Развитие личности ребенка в системе культуры

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для того, чтобы стать хорошими родителями, достаточно изучить специальную литературу и овладеть некоторыми методами воспитания.

Безусловно, знания психологии и педагогики нужны, но одной теоретической базы, к сожалению, недостаточно. Кто такие «хорошие» родители? Может быть те, которые ни секунды не сомневаются в собственной правоте и всегда знают, что можно и нельзя их ребенку, при этом они с абсолютной точностью могут предсказать не только поведение своего ребенка в разных ситуациях, но и его будущее? А может быть «хорошие» родители часто пребывают в тревожных сомнениях, теряются, если сталкиваются с переменами в поведении ребенка, не знают, следует его ли наказать, а после свершившегося наказания, в ту же минуту уверены, что поступили неправильно?

Все новое в поведении ребенка тревожит их, они думают, что теряют родительский авторитет, иногда сомневаются в любви собственных детей. Нередко подозревают своего ребенка в наличии вредных привычек, беспокоятся о его будущем, пытаются оградить от дурных примеров, отрицательного влияния «улицы», могут сомневаться в психическом здоровье ребенка. Но ни тех, ни других родителей нельзя причислить к категории «хороших». Уверенность, и, наоборот, лишняя тревожность не способствуют успешности родителей.

При оценивании любой деятельности следует отталкиваться от определенного идеала или нормы. В воспитательном деле, скорее всего, абсолютной нормы нет. Мы учимся в теории и на практике быть родителями, точно так же, как учимся быть супругами, как постигаем тайны мастерства и профессионализма в каждом деле. В труде родителей, как и в любом другом, вероятны и ошибки, и колебания, и неудачи, которые со временем сменяются победами. Семейное воспитание — это повседневная жизнь, и наше поведение и даже чувства к ребенку порой сложны, переменчивы и двойственны. К тому же все родители и дети не похожи друг на друга. Отношения с ребенком, как и с взрослым человеком, индивидуальны и неповторимы. Родители представляют собой начальную социальную среду для своего ребенка. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, главным образом определяется тем, что родительское внимание и забота жизненно необходимы для ребенка. А потребность в любви родителей — важнейшая нужда маленького человечка. Любовь ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы детской жизни любовь к родителям обеспечивает собственное существование и безопасность, то для взрослеющего человека родительская любовь все больше исполняет функции поддержания и безопасности психологического мироощущения.

Любовь родителей – это источник и гарантия человеческого благополучия, сохранения телесного и душевного здоровья. Поэтому главная задача родителей — создать у ребенка уверенность в том, что он любим. Ни при каких условиях ребенок не должен усомниться в родительской любви. Тем не менее, в нашей жизни многое зависит от обстоятельств. Иногда взрослые дети расстаются со своими родителями. Расстаются они в психологическом, моральном смысле, когда теряются эмоциональные связи между близкими людьми. Психологи утверждают, что за проблемой алкоголизма и наркомании среди подростков часто стоят не любящие родители. Основное требование к воспитанию в семье — это потребность в любви. Но тут важно понимать, что нужно не только любить ребенка и придерживаться этой любви в повседневных заботах о нём, в собственных усилиях по его воспитанию, надо, чтобы ребенок чувствовал эту любовь, несмотря на проблемы и конфликты в детско- родительских отношениях. У ребенка, который не сомневается в родительской любви, происходит правильное формирование психологического мира, только на базе любви можно развить нравственное поведение, потому что лишь любовь может научить любви.

Большинство родителей считают, что нельзя демонстрировать любовь к детям, считая что, ребенок, который хорошо знает о том, что его любят, вырастает избалованным и эгоистичным. Забудьте это утверждение! Все негативные личностные черты возникают при дефиците любви, когда возникает нехватка эмоций и ребенок лишен крепкого фундамента непременной привязанности родителей. Внушение ребенку чувств любви и заботы не зависит ни от времени, которое уделяют ему родители, ни от того аспекта, воспитывается ребенок в домашних условиях или с младшего возраста посещает детский сад. Не зависит это и от материальных условий семьи. Более того, не всегда заметная заботливость других родителей способствует достижению самой важной воспитательной цели.

Читайте также:  Центр развития ребенка доу 21

Устойчивая психологическая связь с ребенком — это универсальное воспитательное требование, которое в равной степени может рекомендоваться всем родителям. Глубокий контакт необходим в развитии каждого ребенка любого возраста. Собственно самоощущение контакта с собственными родителями дают ребенку возможность осознать любовь мамы и папы, их искреннюю заботу и привязанность. Для сохранения контакта с ребенком необходима искренняя заинтересованность во всем, что с ним происходит, неподдельное любопытство к его детским проблемам, стремление понимать, желание наблюдать за изменениями, которые возникают в душе и сознании маленького человека. Вполне нормально, что определенные формы и проявления детско-родительского контакта широко варьируются. Но нужно задуматься и над закономерностями эмоционально-психологического контакта между родителями и детьми в семье. Контакт не возникает сам собой, его нужно выстраивать даже с новорожденным. Когда речь заходит о взаимопонимании, психологическом контакте в детско-родительских отношениях, подразумевается некий диалог, прямое взаимодействие взрослого человека и ребенка.

Источник

юлия танич
Развитие культурной личности детей дошкольного возраста в деятельности

За последние десятилетия совершен большой скачок во всех сферах деятельности человека. Развились нанотехнологии, технические средства, большую роль в жизни людей играют информационные технологии.Современный ритм людей уже не возможен без таких информационных средств: мобильная связь, интернет, телевидение, что серьезно сократило межличностные отношения, вызывая дефицит общения, культурного развития. Вследствие чего уделяется более пристальное внимание к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, формированию и сохранению физически и психически здорового поколения. Так как, не возможно жить, трудиться удовлетворяя свои потребности не общаясь с людьми. Еще Л. С. Выгодский выдвинул положение, что развитие ребенка не возможно без общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями. Но для такого усвоения необходимо общение ребенка со взрослым, который уже в той или иной мере овладел этой культурой и способен передать ему накопленный опыт, научив его выработанным человечеством способам практической и умственной деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание, которые осуществляются в группах и коллективах. Потребность в общении с взрослыми и сверстниками определяет развитие личности ребенка, расширяется его кругозор, повышается самостоятельность. На ранних этапах становления личности ребенка ведущим средством общения является речь. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в ДОУ приобретал положительный опыт сотрудничества и взаимопонимания. На всем протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает отдельным формам поведения взрослого или сверстника, то в среднем сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольникастановиться разнообразнее: рисование, конструирование, игра, элементы учения и труда, в чем и проявляется активность ребенка.

Ролевая игра является так же ведущим видом деятельности дошкольника. В игре дети отражают различные стороны жизни, взаимоотношения взрослых, приобретают и закрепляют свои знания об окружающей действительности. В игре дети активны, творчески преобразуют то что было воспринято ранее, лучше управляют своим поведением, появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, возникают нормы нравственного поведения. Что позволяет ребенку лучше осознавать самого себя.

Еще одним важным аспектом в жизни для ребенка является труд. Он формирует нравственные качества, уважение к людям, чувство коллективизма. В этот период очень важно выработать положительное отношение к труду. Через интерес к труду развиваются произвольность, целенаправленность действий, формируются наблюдательность, любознательность, растут волевые усилия.

Всестороннее развитие личности ребенка в ДОУ обеспечивает воспитательно-образовательный процесс, в ходе которого происходит умственное, физическое, эстетическое и нравственное воспитание. При этом умственное воспитание ребенка это не только мыслительная деятельность, но и формирование определенных качеств личности. Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте закладывает фундамент представлений и понятий обеспечивая дальнейшее развитие ребенка. Поэтому упор на игровую и трудовую деятельность позволяет обеспечить оптимальное включение в учебную работу, вызывая положительный эмоциональный отклик на воспитательные воздействия и нормативные условия жизнедеятельности.

Читайте также:  Методика для развития ребенка в мой бэби

Таким образом, актуальность данной темы позволяет воспитателям и родителям использовать методики игр в обучении и воспитании детей, так как происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Постепенно формируя и общественно значимые мотивы, выражающиеся в желании сделать что-то для других.

Анкудинова Н. Е. Особенности осознания своих умений у детей 3-7 лет // Дисс…канд. наук. -М. 59.

Антонов Д. В. Формы нравственных переживаний // Вопросы психологии. -58.

Бодалев А. А. Личность и общение. -83.

Ветер Л. А. Восприятие и обучение. — М., 69.

Выгодский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. -М., 82-84.-Т. 4.

Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива. — Минск, 84.

Лисина М. И., Сильвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 83.

Источник

Стёпина Татьяна
Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры

Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности формируется в дошкольном детстве. От того, каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом жизненная судьба.

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Книжная культура — составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. Перед книгой на протяжении многих веков стоит огромная задача – воспитание человека. Через литературу мы приобщаем ребенка к ценностям, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.

Книга должна как можно раньше войти в жизнь ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка средствами книжной культуры — одно из средств реализации ФГОС ДО.

Художественная литература – это тот источник, который благотворно влияет на развитие эмоциональной и духовной сторон личности ребенка. В ней ярко представлена эмоциональная оценка действительности. В этом преимущество литературы как средства воспитания культуры поведения.

В современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают ее конкурентами. Но мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателей нашего дощкольного учреждения является приобщение дошкольников к истокам книжной культуры, которая позволяет формировать у дошкольников любовь к книге, развивать духовность, литературную речь, знакомить с авторами детской литературы и различными литературными жанрами.

Книга вводит ребёнка в мир радостей, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров, учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.

Чтобы привлечь к книге большее внимание детей, во всех возрастных группах оборудованы книжные уголки, где периодически проходят выставки различных видов книг (авторские, тематические, энциклопедии для детей). Педагоги выставляют портреты писателей, поэтов, с произведениями которых знакомят детей. Книги доступны детям, они могут взять в руки любую книгу и рассмотреть её. В старших группах есть «Мастерская по ремонту книг», где имеются материалы для ремонта, и дети могут самостоятельно подклеить страницы любимых книг.

В этом учебном году в ДОУ проходил конкурс «Книга своими руками», итогом которого стала выставка книжек – самоделок. В ней приняли активное участие как педагоги, так и родители. Дети также не остались в стороне, они были помощниками в этом творческом процессе.

При ознакомлении детей с процессом изготовления книги, они посмотрели познавательный ролик «Как делается бумага», читали произведение С. Я. Маршака «Как печатали вашу книгу». Для сравнения процесса изготовления книг раньше и теперь посмотрели познавательные мультфильмы «Как печатаются книги» и из серии «По секрету всему свету». Вместе с детьми мы создавали книги о жизни в группе, об увлечениях детей, об их любимых питомцах. Дети с таким восторгом рассказывали своим родителям, как они печатали книгу, какие выбирали иллюстрации. После этого занятия дети с родителями стали приносить в детский сад книжки – самоделки, такие разнообразные и интересные, из которых мы и организовали выставку книжек — самоделок. Родители отметили большой интерес детей к книге.

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 268

Для | умственного,|мыслит духовно-нравственного воспитания, эстетического|эстетического| развития детей, укрепления содружества детского сада и семьи мы начали изучать и использовать в практике работы педагогическое наследие|наследие| В. А Сухомлинского. Почему именно Сухомлинского? Мы считаем, что в наше непростое время воспитание нужно начинать с души. И щедрость сердца и душевная черствость одинаково берут свое начало из детства.

Гуманистические идеи В. Сухомлинского ориентируют всех, и педагогов, и родителей, в первую очередь, на воспитание в ребенке отзывчивости, добра, желания помочь другим. Это самые ценные характеристики человека. Но эти качества встречаются у детей все реже.

У детей переживания наполняют всю душу, безраздельно овладевают мыслями. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формирование эмоциональной культуры как предпосылки развития гуманных чувств — сочувствия, сострадания, отзывчивости.

В работе с детьми наши педагоги проводят этические беседы о доброте, дружбе, о вежливом, заботливом отношении друг к другу. Здесь как никогда актуальны рассказы В. А Сухомлинского «Земляника для Наталки», «Ландыши», «Мишкин велосипед», «Петух». Эти произведения воспитывают щедрость, умение поделиться, учат не бояться трудностей, быть смелыми, приходить на помощь слабым.

Разве оставят кого-нибудь равнодушным сказки «Доброе слово», «Стыдно перед соловейком», «Чего синичка плачет?», «Поломанная яблонька». Педагоги знакомят детей с этими произведениями во всех группах. Ведь в них великий гуманист призывает нас не только присмотреться к окружающей действительности, но и учит понимать взаимосвязи природы и человека, узнавать жизнь животных, растений, птиц, внимательно относиться к природе, помогают посмотреть на окружающий мир другими глазами.

Беседы с детьми строим так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состояниях, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Наши дети частые гости в библиотеке имени Гайдара, которая расположена недалеко от детского сада. Здесь для детей сотрудники проводят тематические встречи, литературные викторины «Узнай сказку», «В мире добрых сказок». Знакомят детей с технологией и историей создания книги. Дети могут здесь порисовать, полистать понравившиеся книги.

Знакомим детей с произведениями крымских авторов: Лидии Огурцовой, Виктора Добровольского, Юрия Полякова, Дарьи Субботиной. Книги этих авторов есть в дошкольном учреждении.

Педагоги проводят большую работу с родителями по приобщению детей к чтению книг.Это и родительские собрания на тему: «Чему учит сказка?», консультации, посещение детской библиотеки в рамках совместных мероприятий, изготовление буклетов, рекомендаций и памяток, проведение конкурсов чтецов.

Второго апреля отмечается Международный день детской книги. Каждый год воспитатели нашего детского сада оформляют родительские уголки по этой теме. В этом году во всех группах оформлены стенгазеты на тему: «Дружим с книгой всей семьей», «Неразлучные друзья -мама, папа, книга, я», «Все, что неизвестно, нам будет интересно». Оформлены выставки: «Книжки, сделанные в семейном кругу».

Использование художественной литературы,позволяет нам решить следующие задачи:

-дети знают, зачем нужны книги людям, где находится библиотека, как себя там вести, смысл слова «библиотекарь», «читатели» и т. п.

-могут на примерах литературных героев оценивать различные поведенческие ситуации «хорошо — плохо», «добро-зло» и т. п.

-научились бережно пользоваться книгами, овладели навыками ремонта книг, способами хранения и т. д.

-расширили свой словарный запас красивыми литературными выражениями, могут применять их в своей речи.

Ежедневное чтение с продолжением способствуют развитию познавательной активности ребенка, интереса к чтению, детям открывается мир словесного искусства, формируются интерес и любовь к книге, умение слушать ее и понимать, эмоционально откликаться на описываемые события, сопереживать героям.

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни,

надо ввести его в мир книг». Сухомлинский В. А.

Хотелось бы закончить своё выступление словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека».

Читайте детям книги и рассказывайте сказки!

Оцените материал:

Источник