Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет thumbnail

В самом начале дошкольного возраста
социальная ситуация совместной
деятельности ребенка со взрослым
распадается. Отделение от взрослого
создает новую социальную ситуа­цию,
в которой ребенок стремится к
самостоятельности. Тен­денция
естественна и понятна. Так как ребенок
уже открыл, что существуют взрослые,
то перед ним возникает сложный мир
взрослых людей. До этого времени ребенок
привык жить вместе с взрослыми. Эта
тенденция сохраняется, но должна быть
другая совместная жизнь – жизнь ребенка
в жизни взрослых. Но ребенок не
может еще принять участие в той жизни,
которую ведут взрослые, и тенденция
превращается видеальную форму
совместной с взрослыми жизни (27).
Та­ким образом, ребенок впервые
выходит за пределы своего семейного
мира и устанавливает отношения с миром
взрос­лых людей.

Идеальная форма – понятие возрастной
психологии, обозначающее инструментальный
смысл культурных образцов, эталонов,
идеалов, выработанных совокупным опытом
человечества и содержащих в готовом
виде формы мышления, деятельности,
общения

Идеальной формой, с ко­торой ребенок
начинает взаимодейс­твовать, становится
мир социальных отношений, существующих
в мире взрослых людей. Идеальная форма,
как считал Л.С.Выготский, это та часть
объективной действительности (более
высокая, чем уровень, на кото­ром
находится ребенок), с которой он вступает
в непосредственное взаимо­действие;
это та сфера, в которую ре­бенок
пытается войти. В дошкольном возрасте
этой идеальной формой ста­новится
мир взрослых людей. Мир взрослых людей,
мир их отношений так
интересует ребенка, что в своем изучении
этого мира не может ограничиться только
его созерцанием.

Дошкольное детство– большой
отрезок жизни ребенка. Условия жизни
в это время стремительно расширяются:
рамки семьи раздвигаются до пределов
улицы, города, стра­ны. Ребенок
открывает для себя мир человеческих
отноше­ний, разных видов деятельности
и общественных функций людей. Он
испытывает сильное желание включиться
в эту взрослую жизнь, активно в ней
участвовать, что, конеч­но, ему еще
недоступно. Кроме того, не менее сильно
он стремится и к самостоятельности. Из
этого противоречия рождается ролевая
игра – самостоятельная деятельность
детей, моделирующая жизнь взрослых.

§ 3.2. Развитие личности дошкольника

Этой проблемой занимались
многие выдающиеся детские психологи
– Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец,
П.Я.Гальперин, В.С.Мухина. А.Н.Леонтьев
отмечал, что важ­нейшим психологическим
новообразованием, возникающим к концу
возраста, является соподчинение мотивов.

Л.И.Божович, развивая мысль
А.Н.Леонтьева, подчер­кивала, что у
детей дошкольного возраста возникает
не про­сто соподчинение мотивов, а
относительно устойчивое вне­ситуативное
их соподчинение. Вместе с тем во главе
возник­шей иерархии становятся
специфически человеческие, т.е.
опосредствованные по своей структуре,
мотивы. У дошколь­ника они опосредствуются
прежде всего образцами поведе­ния и
деятельности взрослых, их взаимоотношениями,
соци­альными нормами, фиксированными
в соответствующих нравственных
инстанциях (2).

В силу большой аффективной притягательности
образцов и усвоенных с их помощью
социальных норм последние начи­нают
выступать в качестве сильных мотивов,
направляющих поведение и деятельность
ребенка. Поэтому дошкольники
в ряде случаев уже могут преодолевать
другие свои желания и действовать по
нравственному мотиву «надо». Но это
возмож­но не потому, что в этом возрасте
дети уже умеют сознательно управлять
своим поведением, а потому, что их
нравственные чувства обладают большей
побудительной силой, чем другие мотивы.
Это и позволяет им побеждать конкурирующие
с ни­ми мотивы в стихийной, не
управляемой самим ребенком схватке.
Иначе говоря, детей старшего дошкольного
возраста характеризует своеобразная
«непроизвольная произволь­ность»,
которая обеспечивает устойчивость их
поведения и со­здает единство их
личности.

Как подчеркивала Л.И.Божович, возникновение
у ребенка к концу дошкольного возраста
отно­сительно устойчивой иерархической
структуры мотивов пре­вращает его
из существа ситуативного, подчиняющегося
непосредственно воздействующим на
него раздражителям и сиюминутным
побуждением, в существо, обладающее
извест­ным внутренним единством и
организованностью, способное
руководствоваться устойчивыми желаниями
и стремлениями, связанными с усвоенными
им социальными нормами жизни (2).

В дошкольном возрасте в
личности ребенка получают раз­витие
активность и направленность (15).
Д.Б.Эльконин отме­чал, что соподчинение
мотивов есть выражение столкнове­ния
между тенденцией к непосредственному
действию и дей­ствием по образцу
(таким образцом выступает требование
взрослого). Произвольность поведения
есть также не что иное, как подчинение
своих поступков ориентирующему их
образцу. Возникновение первичных
этических инстанций и есть процесс
усвоения образцов поведения, связанных
с их оценкой со стороны взрослых.
Формирование произвольных действий и
поступков – процесс возникновения
нового типа поведения, который может
быть назван личностным, т.е. опосредствуемым
ориентировочными образцами, содержа­нием
которых являются отношения взрослых
к предметам и друг к другу.

С этой точки зрения дошкольный
возраст может быть по­нят как период
интенсивного усвоения примера взрослых
(норм и правил поведения, которые
выступают обобщением отношений людей)
и формирования механизмов личностного
поведения, т.е. механизмов подчинения
своего отношения к вещам и другим людям
идеально данным образцам, усвоен­ным
от взрослых (27).

Д.Б.Эльконин указывал, что
в дошкольном возрасте формируются
первичные этические инстанции и
моральные чувства. Формирование
этических оценок и представлений идет
по пути дифференцирования диффузного
отношения, в котором слиты воедино
непосредственное эмоциональное
от­ношение и моральная оценка.
Постепенно, в результате усвое­ния
содержания моральных оценок последние
все более отде­ляются от непосредственного
эмоционального
отношения и начинают
определять его. Моральная оценка
насыщается об­щественным содержанием,
включая в себя моральное содер­жание
поступков героев, их отношения к другим
людям (24).

Д.Б.Эльконин подчеркивал,
что управление своим поведе­нием
становится предметом сознания самих
детей, а это оз­начает новую ступень
развития сознания ребенка, ступень
формирования его самосознания, предмет
которого – место его самого в системе
отношений с другими людьми и собст­венные
возможности. Формирование личного
сознания не­разрывно связано со
становлением произвольного управле­ния
собственным поведением (27).

Важнейшим личностным
новообразовани­ем возраста Д.Б.Эльконин
считал формирование самосозна­ния,
которое у дошкольника наиболее ярко
проявляется в са­мооценке и осмыслении
своих переживаний.Следует
отметить, что самооценка формируется
к концу дошкольного возраста, и ее
содержани­ем является состояние
умений, связанных с выполнением
практической деятельности, и моральные
качества, выра­жающиеся в подчинении
или неподчинении правилам пове­дения,
выделенным в данном коллективе (24).

Процесс развития самосознания
у дошкольника подробно описан В.С.Мухиной,
которая считает, что правильная оценка
себя предваряется обретением умения
правильно оцени­вать других. Это в
начале возраста вызывает затруднения,
поскольку самостоятельная оценка
ребенком качеств и по­ступков других
людей зависит от его отношения к этим
лю­дям.Постепенно оценка поступков
и качеств людей отделяет­ся от общего
отношения к ним и начинает строиться
на по­нимании ситуации и того значения,
которое имеют эти по­ступки и качества
(18).

Отечественные психологи
усматривают в процессе детс­кой игры
формирование двух важнейших особенностей
мо­тивационной сферы ребенка.
Во-первых,
во время игры у ре­бенка формируется
соподчинение мотивов – подчинение
си­туативных мотивов более общим и
высоким, и, во-вторых,
происходит формирование самих мотивов
более высокого ти­па, связанных с
выполнением ребенком взятых на себя
обя­занностей (27).

По ходу игры у ребенка возникает
множество мимолетных Желаний, в основном
вызванных привлекательностью других
Предметов, не находящихся в распоряжении
ребенка, или ро­лей, которые выполняют
другие дети. Но ребенок вынужден
отказываться от этих случайных желаний
в пользу основного побудительного
мотива.

Некоторые исследователи склонны
считать, что игра вы­ступает не только
средством формирования каких-либо
мо­тивов у ребенка, но и представляет
собой мотив сам по себе, так как в силу
самой своей природы игра не направлена
на достижение какой-то объективной
цели. Так, А.Н.Леонтьев полагает, что
мотив игрового действия лежит не в
результате действия, а в самом процессе.
Например, у ребенка, играю­щего в
кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы
сделать по­стройку, а в том, чтобы
делать ее, т.е. в содержании самого
действия. Это, как считает автор,
справедливо не только для игры
дошкольника, но и для всякой настоящей
игры вообще. Не выиграть, а играть –
такова общая формула мотивации игры
(12).

Важнейшим фактором развития
мотивационной сферы личности, наряду
с формированием соподчинения мотивов,
является появление новых побуждений
поведения. На протя­жении всего
дошкольного детства поведение детей
побужда­ется мотивами, связанными с
интересом к миру взрослых людей, с их
стремлением действовать, как взрослые;
игровы­ми мотивами, мотивами
установления и сохранения положи­тельных
взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками, а также мотивами самолюбия
и самоутверждения (18). Однако, как
отмечают П.М.Якобсон и В.С.Мухина, к
концу дошколь­ного возраста в поведении
ребенка более значимую роль на­чинают
играть новые мотивы: познавательные
мотивы, со­ревновательные мотивы,
нравственные и особенно общест­венные
мотивы (18,28).

Важнейшую роль в развитии
личности дошкольника игра­ет
формирование эмоциональной сферы. Под
влиянием вос­питания чувства ребенка
приобретают большую глубину и
устойчивость, развивается «разумность»
чувств (ребенок на­чинает понимать
их смысл), развивается эмоциональный
контроль, адекватное эмоциональное
реагирование. Ребенок начинает понимать
«язык» чувств, уместно и адекватно
во­площать его. И, наконец, у ребенка
при правильном воспита­нии развиваются
начала высших чувств: социальных
(эмпатии, сочувствия, сопереживания),
нравственных и эстетиче­ских чувств
(чувство прекрасного, комического)
(18).

В.С.Мухина связывает
воз­никновение воли с:

1)развитием
целенаправленности действий (умением
удерживать цель в центре внимания);

  1. установлением отношения
    между целью действий и их мотивом;

  2. возрастанием регулирующей
    роли речи в выполнении действий (18).

На протяжении дошкольного
детства ребенок под влияни­ем
воспитателя постепенно овладевает
умением подчинять свои действия мотивам,
которые значительно удалены от цели
действий,
в частности
мотивам общественного характе­ра
(сделать подарок для мамы). Однако если
деятельность сравнительно сложна и
длительна, то дошкольники даже старшего
возраста помнят о цели и подчиняют ей
свои дейст­вия только в присутствии
взрослого, заинтересованного в том,
чтобы поддержать ребенка в его начинании.
Предостав­ленный самому себе, ребенок
скоро теряет мотив, забывает о цели.
Таким образом, подчинение действия
сравнительно от­даленным мотивам,
установление связи между этими моти­вами
и целью – непосредственным результатом
действия – хотя и возникает в дошкольном
возрасте, но формируется еще не полностью,
требует подкрепления внешними
обстоя­тельствами (18,25).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства — перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение — одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание — ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом, основными профессионально-значимыми качествами являются:

— педагогический такт,

— педагогический оптимизм,

— креативность,

— самореализация,

— педагогический долг и ответственность,

— эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями. Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник