.

19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

20. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Сост. В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.

21. Лобзин B. C., Михайленко А. А, Панов А. Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. – Л., 1979.

22. Магилянцев М. К. Зимовка в Антарктиде // Знание – сила. 1980. – № 7.

23. Маркова Э. В., Кузнецов В. Н., Сидоров П. И. Социально-психологические особенности детской популяции социального изолята // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2006. – № 1. Т. 3.

24. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.

25. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

26. Митина Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. 1991. – № 5. – С. 28–35.

27. Нарицын Н. Н. Доверительный разговор. Психология счастья. – М.: АСТ-пресс, 1998.

28. Павлов И. П. Мозг и психика. – М.: НПО «МОДЭК», 1996.

29. Пристли Р. Антарктическая одиссея. – Л., 1985.

30. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2004.

31 . Психическая депривация: Хрестоматия / Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.

32. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. – М.: Класс, 2000.

33. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001.

34. Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М.: РИПКРО, 1994.

35. Сифр М. В безднах Земли. – М., 1982.

36. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. – № 5. – С. 41–52.

37. Спесивцева О. И. Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации // Вестник ЧелГу. Сер. 8. Экономика, Социология, Социальная работа. 2004. – № 1 (1). – С. 38–40.

38. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000.

39. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет: В 2 т. – Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1.

40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

41 . Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.

42. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004.

43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 2003.

44. Хоменко И. А. Предупреждение образовательной депривации в условиях полиэтнического состава учащихся // Материалы межрегиональной научно-практической конференции 2–3 ноября 2005 г. – СПб.: Союз, 2005. – С. 37–41.

45. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Прогресс-Универс, 1993.

46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: МПСИ; Прогресс; Флинта, 2006.

48. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия  – М.: Класс, 1999.

49. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

50. Farthing G. W. The psychology of consciousness. – Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1992.

Источник

Е. Г. Уманская

Развитие личности в условиях депривации. Монография

© Е. Г. Уманская, 2013

© Издательство «Прометей», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Введение

Депривация – психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Депривация характеризуется отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

По большей части исследуется депривация, возникающая в результате длительного ограничения в удовлетворении потребностей, хотя в последнее время стали описывать и депривацию, возникающую в результате экстремальных кратковременных ситуаций.

Читайте также:  Центр развития ребенка негосударственное учреждение

В истории науки и практики мы имеем возможность наблюдать изучение проблемы отклонения психических состояний и социального поведения под влиянием разрушающих факторов, но само понятие «депривация» появляется значительно позже.

Идеогенез проблемы депривации заключается в изменении понятийного аппарата – от специального понятия «госпитализм» до более широкого понятия «депривация». В настоящее время в контекстах разных исследований концепция психической депривации рассматривается с различных точек зрения; существует множество трактовок понятия «депривация», так же как и подходов к построению психокоррекционных программ.

В современных условиях стремительно изменяются социокультурные реалии, в которых растет незащищенность детей от разнообразных и неоднозначных по своей направленности социальных воздействий, проецирует новые варианты депривационных последствий. Именно поэтому анализ основных подходов к проблеме депривации актуален сегодня. Многие идеи, возрожденные или вновь открываемые в начале XXI в., могут иметь и имеют определенное теоретическое и практическое значение в современной психологии.

Методологической основой монографии является положение В. С. Мухиной о феноменологической сущности человека как совокупности двух исторически формирующихся начал: 1 – человек как социальная единица, 2 – человек как уникальная личность. Оба эти начала создают в человеке как общее, так и уникальное. Мы солидаризируемся с мнением В. С. Мухиной в том, что в условиях депривации искажаются, страдают, изменяются обе ипостаси личности. В условиях депривации у ребенка как формирующейся социальной единицы искажается позиция на то, чтобы «быть как все», в то же время искажается и позиция притязаний на уникальность.

Феномен психической депривации

Значения и смыслы понятия «депривация»

В современном мире отчетливо проявляются тревожные тенденции: резкое увеличение безнадзорных и беспризорных детей, социальных сирот, оставшихся без попечения родителей и проявляющих асоциальное поведение (алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция и т. д.).

В связи с этим возникла необходимость понимания природы детских проблем, поэтому значение проблемы депривации едва ли нуждается в обосновании.

Анализ современного состояния исследований показывает, что особая роль в них отводится детскому дому, поскольку ребенок, находящийся в подобных условиях, полностью оторван от матери. Это обусловливает наибольшую выраженность депривации. В ходе исследований установлено, что сегодня чаще всего ребенок испытывает депривацию в семье. В связи с этим особую значимость приобретает изучение эмоциональной депривации, поскольку депривирующие факторы действуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Экспериментальные данные показывают, что только полноценное эмоциональное развитие определяет благополучное развитие ребенка, а его отсутствие вызывает депривацию[1].

Эмоциональная депривация способствует нарушению психического развития ребенка. Она заключается в том, что ребенку не достает ухода, заботы, ласки, в результате у него не формируется привязанность к родителям. Причиной этого может быть разлука с матерью, неспособность матери создать эмоциональную, теплую атмосферу, госпитализация ребенка, направление его в детское учреждение, перенесение тяжелых заболеваний и т. д.

Как показывают современные исследования, главным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья, формирующая уникальность человеческой личности, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными и особенно с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию депривационных психических расстройств, которые тем тяжелей, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва. В раннем возрасте депривация приводит к характерным нарушениям развития (отставание в общем речевом развитии, недостаточное развитие тонкой моторики и мимики), в дальнейшем проявляются и эмоциональные нарушения (в виде общей сглаженности проявления чувств при склонности к страхам и тревоге), поведенческие отклонения (частые реакции активного и пассивного протеста и отказа, недостаток чувства дистанции в общении или наоборот, затруднения при контакте).

Исходя из концепции В. С. Мухиной, являющейся методологической основой нашего исследования, человек выступает как совокупность двух исторически формирующихся начал: человек как социальная единица и как уникальная личность.

Система общественных отношений личности формируется через присвоение материальной и духовной культуры, общественно значимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. При этом и потребности, и мотивы каждого развивающегося человека, хотя и представлены в психологии конкретного лица, но отражают общественно-исторические ориентации той культуры, в которой развивается и действует конкретный человек. Ребенок формируется как нормативная социальная единица в благоприятных для этого условиях: в раннем детстве человек должен быть обеспечен условиями, содействующими его физической и психологической защищенности. Именно обеспечение условий для нормального развития ребенка формирует у него качества социальной единицы общества – нормативно ориентированного, законопослушного человека.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что культура в той или иной мере определяет поведение людей. Как справедливо отмечает Ю. М. Лотман, «для общества существуют совсем не все поступки индивида, а лишь те, которым в данной системе культуры приписывается некоторое общественное значение»[2].

Другими словами, оказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь поведение, которое А. Г. Асмолов назвал социотипическим поведением личности. Это то поведение, которое, выражая «типовые программы данной культуры» и регулируя поведение в стандартных для данной общности ситуациях, освобождает человека от принятия индивидуальных решений[3].

Человек как «элемент» в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств, которые порождаются в ходе его жизнедеятельности в обществе. Социальные системные качества человека как «элемента общества» принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые вещи, в том числе и сам человек, начинают вести двойную жизнь, подчиняясь и природным, и общественно-историческим закономерностям. Системно-исторический аспект отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений. Так, например, во все исторические эпохи человек, становясь членом семьи, выполнял в ней некоторые общие задаваемые семьей как социальной подсистемой функции, однако конкретно-историческое содержание этих функций в разные эпохи менялось, приобретало свою специфику. Системно-исторический план анализа общественных явлений позволяет показать, что, развиваясь в конкретно-исторических условиях, различные «элементы» социальных систем, в том числе и личность в системе социальных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, раздвигают границы тех систем, в которые она входит.

Читайте также:  Механизмы и движущие силы социального развития ребенка

Характеристика появившегося на свет ребенка как существа «генетически социального» отражает тот факт, что ребенок появляется не в природной среде, а с самого начала его индивидуальная жизнь вплетается в присущий только человеку мир общественно-исторического опыта, в сложную систему социальных связей, и он сам изменяет эти связи. То есть в центре развития личности оказывается не индивид сам по себе, вбирающий воздействия окружающей среды, а первые изначально совместные акты поведения, преобразующие микросоциальную ситуацию развития личности[4].

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник

Итак, депривация – сложное, многообразное явление. Некоторые ее виды поддаются коррекции в большей степени, другие – в меньшей. Многое зависит от продолжительности воздействия депривационных условий, от возраста человека, его личностных особенностей. Поэтому работа с последствиями депривации требует учета всех обстоятельств и индивидуального психотерапевтического подхода.

Литература

1. Баттерворт Дж., ХаррисМ. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.

2. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

4. Беседина М. В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. канд. дис. – М., 2004.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995.

6. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

7. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.

9. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. Т. 6.

10. Голик А. Н. Педагогическая психиатрия. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

11. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 1) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. – № 1. – С. 70–87.

12. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 2) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. – № 2. – С. 66–82.

13. Депривация сна как метод лечения больных с депрессивными состояниями / Под ред. Р. Я. Бовина. – Л., 1980.

14. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

15. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005.

16. Короленко Ц. П. Психофизиология в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978.

17. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.

18. Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити, 2002.

19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

20. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Сост. В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.

21. Лобзин B. C., Михайленко А. А, Панов А. Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. – Л., 1979.

22. Магилянцев М. К. Зимовка в Антарктиде // Знание – сила. 1980. – № 7.

23. Маркова Э. В., Кузнецов В. Н., Сидоров П. И. Социально-психологические особенности детской популяции социального изолята // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2006. – № 1. Т. 3.

24. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.

25. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

26. Митина Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. 1991. – № 5. – С. 28–35.

27. Нарицын Н. Н. Доверительный разговор. Психология счастья. – М.: АСТ-пресс, 1998.

28. Павлов И. П. Мозг и психика. – М.: НПО «МОДЭК», 1996.

29. Пристли Р. Антарктическая одиссея. – Л., 1985.

30. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2004.

31 . Психическая депривация: Хрестоматия / Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.

32. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. – М.: Класс, 2000.

33. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001.

34. Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М.: РИПКРО, 1994.

35. Сифр М. В безднах Земли. – М., 1982.

36. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. – № 5. – С. 41–52.

37. Спесивцева О. И. Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации // Вестник ЧелГу. Сер. 8. Экономика, Социология, Социальная работа. 2004. – № 1 (1). – С. 38–40.

38. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000.

39. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет: В 2 т. – Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1.

40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

41 . Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в младенческом возрасте

42. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004.

43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 2003.

44. Хоменко И. А. Предупреждение образовательной депривации в условиях полиэтнического состава учащихся // Материалы межрегиональной научно-практической конференции 2–3 ноября 2005 г. – СПб.: Союз, 2005. – С. 37–41.

45. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Прогресс-Универс, 1993.

46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: МПСИ; Прогресс; Флинта, 2006.

48. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.

49. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

50. Farthing G. W. The psychology of consciousness. – Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1992.

Источник

Литература

1. Баттерворт Дж., ХаррисМ. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000.

2. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.

4. Беседина М. В. Образовательная среда как фактор эмоциональной депривации, влияющей на соматическое здоровье подростков: Автореф. канд. дис. – М., 2004.

5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995.

6. Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003.

7. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. Т. 2.

9. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. Т. 6.

10. Голик А. Н. Педагогическая психиатрия. – М.: Изд-во УРАО, 2003.

11. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 1) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. – № 1. – С. 70–87.

12. Гордеева О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации (сообщение 2) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. – № 2. – С. 66–82.

13. Депривация сна как метод лечения больных с депрессивными состояниями / Под ред. Р. Я. Бовина. – Л., 1980.

14. Дружинин В. Н. Варианты жизни: очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

15. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. – СПб.: Питер, 2005.

16. Короленко Ц. П. Психофизиология в экстремальных условиях. – Л.: Медицина, 1978.

17. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984.

18. Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.: Юнити, 2002.

19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

20. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Сост. В. С. Мухина. – М.: Просвещение, 1991.

21. Лобзин B. C., Михайленко А. А, Панов А. Г. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии. – Л., 1979.

22. Магилянцев М. К. Зимовка в Антарктиде // Знание – сила. 1980. – № 7.

23. Маркова Э. В., Кузнецов В. Н., Сидоров П. И. Социально-психологические особенности детской популяции социального изолята // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 2006. – № 1. Т. 3.

24. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2003.

25. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

26. Митина Л. М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся // Вопросы психологии. 1991. – № 5. – С. 28–35.

27. Нарицын Н. Н. Доверительный разговор. Психология счастья. – М.: АСТ-пресс, 1998.

28. Павлов И. П. Мозг и психика. – М.: НПО «МОДЭК», 1996.

29. Пристли Р. Антарктическая одиссея. – Л., 1985.

30. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2004.

31 . Психическая депривация: Хрестоматия / Сост. Н. Н. Крыгина. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.

32. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. – М.: Класс, 2000.

33. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2001.

34. Развитие личности ребенка в условиях депривации. – М.: РИПКРО, 1994.

35. Сифр М. В безднах Земли. – М., 1982.

36. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. – № 5. – С. 41–52.

37. Спесивцева О. И. Отрицательные эмоции индивида как рефлексия относительной депривации // Вестник ЧелГу. Сер. 8. Экономика, Социология, Социальная работа. 2004. – № 1 (1). – С. 38–40.

38. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000.

39. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет: В 2 т. – Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1.

40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

41 . Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990.

42. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. – СПб., 2004.

43. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 2003.

44. Хоменко И. А. Предупреждение образовательной депривации в условиях полиэтнического состава учащихся // Материалы межрегиональной научно-практической конференции 2–3 ноября 2005 г. – СПб.: Союз, 2005. – С. 37–41.

45. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Прогресс-Универс, 1993.

46. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: МПСИ; Прогресс; Флинта, 2006.

48. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1999.

49. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

50. Farthing G. W. The psychology of consciousness. – Prentice Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, 1992.

Источник