Развитие личности ребенка в школе

Развитие личности ребенка в школе thumbnail

И. А. Муленкова,                                                                                                                            

  МБОУ «Излучинская ОСШ № 1»                                                                                  

   Всестороннее развитие личности ребенка в школе I ступени                                                Слайд 1

     Система работы учителя и нашей школы в целом, направлена на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка.     В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.  Дети  от  природы  любознательны  и   полны   желания   учиться и творить. Именно в  начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Раскрыть заложенные в ребенке индивидуальные способности можно применяя различные педагогические технологии  через участие в  различных конкурсах и олимпиадах. К любому конкурсу и олимпиаде надо готовиться: что-то искать, исследовать, перечитывать много литературы, репетировать, запоминать, придумывать самим.                                                                                          

     Любой конкурс, олимпиада – это всегда яркое, волнующее и запоминающее событие, хорошая возможность привлечь к себе внимание, показать себя, посмотреть с «кем плывешь в одной лодке». Участие ребенка в различных конкурсах становится «точкой роста», верой в свои способности и в свои силы.   Эту веру в себя, в свои возможности мы стараемся закладывать, поддерживать и развивать в ребенке с 1 класса.                                                                                                                        

       Все,  что  нужно  для  того,  чтобы  они  могли  проявить  свои  дарования, — это  умное  руководство  со  стороны  взрослых – учителей, родителей.                                                                                                         

     Какими правилами должен руководствоваться учитель?  

 1. Отказ от деления детей на «слабых» и «сильных» — просто все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других.                                                                                                                        2. Понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно – стыдно не пытаться думать.                                                                                                  3. Понимание того, что каждый ученик  имеет право на собственную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителей, а для того, чтобы занять в будущем свое достойное место в жизни общества.

      Есть четыре  компонента: учитель, ученик, родители и проблемы обучения и воспитания. Умный педагог делает ставку на сотрудничество: «Все вместе — учитель, ученик и его родители — разрешим имеющиеся проблемы, потому что мы заинтересованы в этом». Именно тогда возникает эмоционально положительный контакт, при котором с достаточной легкостью решаются все учебно-воспитательные проблемы.  

      Свои  интеллектуальные «продукты» ребята представляют на предметных неделях, интеллектуальных чтениях, конкурсах, различных олимпиадах.                                     Слайд 2    

     Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.

     Не всегда дети проявляют желание участвовать в конкурсах, олимпиадах. Иногда у ребят нет желания, у  родителей нет денег и   времени на подготовку.  Мы проводим огромную работу с родителями, с самими ребятами – уговариваем, разъясняем, как это важно для ребенка.  Мы  видим, как загораются глаза ребят, когда на торжественных линейках они получают  дипломы, призы, сертификаты. Как гордо поднимают голову, когда их фамилии красуются на школьном стенде побед и достижений. И все чаще слышим от них слова: «А можно попробовать?», «А я хочу участвовать!», категоричное «Я буду!». И тогда учителя  испытывают огромную радость, что все их усилия, их труд не прошли даром – победы   детей, пусть даже самые маленькие, это вера в себя, в свои силы, это первая высота, которая была взята ими.

      Хочется  немного рассказать об олимпиадах, в которых мы участвуем:                                                                                                  1. Всероссийская олимпиада «Русский медвежонок».                                                      Слайд 3-4    

Читайте также:  Диагностика развития ребенка 6 класса

    Увеличение количества участников олимпиады, участие многих школьников в олимпиаде в течение нескольких  лет, говорит о возросшем интересе учеников к данной форме интеллектуальных соревнований, о положительном отношении учеников, родителей, учителей-предметников к содержанию конкурсных заданий, организации и проведению олимпиады. По мнению школьников, принимавших участие в олимпиаде не один год, такая форма интегрированных заданий помогла им лучше понять свои пробелы по некоторым предметам и ликвидировать их в дальнейшем.

2. Международная олимпиада   «Кенгуру»                                                                          Слайд 5    

3.Международный дистанционный проект «Эрудит-марафон учащихся (ЭМУ) для учащихся первой ступени» учит ребят навыкам заполнения анкетных данных о себе. В игровой форме они отвечают на вопросы на компьютере, следят за временем. Формирует умение работать с информацией, развивает коммуникативные способности. Формирует исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.                        Слайд 6-7   

4. Всесоюзная олимпиада «Познание и творчество», проводимая Малой Академией наук «Интеллект будущего» поощряет подробное изложение своих рассуждений, в ней делаются ссылки на литературу и жизненный опыт. Работа оформляется на компьютере,  в ней используются картинки, таблицы, фото, работы – придуманные и  сделанные своими руками.                                                                                            

       Организаторы конкурса обращаются к участникам с такими словами:

«Не грустите, если результат оказался ниже ожидаемого. Те, кто участвует, знает: дорогу осилит идущий.

Победа – это победа над собой (если вы участвовали, то собственную лень вы уже победили),

Победа – это опыт (не получилось в этот раз, в следующий вы уже будете во всеоружии),

Победа – это знание (а знания,  умения и навыки приобрел каждый участник»                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                  Слайд 8-13    

 5. Научно-практическая коференция молодых исследователей «ХХI век в поисках соверщенства». В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.        

    Наши ученики принимали участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». Г.Москва, проводимый издательством «Первое сентября»                                                                                                                              

                                                                                                                                                                            Слайд 14-17    

6. Районный конкурс сочинений «Книга, которую не забуду» (на лучшего читателя военно-патриотической литературы); Районный творческий конкурс детских признаний

« Учитель, перед именем твоим…»; Районный конкурс на лучшего юного читателя «Читать — значит творить».                                                                                           Слайд 18-20

Эти конкурсы прививают интерес к чтению.  Ребята просят дать им  почитать книги  о которых пишут участники конкурса. Мы видим, как  на переменах им есть, что обсудить, о чем поспорить.  Можно повернуть время вспять! Книги передают неимоверный позитив и заряд настроения.    

В этом году появились новые конкурсы и олимпиады:

7. Центр Творческих Инициатив  «Снейл»II Всероссийская дистанционная олимпиада  «Snail» по биологии                                                                                                          Слайд 21      

8. Всероссийская интернет-викторина «Космоведы»                                              Слайд 22  

9.   Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа»                                                   Слайд 23  

10.  Подготовительный этап к VIII Олимпиаде по основам науки
ко II Олимпиаде по страноведеню «Go West»
(Автономная некоммерческая организация содействия развитию молодежи «ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ»  Екатеринбург)                                                                                                      Слайд 24  

Читайте также:  Цитаты о развитии и образовании ребенка

Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательных и творческих способностей,  оправдывает себя во всех отношениях:

  • он повышает качество знаний;                                                                        
  • продвигает ребенка в общем развитии;                                                                                             помогает преодолевать трудности;                                                                          
  • вносит радость в жизнь ребёнка;                                                                              
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;                              
  • создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.                                                                                                                        Слайд 25

  Участие в разного рода проектах, конкурсах и олимпиадах  ведет к повышению профессионального уровня педагога, помогает ему обновить или приобрести знания по поставленным проблемам.  

  Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в 1-4 классах должны остаться в памяти человека, как время приобщения  к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.                                                              

Каждый выбирает для себя

Конкурсы, проекты, фестивали,

Чтоб тренировали ум

и душу согревали.

Каждый выбирает для себя.

Источник

Развитие личности ребенка в школе

В школе проходит подавляющая часть повседневной жизни ребенка, и именно здесь он познает азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. Каково же влияние школы на формирование личности ребенка, и от чего подобное влияние зависит?

Положительное влияние школы на формирование личности ребенка

Влияние школы на социализацию личности оказывается огромное, но далеко не всегда негативное. Именно за счет постоянного существования в большом коллективе одноклассников, ребенок учится находить общий язык со всеми, он начинает понимать многообразие людских характеров и интересов. Психологи давно доказали, что дети, которые занимаются на даму или дистанционно, имеют огромные проблемы в плане социализации, с которыми детишки, посещающие школу, не сталкиваются.

Развитие личности ребенка в школе

Еще один важный положительный нюанс влияния школы на личность ребенка — это формирование у учащихся новых интересов. Современные учебные заведения могут похвастаться разнообразными секциями, театральными и спортивными кружками. Участвуя во всех школьных мероприятиях, ребенок развивается, находит что-то поистине интересное для себя. Иногда именно за счет грамотной работы педагогов-организаторов, ребенок определяется с желаемой профессией, которой хочет посвятить свою жизнь.

Влияет школа и на развитие волевых качеств у детей. Амбициозность, целеустремленность, активность — все эти положительные качества развиваются на фоне правильной деятельности педагогов. Стимулируя своих учеников к постоянному познанию, к получению все новой и новой информации, преподаватель может добиться того, что дети и по жизни продолжат проявлять амбициозность и целеустремленность.

Развитие личности ребенка в школе

Помимо знаний по предметам, в школе дети приобретают и определенные воззрения. Так, на внеклассных занятиях педагог может внушить своим подопечным мысль о негативности вредных привычек, о последствиях раннего секса, обо всех преимуществах здорового образа жизни. Все эти идеи, изложенные правильным образом, становятся частью мировоззрения подростка, напрямую влияя на его будущее.

Негативное влияние школы на личность ребенка

Рассказывая о влиянии современной школы на ребенка, не стоит забывать и про оборотную сторону этого процесса. Многие родители жалуются на то, что их ребенок изменяется до неузнаваемости, и все из-за школьного окружения. Если подросток попадет не в лучшую школьную компанию, то его взгляды на жизнь, которые так тщательно взращивали родители, могут сильно преобразиться. Детки из плохих компаний часто проявляют грубость, агрессивность и озлобленность. Вредные привычки также становятся их спутниками, и только совместная работа педагогов, а также родителей, поможет справиться с последствиями такого дурного влияния.

Развитие личности ребенка в школе

Если ребенок внезапно становится изгоем в классе, это обязательно негативно повлияет на его характер, личностные качества. Обычно такие малыши предпочитают замкнуться в себе, не общаться со сверстниками и родителями. На фоне всеобщей нелюбви могут развиться комплексы, депрессии и даже мысли о суициде. Здесь только помощь всегда любящих родителей поможет справиться с потоком навалившихся проблем.

Конфликты с учителями также могут негативно сказаться на самооценке и успеваемости ребенка. Испытывая ненависть к преподавателю, школьник может полностью потерять ученические амбиции, что немедленно скажется на его успеваемости.

Многие родители, начитавшись про негативное влияние школы на ребенка, отдают предпочтение дистанционной форме обучения. Однако, несмотря на возможные недостатки школьного воспитания, именно здесь, в рамках класса происходит важная социализация ребенка, которая в дальнейшем повлияет на его амбициозность и активность по жизни.

Источник

Развитие личности ребенка в школе

Во время учебы дети и подростки получают не только знания по тем или иным предметам, но и учатся взаимодействовать с коллективом, правильно себя вести в разных ситуациях, управлять своими эмоциями и чувствами. Влияние школы на развитие личности ребенка очень велико.

По мнению большинства психологов, особого внимания при оценке правильности формирования личности заслуживает влияние школы. Развитие ребенка происходит непрерывно. Период обучения захватывает такие моменты, как детство, подростковый возраст и взросление. В это время человек находится в обществе и, соответственно, получает новые навыки и знания. Именно со школой у многих ребят связаны яркие воспоминания о первой дружбе, любви, о взаимоотношениях с педагогами.

Читайте также:  Уровень психического развития ребенка развитость ребенка

Развитие личности ребенка в школе

От того, насколько теплой и дружественной является атмосфера в коллективе, будет зависеть, насколько ребенок будет доброжелательным. Коммуникативный опыт, полученный в школьные годы, нередко определяет степень доверия к окружающему миру.

Задача грамотного педагога — развить в учениках определенные качества их характера, направить на истинный путь, указать на ошибки. При этом очень важно не сломать личность в каждом из них. Все дети разные и требуют индивидуального подхода.

Развитие личности ребенка в школе

Некоторые черты характера нельзя оценить строго положительно или отрицательно. Если ученик не соответствует каким-то ожиданиям педагога, — это не повод переделывать подрастающую личность «под себя». Учитель ни в коем случае не должен унижать детей. Это просто недопустимо, так как оказывает негативное влияние на формирование характера. Иногда слишком агрессивный настрой педагога, открытое выражение антипатии вселяет в ученика чувство вины, прививает множество комплексов, но нередко это провоцирует ответную агрессию, и в тоже время укрепляет характер.

Чтобы воспитать школьников правильно, педагогам стоит уделять достаточное количество времени беседам с ними, совместному времяпровождению. Классный руководитель может взять на себя организацию походов в театр, в кино. Во время таких выездов школьники получают возможность узнать друг друга лучше, коллектив становится более сплоченным.

Развитие личности ребенка в школе

Воспитывать личность в человеке лучше совместными усилиями. В данном случае родители и педагоги преследуют одну и ту же цель и должны действовать сообща. Родительские собрания, беседы, психологические консультации помогают учителю больше узнать о семьях учеников. Полученная информация позволяет применить индивидуальный подход к воспитанию каждого школьника.

За период обучения у всех детей периодически возникают скрытые или открытые конфликты со сверстниками, учителями. Это совершенно нормально. Но очень важное значение имеет то, как каждый ученик научиться выходить из таких ситуаций. Умение погасить намечающуюся ссору, уладить противоречия — навыки, которые обязан привить в каждом учащемся школьный психолог. В детском и подростковом возрасте далеко не все ребята чувствуют себя уверенными. Еще одна задача педагогов — дать возможность ученикам почувствовать себя защищенными, указать на их положительные качества и рассказать о том, над чем нужно работать, как исправить собственные недостатки.

Насмешки, неконструктивная критика — все это недопустимо в общении со школьниками. Иногда даже единственный неприятный разговор способен надолго сохраниться в памяти ребенка и вызвать у него немало негативных эмоций.

В вопросе психологического становления человека нельзя недооценивать влияние школы. Формирование личности ребенка будет происходить максимально правильно, если классный руководитель и другие педагоги уделят достаточное количество времени внеклассной работе, общению с родителями и организации тренингов.

Источник

Для школьников начальных классов процесс обучения в школе является главной составляющей жизни, которая оказывает огромное влияние на развитие ребенка и формирование его личности.

Не сможем мы гордиться собой, людьми, нас окружающими, обществом, которое сами создаем, государством, к которому душой привязаны уже от рождения. Никогда не будем счастливыми оттого, что нет уверенности в будущем! Но выход есть! Только «стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Римский философ Сенека высказал следующую мысль: «Хочешь жить для себя – живи для других». Именно эти слова стали основой в моей работе с детьми.

Я считаю, что от учителя начальных классов во многом зависит то, насколько слаженный, дружный детский коллектив будет сформирован. К сожалению, мы иногда больше беспокоимся о результатах учебы, успеваемости школьника, и мало интересуемся тем, какие отношения у ребенка складываются с его одноклассниками. С первых дней обучения в школе я пытаюсь помочь ребенку адаптироваться в классе, найти свое место в детском коллективе. Я добиваюсь доброжелательной обстановки в классе, которая положительно влияет не только на успеваемость, но и на формирование характера и мировоззрения ребенка, основанного на уважении к другим людям, стремлении к компромиссам, взаимопомощи. Думаю, что если правильно организовать детский коллектив, у каждого ребенка входящего в него, повысится уровень самооценки, успеваемости, общественной активности. При возникновении затруднений в учебе ребенок без стеснения обратится за помощью к одноклассникам, не боясь быть осмеянным. Такой школьник будет стремиться к росту успеваемости в учебе, а сам учебный процесс будет доставлять ему радость. В своей работе я стараюсь быть внимательной, вовремя корректировать взаимоотношения между учениками: если я заметила, что к ребенку негативно относятся другие ученики, то стараюсь исправить ситуацию, чаще хвалю этого ребенка, обращаю внимание класса на его достижения. Чтобы формировать личность ученика недостаточно только учебного процесса. Иногда именно мы, учителя, открываем таланты ребенка, о которых даже и не подозревают родители.

Я стараюсь развивать замеченные таланты своих учеников, вовлекая их во все школьные мероприятия: это и школьная весна, подготовка театрализованных представлений, номеров для концертов, участие в интеллектуальных и творческих, гражданско-патриотических мероприятиях. Мы поем, сочиняем, инсценируем. Разве это не способствует развитию личности? А учитель? Какова его роль? Я думаю, что мы должны быть не только учителями, но и друзьями, помощниками детям. Поэтому во всех мероприятиях я участвую вместе с детьми, мне интересно все: и учебный материал объяснять, и рисовать, и сочинять. В своей практике использую индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся. Выбираю поручения и задания по силам, по способностям, по желанию, поддерживаю и развиваю талант каждого. Пытаюсь всегда встать на место ученика, понять сложность его положения, с позиции взрослого найти выход и подсказать, помочь, поддержать. Стараюсь, чтобы все школьные мероприятия были не для отдельных ребят, а для всего класса, в творческую работу стремлюсь вовлечь всех.

Будущее нашего государства, безусловно, во многом зависит от отношения молодого поколения к культурному наследию, от того, насколько крепкой является связь между поколениями. Поэтому мы не разрушаем границу между домом и классом. Родители всегда находятся рядом с детьми. Мы привыкли говорить, что всё идёт из семьи. Безусловно, основная роль в формировании личности остаётся за родителями, но и роль учителя является одной из ведущих (основных).

Какие же качества я прививаю детям? Самостоятельность, активность, коммуникабельность, нравственность, гуманизм… Это и есть, в моем понимании, современная Личность, способная создать светлое будущее России. Ясно, что счастье не в том, чтобы быстро решить собственные бытовые, материальные проблемы, а в том, чтобы, не забывая о себе, любить людей знакомых и незнакомых, видеть их беды и призывать окружащих делать добрые дела, вопреки всем трудностям. Быть открытыми миру и людям! Моя душа открыта детям, поэтому считаю себя не только педагогом, но другом и помощником моим ученикам.

Источник